Теория морально – правовой регуляции и культурных систем. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Теория морально – правовой регуляции и культурных систем.

2019-12-21 266
Теория морально – правовой регуляции и культурных систем. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В работе "Введение в философию права. Кризис современного правосознания" ученый глубоко исследует новое содержание требований свободы и равенства, считая, что государство должно взять на себя заботу об экономически слабых лицах, которые в силу различных причин неспособны к существованию за счет собственных материальных средств.Новгородцев писал, что цель права – охрана свободы, однако пользование этой свободой может быть совершенно парализовано недостатком средств. Новгородцев обосновал понятие "право на достойное человеческое существование".

Лев Иосифович Петражиций (1867-1931) - крупный российский социолог и теоретик права, глава кафедры энциклопедии и философии права Петербургского университета (1898-1918), после эмиграции в 1918 г. - профессор Варшавского университета. Основатель психологической школы права в России.

Основные работы: «Введение в изучение права и нравственности», «Теория права и государства в связи с теорией нравственности ».

Социология – наука, призванная изучать участие человека в процессах социальной жизни. Социальная жизнь - особого рода психическая деятельность индивидуальго характера.

Его идеи обладают критической направленностью:

1.Анализ понятийного аппарата социологии. Задача – построение подлинно научной гносеологии, т.к. основные понятия не соответствуют научному поиску. Все основные понятия социологии (общество, государство, культура) образованы не научно, они многозначны и метафоричны.

2.«Хромые теории» - теории одного фактора. С одной стороны существуют хромые теории, с другой – прыгающие (плюралистическая Ковалевского). Прыгающие учитывают много факторов, но нет системы.

Подлинно центральное понятие в социологии – социальное поведение и мотивы. Мотивы – эмоциональные импульсы. Предмет социологии – социальное действие, его понимание. Понятие социальной психики:

1. групповая (народная),

2. нормативная психика. Норма – категория, распадающаяся на мораль и право.

П. известен прежде всего как автор одной из самых популярных психологических теорий права, согласно которой право есть особая разновидность психических переживаний. По представлениям П.. реальность состоит, с одной стороны, лишь из физических объектов и живых организмов, а с другой - из психических феноменов. одним из которых является интуитивное право. Интуитивное право представляет собой чисто личностное психическое явление, которое заключается в переживании императивно-атрибутивной обязанности, соответствующей "праву" (просьбе, требованию) другого субъекта. "Императивность" в данном случае предстает как осознание субъектом своего долга, обязанности, тогда как "атрибутивность" заключается в сознании субъектом "своего собственного права",притязания. Подобные отношения складываются, например, между кредитором (атрибутив) и его должником (императив). Именно элемент атрибутивности, по мнению П., отличает право от нравственности, которая, как и право, принадлежит к области психики, но для которой важен момент добровольности в исполнении обязанностей.

На основе императивно-атрибутивного опыта П. делит право на две категории: интуитивное и позитивное право, официальное и неофициальное право. Интуитивное право в отличие от позитивного не связано с идеей нормативных фактов, ограниченностью действия правовых норм и т.п. поэтому его обязательства имеют универсальный характер. Некоторые области отношений между людьми регулируются исключительно интуитивным правом, например отношения между соседями, любимыми, друзьями и т.д. П. определяет общество и государство как совокупность психологического взаимодействия людей и их объединений. Возникновение государства в этом случае - следствие психологического развития человека, становления у него своеобразных "правовых эмоций". 

Особенности теории.

Понимает право как психический феномен (подразделяет элементы психической жизни на односторонне-пассивные (сознание и чувство), односторонне-активные (воля) и двусторонние, пассивно-активные, содержащие элементы чувства и воли (эмоции)).

Эмоциям приписывает исключительную роль в жизни человека (управляют его телом и душой, вызывая определенные действия, представления и мысли; психофизический аппарат перестраивается в зависимости от наличия или отсутствия эмоций).

