В научном мире путают прикладные/эмпирические/фундаментальные исследования. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

В научном мире путают прикладные/эмпирические/фундаментальные исследования.

2019-12-21 255
В научном мире путают прикладные/эмпирические/фундаментальные исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Противопоставляются фундаментальные и прикладные исследования:

· К фундаментальным исследованиям относятся экспериментальные и теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих зна­ний. Их результат — гипотезы, теории, методы и т.п.

Национальным научным фондом США: Фундам. исследования — это часть научно-исследова­тельской деятельности, направленная на пополнение общего объема тео­ретических знаний. Они не имеют заранее определенных коммерческих целей, хотя и могут осуществляться в областях, интересующих или спо­собных заинтересовать в будущем бизнесменов-практиков.

 

20.Панельное и лонгитюдное социологические исследования. Особенности и способы их проведения.

В зависимости от того, изучается ли статика или динамика явления, выделяют следующие виды эмпирического социологического исследования:

1) Точечное (разовое), которое дает возможность получить знание по проблеме на данный текущий момент;

2) Повторное – вид исследования, которое предполагает изучение одного и того же социального объекта, с определенным временным интервалом по одной и той же программе и методике.

Панельное и лонгитюдное исследования являются разновидностями повторного социологического исследования.

- Панельные исследования – исследование, проводящееся по единой программе, на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени. Цель — анализ ди­намики событий. Люди могут меняться, но объекты исследования (цех, предприятие) сохраняются. Частота повторяемости и общая продолжительность исследования могут быть различными, временные интервалы между исследованиями являются произвольными.

Цель – анализ динамики событий.

Панель – это совокупность одних и тех же респондентов, опрошенная в базовом и повторном исследовании. Например, одни и те же рабочие, опрошенные через 15 лет.

Главная задача - определить, как меняется социальный объект во времени под воздействием внешних факторов. Сохраняется тождественность не конкретных лиц, представляющих объект исследования, а необходимых параметров представителей этого объекта. При этом конкретные лица могут меняться, но должны сохраняться их параметры.

Панельные исследования применяются для изучения причинных связей и утвердилось в практике исследования общественного мнения.

Пример - исследование выпускников средних школ разных лет выпуска. Конкретные школьники менялись, но оставались неизменными следующие параметры: это выпускники средних школ одного и того же района.

Лонгитюдноеисследование (от англ. longitude – долгота) - длительное изучение одной со­вокупности лиц; разновидность повторного исследования, предполагающее последовательную многократную регистрацию определенных показателей через строго установленные промежутки времени с целью определить динамику их измерения и взаимовлияния.

Данное исследование сформировалось в детской и возрастной психологии,

Обязательным условием является сохранение на протяжении всего цикла исследования одних и тех же конкретных представителей изучаемого явления.

Фиксируется динамика и взаимообусловленность внутренних факторов во времени. Изучается динамика социальных объектов в историческом разрезе. Прослеживают процесс становления, развития и преобразования социального явления, общности.

 

В лонгитюдном исследовании могут применяться структурированная анкета, формализованное и неформализованное интервью. Пример - исследование социально-возрастной группы, родившейся в определенный период (средний возраст вступления в брак, время начала трудовой жизни, особенности семейной структуры, общность взглядов, ценностей, поведения). Лонгитюдное исследование как разновидность повторного ис­следования иначе называется мониторингом.

Самым крупным мероприятием такого рода в нашей стране считается исследование семейных бюджетов, проводившееся еще в советские времена Госкомстатом. Это панельное исследование ежемесячных доходов и расходов с выборочной совокупностью в 48 600 домохозяйств, являлось основой для всех государственных статистических отчетов. Его историческим преемником стало Рос­сийское лонгитюдное мониторинговое исследование (RLMS), которое осуществляется с 1992 г. при финансовой поддержке Мирового банка.

 

21.Сравнительное и трендовое социологические исследования.Особенности и способы их проведения.

Сравнительное исследование - вид социологического исследования, в котором на основании сравнительного профильного и межвременного сравнительного анализа выявляются сходства или различия количественных и качественных характеристик социальных явлений и процессов.

