Ценностно-нормативная система общества. Роль норм и ценностей в системе культуры. Культура и нормативные регуляции поведения. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Ценностно-нормативная система общества. Роль норм и ценностей в системе культуры. Культура и нормативные регуляции поведения.

2019-12-21 1023
Ценностно-нормативная система общества. Роль норм и ценностей в системе культуры. Культура и нормативные регуляции поведения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальные ценности:

В широком смысле — значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, соц. группы, личности; в более узком — нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами обществ, сознания. Индивид интернализует (усваивает) ценности в процессе своей социализации, яв­ляющиеся основой соц. норм.

  Роль ценностей в человеческом обществе огромна. И неуди­вительно, что они выполняют самые разные функции. Они — мастера на все руки, без них не могут обойтись. Они регулируют социальные отношения и взаимодействия людей, и в этом каче­стве их можно назвать ценностями — регуляторами. Ценности про­являют себя и в качестве фундаментальных норм, обеспечиваю­щих целостность общества. Поэтому у них есть и вторая специальность — быть ценностными нормами. Ученые находят все новые и новые занятия им. Но одно из главных занятий ценнос­тей — служить мотивом поведения. Человек стремится добыть то, в чем нуждается, что ценит, соответственно ориентирует пове­дение на конкретные ценности, причем ориентирует сознатель­но. А это и есть свойство быть мотивом поведения. Итак, в единое целое увязаны ценности, потребности и мотивы.

Ценностей нет у животных, и практически они отсутству­ют у младенца. Стало быть, они биологически не наследуемы. Они приобретаются в обществе — в ходе социализации. Растет человек, формируется его система ценностей. Развитая систе­ма ценностей — результат правильной социализации, а не ее предпосылка.

Если две системы ценностей — индивидуальная и обществен­ная — в зрелой личности совпадают, то ценности сами по себе можно рассматривать как открытые окна, через которые в наш внутренний мир проникает внешний мир культуры. Ценности — не только механизм, но и результат социального сравнения, спо­соб упорядочивания элементов культуры.

Человеческая культура базируется на том, что идеи, нор­мы, обычаи, правила и даже материальные памятники не на­валены хаотическим образом, а строго упорядочены. Иначе говоря, одни из них предпочитаются другим. Без определения нет ранжирования, упорядочивания ценностей по степени важности.

Все множество существующих в данном обществе и в данное историчес­кое время социальных и культурных норм (строгих правил поведения) со­ставляет соционормативную систему.

Наши действия только отчасти являются продуктом природы. Все чело­веческое поведение — прежде всего результат научения. Мы с детства обу­чаемся правилам поведения, традициям, обычаям, ценностям. Обучаясь нор­мам, мы одновременно контролируем свое поведение и управляем им.

Нормы — правила, регулирующие человеческое поведение. Они указыва­ют, где, как, когда и что именно мы должны делать.

Социокультурная норма — это правило, образец, стандарт должного по­ведения в соответствии с общепринятыми ценностями. Норма является глав­ным способом регуляции поведения людей.

Совокупность таких норм образует соционормативную систему. Основными типами нормативных систем выступают обычай, мораль, рели­гия, право.

Социальные нормы — это предписания, требования, пожелания и ожида­ния соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они регу­лируют поведение людей путем дозволения — указания на варианты поведе­ния, которые не запрещены, желательны, но не обязательны, предписания — указания на требуемые действия и запрета. Дозволение — предписания — ука­зания на действия, которые не следует совершать. Норма характеризует эти действия как общественно вредные, плохие, несправедливые.

В норму превращались коллективные идеалы красоты, добра, отваги. В статусе идеала или эталона, культурные нормы сразу становились ценнос­тями особо почитаемыми представлениями о том, как должен быть уст­роен мир и каким должен быть человек. В любом обществе ценности обере­гаются особым образом. За нарушение норм и попрание ценностей полага­лись всевозможные санкции и наказания. На соблюдение культурных норм был ориентирован огромный механизм социального контроля, который дей­ствует поныне. Пресса, радио, телевидение, книги пропагандируют нормы и идеалы, которым должен соответствовать цивилизованный человек. Их на­рушение осуждается, а соблюдение вознаграждается.

