Классификация видов анкетирования — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Классификация видов анкетирования

2019-12-21 1018
Классификация видов анкетирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- По числу опрашиваемых: групповое, индивидуальное и массовое

- По месту проведения (дома, на работе, в целевых аудиториях – пациенты в клинике).

- По способу распространения анкет

· очный раздаточный опрос - анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее; заочный раздаточный опрос – получает заполненную анкету через несколько дней.

· почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту)

· прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган);

· 1) Интернет-опрос;2) Телефонный опрос. Достоинства: низкая стоимость; полевые исследования могут быть завершены достаточно быстрою. Недостатки: ограничение респондентами, имеющими телефон; трудно поддержать интерес более 15-20 минут.

- По типу исследовательских задач:

· глубинный (нацелен на получение поисковой информации)

· фокусированный (собираются данные по конкретной ситуации)

· стандартизированный (получение статистической инф-ии)

· социометрический (нацелен на получение инф-ии о взаимоотношениях в малых группах)

- По уровню компетентности респондентов:

· массовый опрос (мнение неспециалиста по той или иной теме)

· массовый опрос в сотрудничестве с исследователем (предполагает инф-ую помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении анализируемой ситуации)

· симптоматический опрос (достаточное знание у респондента общей информации без глубокого осмысления задач и целей исследования)

· экспертный опрос (опрос специалистов по анализируемой проблеме).

Этапы проведения анкетного опроса:

1) Подготовительный этап (включающий разработку программу опроса, сост-ние плана и сетевого графика работ, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем).

2) Оперативный этап – сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;

3) Результирующий этап – обработка полученной информации. Исходя из структуры метода, определяется его хар-ка, которая включает в себя ряд требований, предъявляемых к исходным документам анкетного опроса, к анкетеру, к респонденту и к самому инструментарию (к анкете, опросному листу).

 

24.Социологическая анкета, логика её построения и организационная структура.

Социологическая анкеталогически и структурно-организованная система вопросов, реализация которых направлена на достижение цели и решение задач исследования.

    Анкетный вопрос представляет собой письменное или устное обращение к респонденту, побуждающее его в утвердительной или отрицательной форме реагировать на содержащееся в вопросе высказывание.

Социологическая анкета является универсальным исследовательским инструментарием, обеспечивающим измерение и оценку современного состояния исследуемого явления, которое используется во всех разновидностях анкетного опроса. Методической особенностью социологической анкеты является существование ее внешней и внутренней структуры.

Внешнюю структуру социологической анкеты составляют четыре взаимосвязанных между собой блоков.

1. блок обращения к респонденту.

2. контактных вопросов.

3. блок содержательных вопросов.

4. блок социально-демографических опросов.

Эти блоки характеризуются жесткой последовательностью при разработке анкеты. Каждый блок внешней структуры социологической анкеты обладает своей внутренней структурой, которая характеризуется взаимосвязанными между собой элементами.

I.Блок обращения к респонденту всегда начинается с самого обращения к респонденту, содержание которого опосредуется той респондентской аудиторией, в которой будет проводиться исследование. Например, если респондентская аудитория представляет собой школьный класс, то возможно обращение «Дорогие ребята».  Второй элемент блока заключается в названии социологической организации, которая проводит исследование, а также в более упрощенной постановке проблемы, цели, значимости полученной от респондента информации, уровня использования данной информации. Важно указать, что данное исследование анонимно, и информация будет использована для научных выводов, построения моделей общественного развития. Третий элемент блока составляет инструкцию о специфике заполнения анкеты. В некоторых вопросах оставляется строка для высказывания респондентом своего мнения в любой форме. Четвертый элемент составляет указание полного адреса и номера телефона организации, проводящей исследование для того, чтобы респонденты смогли связаться с руководителем организации для выражения своих взглядов, суждений относительно анкеты или проблемной ситуации. Пятый элемент составляет благодарность респондентам за участие в исследовании.