 

Социологическое исследование по самой своей природе является сравнительным, и выражение сущности изучаемых явлений и процессов происходит в понятиях, содержащих сравнительный смысл. Когда социологи выбирают для изучения лишь какой-то вполне определенный объект из окружающих социальных реальностей, их выбор всегда представляет собой сравнение выделяемого объекта с другими социальными объектами, рассмотрение их во взаимосвязи друг с другом. Например, девиантное поведение (поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм) не может быть изучено, если не сравнивать его с существующими нормами и нормальным поведением.

В сравнительных социологических исследованиях органично соединяются и взаимно дополняют друг друга сравнительный профильный анализ (например, так называемые кросскультурные исследования, ориентированные на сравнительное изучение различных типов и форм выражения культуры в пределах одного временного ряда, общего для выделенных в качестве объекта различных стран и наций) и межвременной сравнительный анализ (когда изменения в содержании, типах и формах культуры прослеживаются в различных временных интервалах). Перекрестное взаимодействие этих измерений дает исследователям возможность улавливать не только статику, но и динамику изучаемых явлений и процессов и воплощать полученные результаты в виде четко структурированных таблиц важнейших показателей, дающих количественные и качественные характеристики изучаемых социальных объектов.

По своему содержанию, характеру и направленности сравнительные социологические исследования многообразны. Среди них выделяются в качестве основных следующие типы: 1) межстрановые; 2) межгосударственные; 3) межсоциетальные; 4) межкультурные; 5) сравнения, осуществляемые на макро- и на микроуровнях социальных систем.

Сравнительные социологические исследования имеют большое значение для выявления длительных тенденций социальных объектов и систем, основной траектории их восходящего или нисходящего эволюционирования.

Пример: ощущение социально-экономического кризиса на Украине и в России. Методы проведения: качественными и количественными методами - опрос, фокус-группа, метод наблюдения.

Трендовое социологическое исследование - разновидность повторного социологического исследования, осуществляемого в рамках единой генеральной совокупности (т.е. всего множества изучаемых социальных объектов в пределах, очерченных программой социологического изучения) или на аналогичных выборках с определенным интервалом во времени и имеют своей целью анализ изменений, происходящих в изучаемой социальной группе, совокупности.

В свою очередь такие исследования подразделяются на когортные и исторические тренды. Объектом когортных трендовых исследований является определенная возрастная группа (когорта), которая остается постоянной во время исследований. На различных этапах исследования выборка не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, главное, чтобы респонденты были представителями изучаемой когорты. Объектом исторических трендовых исследований является определенная возрастная группа, которая обследуется через определенные промежутки времени. Постоянной остается возрастная группа, а когорта и время обследования изменяются. Информацию получают при обследовании совокупностей, находящихся в одинаковых социальных условиях.

Методы: количественные (опрос, мониторинг). Выборка: квотная, гнездовая.

Повторные трендовые исследования наиболее близки к регулярным, «срезовым» опросам. «В трендовом опросе одна и та же генеральная совокупность изучается в разные моменты времени, причем каждый раз выборка строится заново. Иными словами, анализируются последовательные выборки из одной и той же совокупности. Например, опрос Института Гэллапа, проводимый ежемесячно в ходе избирательной кампании, является трендовым обследованием, показывающим динамику установок населения по отношению к кандидатам и партиям».

22.Метод опроса в социологическом исследовании.

Социологический опрос - метод сбора информации с помощью устного или письменного обращения исследователя к определенной выборочной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых отражает исследуемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующую регистрацию, статистическую обработку и их анализ. Это наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый используемый метод сбора первичной информации.

           

Интервью - способ опроса, при котором опросник (бланк интервью) заполняется со слов респондента, т. е. использующий в качестве источника информации вербальное взаимодействие (путем беседы) исследователя (интервьюера) с респондентом.

В зависимости от способа контакта с респондентом, всю совокупность опросов можно разбить на следующие основные группы:

1. Личные опросы:

· квартирный опрос

· уличный опрос

· производственный опрос – место работы

· групповой опрос

· массовый опрос

2. Дистанционные опросы:

· телефонный опрос,

· интернет-опрос,

· почтовый опрос.

· прессовый опрос.

Квартирный опрос

Методика проведения

Территория населенного пункта, в котором проводится опрос, разбивается на участки примерно одинаковой площади. На каждом из участков выбирается стартовая точка. Интервьюер движется по маршруту согласно набору заранее установленных правил движения.

