Проблемы религиозности и веры в современном российском обществе. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Проблемы религиозности и веры в современном российском обществе.

2019-12-21 875
Проблемы религиозности и веры в современном российском обществе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Религиозность:

 (2) определенное состояние отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему, их приверженность к религии, принятие ее вероучений и предписаний (Ж. Т. Тощенко).

 

Методики измерения религиозности американских социологов Ч. Глока и Р. Старка. 5 основных измерений религиозности: 1.религиозный опыт. Мистические переживания, когда ощущаешь связь со священным. 2.религиозная вера. В какие религ догматы верит чел-к. 3.Культ. Поведение, участие в богослужениях, чтение Библии. 4.знание религии. Знание догматов. Однако можно знать их, но не верить. 5.влияние религиозных мотивов на поведение индивида. Проявляется во всех сфера чел жизни. Как действует в повседневной жизни, соблюдает предписания.

       Вера – убеждение в реальном существова­нии предметов религии или фанта­зии, в необходимости определенного хода событий, а также в истинности того, что не доказано с несомненнос­тью

       Вместе с государственной институционализацией власти социальные функции религии поднимаются на новый уровень.

Современное общество не нуждается в религии для легитимации власти. Хотя церкви сохраняют свою организационную и идеологическую самостоятельность, они утрачивают значение интегрирующей общество силы - результат образования национально-территориальных структур и правовых гарантий свободы совести, религиозного плюрализма. Развитие глобализационных процессов ведет к тому, что различные социальные, экономические, культурные, политические и иные отношения и связи приобретают всемирный характер, а государственные границы становятся все более прозрачными. Существенные черты глобализации религиозности: 1) формирование глобального «рынка» религий, действующего по принципу свободного предложения и свободного выбора; 2) религия все меньше привязана к опр территории, она функционирует поверх традиционных конфессиональных, политических, культурных и цивилизационных границ; 3) р. отрывается от исторических корней, становится все более транснациональной, трансэтнической; 4) усиление межконфессиональных и внутриконфессиональных противоречий, бурное проявление религиозно-политического экстремизма, переплетающегося с международным терроризмом.

Особенности:

1) Количество религиозных направлений, исторически укорененных в российском обществе, возросло по отношению к настоящему времени от примерно 25 до почти 70 (активный рост начался в 90х гг.). В Россию пришло множество новых религиозных течений. Однако традиционные для нашей страны религии сохраняют лидерство по числу последователей. Приверженцы неизвестных прежде в России религиозных течений (Новоапостольская церковь, мормоны, вера Бахаи и др.), а также религиозных новообразований (Церковь объединения Муна, АУМ Сенрике, Церковь Последнего завета, неоязычники и т.п.) при всей миссионерской активности их адептов составляют незначительное меньшинство.

2) Отмечается рост доли тех, чья религиозность "не вписывается" в рамки какого-либо определенного вероисповедания, носит достаточно аморфный характер; ее носителями преимущественно являются представители гуманитарной и технической интеллигенции, студенческой молодежи.

3) Исследования фиксируют повышенный уровень религиозности молодежи в возрасте до 20 лет, который превосходит уровень религиозности людей среднего возраста, приближаясь вплотную к старшей возрастной группе.

4) При высоких показателях уровней религиозности, фиксируемых исследователями на основе самооценки респондентов, выявляется их несоответствие характеристикам религиозного сознания и поведения.

Религиозность в России в конце XX - начале XXI в. характеризуется повышенным динамизмом, противоречивостью протекающих в ней процессов; тенденции ее дальнейшего развития труднопредсказуемы.

3) отделение церкви от системы политической власти; 

4) отказ церкви от государственных привилегий.

В современной общественной жизни и сознании россиян религия существует в нескольких аспектах, зачастую имеющих разнонаправленный характер. Во-первых, это личностный, персональный религиозный опыт, определяемый во многом структурой религиозного сознания. Во-вторых, религия выступает в качестве основания для культурно-цивилизационной идентификации в качестве культурной традиции, не совпадающей с набором догматических постулатов того ли иного религиозного течения.
И, наконец, это авторитет и легитимность религиозных организаций, государственно-церковные отношения, на специфику которых воздействуют и представления о религии в обществе. Итак, число россиян, называющих себя верующими, неуклонно растет с середины 1990-х гг.

Однако при определении степени религиозности россиян выяснилось, что российское общество скорее светское. По данным соцопроса Института социологии РАН, проведенного в 2009 г., около половины опрошенных (47%) в целом не религиозны, порядка пятой части респондентов колеблются при определении меры своей религиозности и лишь 3,3%, по собственным оценкам, глубоко религиозны. Абсолютное большинство назвавших себя верующими (не меньше 65%) считают себя православными.

При этом для большей части опрошенных православие – это не соблюдение религиозных обрядов и участие в церковной жизни, что предполагает воцерковленность, а только национальная традиция.

При рассмотрении структуры религиозности россиян бросается в глаза ее парадоксальность и противоречивость. С одной стороны, можно зафиксировать ее рост за последние 10 лет – 58% респондентов заявляют о своей вере в Бога. С другой стороны, принадлежность к определенной конфессии не влечет за собой для россиян в их повседневной жизни строгого следования постулатам и требованиям вероучения. Так, 20% православных верят в приметы, 11% - в некую сверхъестественную силу, 6% - в колдовство, магию, 2% - в переселение душ, треть православных верит в судьбу. Среди последователей ислама эти показатели еще выше.

Особенностью современной ситуации является феномен «веры без религии»: достаточно большая группа россиян (11%) заявляет о своей вере в некую высшую силу, но при этом они не являются сторонниками определенного течения. В данной группе наибольший процент молодежи, а также людей с высшим образованием. Вероятно, именно им наиболее свойственны как неудовлетворенность традиционными институционализированными конфессиями, так и нацеленность на духовный поиск. Этой группе респондентов также наиболее свойственны рациональные модели поведения.

Современное «религиозное возрождение» слишком поверхностно и «идеологично». Уже сейчас охватывает подавляющее большинство русских неопределенный тип мировоззрения, к которому мы можем причислить «неверующих», «колеблющихся» и «верующих» (если исключить из этой, основанной на самоидентификации, группы «традиционных» верующих).

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.