II.Блок контактных вопросов ограничивается двумя вопросами. Они имеют четкую функциональную направленность по выявлению уровня компетентности опрашиваемой аудитории по проблеме исследования. Задача данного блока вопросов заключается в создании благоприятного отношения респондентов к проблеме исследования, которое всегда выражается в надежности и достоверности той информации, ради которой проводится исследование. Другая задача заключается в формировании эффективного социально-психологического взаимодействия социолога и респондента, поэтому контактные вопросы всегда должны обладать достаточно универсальным смысловым содержанием, и, как правило, носить полузакрытый характер своего создания.

III.Блок содержательных вопросов является основополагающим при исследовании любой социальной проблемы. Его модель отражает уровень существующего научного знания, профессионализма в формировании инструментария.

IV.Блок социально-демографических вопросов («паспортичка») отражает универсальные эмпирические признаки объекта исследования, к которым относятся:

1. социально-демографические признаки;

2. социально-профессиональные признаки;

3. региональные признаки;

4. социально-статусные признаки;

5. временные признаки;

6. все остальные признаки, зависящие от специфики проблемы исследования, ее цели, задач и гипотез.

Логика построения анкеты

Упорядоченная логика – постадийное развертывание вопросов по порядку:

1) Фильтрующий вопрос – исключают ненужных респондентов / вычленяют из общей аудитории тех, чье мнение имеет особую значимость для исследования.

2) Мотивирующий вопрос – побуждает к ответу (блок вопросов).

3) Основные содержательные вопросы.

Недостаток упорядоченной логики:

Эффект наведения – свойство ответов на предыдущие вопросы определять ответы на последующие вопросы.

Хаотичная логика – вопросы упорядочены только в соответствии с их внешним смыслом.

1 – вопрос-фильтр

2 – мотивирующий вопрос (ок.10 шт.)

3 – служебные вопросы-связки

4 – основной вопрос 1

5 – уточняющий вопрос к 1

6 – служебные вопросы-связки

7 – основной вопрос 2

8 – уточняющий вопрос к 2

Недостаток хаотичной логики:

Увеличение объема анкеты из-за необходимости использования служебных вопросов-связок.

Особенности организации построения большой анкеты:

1. Необходимо начать с первого мотивирующего вопроса, который затрагивает личный интерес респондента.

2. Начальный блок анкеты строится от простых вопросов к сложным. В конце начального блока ставится основной вопрос. Потом идут тематические блоки вопросов. Между начальным и последующими блоками ставятся вопросы-переключатели.

3. Заключительный блок состоит из простых вопросов.

4. Заканчивается все паспортичкой.

Паспортичка – в конце для снятия эффекта вторжения – отрицательного отношения к вопросам личного характера (зарплата и др.) как вторжению в личную жизнь.

 

25.Классификация видов анкетных вопросов. Основные принципы и правила проектирования анкеты.

Содержательный блок обладает своей внутренней структурой, в которую входят три типа содержательных вопросов:

1) по содержанию

По форме

По функциям

I.Вопросы по содержанию необходимо разделить по определенным критериям:

· все содержательные вопросы в обязательном порядке должны в своем смысловом содержании отражать, во-первых, специфику современного состояния проблемы, во-вторых, цель исследования, его содержательные задачи и гипотезы, в-третьих, мнения респондентов об исследуемой проблеме исследования

·  выявление мнений и оценочных суждений респондентов о тех причинах, которые способствовали возникновению и распространению данного социального явления, а также о тех социальных предпосылках, которые выступают в качестве питательной среды распространения данного социального явления и о последствиях этого распространения

·  в содержательных вопросах должно находить отражение стремление социолога выявить мнения респондентов о способах, средствах и методах снижения негативного воздействия данного социального явления на жизнь общества и эмпирического объекта.

Характерной особенностью содержательных вопросов является их содержательная конфигурация, которая отражает тот факт, что одни и те же содержательные вопросы, расположенные в разной последовательности анкеты дают разную социальную информацию. Поэтому при распределении вопросов следует иметь в виду тот факт, что первые вопросы содержательного блока характеризуются простотой для восприятия и оценки их содержания респондентской аудиторией, а максимально сложные и значимые для достижения целей и решения задач вопросы, как правило, располагаются в центре блока, и только после них начинается постепенное снижение сложности вопросов, которые в конце содержательного блока характеризуются своей упрощенностью. Важной особенностью содержательного блока является принцип равенства смыслового содержания вопросов анкеты, который исключает доминирование смыслового содержания одного вопроса над другим.