Подразделяет эмоции на:

1) первичные (голод, сон, страх) (автономны от социальной среды; своеобразные инстинкты, имеющие физиологические проявления);

2) бланкетные (связаны с поведением человека в обществе; направлены на других людей или само общество; обладают своеобразным характером, переживаются как внутренняя помеха свободе, как понуждение в сторону поведения, которая соответствует содержанию соответствующей эмоции; этические эмоции).

 

16. Неопозитивизм в русской социологии начала XX века: П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев, А.С. Звоницкая.

Неокантианская критика позитивизма, стремление представителей последнего модифицировать свои взгляды в сторону большей адаптированности к уровню достижений социального знания, с одной стороны, и развитие эволюционизма и функционализма, синтез многих идей и направлений субъективистского и объективистского характера, с другой, привели к появлению неопозитивизма в российской социологии. Этому способствовало активное внедрение в отечественную социологическую науку различных западных теорий (махизма, американского бихевиоризма и прагматизма и др.). Происходило завершение формирования социологии как науки. Для решения социологических проблем искались и находились строго научные социологические средства. В содержательном плане неопозитивизм характеризуется переносом акцентов с изучения индивидов на исследование социальных действий, взаимодействий, социальных связей и отношений, социального поведения.

Неопозитивизм в российской социальной науке связывают с модернизацией социологической теории, отказом от различных форм редукционизма (в том числе и психологического). Вместе с тем получение точных данных в социологии начинают соотносить с проведением эмпирических исследований, использованием математики, статистики для обработки полученных результатов.

Методологическая программа неопозитивизма требовала замены априоризма наблюдением и строгим описанием полученных результатов, ценностного подхода (наследство неокантианства) — индукцией, метафизики — сциентизмом (признанием в качестве главного инструмента исследования методов естественных наук), эволюционного объяснения — функциональным.

В теориях российского неопозитивизма за счет отказа от сравнительно-исторических методов и переноса акцентов на эмпирические усилилась описательная сторона социологических работ, зато слабее оказался представленным теоретический анализ. Внимание к внешним сторонам социального поведения оказалось доминирующим, что выразилось как раз в подчеркивании возросшей роли его описания. Отказ от обращения к изучению внутренних факторов личностной деятельности (метод интроспекции) привел к использованию в социологии основной схемы бихевиоризма «стимул — реакция», Под стимулом российские социологи понимали условия поведения, под реакцией — его содержание (связи, взаимодействия, отношения).

Единицей социального анализа, вместо различных “факторов”, групповой психологии и психологии отдельного человека становятся “социальные связи” (А.С. Звоницкая), “взаимодействие” (П.А. Сорокин), “социальное общение” (К.М. Тахтарев) и т.п. Они считали необходимым в первую очередь изучать социальное поведение, социология этого периода была направлена на наблюдение объективного поведения.

П.А.Сорокин (1889-1968). Основные работы: «Система социологии», «Социология революции», «Социальная мобильность», «Социальная и культурная динамика», «Кризис нашего времени», «Россия и Соединенные Штаты», «Общество, культура и личность», «Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа». Одна из самых крупной фигур социологии. Заложил основы научной социологии в США. Парсонс и Мертон – его ученики.

Периоды творчества:

1. До 1922 г. – Российский.С. Создает позитивистскую модель социологии. Формировался как ученый социолог под влиянием Конта, Дюркгейма, Ковалевского, Зиммеля, Петражицкого, Де-Роберти. Оказали влияние Павлов, Бехтеров. Неопозитивизм, социальный бихевиоризм. Бихевиоризм (19-20 вв.) в основе – понимание поведения человека как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных реакций/ответов на воздействие. Появление неопозитивизма, социального бихевиоризма – ответ на кризис идеалистической социологии, основанной на идеях, идеалах. Неопозитивизм – новое прочтение позитивизма через социальный бихевиоризм.

2.1922-1930 гг. Позиции социального бихевиоризма. Создает 2 теории: теория соц. стратификации и соц. мобильности. Книги: «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927).Увлекается философией культуры, изучает феноменологию Гуссерля.«Новые социологические теории» (1928).