Культурные нормы кристаллизуются и проявляются в наших привычках (уста­новившихся стереотипах поведения в ситуациях), манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе манер, привязанном к определен­ным действиям и социальным группам и имеющем символический смысл), обычаях (порядке поведения в форме культурного комплекса, функционирую­щего на основе традиции — привычек и обычаев, переходящих из поколения в поколение). Все это также входит в структурную матрицу человеческой куль­туры, которую некоторые специалисты называют образом жизни. Образ жиз­ни часть культуры, характеризующая жизнь настоящего поколения или со­циальной группы.

Культура не только передается от по­коления к поколению, не только усваи­вается или разделяется членами обще­ства, она еще предписывает то, как они должны себя вести. Поэтому культу­ра — нормативная система. Она включает в себя совокупность таких норм, при помощи которых люди контролируют людей. Привычка, обычай, эти­кет, церемониал, ритуал — цепочка нормативного поведения в культуре. Традиция — форма социального наследования, моментами которой можно считать обычай и обряд.

 

 

10.Социальная структура общества, её виды и тенденции развития.

Термин «структура» применительно к человеческому обществу начал ис­пользоваться в XIX в. Понятие «социальная структура» было введено в тео­ретическую социологию в конце 1920-х — начале 1930-х гг. Первая попытка расчленения социальной структуры на позиции, занимаемые отдельными людьми, членами общества, была предпринята американским антропологом Ральфом Линтоном (1893—1953). Он назвал каждую из таких позиций (по­ложений) статусом. С тех пор термины «положение», «позиция» и «статус» употребляются как синонимы.

Социальная структура в социологии анализируется в тесной связи с по­нятиями статусов, социальных институтов и социальных изменений.

В теории структурации Э. Гидденса структура понимается как набор правил, которые являются одновременно и результатом, и условием действия индиви­да. Субъект в одно и то же время и создает правила, и воспроизводит их, следу­ет им. Институты при этом выступают как социальные практики, протяженные во времени и пространстве. Таким образом, социальная структура — это механизмы поддержания устойчивых форм социального действия, создаваемые в процессе повторения действий. Повторяющиеся действия формируют структу­ру, которая направляет последующие действия, контролирует их.

Обобщение всех точек зрения дает два основных варианта истолкования социальной структуры. Первый можно условно назвать структуралистским, а второй — интеракционистским. Во многом они противоположны друг дру­гу. Для структуралистов социальная структура существует независимо от воли, сознания и поведения людей, для вторых структура неразрывно связа­на с сознанием и поведением, более того, выступает результатом субъектив­ных намерений и действия людей.

Условное обозначение первого подхода как структуралистского объясня­ется тем, что к нему можно отнести представителей самых разных идеоло­гических и методологических ориентации, сходных между собой лишь тем, что они в целом одинаково понимают социальную структуру. В рамках струк­туралистского подхода выделяют две крупнейшие социологические школы (направления): структурно-функциональный подход (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) и марксистский (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.)

Для представителей марксистского подхода, в том числе и его советской разновидности, социальная структура общества создается совокупностью больших социальных групп людей, прежде всего социальных классов. Отсюда второе название — «классовая структура общества». Таким образом, исход­ными кирпичиками построения социальной структуры общества здесь выс­тупают реальные группы населения.

Для представителей структурного функционализма исходными кирпичи­ками, напротив, служат позиции — клеточки-ячейки в социальной структу­ре, которые впоследствии занимают люди. Структурой скрепляются позиции, но не сами индивиды. Структуры не связаны однозначно с конкретными ин­дивидами, а образуют совокупность позиций участия индивидов в системе. За­полнение тех или иных позиций означает для участвующих индивидов при­обретение некоторого социального статуса.

Структура здесь — жесткий каркас, скрепляющий между собой непод­вижные ячейки, функцию которых могут выполнять социальные статусы, уч­реждения, институты. Позиции, чаще их именуют статусами, являются ос­новными структурными элементами, а то, что ими исполняется, именуется функцией.