II. Вопросы по форме необходимо разделить на четыре типа: 1)закрытые; 2)полузакрытые; 3)открытые; 4)прямые/косвенные.

Они всегда обладают функциональной направленностью, и выбор приоритетной формы зависит от специфики самой проблемы, цели и задач исследования.

Закрытые вопросы социологической анкеты представляют собой письменное обращение к респонденту, направленное на выявление его индивидуальных взглядов и суждений с помощью разработанной социологом системы альтернатив (ответов на вопрос), которые максимально ограничивают свободу самовыражения этого респондента. Однако социологи прибегают к наполнению социологической анкеты только закрытыми вопросами при проведении определенных типов анкетирования. Например, при проведении массовых опросов, экспресс опросов, телефонных опросов.

Это связано с тем, что закрытые вопросы обладают рядом преимуществ:

1) максимально упрощают работу респондента с анкетой

2) фактически минимизируют работу технических сотрудников, то есть анкетеров

3) обеспечивают практически стопроцентное заполнение анкеты

4) дают возможность быстрой обработки и анализа информации.

Однако закрытые вопросы имеют и ряд недостатков:

1)они часто являются источником значительного процента искаженной информации за счет неверного восприятия смыслового содержания вопросов анкеты, недостаточного уровня компетенции и информированности аудитории, из-за отсутствия личного интереса респондента к исследуемой проблеме, по причине намеренно ложной информация, из-за социальной апатии и наплевизма

2)блокируют выражение личностных взглядов и суждений респондентов, в результате чего получается стандартная типичная информация, отличающаяся от реальных мнений респондентов.

Полузакрытая форма вопросов - это смысловая конструкция, которая, кроме системы альтернатив, всегда сопровождается пустой строкой, предоставляя респонденту возможность выразить свое личное мнение.

Закрытые и полузакрытые вопросы обладают рядом особенностей, которые проявляются в существовании определенных разновидностей вопросов.

Во-первых, это вопросы дихотомического плана, которые характеризуются двумя крайними оценочными позициями (да/нет).

Во-вторых, это вопросы шкального типа, которые направлены на измерение интенсивности оценочных суждений респондентов и представлены в виде табличной формы. Как правило, они трудны для восприятия респондентов, поэтому обязательно должны предваряться указаниями по заполнению.

В-третьих, альтернативные вопросы, которые предоставляют возможность респонденту выбора только одной позитивной или негативной позиции. Они также сопровождаются инструкцией по заполнению.

И в-четвертых, это вопросы-меню, которые предоставляют респонденту возможность выбрать из многообразия суждений, разработанных социологом, несколько позиций, которые максимально отражают его личное мнение.

Прямые анкетные вопросы («вопросы в лоб») воспринимаются респондентами как стремление исследователя выявить его личное мнение. Прямые вопросы часто остаются без ответа или с ответами не по существу дела. Однако, если социологу необходимо включить в анкету прямой вопрос, он разделяет этот вопрос на ряд детализированных, которые размещаются в тематических блоках. Прямые вопросы могут также заменяться косвенными, которые нивелируют подозрительность респондента, так как ответ на вопрос вычленяется из вопросов косвенного характера.

Открытые вопросы - это смысловая конструкция, которая никогда не сопровождается системой альтернатив и отражает другую психологическую основу ответов на вопрос, нежели та, которая сопровождает работу респондента при ответе на закрытые и полузакрытые вопросы. Отвечая на открытый вопрос, респондент выражает собственную точку зрения, что позволяет социологам получить информацию, отражающую многообразие представлений об изучаемой проблеме.

Открытые вопросы вводят в структуру содержательного блока, когда:

· неизвестен уровень информированности респондентов по проблеме исследования

· социологи не получили достаточных знаний по проблеме исследования

· проблема не представлена широко в жизнедеятельности общества, а носит латентный характер

· нет четкой информации о социальной значимости проблемы и вызванных ею изменениях

· социологам недостаточно известно о степени личной заинтересованности эмпирического объекта в исследуемом явлении.