3. 1930-1968 гг.Социологические взгляды Сорокина меняются. На 1 план выходит проблема культуры. Культурный фактор определяет соц. жизнь и поведение человека. Итог: Сорокин создает интегральную систему социологии культуры.

Работы: «Общество. Культура. Личность» (1947), «Социальная и культурная динамика» (1937-41), «Кризис нашего времени» (1943).

Сформулировал основные принципы социологии как науки.

1. Социология может и должна строиться по принципу естественных наук. Противопоставление позитивизма и неокантианства.

2. Социология должна изучать мир людей такой, какой он есть. Субъективизм должен быть изгнан.

3. Социология должна быть объективной дисциплиной и в смысле методов, отсутствие оценочных норм

4. Социология должна освободиться от философствования. Социология наука опытная и точная.

5. Социология должна освободиться от теорий одного фактора, монизмов.

 

Объектами изучения неопозитивистской социологии Сорокина являются прежде всего социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а так же происходящие в нем социальные процессы. В то же время вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены, по словам Сорокина, на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Вот эти то взаимодействия людей и объявляются им непосредственно предметом изучения социологии. Речь идет о “психико-рефлекторном” взаимодействии индивидов, проявляющихся внешне и в их поведении и деятельности.

Взаимодействие двух индивидов характеризуется Сорокиным как простейшее социальное явление.

Агнесса Соломоновна Звоницкая (1897—1942) первая женщина-социолог в России. Родилась в Киеве. Основная работа: «Опыт теоретической социологии». (1914 г.). Изучала социологию личности – стык социологии и соц. психологии. Влияние оказали: Тард, Болдуин, Бехтеров.

В основе взглядов теоретических лежат принципы:

1. Общество создается только общением между индивидами (соц. коммуникация).

2. Общение носит закономерный характер и эволюционирует (меняется характер и структура).

3. Личность и социокультурная среда в неразрывном единстве.

 4. В основе обществ лежит не просто общение, а социальная связь – эективация – самосознание личности и деятельности, их единство.

5. Выделяет типы социальных связей: подражание, обычаи, традиции.

      

Рассмотрено явление “социальной связи”, изучение которой, по ее мнению, составляет “краеугольный камень всякой теоретической социологии”. “Первая задача исследователя сводится к тому, чтобы конструировать классификационные признаки этого понятия. Ближайшим родовым понятием, обнимающим "общество", является понятие группы индивидуумов. Она считала, что развитие личности происходит аналогично развитию общества, при этом имеется в виду не биологический рост индивида, а рост его сознания. Звоницкая подробно рассматривает процесс развития сознания, в котором выделялись три существенных момента (“проективный”, “субъективный” и “эективный”).

 

“Проективный и элективный моменты, — писала она, — представляют два полюса личного самосознания. На проективном полюсе данный индивидуум воспринимает свойства других личностей, приспособляется к окружающей психологической среде. Он приобретает свойство другого "я", критерием для "я" служит "он". На элективном полюсе, наоборот, свое субъективное "я" является для данной личности критерием, применяемым к другим личностям. Основным в разработанной Звоницкой концепции было то, что нельзя понять формирование личности в отрыве от социальной группы, что наше “я” всегда есть “я” социальное.

Центральное понятие: Социальная связь – эективация – основной предмет исследования. Когда эективация подтверждается, общество развивается в рамках определенной нормативности. Если ожидания не подтверждаются со стороны социальной группы, то соц. кризис охватывает культуру, возникает недоверие к нормам общественной жизни. Кризис совершается соц. бурей, распадом всего общества. Но идут процессы восстановления, выздоровления общества, система сама способна восстановиться – некие моменты системного подхода. Способы выздоровления – солидарность и альтруизм. Крайняя точка кризиса – война.

 

К.М. Тахтарев. (1871-1925). Основные работы: «Первобытное общество. Этнологосоциологическое исследование” (1903), “Очерк по истории первобытной культуры” (1907), “Главнейшие направления в русской социологии” (1910—1911), “Наука об общественной жизни” (1919).