В противоположность этому для символического интеракционизма соци­альная структура формируется в повседневном общении и взаимодействии людей. Как только люди прекращают взаимодействовать, исчезает и струк­тура. Она не является чем-то прочным и независимым от сознания людей, а достаточно подвижна и аморфна.

Таким образом, две социологические перспективы — структуралистская и интеракционистская — рассматривают социальную структуру общества неодинаково.

Для структурного функционализма социальная структура общества суще­ствует независимо от воли и сознания людей как нечто устойчивое, застыв­шее.

       С позиций сциентистской перспективы социальная структура — это ана­томический скелет общества. Под структурой понимается совокупность фун­кционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строе­ние объекта.

       По мнению, Добренькова и Кравченко, элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество, порядок расположения и характер зависи­мости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкрет­ного общества. Совершенно очевидно, что социальные структуры древнего и современного обществ различаются очень сильно.

Хотя структура описывает устойчивый, неподвижный момент строения общества, исторически она изменяется. Подвижность ей придают соци­альные роли, которые выполняются в процессе взаимодействия индивидов.

 

       Социальная структура – совокупность всех функцио­нально связанных статусов, существующих в данное историческое время в данном обществе.

       Виды социальных структур:

1) социально-демографическая - структура, возникающая в результате взаимосвязи демогр. и соц. расслоения. К важнейшим демографическим показателям относятся численность населения, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная подвижность. Эти показатели выступают критериями для выделения различных демографических групп в обществе. Динамика народонаселения определяется не только биологическими факторами (как считал Т. Мальтус), сколько социально-экономическими (развитием производительных сил, уровнем дохода, местом человека в жизни общества и т. д.).

2) Социально – классовая - совокупность взаимосвязей и взаимо­действий общественных классов, соц. слоев и групп, отражающая их соц. неравенство.

3) Социально – территориальная - совокупность профессиональных групп, различающихся по социально-экономическим функциям, содержа­нию и соц. значимости труда, возни­кающая в результате территориаль­ного расслоения.

Тенденции:

1) количественные и качественные изменения в социально-классовой структуре, осуществляемые под влиянием прежде всего: 
а) изменений в соотношении городского и сельского населения; 
б) изменения соотношения населения занятого физическим и умственным трудом.

2) изменения в демографическом составе индустриальных стран, возрастание маргинализации общества.

4) изменения социально-профессиональной структуры: 
 появляются новые социальные группы и в то же время происходит размывание ряда групп (интеллигенция).

 

11.Социальные статусы и роли. Классификация статусов. Роль как модель поведения.

Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус "учитель" имеет смысл только по отношению к статусу "ученик", но не по отно­шению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них — просто индивид.

Учитель обязан передавать научные знания ученику, прове­рять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен, в час­тности, правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. А как это может повлиять на судьбу подростка, всем известно. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требо­вания учителя, готовить домашние задания. Иначе говоря, учи­тель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

- Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не вза­ взаимодействуют между собой.

- Взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т.е. люди.

- В социальные отношения вступают не статусы, а их но­сители.

- Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей — носителей статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как участву­ет во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к раз­ным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называ­ется статусным набором (это понятие ввел в науку американс­кий социолог Роберт Мертон).

В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для жен­щин — с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Глав­ным всегда является тот статус, который определяет стиль и об­раз жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Разновидностями социального статуса выступают приписыва­емый и достигаемый статусы.

Впервые употребил понятия достигаемый и приписываемый статус в современном понимании в 1936 г. выдающийся амери­канский социолог и антрополог Ральф Линтон.

Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, нацио­нальность, раса.

В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. В отличие от него достигаемый статус приобретается и результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы президента, банки­ра, студента, профессора, православного, члена консерва­тивной партии.

Статусы мужа, жены, крестного отца и матери — достигае­мые, поскольку их получают по собственному желанию. Но иногда вид статуса определить трудно. В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого. Допустим, статус безработного, если он получен не добровольно, а в результате массового сокращения производ­ства, экономического кризиса.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонст­рации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрите­ля, стоящего в очереди на получение жилья, обедающего в столовой и т.д.

