II. По числу обсуждаемых тем: — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

II. По числу обсуждаемых тем:

2019-12-21 278
II. По числу обсуждаемых тем: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фокусированное (направленное) интервью – подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен (может быть формализованным и неформализованным). С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы текста оказались в центре внимания опрошенных, какие – на периферии, и что вовсе не осталось в памяти.

Нефокусированное (ненаправленное) интервью – интервью, при котором нет предметного единства, общей темы или исследовательского замысла. Здесь присутствует тематическая солянка, вопросы на самые разные темы перемежают друг друга, не образуя логической последовательности.

III. По числу опрашиваемых:

Индивидуальное или личное, интервью (беседа тет – а –тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке).

Групповое интервью (беседа одного интервьюера, который в этом случае называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет). Главные разновидности – фокус группа и мозговая атака (штурм).

 

32.Метод наблюдения и его разновидности.

Наблюдение – самостоятельный метод сбора материала, предполагающий прямую регистрацию событий наблюдателем, исходя из целей и задач исследования. Наблюдение понимается как долговременное рассмотрение объекта в естественных для него обстоятельствах.

Социологическое наблюдение – это всегда направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов, событий.

       Первичным полевым документом является дневник наблюдений, где детально регистрируются как обычные (повседневные), так и экстремальные ситуации в жизнедеятельности сообщества по временным единицам (часы, дни, недели). Исследователь использует все возможности, чтобы уловить общую атмосферу происходящего: внешний вид помещения, детали внешности людей, специфические детали коммуникации (жесты, выражение лиц, жаргон, построение фраз и интонации).

       Преимущества метода:

- позволяет оце­нивать реальное поведение, а не информацию о предполагаемом или предпочитаемом вариан­тах поведения.

- Некоторые виды информации (модели поведения, которые не осознаются или не могут быть описаны рес­пондентами) можно получить только с помощью наблюдения.

- Естественность и непосредственность.

Недостатки:

-Причины наблю­даемого поведения не поддаются определению, поскольку почти ничего не известно о его мотивах, убеждениях, отношениях и предпочтениях.

- избирательное восприятие (ошибка в восприятии предмета наблюдателем) может при­вести к ошибке в данных.

- наблюдение часто затрачивается достаточно много денег и времени, иногда трудно получить информацию об определенных типах поведения этим путем, например, о частной жизни.

       1. По форме организации выделяют: формализованное (структурированное, стандартизированное, контролируемое – есть программа, инструментарий), неформализованное (неконтролируемое, простое, бесструктурное – есть лишь общие принципы и общий план).

При структурированном наблюдении наблюдатель заранее детально определяет объект наблюдения и методы оценки результатов наблюдения. Это сокращает возможность искаже­ния результатов наблюдения и повышает надежность информации.

       При неструктурированном наблюдении наблюдатель регистри­рует все аспекты объекта, которые, с его точки зрения, могут относиться к предмету ис­следования. Этот ме­тод наблюдения уместен, когда проблема исследования только формулируется и необхо­дима определенная гибкость наблюдения для выяснения всех ключевых компонентов проблемы и разработки гипотезы. В неструктурированном наблюдении высока возмож­ность искажения результатов наблюдения.

2. По степени включенности: невключенное (простое) – когда исследователь пассивно фиксирует интересующие его данные о явлении, не вмешиваясь в ход его протекания, включенное (участвующее, соучаствующее) – социолог действует под вымышленным именем, скрывает истинную профессию и цели исследования.

3. По форме взаимоотношений ученого с испытуемым: скрытое, открытое.

При скрытом наблюдении респонденты не знают о том, что они стали объектом наблюде­ния. Скрытое наблюдение позволяет респондентам вести себя естественно; Скрытый характер наблюдения дос­тигается использованием затемненных стекол, скрытых камер или незаметных технических устройств.

При открытом наблюдении респонденты знают, что за ними ведется наблюдение

4. По месту проведения: полевое (в естественных условиях), лабораторное (искусственно созданные условиях).

5. По регулярности: систематические (по заранее разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени), несистематическое (проводятся без всякого заранее составленного плана в течении неопределенного времени).

6. По длительности, задачам и масштабу изучаемого явления: кратковременные (проводятся на первой стадии исследования для формулировки гипотез или контроля и пополнения данных, полученных другими методами), долговременные, длящиеся много месяцев и годы, призванные отследить протекание крупномасштабных либо сложно организованных социальных процессов).

 В некоторых ситуациях использование методов наблюдения оказывается неэтичным, например, когда люди не знают о наблюде­нии, или не согласны на это.

 

33.Экспертный опрос: методология, виды и области применения.

Экспертный опросразновидность социологического опроса, в ходе которого респондентами выступают компетентные лица, имеющие глубокие знания о предмете или объекте исследования, т.е. эксперты. Основное назначение экспертного опроса состоит в выявлении наиболее существенных, важных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, достоверности, обоснованности информации, выводов и практических рекомендаций благодаря использованию знаний и опыта экспертов.

       Основные этапы и процедуры экспертного опроса:

1) Подготовительный этап. Разрабатывается программа экспертного опроса, где определяются цели, задачи, гипотезы. Разработка методики проведения опроса, выбор и обоснование метода обработки данных, разработка сценария экспертизы, построение критериев подбора, правил организации участия экспертов и критериев оценки полученной от них информации; инструментария, составляется план работы подготовка анкетёров и организаторов.

Основной инструментарий – анкета или бланк интервью, разработанные по специально программе.

2)Этап подбора экспертов. Центральный критерий отбора экспертов – их компетентность.

· поиск потенциальных экспертов

·  Оценка компетентности

· Определение оптимальной численности (10 -12 человек, как правило)

3) Организация и непосредственное проведение опроса; Регистрация данных полученных от экспертов

4 ) Результирующий этап. Сбор учетных документов, их проверка и обработка, статистический анализ, обобщение результатов экспертизы, построение выводов и рекомендаций, обработка и оформление результатов опроса.

Методы отбора экспертов сводятся к двум основным подходам: объективному и субъективному. Первый предполагает использование организаторами исследования специальных методик отбора, второй — привлечение к процедуре отбора самих потенциальных экспертов либо научной общественности, из среды которой они отбираются.

Объективный подход:.

ü документальный предусматривает подбор экспертов на основе социально-демографических данных (ученая степень, звание, должность, стаж работы по специальности и в области, связанной с предметом исследования, число опубликованных работ и число ссылок на них в научной литературе, участие в специализированных советах, комиссиях, симпозиумах).

ü Экспериментальный метод проводится на основе испытания, тестирования кандидата в эксперты либо по результатам эффективности его прежней экспертной деятельности.

Субъективный подход

ü аттестация, когда подбор экспертов осуществляется с помощью открытого или тайного голосования потенциальных членов будущей экспертной группы, с отводом тех из них, кто не набрал определенного минимума голосов.

ü метод взаимной оценки будущих экспертов (в баллах или ранжированием)

ü метод самооценки степени компетентности и объективности. Отвечая на вопросы, кандидаты оценивают свою осведомленность, эрудицию в области предмета исследования, критичность своих оценок по определенной шкале.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.