Социальное взаимодействие. Основные интерпретации и исследовательские подходы. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Социальное взаимодействие. Основные интерпретации и исследовательские подходы.

2019-12-21 380
Социальное взаимодействие. Основные интерпретации и исследовательские подходы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальное взаимодействие:

(1). Процесс, при к-ром индивиды и груп­пы в ходе коммуникации своим пове­дением влияют на других индивидов и другие группы, вызывая ответные ре­акции.

(2) Процесс взаимообусловленного влияния индивидов, групп, соц. систем, обществ друг на друга.

(2) система взаимообусловленных социальных действий, где действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов

Т.е. в основе социального взаимодействия лежит социальное действие.

       Социальное действие — поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время, ориентированное на другого человека.

Впервые понятие социального действия ввел Макс Вебер. Макс Вебер разработал первую классификацию типов социального действия, основанную на степени рациональности поведения индивидов: целерациональное, ценностнорациональное, традиционное и аффективное (чувственное).

Социальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий. В основе этого понятия лежит представление о том, что социальный деятель, индивид или общество всегда находятся в физическом или мысленном окружении других социальных деятелей - акторов (индивидуальных или групповых) и ведет себя сообразно этой социальной ситуации.

 

Концепция Автор Основная идея, характеризующая социальное взаимодействие как:
1. Социального обмена Дж. Хоманс, П.Блау Обмен материальными и нематериальными ценностями. В поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным выводам.  Любое взаимодействие есть обмен целенаправленного усилия-действия на стимулы. В качестве основных стимулов выступают соображения пользы, выгоды, награды.
2. Символический интеракционизм Дж. Мид, Г. Блумер Совокупность процессов взаимодействия порождает общество. Для того, чтобы понять социальную жизнь, надо понять смысл социальных взаимодействий в их символическом значении. Люди не реагируют на воздействия извне автоматически. Они разгадывают значение символов: жестов, поступков и т.д., прежде чем ответить на них. Взаимодействие между людьми возможно благодаря сходному пониманию символов. Разгадывать намерения других люди могут потому, что в детстве их учат придавать значение предметам, действиям, событиям, т.е. символам. Собственный прошлый опыт, знание жестов и способность поставить себя на место другого, принять роль другого помогают людям понять намерения других. Принятие роли другого», а в случае сложного взаимодействия «обобщенного другого» - основа взаимодействия. Наше отношение к людям определяется не тем, чем они являются на самом деле, а тем, чем они являются в нашем представлении о них.
3. Управление впечатлениями (социодраматический подход) Э.Гоффман Спектакль, где люди исполняют свои "партии", создают тот или иной образ. С т.з. Гоффмана человек предстает как художник, творец образов, его жизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичный пример - создание имиджа, реклама.
4. «этнометодология», Гарольд Гарфинкель попыталась выработать методы для выяснения того, какие правила используют люди при осмыслении поведения других людей и для того, чтобы сделать свое собственное поведение понятным другим Социальная структура воздействует на сознание индивида через "фоновые ожидания", под которыми имеются в виду социально одобряемые установки на те или иные действия, которые могут не осознаваться и не подвергаться рефлексии самими деятелями. (для русских девушек принято, что в ресторане платит мужчина). Гарфинкель провел ряд интересных экспериментов, нацеленных на сознательное разрушение нормального хода социальных взаимодействий. Среди социологов эти эксперименты получили название «гарфинкелинги».  

 

6.Понятие социального института. Типология и функции социальных институтов.

В европейские языки термин «институт» пришел из латинского institutum — установление, устройство. Со временем он приобрел два значения — узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное (совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования).

Социальный институт – исторически сложившиеся формы органи­зации и регулирования обществ, жиз­ни (напр., семья, религия, образова­ние и т. д.), обеспечивающие выпол­нение жизненно важных для общест­ва функций, включающие совокуп­ность норм, ролей, предписаний, об­разцов поведения, специальных уч­реждений, систему контроля.

Социальный институт представляет собой:

• ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

• совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

• формальную и неформальную организацию;

• совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

• обособленный комплекс социальных действий.

По мнению С.С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т.е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

1) установки и образцы поведения (например, привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);     

2) символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);

3) утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);

4) устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

5) идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии)

Институционализация — процесс, когда некая общественная потребность

начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов, С одной стороны, одна и та жебазовая потребность может порождать существование полдюжиныспециальных институтов, а с другой — каждый институциональныйкомплекс, например семья, реализует гамму базовыхпотребностей: и в коммуникации, и в производстве услуг, и враспределении благ, в индивидуальной и коллективной защите, вподдержании порядка и контроля.

Так, внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие, неосновные институты. Например, в системе п р а в о в ы х институтов выделяются такие неглавные составляющие, как институты судебной власти, судебной

экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.

Институциональный кризис — обратный процесс, характеризующий падение авторитета данного института, например семьи, снижение доверия к нему.

Типология институтов:

Формальные институты - Объём функций, средства и методы функционирования регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов. Государство, суд, армия, школа. Свои управленческие и контрольные функции они осуществляют на основе строго установленных формальных регламентов, негативных и позитивных санкций. Неформальные институты -Функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами. Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, То есть с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях.

1) главные (фундаментальные), 2) неглавные (частные).

Р. Миллс насчитывал в современном обществе 5 главных институтов:

1. экономический – организующий хоз деятельность

2. политический – институт власти

3. семейный – регулирующий половые отношения и рождение, социализацию

4. военный – законное наследие

5. религиозный – почитание богов.

По времени возникновения и продолжительности существования: 1) постоянно действующие, 2) кратковременные. По жесткости применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования и др.

Функцию социального института можно определить как ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Ее можно назвать универсальной. Список универсальных, т.е. присущих всем социальным институтам, функций можно продолжить, включив сюда функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции.

Наряду с универсальными, существуют и специфические функции, т.е. такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).

Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое, действие называют дисфункцией. К примеру, функция (задача) института образования — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превращается таким образом в дисфункцию.

Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

Функции и дисфункции бывают явными, т.е. официально заявленными, всеми осознаваемыми и очевидными для всех,и латентными, т.е. скрытыми, не заявленными. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их.

           


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.