За каждым статусом — постоянным или временным, основ­ным или неосновным — стоит большая социальная группа либо социальная категория. Православные, консерваторы, инжене­ры, мужчины (основные статусы) образуют реальные группы. Все квартиросъемщики, пациенты, пешеходы, стоящие в очере­ди на получение жилья (неосновные статусы) образуют номи­нальные группы, или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют. Они — типичный объект статистики.

Индивид обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или раз­норабочих; мужчины в сфере производства обладают большим социальным весом, чем женщины; принадлежать к основной нации не одно и то же, что принадлежать к национальному меньшинству.

В общественном мнении вырабатывается, изустно передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регис­трируется иерархия статусов и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других. Место в такой незримой иерархии на­зывается рангом. Говорят о высоком, среднем или низком рангах. Несовпадение статусов описывает противоречие в межгрупповой и внутригрупповой иерар­хиях. Оно возникает при двух обстоятельствах:

- когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного совсем иной. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова "дина­мическая", "поведение", "норма" указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием.

- Социальные роли и социальные нормы относятся к социаль­ному взаимодействию.

Подданные ожидают от короля предписанного обычаем или документом поведения. Таким образом, между статусом и ролью есть промежуточное звено — ожидания людей (экспектации). Ожидания могут как-то фиксироваться, и тогда они становятся социальными нормами. Если, конечно, их рассматривают как обя­зательные требования (предписания). А могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями.

Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.

От учителя ученики ожидают вполне определенного поведе­ния: передавать знания, следить за дисциплиной, оценивать знания. Предположим, что в класс вошел человек, представил­ся учителем (т.е. носителем данного статуса), но повел себя неожиданным образом: расставил туристическую палатку, рас­кинул книжный лоток или стал дергать девочек за косы. Есте­ственно, что мы имеем дело с поведением, но не ролевым. Этот человек повел себя не так, как ожидают ученики.

       Таким образом, роль — индивидуальное поведение в соответ­ствии со своим статусом.

       Мы уже сталкивались с понятием "статусный набор", введен­ным в науку Р. Мертоном. Оно обозначает совокупность всех ста­тусов, принадлежащих одному человеку. У Р. Мертона есть и дру­гое, тесно связанное с первым, понятие. Ролевой набор — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с од­ним статусом.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, ста­тус университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, кон­сультант промышленных фирм и правительства, администра­тор, клерк, автор научных статей, специалист в своей области знания и др.

Ролевой конфликт возникает в том случае, когда индивиды сталкиваются с противоречивыми требованиями, которые обусловлены одновременным обладанием двумя или более статусами. Так, тренер футбольной команды, сын которого является членом команды, может попасть в ролевой конфликт, принимая решения о том, кого поставить в защиту – своего сына или более талантливого игрока.

 

12.Социальная стратификация. Основные принципы стратификационного анализа.

 

Понятие стратификации при­шло в социологию из геологии, где оно обозначает расположе­ние пластов различных пород по вертикали. Если сделать срез земной коры на известное расстояние, то обнаружится, что под слоем чернозема располагается слой глины, затем песка и т.д. Каждый пласт состоит из однородных элементов.

Социальная стратификация – социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как соц. престиж, самоидентификация, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях и т.д.

Представим себе социальное пространство, в котором рас­стояния по вертикали и горизонтали не равны. Так или примерно так мыслил социальную стратификацию П. Сорокин — человек, первым в мире давший полное теоретическое объяснение явле­ния, причем подтвердивший свою теорию с помощью огромно­го, простирающегося на всю человеческую историю, эмпири­ческого материала.

Точками в пространстве являются социальные статусы. Рас­стояние между токарем и фрезеровщиком одно, оно горизон­тальное, а расстояние между рабочим и мастером другое, оно вертикальное. Мастер — начальник, рабочий — подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга. Так произойдет, если мы будем рассматривать того и другого не как начальника и подчиненного, а всего лишь как работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость.

Неравенство расстояний между статусами — основное свой­ство стратификации. У нее четыре измерительных линейки, или оси координат. Все они расположены вертикально и рядом друг с другом:

- доход,

- власть,

- образование,

- престиж.

Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход) в течение определенного периода времени, скажем, од­ного месяца или года. На оси координат мы откладываем равные промежутки, на­пример, до 5000 долл., от 5001 до 10000 долл., от 10001 до 15000 долл. и т.д. до 75000 долл. и выше.

Образование измеряется числом лет обучения в государствен­ной или частной школе или вузе. Скажем, начальная школа означает 4 года, неполная сред­няя — 9 лет, полная средняя — 11, колледж — 4 года, универси­тет — 5 лет, аспирантура — 3 года, докторантура — 3 года. Таким образом, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и восьми.

Власть измеряется количеством людей, на которых распрост­раняется принимаемое вами решение (власть — возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания). Решения президента России распространяются на 150 млн человек (выполняются ли они — другой вопрос, хотя и он каса­ется вопроса власти), а решения бригадира — на 7 — 10 человек.

Престиж — уважение статуса, сложившееся в общественном мнении. С 1947 г. Национальный центр изучения общественного мнения США периодически проводит опрос рядовых амери­канцев, отобранных в общенациональную выборку, с целью определить общественный престиж различных профессий.

Принадлежность к определённой страте измеряется субъективными и объективны­ми показателями:

- субъективный показатель ощущение причастности к данной группе, идентификации с ней;

- объективные показатели доход, власть, образование, престиж.

Принципы стратификационного анализа:

1)классовый

2)стратификационно-статусный

Маркс говорит лишь о двух основных общественных классах: классе собственников на средства производства и классе тех, кто не имеет собственности. Однако он понимает, что реально существующие классовые системы гораздо сложнее, чем предложенная им модель. По мнению Маркса, помимо двух основных классов существуют так называемые переходные классы. Это классовые группы, которые сохранились от прежних производственных систем и которые могут существовать еще очень долго после того, как старые системы распались. Например, в некоторых современных западных обществах (таких, как Франция, Испания или Италия на протяжении большей части нынешнего века) значительную часть населения составляет крестьянство, труд которого почти не изменился с феодальных времен.

Большое внимание Маркс уделяет расслоению внутри классов. Вот некоторые из примеров такого расслоения:

1.В среде высшего класса нередко возникает конфликт между финансовым капиталом (банкирами) и промышленниками

2.Интересы представителей малого бизнеса и владельцев или управляющих крупных корпораций также существенно различаются. И те и другие принадлежат к классу капиталистов, но политика, проводимая в интересах большого бизнеса, не всегда выгодна малому.

Марксовская концепция класса указывает на экономическое неравенство, которое является объективным фактором общественного устройства. Классовая принадлежность определяется не представлением людей о своей социальной позиции, а объективными условиями, позволяющими одним группам получать преимущественный по сравнению с другими доступ к материальным благам.

Сен-Симон делил общество на два класса: 1) <индустриалы>, куда входила интеллигенция (ученые), буржуазия (промышленники) и рабочие (пролетариат), 2) паразитический класс тунеядцев.

       Веберовский подход к теме стратификации основывается на анализе идей Маркса, которые он развил и модифицировал. Между этими двумя теориями существует два важнейших различия.

Во-первых, Вебер, соглашаясь с представлениями Маркса о связи класса с объективными экономическими условиями, считает, что на формирование класса (202) оказывает влияние гораздо большее число факторов, чем смог заметить Маркс. Согласно Веберу, разделение на классы определяется не только наличием или отсутствием контроля над средствами производства, но и экономическими различиями, не связанными напрямую с собственностью. К числу таких определяющих факторов в первую очередь относятся мастерство и квалификация, влияющие на возможности данного человека выполнять ту или иную работу. Люди, принадлежащие к категориям профессионалов и управленцев, также работают по найму, но зарабатывают больше, условия труда у них лучше, чем у рабочих. Квалификационные удостоверения, ученые степени, звания, дипломы и полученная профессиональная подготовка ставят их в более выгодное положение на рынке труда по сравнению с теми, кто не имеет соответствующих дипломов. Аналогичным образом и среди рабочих опытные и хорошо подготовленные зарабатывают больше, чем низкоквалифицированные или неквалифицированные рабочие.