Уличный опрос

Методика проведения

Опросы проводятся на улице, или на выходе из торговых точек/ в торговых точках, или в местах скопления потребителей.

Групповой опрос

Под групповым опросом понимается разновидность письменного анкетного опроса, отличающегося единовременным, но индивидуальным заполнением опросных листов труппой лиц, находящихся в определенное время в определенном месте.

Применение

Ею может быть любой производственный/учебный коллектив (бригада; коллектив работников фирмы; класс; студенческая учебная группа) или группа людей, временно объединенных обстоятельствами жизни (публика спектакля, слушатели лекции, пациенты больницы и т.п.).

Массовый опрос — метод социологического исследования, целью которого является выяснить отношение всего социума либо какой-то социальной группы к тому или иному предмету, инструментом сбора данных – анкета, заполняемая респондентом или интервьюером. Характерной особенностью массового опроса является достаточно большая выборка, которая накладывает определенный отпечаток на собираемую информацию: исследователя интересуют в первую очередь количественные данные.

Применение

Массовый опрос – самый дорогостоящий метод исследования общественного мнения и общества, но данный метод позволяет получить очень обширную информацию об общественном мнении, стратификации общества, взаимодействии различных факторов и т. д.

Телефонный опрос

Применение

Данный способ проведения опроса незаменим в случае проведения установочных исследований. Кроме того, часто применяется в случае сильной географической разрозненности объектов исследования (например, на В2В-рынках)

Методика проведения

На первом этапе формируется максимально полная база данных телефонных номеров потенциальных респондентов. На втором этапе, из сформированной базы данных, случайным образом выбираются номера для проведения опроса.

Интернет-опросы

Применение

При существующем количестве пользователей Интернета – может применяться либо для изучения интернет-аудитории, либо для изучения аудитории состав которой можно контролировать (например, опрос сотрудников предприятия, опрос с предварительным оффлайн-рекрутингом и т.д.)

Почтовый опрос

Этот метод маркетинговых исследований предполагает рассылку анкет респондентам и получение ответов при помощи почты. Проведение почтового опроса требует тщательно составленной выборки, а также баз рассылки анкет и прочих материалов.

Прессовый опрос

В прессовом опросе анкета публикуется в журнале либо газете. К ней обязательно прилагается вступительное слово от организации, проводящей исследование, в котором говорится о цели исследования, прилагается подробная инструкция по ее заполнению, указывается обратный адрес для отправки заполненной анкеты.

Предполагается, что заполненную анкету респондент вырезает из газеты или журнала, кладет в конверт и отправляет по указанному адресу. Поэтому, с обратной стороны анкеты не должно быть напечатано никакой полезной информации, которую респондент захотел бы себе оставить, например, ТВ-программы, рецепта пирога и т.д.

           

Преимущества опросных методов:

1. Организационные преимущества (всегда легче организовать опрос, чем осуществлять любой другой метод социологического исследования);

2. Относительная дешевизна;

3. Оперативность получения информации;

4. Содержательность, универсальность информации, полученной опросным методом (при помощи опросного метода можно получить любую информацию по самым разным проблемам, которая не всегда может быть отражена документально или фиксироваться с помощью наблюдения);

5. Возможность максимального использования технических средств для обработки полученных в результате опроса данных;

6. Большое количество людей можно опросить;

 8.Для опроса нет «закрытых» сфер.

Недостатки опросных методов:

1. На качество полученной этими методами инф-ии влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы психики, отношение к исследуемой проблеме и к организации или человеку, проводящему опрос), с другой – факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма в составлении опросного листа и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера с респондентом по получению искомой информации).

2. На результаты опроса негативно влияет присутствие при опросе посторонних лиц, неудачно выбранное время и место опроса, несоблюдение принципов анонимности, плохая организация самой процедуры опроса.

 

23.Анкетный опрос как метод сбора социологической информации. Приемы, этапы и процедуры, методика и техника проведения опроса.

 

Анкетный опрос (анкетирование)метод опроса, при котором респондент самостоятельно заполняет опросник (анкету), т. е. общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации опосредуется анкетой.

Метод анкетного опроса является наиболее важным методом сбора первичной информации в соц-ом исследовании.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.