 

Открытые вопросы обладают комплексом сложностей:

Во-первых, мнения респондентов отражают большой веер разброса высказываний, которые подлежат группировке по различным основаниям;

Во-вторых, трудность процесса кодировки, обобщения и обработки ответов, однако именно ответы на открытые вопросы позволяют исследователям вводить элементы новизны в существующий круг научных знаний;

В-третьих, сложный процесс анализа ответов, требует наличие в исследовательском коллективе опытных в этой области социологов.

Открытые вопросы имеют и свои достоинства:

1)позволяют получить первичную социологическую информацию, которая часто не отражена в научных источниках, а также эксклюзивную информацию;

2)информация, полученная благодаря открытым вопросам, позволяет выявить социальные предпосылки и причины возникновения и развития данного социального явления в жизни общества.

III.По функциям вопросы делятся на:

1. вопросы-фильтры, которые обладают четкой функциональной направленностью, проявляющейся в том, что позволяет социологу из общей совокупности опрашиваемых респондентов вычленить определенную группу респондентов, мнения и оценочные суждения которых представляют определенный интерес для выявления специфики современного состояния социального явления. Вопрос-фильтр предваряется инструкцией, которая подсказывает, кому и каким образом необходимо заполнить вопрос. Пример: «На следующие вопросы отвечают студенты, которые проживают в общежитии». Переход от вопроса-фильтра к последующим вопросам также сопровождается указанием респонденту. Например: «На остальные вопросы анкеты отвечают все респонденты».

2. контрольные вопросы, которые обладают функциональной направленностью, связанной с тем, что они позволяют выявить характерные признаки достоверной информации, отражённой респондентом в содержательных вопросах. Но для того, чтобы респондент не догадался о проверке надежности ответов, контрольные вопросы формулируются путём использования другой фразеологии и помещаются в иной тематический блок.

3. социально-психологические вопросы, которые разрабатываются в анкете, чтобы изменить тематику разговора. Например, «А теперь ответьте на вопросы о вторичной занятости студентов дневного отделения».

 

26.Телефонный, почтовый и прессовый опросы: возможности и специфика реализации.

Телефонный опрос – разновидность анкетного опроса, проводимая посредством телефона. Он стал использоваться в послевоенный период, как методика разрабатывался в Чикагской школе. В нашей стране стал использоваться в эпоху расцвета эмпирической социологии в 70-е годы из-за повсеместной телефонизации.

При проведении телефонного опроса необходимо выполнять ряд обязательных требований:

1. Анкета должна содержать не более 12-14 вопросов. Она должна ориентироваться на ту категорию людей, в которой проводится опрос.

2.Вопросы должны быть закрытыми и содержать не более 4 альтернатив ответа.

3. Все вопросы должны быть выстроены исследователем по определенной жесткой логической цепочке и поэтому, во время проведения опроса анкетеру запрещается менять порядок их предъявления респонденту.

4. Анкета не должна содержать провокационных вопросов.

5. Содержание вопросов должно быть изложено доступным терминологическим языком.

6. Опрос происходит в строгих временных рамках – с 18.00 до 21.00.

7. Опрос одного респондента должен занимать не более 15 минут.

Проведение телефонного опроса можно разбить на два этапа: подготовительный и этап непосредственного проведения опроса. На первом этапе создается организационно-управленческая база проведения опроса, ставятся цели опроса, уточняется алгоритм проведения. Выборка является простой, случайной, одноступенчатой, которая всегда производится исследователем при недостаточном знании проявлений проблемы в обществе и реакций эмпирического объекта.

Как правило, такие опросы проводятся регулярно через опре­деленные интервалы времени или, как еще говорят, волнами (на­пример, GfK— USM-омнибус представляет собой количественный, ежемесячный тип исследования). Отбор респондентов часто осу­ществляется по принципу случайного маршрута. Изменения в выборке проводятся согласно пожеланиям клиентов (например, домохозяйки, работники сельского хозяйства, мужчины, женщи­ны, группы с высоким доходом и т.д.).

Достоинства:

Ø Он дешевле других видов опроса

Ø Краткосрочность проведения

Ø Позволяет получить оперативную информации, характеризующуюся значительным уровнем непредвиденности

Ø Существует возможность повторного телефонного опроса

Недостатки:

Ø В телефонном опросе не участвуют люди, у которых отсутствует доступ к телефонному узлу.

