Социальное развитие у Дюркгейма — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Социальное развитие у Дюркгейма

2019-12-21 258
Социальное развитие у Дюркгейма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основной принцип, на котором строится социология Дюркгейма, заключается в рассмотрении общества как верховной самодостаточной реальности, конституируемой общепринятыми верованиями, нормами и ценностями, т.е. тем, что в современной терминологии можно назвать культурной суперструктурой. В этом контексте подлинной проблемой является то, как общество, первоначально построенное на «сходстве сознаний», «механической солидарности» и не знающее разделения общественного труда, начинает дифференцироваться.

По Дюркгейму, стимулом дифференциации является борьба за существование. Рост численности того или иного общества, особенно на ограниченном пространстве, приводит к борьбе за ресурсы, которая, будучи ничем не ограниченной, может разрушить систему. Поэтому объединения дифференцируют свою деятельность таким образом, чтобы ослабить соревновательность и усилить кооперацию в защите, производстве и распределении ресурсов. Если произошла дифференциация, если достигнута интеграция разнообразия в данной системе, то она растет и дифференцируется дальше.

Основные условия социальной солидарности выражены в моральных правилах: «Право и нравственность — это совокупность уз, привязывающих нас друг к другу и к обществу, создающих из массы индивидов единый связный агрегат». Если на первых порах (механическая солидарность) элементарные формы религии сопутствовали и обеспечивали солидарность, при которой «быть частью целого» означало для индивида «не быть индивидуальностью», быть, «как все», то солидарность более высокого типа (органическая солидарность) обеспечивает мораль, которая требует уважать человеческую личность повсюду, где она встречается, т.е. «как у себя, так и у себе подобных». Мораль призвана соединить принцип свободы и достоинства личности с представлением о ее долге по отношению к другим индивидам, с которыми она связана узами взаимозависимости.

 

7.Формальная социология Г.Зиммеля

Георг Зиммель (1858 — 1918)немецкий философ и социолог. Закончил философский факультет Берлинского университета.

Основные работы: «Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования» (1890); «Социология. Исследование форм обобществления» (1908); «Основные вопросы социологии (индивид и общество)» (1917), а также работа «Философия денег» (1900).

           

       Метод социологии

В рамках общества мы встречаемся не со структурами, не с коллективными образованиями, а с индивид. взаимодействиями людей. Общество состоит из индивидов. Поэтому оно включает всю полноту культур и исторической жизни людей. Всю полноту из эмоций и социальных чувств. Существует два подхода к обществу:

Основной акцент социоло­гия должна делать на изучении индивидов, их взаимодействий, которые и позволят представить в своей совокупности общество. Основной принцип, посредством которого мы должны выстраивать социологию – это принцип методологического индивидуализма. Социолог должен опираться при изучении общества на индивида и производимое им действие или систему взаимодействий. Поэтому методом может быть только метод понимания или интерпретации, в силу того, что в обществе существует множество людей и индивидов, взаимодействие между которыми происходит в силу ценностных ориентаций и т.д. Зиммель указывает на второе определение общества как некую совокупность социальных норм, существующую независимо от нас. Тут оно проявляет новую методологию социального познания – типологизация. Вычленение типа выводит на вычленение соответствующих социальных форм.

Социологию Г. Зиммеля принято называть формальной. Форма выступала у Зиммеля как универсальный способ воплощения и реализации содержания, которое являло собой историчес­ки обусловленные мотивы, цели, побуждения человеческих взаимодейст­вий.

Общество непрерывно порождается взаимодействием. Индивиды соединяются в общество, т.е. «обобществляются». Задача социологии как науки и состоит, по Зиммелю, в том, чтобы изу­чать различные формы обобществления, классифицировать и анализиро­вать формы социальной жизни. Единственной целью социологии может быть толь­ко исследование взаимодействий, видов и форм обобществления.

Предмет социологии также трактуется Зиммелем как социальные отношения в их динамической и противоречи­вой природе, причем характеризуются не общество как система, не его структуры и институты, а процессы их становления и воспроизводства. Та­кой метод, подход к их изучению, связанный с выявлением форм этих про­цессов, Зиммель также обозначил термином «обобществление».ьОбобществление как процесс характеризуется рядом признаков. Один из них — количество участвующих. Обобществление возможно, если во взаимодействии участвуют два или более индивидов, если они соответст­вующим образом относятся друг к другу.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.