Социология – наука об общественной жизни, ее явлениях и закономерностях. Тахтарев интенсивно занимался изучением истории социологии, т.к. считал, что изучение и систематизация современных проблем социологии немыслима без предварительного знакомства с их эволюцией. В его научном творчестве центральной проблемой было создание собственной “научной системы социологии ”. Наиболее важными и типичными в явлениях общественной жизни он считал “явления сожития и общения ”.

Таким образом, труд и общение составляют главное содержание человеческой жизнедеятельности в любой области общественной жизни (хозяйственной, семейной, психической и политической). Тахтарев выступал против марксистского понимания классовой борьбы, противопоставляя ему идею межклассового сотрудничества и солидарности. “Единственное спасение, — считал он, — заключается в политическом сотрудничестве самых разных общественных групп, в их действительном общественном соглашении, в их настоящем совластии.

       Основные явления социальной жизни: 1. Сожитие – жизнь людей сообща – содержание общественной жизни, 2. Общение – форма общественной жизни. Уделял большое внимание общественному сотрудничеству на основе общественного разделения труда.

Социология делится на 2 части: генетическая (эволюционная) и сравнительная статистика, т.к. общественные явления должны численно измеряться – статистика – соц. метод. Социолог должен уметь выразить общественное явление точным языком чисел. Вводит понятие «образ жизни» - удовлетворение человеческих потребностей с помощью определенных способов и средств существования.

Типы человеческого общества (5 ступеней общественного развития):

1. примитивное общество – в основе его охотничий образ жизни.

2. родовое общество – кочевой образ жизни.

3. общество, связанное с переходом к оседлому образу жизни на основе сельской общины.

4. феодальное общество, основанное на натуральном хозяйстве.

5. общество, формирующееся на основе городского образа жизни.

 

17. П.А. Сорокин: российский период творчества. Роль П. Сорокина в развитии социологии в России.

 

Познакомившись с неопозитивистскими установками западных социологов, он уже в самом начале пути твердо определился, по его собственному выражению, как «умеренный русский бихевиорист». Научная деятельность Сорокина была органически слита с его работой в других областях, которая всегда была логическим продолжением его теоретических изысканий.

Мир, считал он, — это не просто материал, но и величайший храм, в котором всякое существо, и прежде всего всякий человек, есть проявление божественного начала, неприкосновенная святыня. Эти мысли созвучны взгляду П. Сорокина на социологию и ее задачи: поскольку человек есть творец и созидатель в великой мастерской, то ему необходима такая наука, которая поможет не утрачивать чувство реальности, ясно видеть смысл и цель совершенствования жизни и человеческих отношений. Руководство странами и народами, подчеркивал он, должно строиться с учетом знаний, вырабатываемых наукой, иначе неминуема катастрофа. Социология имеет исключительное влияние на все другие науки. Его убежденность в жизненной важности социологических знаний пронизывает все его труды.

 

Те новые идеи, которые были высказаны П. Сорокиным в трудах российского периода, составили фундамент и его дальнейшего творчества, и многочисленных исследований ученых разных стран, которые развивали эти идеи каждый в своей области. Широко используемые современной наукой понятия (прежде всего такие, как социальная стратификация и социальная мобильность) были сформулированы в опубликованном в 1920 г. двухтомном труде П. Сорокина «Система социологии». Они стали широко использоваться в трудах западных социологов уже в 20-е гг., равно как и понятия альтруизма и любви — эти ключевые категории всей социологии П.Сорокина, оказавшие огромное влияние на развитие всей мировой социальной и философской мысли. Начатое им в России изучение голода и других бедствий человечества, их влияния на сознание и поведение людей, основанное на обширном эмпирическом материале, получило прямое продолжение в трудах П. Сорокина американского периода.