Ø Телефонный опрос как таковой является вмешательством в жизненное пространство респондента, зачастую вызывает неодобрение и недовольство.

Ø Получение искаженных, формальных ответов.

Ø Частый отказ от участия в опросе. Ограниченный интервал работы с респондентом

Ø Сложность восприятия и интерпретации анкеты на слух, тратится время и усилия на корректировку и разъяснение непонятых вопросов.

Ø Высокий процент нерепрезентативной информации, связанный c нарушением возрастного ценза или формальностью.

Для повышения уровня достоверности и надежности полученной с помощью этой разновидности анкетного опроса, его следует совмещать с другими методами, например, опросом экспертов.

Почтовый опрос.

Почтовый опрос был эффективным способом сбора информации на протяжении сер. XIX всего XX столетия. Он позволял получить информацию от различных регионов.

Почтовый опрос – вид заочного анкетного опроса, при котором анкета распространяется по почте, по специально подобранным адресам. Почтовый опрос – форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект, и получении на них ответов по почте. 

Не требует большого штата интервьюеров, но требует профессионального подхода к созданию выборки. Обязательные требования данного метода и особенности инструментария:

§ Тщательный, многоаспектный и многоразовый пилотаж проекта анкеты;

§ Инструкция к ее заполнению;

§ Шифровка конвертов;

§ Анкета должна обладать жесткой структурой. Вопросы в основном носят полузакрытый и закрытый характер, мало открытых вопросов.

§ Нужно учитывать эстетическую составляющую анкетного опроса. Вопросы должны сопровождаться иллюстративным материалом.

§ Нельзя загромождать анкету вопросами о материальном положении. 

§ Более широкая фразеология вопросов. Респонденты очень недоверчиво относятся к анонимности, поэтому нужно указать принцип, по которым респондент попал в выборку.

§ В конверт вкладывается письмо к респондентам, заверение в конфиденциальности информации, чистый конверт с маркой и адресом организации, которая проводит опрос.

§ Напоминание респондентам о необходимости возврата заполненной анкеты (телефоном, почтой и иными средствами).

Достоинства:

Ø позволяет охватить опросом населенные пункты, куда анкетерам невозможно добраться;

Ø иметь дополнительную информацию, корректирующую данные, произведенные любым иным методом;

Ø позволяет получить ответы на вопросы деликатного и интимного характера

Ø Отсутствует необходимость привлечения большого количества социологов

Ø Позволяет респондентам высказать свое мнение

Недостатки:

Ø Низкий уровень и длительный срок возврата анкет.

Ø Варьирующаяся репрезентативность. Смещение выборки, которое невозможно проконтролировать.

Ø Неизбежная выбраковка анкет.

Ø Отсутствие контроля за заполнением анкет. Значительный уровень группового заполнения анкет.

 

Прессовый опрос – разновидность анкетного опроса, осуществляющаяся посредством публикации анкеты в периодической печати

Используется, чтобы получить несколько видов информации:

Ø выявление мнений читателей о качестве информации (газеты, журнала и т.д.), уровне удовлетворённости, о тех требованиях и желаниях, которые высказывают респонденты об изменении информации

Ø мнении избирателей о кандидатах перед началом предвыборной компании или во время ее проведения.

Ø реакции различных социальных групп населения и выявление общественного мнения на изменение экономических, политических, социальных или иных условий.

Каждое периодическое издание имеет свою аудиторию, имеющую определенный социальным статусом, значит по результатам прессового опроса, проведенного одним изданием, невозможно обоснованно делать вывод о состоянии общественного мнения. Таким образом, существует необходимость в одновременном проведения прессовых опросов по одной и той же анкете в изданиях, имеющих качественно различные аудитории. Отступление от данного принципа приводит к разного рода идейно-политическим спекуляциям после проведения прессового опроса.

Основные его преимущества заключаются в оперативности, массовости, экономичности, откровенности респондентов, обусловленной добровольностью их участия в опросе.

Главные недостатки данного метода сбора информации в его низкой репрезентативности, невысоких показателях возврата заполненных анкет, усугубляемых их большой выбраковкой, малочисленностью вопросов, ограниченной возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных контрольных и фильтровочных вопросов, достаточно высокой вероятностью влияния на ответы респондента других лиц.