Во-вторых, Вебер выделяет помимо класса еще два важных аспекта стратификации. Одному он дал название статус, другому — партия. ФактическиВебер адаптировал понятие статусной группы, почерпнутое им из анализа средневековых сословий

       П. Сорокин. 3 измерения: экономическая, политическая, профессиональная. Статусное несовпадение - человек может занимать высокое положение в одной стратификации и низкое в другой.

К. Дэвис и У. Мур. Функциональная теория. Причины стратификации – неравномерное распр-е благ и обществ-го престижа. Проблема – распределение индивидов по соц позициям и стимулирование их д-ти. Вознаграждение и его распределение порождает стратификацию. Высшие посты должны занимать самые приспособленные и высоко квалифицированные. Много ответственности, жесткие фильтры.

П. Бурдье. Положение определяются различными видами «капиталов». Экономический, культурный, социальный, символический.

 

13.Исторические типы стратификации. Открытое и закрытое общество.

       В социологии известны четыре главных типа стратифика­ции — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характери­зуют закрытые общества, а последний тип — открытые.

закрытым является такое общество, где социальные перемеще­ния из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. открытым называется общество, где пе­ремещения из одной страты в другую никак, официально не ограни­чены.

1.Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма зак­репощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней сте­пенью неравенства.

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы.

При патриархальном рабстве (примитивная форма) раб об­ладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать.

При классическом рабстве (зрелая форма) раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не уча­ствовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина ("говорящим орудием").

Античное рабство в Древней Греции и плантационное раб­ство в США до 1865 г. ближе ко второй форме, а холопство на Руси X—XII веков — к первой. Различаются источники рабства: античное пополнялось преимущественно за счет завоеваний, а холопство было долговым, или кабальным рабством. Третий ис­точник — преступники. В средневековом Китае и в советском ГУЛАГе (внеюридическое рабство) на положении рабов оказыва­лись преступники.

На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подра­зумевают его высшую стадию. Рабовладение единственная в ис­тории форма социальных отношений, когда один человек высту­пает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяких прав и свобод. Такого нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах.

2.Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия — класси­ческий пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в ко­торой человек обязан исключительно своим рождением.

Он не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение зак­реплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам, люди прожива­ют больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соот­ветствующую касту в зависимости от того, каким было его по­ведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

В Индии 4 основных касты, брахманы (священники), кшат­рии (воины), вайшеи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят непри­касаемые — они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживают 7/10 населения, остает­ся кастовой.

       Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали В.Европе с IV по XIV век.

сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV—XV веков общество де­лилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и не­привилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X—XIII веках главных сословий было три: духо­венство, дворянство и крестьянство. В России со второй поло­вины XVIII века утвердилось сословное деление на дворян­ство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земель­ной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юриди­ческим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры меж­ду сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри со­словий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой мог­ли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам, межсослов­ные браки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуаль­ная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. В качестве пережитка подоб­ная практика сохранилась в современной Англии.

       Открытое общество именуют также обществом равных возможностей, где каждый имеет шансы подняться на самые высокие ступени социальной иерархии.

Закрытое общество характеризует жесткая социальная структура, препятствующая перемещениям людей не только вверх по социальной лестнице, но и вниз. Плебей никогда не станет дворянином, но и аристократу не позволят опуститься до уровня плебса. Иммобильность общества имеет своей оборотной стороной стабильность. В закрытом обществе из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены социальные перемещения, каждый знает свое место в обществе, и это знание передается из поколения в поколение. Социальные статусы становятся наследуемыми: крестьянин из столетия в столетие остается крестьянином, помещик — помещиком.

Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую формально не ограничены.

 

14.Понятие класса. Класс как реальная и номинальная группа.

В период существования Советской России (1917—1922) и СССР (1922-1991) основу теории социальной структуры составляла схема В.И. Ленина, описанная им в работе “Государство и революция” (август-сентябрь 1917 г.).

Классы — это большие группы людей, различающихся по: а) их месту в исторически определенной с


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.