Позитивная программа У. Бека. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Позитивная программа У. Бека.

2019-12-21 220
Позитивная программа У. Бека. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Итак, Бек формулирует негативную программу: то плохо, это плохо… Но где же позитивная программа, каков ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы стало хорошо. Как же Бек предлагает избавиться от проблем, вызванных глобализацией и формированием общества риска? Главная цель позитивной программы двояка – с одной стороны Бек пытается вновь взнуздать транснациональный капитал, вновь подчинить его политической сфере – то есть демократическому социальному государству, проводящему реформистскую политику. С другой стороны Бек и не помышляет о революции или тоталитаризме. Итак, с точки зрения Бека, некая политическая сила должна вновь вернуть контроль над капиталом. Но ведь капитал уже глобален и, следовательно, политическая сила, способная его обуздать, также должна быть глобальна. Что же эта за сила?

Бек предлагает два пути формирования этой силы – два пути, которые должны реализовываться параллельно друг другу:

1. Создание транснациональных государств – неких межгосударственных союзов, страны-члены которых передают центральным органам часть своего суверенитета. Такие мощные государственные образования могли бы контролировать капитал в глобальном масштабе. Они могли бы контролировать ТНК через транснациональные государственные органы вне пределов своей формальной юрисдикции. Бек полагает, что у объединённой Европы есть возможность превратиться в такое транснациональное государство.

2. Формирование глобального гражданского общество, также способного обуздать глобальный капитализм и подчинить его деятельность соображениям общей пользы.

Мануэль Кастельс (р. 1942 г.) — американский социолог испанского происхождения.

Основные работы: «Информационная эпоха: экономика, общество и культура»; «Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе»; «Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель»

Информация есть по самой своей природе такой ресурс, который легче любых других проникает через всяческие преграды и границы, он рассматривает информационную эру как эпоху глобализации, а средством и одновременно воплощением таковой и выступают сетевые структуры, которые он считает наиболее характерным явлением современного мира. Именно сети составляют новую социальную морфологию наших обществ. „ Сетевое общество — это такое общество, в котором ключевые социальные структуры и деятельность его членов организованы вокруг сетей электронных коммуникаций“. Таким образом, речь идет не столько о социальных сетях, так как сетевая форма социальный организации существовала уже давно, а о социальных сетях, которые обрабатывают и управляют информацией, а также используют микроэлектронные устройства».

 

Сетевая структура представляет собой комплекс взаимосвязанных узлов. Например, рынки ценных бумаг и обслуживающие их вспомогательные центры в глобальных финн потоках, Сети оказываются институтами, способствующими развитию целого ряда областей: капиталистической экономики, основывающейся на инновациях, глобализации и децентрализованной концентрации.

Сетевая экономика. Новая социальная структура основана на новой экономике. Это экономика капиталистическая, но являющая собой новый вид капитализма — информационно-глобальный. Знания и информация становятся ключевыми источниками производительности и конкурентоспособности. Владение такими источниками зависит от доступа к соответствующей технологической инфраструктуре и от качества человеческих ресурсов, от их способности управлять новейшими информационными системами. Экономика всех стран зависит от глобальных финансовых рынков, международных связей в торговле, производстве, управлении и распределении товаров и услуг.

Изменяется государство. Интернет стал горизонтальной средой всемирной коммуникации, охватывающей около миллиарда пользователей, число которых ежедневно растет в среднем на 200 тыс. человек. Сетевые формы организации обеспечивают гибкость фирм, людей и стран. Постоянная адаптация к вихреподобной смене конъюнктуры в области капитала, спроса и технологий — вот суть этой игры. Единственным правилом становится полное отсутствие правил. Если они еще существуют, то их обходят, используя множество сетей. Суверенное национальное государство вступает в фазу непреодолимого кризиса. Но это не значит, что государство исчезнет как таковое. Национальные государства объединили свои усилия, защищаясь от глобальных финансовых рынков, глобальных медиа, глобального Интернета, глобальной преступности. В результате национальные государства становятся более эффективными, но все более удаляются от собственных специфических национальных смыслов.

Изменяются условия труда. Совершенно меняется мир труда и оплачиваемой работы. В индустриальном мире работа в основном была коллективной и связанной с крупномасштабным производством. Теперь работа становится все более индивидуальной, идет сетевая децентрализация рабочих мест. Малые и средние предприятия формируют свои собственные сети, поставляя себя как элемент для более крупных сетей партнёров.

Новая культура реальной виртуальности. Культура, как набор принята на веру ценностей и норм, оказалась захваченной электронным гипертекстом, который комбинирует и выражает смыслы в виде аудиовизуальной мозаики, способной расширению и сжатию. Мы «слагаем, что речь идет о новой Культуре, культуре реальной виртуальности, поскольку наша реальность во многом складывается из ежедневного опыта, который мы получаем в рамках виртуального мира.