Становление П.А. Сорокина как ученого, педагога и организатора науки (российский период)

Итогом интенсивной научной работы начинающего социолога стало его первое солидное исследование — дипломная работа «Преступление и кара, подвиг и награда». Он определяет социальные явления как виды психического взаимодействия индивидов, реализуемого в актах их поведения. При этом подчеркивается обязательность одинакового понимания индивидами символов, без чего невозможно общение между ними и формирование социальных групп. Процесс символизации, этот необходимый элемент психических процессов, получил у П. Сорокина широкую трактовку как состоящий из бесконечного числа поведенческих актов, реализуемых каждым отдельным человеком в бесчисленных комбинациях.

В вопросе о карах и наградах, широко обсуждавшемся в то время обществоведами разных специальностей, П. Сорокин предложил совершенно новый подход. Его интересовал прежде всего механизм социального контроля («должное», «рекомендуемое», «запрещенное») и реакции на его действие в виде санкций — негативных (кара) и позитивных (награда), в которых он усматривал особую регулирующую субструктуру, воздействующую на социальные группы. Сквозь призму кар и наград исследовался процесс зарождения общественного сознания.

Так был намечен подход к изучению тенденций развития солидарности, границы которой, как полагал П. Сорокин, смогут со временем расшириться настолько, что исчезнут ненужные жестокости и войны и при этом станет возможным путем посредничества предупреждать межнациональные столкновения. Тем самым получала необходимую конкретизацию и научное обоснование высказанная в самом общем виде еще О. Контом идея вытеснения в ходе исторического развития из общественной жизни эгоизма и вражды. Механизм этого развития П. Сорокин видит в установлении связей между процессом' неуклонного расширения поля замиренности и солидарности и тенденцией к усилению альтруистического начала в жизни социума (и тем, самым к ослаблению, а затем и полному изживанию начала эгоистического). Он предвидел наступление такого времени, когда в обществе будет достигнута справедливость в распределении благ и прав в соответствии с личными заслугами и созданный для этого механизм регулирования отношений заменит традиционную сословно-кастовую систему.

Этот процесс, по мнению П. Сорокина, будет сопровождаться постепенным объединением человечества в единое целое, в результате чего в конечном счете отпадет надобность в карах и наградах, поскольку подвиги и преступления как явления исторически преходящие исчезнут из содержания общественной жизни. Разразившаяся вскоре Первая мировая война обнаружила утопический характер сорокинской концепции кар и наград.

К концу второго десятилетия XX в. Сорокин заканчивает работу над вторым своим фундаментальным исследованием — трудом по теории и методологии социологического знания — «Система социологии». В нем получили обобщение новейшие представления о социологии как целостной системе научного знания. В трудных условиях первых послереволюционных лет из предполагаемых восьми томов удалось выпустить в свет всего два. В них был подведен итог теоретических и методологических поисков предшествующих лет, рассмотрены важнейшие понятия и принципы современной социологии. Этим был заложен прочный фундамент для всей последующей работы автора и определена направленность социологических исследований на предстоящие десятилетия.

Основное содержание «Системы социологии» составили: детальный анализ процессов социального взаимодействия во всем разнообразии его видов, условий и механизмов; исследование природы и разнообразия тех средств, которые обеспечивают саму возможность взаимодействия (посредников); и, наконец, определение тех нравственных начал, которые лежат в основании жизнедеятельности общества.

 

Важнейшая задача социологии определена в «Системе социологии» как анализ отношений и функциональных связей в обществе, обеспечивающих саму возможность его существования во всем разнообразии его реальных проявлений. Эти взаимоотношения и есть процесс взаимодействия индивидов — то, что составляет фундамент одного из главных разделов социологии в ее позитивистском понимании, — социальной статики. Анализ социальны процессов в этом труде П. Сорокина проведен в соответствии с неопозитивистским требованием предпочтения функционального подхода историко-генетическому. Определяя предмет и задачи теоретической социологии, П. Сорокин исходит из ее деления на три части: социальную аналитику (своего рода социальную анатомию и морфологию), социальную механику, направленную на изучение социальных процессов, и социальную генетику (наука об эволюции социума).