Существует ряд обязательных требований:

1. Предварительная апробация (пилотаж) среди всех качественно различных групп читателей данной периодического издания.

2. Доступная формулировка вопросов, подробная инструкция к заполнению анкеты.

3. Использование шрифтов различного типа при публикации для выделения смысловой структуры анкеты.

4. Публикация результатов опроса.

 

27.Методология и методика исследования общественного мнения.

Общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое (или явное) отношение к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей;

- выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов,

- насаждает определенные нормы общественных отношений;

- действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных социальных групп. Активность и значение общественного мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития экономической культуры, демократических институтов и свобод.

- Общественное мнение находит выражение в выборах органов власти, средствах массовой коммуникации, опросах населения и др. (Энциклопедический словарь)

 

Раньше для измерения общественного мнения использовался метод наблюдения. К примеру, исследовательский проект "Общественное мнение" (рук. исследования Б. А. Грушин).* В числе одного из каналов выражения обще­ственного мнения были выделены собрания. Для регистрации данных использовалась картотека наблюдения, включающая 9 различных бланков оценки.

(По Девятко) Существует и «модель Гэллапа», для которой характерны следующие признаки:

1) общенациональный характер;

2) отбор из генеральной совокупности всех лиц, достигших избиратель­ного возраста;

3) максимальная приближенность времени проведения опроса ко време­ни выборов или референдумов;

4) среднее число респондентов в выборке — 2000 человек;

5) случайный или квотный характер выборки;

6) использование стандартных вопросников и личное интервьюирование каждого респондента по месту жительства;

7) «закрытый» характер вопросов;

8) сбор индивидуальных, неагрегированных данных (каждое наблюде-ние может быть соотнесено с конкретным индивидуумом в выборке).

Но отклонения от нее происходят часто.

       Всероссийские опросы в ФОМЕ и в ВЦИОМЕ.

Область применения: Количественное изучение общественного мнения на темы: выборы, политика, экономика, социальная сфера, культура, СМИ, уровень и образ жизни, изучение рынка товаров и услуг и другие.

Выборка: Для опросов используется многоступенчатая стратифицированная территориальная случайная выборка.

На I ступени происходит вероятностный отбор административных районов.

На II ступени – отбор населенных пунктов или избирательных участков внутри районов. На III ступени – отбор домохозяйств маршрутным методом. В домохозяйстве отбирается один человек с применением квот по полу, возрасту и образованию. Опрашиваются люди в возрасте от 18 лет и старше.

Объем выборки: а) Половинная репрезентативная выборка (один опрос): 2000 респондентов в 105 населенных пунктах 43 субъектов РФ. б) Полная выборка (по результатам двух опросов): 4000 респондентов в 205 населенных пунктах 64 субъектов РФ всех экономико-географических зон России. Опрос проходит на всей территории России в режиме личного интервью (face-to-face), которое проводится по месту жительства респондента.

 

Существует практика объединения в одной анкете различных тематических блоков, что позволяет опросить респондентов сразу по нескольким темам, — так называемые анкеты-омнибусы. Это как бы сборник вполне самостоятельных коротких анкет.

При небольших затратах омнибус позволяет достаточно оперативно получить информацию относительно социально-политической и экономической ситуации в России. Для того чтобы погасить статистические ошибки, приходится чрезмерно увеличивать объем выборки. Размеры выборки — от 1000 до 3000 респондентов, сфера ох­вата — от 20 до 60 точек (городов). Чем шире охват аудитории, тем гетерогеннее должна быть вы­борка. Отсюда следует, что формулировки вопро­сов должны быть более простыми. Опрос­ный лист формируется путем добавления эксклюзивных вопросов различных заказчиков к стандартной «паспортичке». Опрос такой может проводится специально подготовленными интервьюера­ми в компьютеризированной системе телефонных опросов — CATI { Computer Assisted Telephone Interview).

Изучая общественное мнение, социолог так до конца никогда и не узнает, направлены ли проводимые исследования на пони­мание феномена, каковым является общественное мнение, или они лишь воспроизводят это мнение.