Глобализация по Гидденсу это интенсификация распространенных по всему миру соц отношений, которые связывают отдаленные местности таким образом, что местные события формируются явлениями, происходящими за много миль от них, и наоборот.В концепции Э. Гидденса глобализация - это следствие прогрессирующей «дистанциации» повседневных социальных практик - «растя­гивания» их на все большие отрезки пространства-времени, при том, что взаимодейст­вие «лицом к лицу» становится несущественным для выполнения интеракций.

4 институциональных измерения глобализации: мировая капиталистическая экономика, система национальных государств, мировой военный порядок и международное разделение труда.

Именно эти измерения составляют процесс, позволяющий говорить об определенном, едином для всего мира качественном состоянии.

Благодаря СМИ появилась возможность передавать огромные объемы информации за короткое время, появились глобальные финансовые рынки, работающие 24 часа в сутки. Изменился и образ жизни людей. Поэтому глобализацию нельзя считать только экономическим процессом.

Гидденс оценивает глобализацию в целом положительно. Она создает новые шансы для стран и народов, которые были лишены какого-либо влияния в мире. «Колонизация наоборот» - рост влияния незападных стран Азии, Африки, Латинской Америки на события, происходящие в западном мире, начиная от растущей миграции и распространяющие нехарактерных для западного мира стилей жизни и ценностных ориентация и заканчивая интеграцией экономик новых индустриальных стран в мир систему разделения труда.

Сегодня мир не только не стал более управляемым, но и вышел из-под контроля, – он ускользает из рук. Более того, воздействие некоторых факторов, призванных, как предполагалось, сделать нашу жизнь более определённой и предсказуемой, в том числе научно-технический прогресс, зачастую приводит к противоположному результату. Так, глобальные климатические изменения и связанные с ними опасности, вероятно, являются следствием нашего вмешательства в окружающую среду. В борьбе с этими опасностями нам не обойтись без науки и технологий, но они же и способствовали возникновению этих опасностей.

Роланд Робертсон (р. в 1938 г.) – британский социолог, профессор университета в Абердине.

Основные работы: «Глобализация: социальная теория и глобальная культура»

Формулировка концепции глоб-ции, подчеркивающая роль культурных факторов в этом процессе.

Глобализация - «сжатие» мира и усиление взаимозавис-ти всех его частей, что сопровожд-тся все более распростр-ным осознание целостности, единства мира.

 

Глобализация – процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (н., тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах.

Глобализация всегда сопровождается локализацией. Глобальное и локальное не взаимоискл-щие понятия. Следствие глобализации - разные локальные культуры вступают во взаимод-вие др. с др. Робертсон рассматривает процесс глоб-ции на фоне плюрализма культур. С его т.з, глоб-ция не означает универс-ного распростр-ния каких-то соц-ных инстов и культурных символов. Каждая лок. культура по-своему реагирует на процессы глобализации.

Концепция Робертсона учитывает культурное своеобразие групп людей и утверждает некоторую автономность культуры от глобализац-ных процессов. Глобализация в этой концепции являет собой только некий вызов, на кот. должны ответить культуры, а не поглощение западной культурой всего культурного многообразия.

Также важны взгляды Робертсона в части обращения к умам людей. Социологи привыкли рассматр-ть глоб-цию на наднац-ном ур, говорить о изменении роли городов и стран. Робертсон же обращает внимание на восприятие глоб-зации людьми, утверждая, что изменение их восприятия также является частью глобализац-ных процессов.

 

Роланд Робертсон предложил недавно весьма примечательную типологию «образов мирового порядка» Он выделил четыре таких типа.

1. «Глобальная общность I», в котором мир представлен в виде мозаики либо закрытых, ограниченных сообществ, либо равноправных и уникальных в своей институциональной и культурной упорядоченности, либо иерархических, с отдельными ведущими сообществами. В вычленении данного типа в известной мере проявилось негативное отношение к глобализации, которое может перерасти в «антиглобализм».

2. «Глобальная общность II». Он отражает единство человеческого рода и олицетворяет собой глобальное сообщество, или «всемирную деревню», предполагая общепланетарный консенсус в вопросах, касающихся ценностей и идей. Это, скорее, перспективная, а не описывающая реальности точка зрения; подобное видение уже существовало в форме древней идеи Царства Божия на земле.

3.Третий тип - «Глобальное общество I». Он дает представление о мире как мозаике взаимно открытых суверенных национальных государств, включенных в процесс интенсивного экономического, политического и культурного обмена.

4 .«Глобальное общество II». Образ этого типа предполагает унификацию национальных государств под эгидой некоего мирового правительства. Это может быть как наднациональное политическое объединение, так и федерация.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.