Социологическая типология религиозных организаций. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Социологическая типология религиозных организаций.

2019-12-21 338
Социологическая типология религиозных организаций. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Первой специфической религиозной формой организации ("религиозным сообществом") была община, в которую входили учитель и его ученики. Здесь впервые выражена идея, - а на ней строится организация, - идея "союза", который может осуще-ствляться в разных формах (в таких социологических образованиях, как община, орден, секта, церковь). Главное отличие нового типа религиозных сообществ, ранней общины исторических религий в том, что принадлежность к ним не предопределена судьбой, фактом рождения, а является делом выбора индивида, хотя бы в принципе, "по идее". В последующем восстанавливается принцип включения в общину по рождению.

       Понятия церковь и секта – это идеальные типы разных моделей религиозной организации.

М.Вебер. «Хозяйство и общество». Социологическое понимание церкви и секты. По мере рутинизации харизмы любая религиозная организация через секту превращается в церковь.

I. Вебер разделял этот подход. В работе "Хозяйство и общество" он разработал социологическое понимание церкви и секты, сопоставляя их по трем группам признаков: 1) отношение к "миру", 2) критерий членства и 3) организационная структура.

Критерии Церковь Секта
Отношение к миру Открытость, не противостоит миру, приемлет культуру, сглаживает расхождения Неприятие, противопоставление, осуждение мира.
Членство Широкое, принимаются все члены общества, умеренные требования Узкое, избранность, жесткая дисциплина, аскетизм, абсолютная убеждённость, все догмы.
Организационная структура Бюрократическая (организация), спец подготовленное профессиональное духовенство, иерархия. Харизматическая (личность), высокие требования к религиозности и моральным качествам.

II.Немецкий социолог и историк Э. Трёльч в работе "Социальные учения христианских церквей и групп" (1912)

Церковь Секта
Человек принадлежит к ней от рождения, поэтому организация универсальная, т.е. стремящаяся охватить всю человеческую жизнь Добровольная организация, относительно небольшие группы которые стремятся к внутреннему совершенству личности и непосредственно – личной связи между своими членами.  
развившиеся церкви использовали государство и господствующие слои секты наоборот были связаны с низшими слоями общества
Церковь рассматривает весь мирской порядок как средство и подступ к сверхмирской цели Секты ориентируют своих членов непосредственно на сверхмирскую цель жизни, дистанцирование от мира, единение в любви
Божественность церкви сохранялась в ее объективных основаниях (объективное учреждение, традиции, духовенство и таинства). Личная этико-религиозная ответственность
, развитие и компромисс Придерживание традиции и радикализм
Церковь подчеркивает и объективирует идею благодати секта выделяет и реализует идею субъективной святости.
Мир включается в управление церковью Независимое от мира, склонное к аскезе и мистике.

 

Изучая религиозные организации в США, Р. Нибур обратил внимание на то, что секты со временем утрачивают типические для них черты. Замкнутый характер и элитарность уступают место готовности принять в свои ряды любого, принимающего вероучение; такой признак как "сознательное вступление" утрачивает прежнее значение, поскольку большинство членов общин вербуются из семей единоверцев и получают соответствующее воспитание с детства. Отрицание или безразличие к "миру" уступает место "принятию" или активной поддержке существующих социальных порядков. Но претерпевшие такие изменения общины баптистов, методистов и других религиозных объединений не могут считаться в полном смысле церковью, поскольку не могут претендовать на универсализм, т.е. на массовое распространение среди разных социальных слоев. Дело не только в численности. Эти объединения не могут служить символом национальной идентичности или преданности государству.

Этот тип религиозной организации Р. Нибур назвал " деноминацией " -промежуточной формой между церковью и сектой. Нибур считал деноминационализм типично американским явлением, связанным с установившимся в американском обществе религиозным плюрализмом, отсутствием такой организации, которая могла бы претендовать на статус государственной церкви. Существуя во многих европейских странах в качестве церкви, лютеранство, например, является одной из крупных деноминации в Америке (всего их насчитывается свыше 200 в стране). Нибур пришел к выводу, что секта существует не дольше жизни первого поколения; во втором поколении она становится уже чем-то другим, а именно - деноминацией.

Всем этим трем типам свойственно, что в их рамках относительно прочно определены место и роль каждого их члена. В отличии от них «КУЛЬТ» (ввел Г. Беккер)- аморфная религиозная группа, которая выживает благодаря харизматическому лидеру; она держится исключительно на энтузиазме ее приверженцев, не опираясь на организацию. КУЛЬТ: О тсутствие структуры и связи между верованиями и другими областями жизни. Культ (также) – начальная фаза новой религии. Требование полного разрыва с существующими религиозными традициями. Примеры: спиритуализм, увлечение НЛО, астрология.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.