 

28.Документ как источник социологических данных. Виды документов. Традиционный анализ документов в социологическом исследовании.

Существует несколько определений понятия «документ»:

Документ – это:

· специально созданный предмет для передачи и хранения информации, зафиксированной в тексте, пленке, дискете и т.п.

· средство закрепления информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека.

· зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

В структуре методической стратегии существует определённая приоритетность в обосновании применения методов первичной социологической информации. В связи с этим, независимо от вида социологического исследования первым методом сбора первичной информации всегда является метод анализа документов, который отражает многообразие источников научно-теоретической базы по проблеме исследования.

 

Документы содержат сведения о процессах и результатах деятельности отдельных индивидов, коллективов, групп населения и общества в целом, поэтому документальная информация представляет большой интерес для социологов. В ходе исследования они изучают множество видов документов –государственные и правительственные акты, статистические сборники и материалы переписей, ведомственные документы, художественные произведения и научные публикации, прессу, речи политических лидеров, письма представителей всех слоев населения.

Виды документов классифицируются по многим основаниям. В зависимости от технических средств фиксации информации документы делятся на письменные (все виды печатной и рукописной продукции), иконографические (видео-, кино-, фото-документы, картины, гравюры и т.п.), фонетические документы, рассчитанные на слуховое восприятие (радио- и магнитофонные записи, грампластинки).

Активно развиваются новые формы носителей документальной информации: микрофильмы, микрофиши, магнитные ленты и диски для ЭВМ.

В зависимости от авторства различают официальные документы и документы личного происхождения. Официальными называют документы, «созданные юридическим или официальными (должностными) лицами, оформленные или удостоверенные надлежащим образом». Документами личного происхождения называют документы, созданные отдельными лицами и не являющиеся официальными. Широко известна классификация документов по содержанию: правовые, исторические, технические, экономические, педагогические и т.д.

В зависимости от методов, лежащих в основе анализа документов, выделяют два его вида: «качественный» (неформализованный, традиционный, классический) и «количественный» (частотный, формализованный).

  Качественный анализ документов – это метод качественного анализа, под которым понимаются умственные операции по интерпретации, пониманию сути информации, содержащейся в документальных материалах.

Традиционные методы анализа содержания документов включают обычное «понимающее» восприятие текста (изображения, звука); выделение смысловых блоков идей, утверждений в соответствии с целями анализа. Традиционный анализ представляет собой совокупность определённых логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала и позволяет преобразовать первоначальную форму содержащейся в документе информации в форму, интересующую исследователя (аналитика).

Традиционный анализ является самостоятельным, творческим процессом, зависящим от:
1) содержания и направленности исследуемого документа;
2) условий, целей и задач проводимого исследования;
3) научной квалификации, богатства опыта и творческой интуиции исследователя (в этом случае он таит в себе возможность субъективной оценки и интерпретации изучаемого документа).

Различают внешний и внутренний традиционный анализ:

Внешний анализ предназначен для установления вида документа, формы, времени и места его появления, автора, цели создания, надёжности и достоверности, его контекста. Фактически основные его компоненты входят в состав библиографического описания документа. Пренебрежение таким анализом может привести к неверному толкованию содержания документа.

Внутренний анализ ориентирован на исследование содержания документа. Отмечается, что анализ документа в рамках этого метода представляет самостоятельный творческий процесс, зависящий от формы и содержания исследуемого документа, целей и условий проведения исследования, опыта и творческой интуиции исследователя. Примером такого анализа является аннотирование документов.

Основная слабость данного метода – субъективность, ибо любая интерпретация документа исследователем в большей или меньшей степени субъективна.

 

29.Контент-анализ в социологическом исследовании. Особенности осуществления. Программное обеспечение контент-анализа.

Попытки избавиться от субъективности традиционного анализа привели к появлению формализованных, количественных методов анализа документов – к контент-анализу.

Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном.

Контент-анализ – это перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой.

Контент-анализ обычно применяется при наличии обширного по объему и несистематизированного текстового материала. Эта методика является особенно полезной в тех случаях, когда категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах, а также тогда, когда большое значение для исследуемой проблемы имеет сам язык изучаемого источника информ


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.