 

Отдавая предпочтение анализу психологических - аспектов взаимодействия, П. Сорокин отвергал марксистский подход к обществу. Он был убежден, что социологу безразличен материал, с которым ему приходится иметь дело: социальный класс и объединение фотолюбителей как объекты социологического анализа имеют для него одинаковое значение/Общество как часть природы, наделенная разумом, этим наиболее совершенным свойством космической энергии, здесь подвергается подробному изучению с точки зрения его специфических признаков, прежде всего как совокупность групп, образованных на основе общности территории, языка, профессиональных, возрастных и других признаков, придающих бесконечное разнообразие формам социальной жизни. В зависимости от количества признаков группы разделяются на простые и сложные, относя к последним нации, классы и любые другие крупные объединения людей. Положение индивидов в группах и в обществе в целом рассматривается с учетом их иерархической структуры. Всю «надприродную» социально-культурную реальность — человеческое поведение и формы взаимодействия — П. Сорокин подвергает детальному анализу, главная цель которого — выявление первичных социальных контактов личности, определение ее места в группе (статуса), ее поведения (социальной функции), используемые ею средства, проводники действий (символы) и роли, выполняемые индивидами (семейные, профессиональные и пр.). Под проводниками имелись в виду прежде всего такие явления человеческой культуры, как язык, включая его устные и письменные формы, языки искусства, орудия труда, деньги и пр.

           

18. Марксистская социология в России: Н.И. Зибер, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин

В 40-50-е гг 19 века марксизм в России был мало известен русской интеллигенции. Лишь с конца 60-х и в 70-х годах он набирает силу. В 1872 году на русский язык переводят "Капитал" Маркса. В России марксизм стал основой социал-демократического движения. Интерес к социологической концепции Маркса - "материалистическое понимание истории". Первая русская марксистская группа появилась в 1883 году. Это была группа "Освобождение труда", организованная Г.В.Плехановым в Женеве, куда он вынужден был уехать от преследований царского правительства за революционную деятельность. Познакомившись в эмиграции с марксизмом, он порвал с народничеством и стал выдающимся пропагандистом марксизма. Группа "Освобождение труда" проделала большую работу по распространению марксизма в России. Она перевела на русский язык работы Маркса и Энгельса: "Манифест коммунистической партии", "Наемный труд и капитал", "Развитие социализма от утопии к науке" и другие, напечатала их за границей и стала тайно распространять в России.

Николай Иванович Зибер (1844 - 1888). Профессор кафедры политической экономии и статистики Киевского университета (1873—75). В Лондоне встречался с К. Марксом и Ф. Энгельсом (1881), был тесно связан с прогрессивной общественностью России. Сотрудничал в журнале "Знание", "Слово" (1876—78), в которых опубликовал цикл статей. Первый начал работать в рамках марксистской парадигмы.

Основные труды: "Экономическая теория Маркса", "Давид Рикардо и Карл Маркс в их общественно-экономических исследованиях", «Очерки первобытной экономической культуры»

Первый комментатор и пропагандист «Капитала» в русской литературе. По Зиберу, у капитализма исторически преходящий характер, но он был против революций. Он излагал только экономические учение Маркса. В целом Зибер перевел много работ Маркса и Энгельса, его задача была познакомить общество с их идеями. Зибер не признавал диктатуры пролетариата, будущее за мелким производством. Все общественные отношения выводятся из производственных сил и производственных отношений (экономический базис).

Революционная сущность марксизма осталась чуждой Зиберу. Он не понимал исторической роли пролетариата, неизбежности пролетарской революции.

В "Очерках первобытной экономической культуры" (1883) Зибер, пользуясь обширным литературным материалом по описанию быта разных некультурных народов и племен, делает попытки обобщения первобытных форм общественной жизни. Основная мысль сочинения: общинные формы хозяйства (охота, рыбная ловля, земледелие, орошение), в их различных стадиях, представляют универсальные формы экономической деятельности на ранних ступенях развития.         


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.