Блок: Методология социологического исследования — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Блок: Методология социологического исследования

2019-12-21 596
Блок: Методология социологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.Социологические исследования в системе социологического знания. Понятие методологии и методики социологического исследования. Этапы социологического исследования.

Социологическое исследованиенаучно-обоснованная система теоретических,методических, аналитических и организационных процедур, поэтапное осуществление которых позволяет социологу получить новое научное знание о современном состоянии изучаемой социальной реальности. (квиткина)

Под методологией социологического исследования понимает­ся система закономерностей и принципов, логических прие­мов и правил построения теоретических и методических дейст­вий по познанию социальных явлений.

Любая система представляет собой совокупность взаимосвязан­ных элементов. Методология социологического исследования явля­ется научной системой и ее можно разделить на две взаимосвязанные составляющие, охватывающие социологическое исследование от его замысла до получения научного результата, — на систему теорети­ческих действий или теоретическое построение социологического исследования и систему методических действий или методическое построение социологического исследования, его методику.

1) Система теоретических действий по построению социологиче­ского исследованияпредставляет собой совокупность взаи­мосвязанных приемов и процедур построения понятийной модели социологического анализа исследуемой проблемы и перевода ее на эмпирический уровень анализа.

2)Результаты теоретических действий выступают в качестве основы проведения социологического исследования. Они служат отправной точкой для осуществления второго этапа исследования — системы методических действий

Система методических действий, или методика социологиче­ского исследования, — это совокупность взаимосвязанных методов и приемов их использования для получения и обобще­ния эмпирических фактов о состоянии исследуемого явления. Она включает выбор и обоснование методов измерения системы показателей изучаемого явления, технику использования этих мето­дов, способы обработки, анализа и обобщения полученных эмпири­ческих данных.

 

Объект методологии социологического исследования — это те социальные явления, которые изучает социология как наука: закономерности функционирования и развития общества как социальной системы, составляющих его социальных общно­стей, социальной структуры, социальных институтов и про­цессов, массового поведения и социальных взаимодействий людей, структуры их сознания.

 

Этапы социологического исследования:

1.Выбор исследуемой проблемы: выбор проблемы, достойной изучения и подходящей для исследования с помощью научных методов.

2.Обзор литературы: обзор существующих теорий и исследований по теме.

3.Построение гипотезы: определение методов проверки гипотезы: эксперименты, опросы, наблюдения, изучение существующих результатов и исторических свидетельств, или указанные процедуры в различных сочетаниях.

4.Пилотажное исследование: апробация выбранных методик на небольшой части выборки, корректировка и внесение поправок в программу исследования.

5.Сбор данных: сбор и регистрация данных в соответствии с особенностями исследовательского проекта.

6.Анализ результатов: поиск значимых связей между фактами, выявившимися в ходе исследований.

7.Выводы: определение результатов исследования, выявление более широкого смысла работы и наметка направлений будущих исследований.

 

2.Исследовательские парадигмы: принципы и схема исследовательских процедур.

 

Т. Кун определял понятие парадигмы в работе «Структура научной революции»как признанное всеми научное дос­тижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Смена пара­дигмпредставляет собой научную революцию.

Исследовательская парадигма предлагает определенный взгляд на способ получения знания о ре­альности, а теория служит основой для конструирования методоло­гии исследования в рамках данной парадигмы и объясняет получен­ные результаты.

Чтобы правильно определить стратегию соц иссл, надо понять, в какой парадигме следует работать.

Позитивизм и неопозитивизм

       Позитивистский подход состоит в использовании исходных по­нятий, являющихся обобщением частных явлений. В рамках этого подхода объяснение в социологическом исследовании должно быть формализовано в виде дедуктивной модели (переход от общего к частному). Пример: Схема перехода от общего понятия «качество жизни» к его частным проявлениям: качество жизни ->качество среды обитания, качество условий проживания, качество коммуникационного обеспечения.

Критика позитивизма за отождествление природного и социального и механический перенос принципов познания естественных наук на социальные. à неопозитивизм (признание свободы воли действующего субъекта и того, что причинные законы носят вероятностный, а не детерминистский характер).

Неопозитивистская модель социологического исследования – это гипотетико-дедуктивная модель, которая построена в виде процесса нисхождения от исходных теоретических понятий к эмпирически проверяемым «базисным» предложениям.

Номинализм

Попытка преодоления ограничений неопозитивистской модели. Согласно номинализму, все явления уникальны, нет никакой надындивидуальной реальности. Общество – сумма отдельных индивидов. Все обобщающие понятия не имеют никакого бытийного содержания и сводятся только к словам. Принцип познания, используемый в номиналистском подходе, выражается в переходе от частного к общему, т. е. имеет ин­дуктивно-эмпирический характер. Пример: Схема перехода от частных проявлений «качество жизни» к общим понятиям: денежное состояние, движимое и недвижимое имущество->материальное положение индивида.

Логическая схема: проведение исследования и обобщение результатов -> формулировка утверждения о взаимосвязи наблюдаемых переменных -> построение теоретической модели, в камках которой формулируется общая закономерность, дающая описание причинной связи между явлениями.

Эта модель может быть единственно применимой тогда, когда ничего не известно об исследуемом явлении, отсутствуют теоретические разработки, позволяющие объяснить его существование. Критика номиналистического подхода осуществляется по не­скольким взаимосвязанным направлениям. Во-первых, номиналист­ский подход утверждает механистическое понимание общества. Этот подход неправомерно сводит общество к сумме отдельных индиви­дов, отрицает его системную природу, атомизирует общественные явления. Во-вторых, номиналистский подход сводит закономерности существования целого к механической сумме закономерностей су­ществования единичного.

Интерпретативизм

В основе – утверждение об онтологическом различии природы и общества. В природе нет хорошего или плохого, а в обществе есть (ввиду наличия духовного бытия). => позитивистские методы исследования ошибочны.

Интерпретативистская модель – это «понимающая» модель исследования, которая представляет собой прямое постижение социальной реальности в ходе процесса поиска «правильного» языка толкования ее смысла и общего понимания ее значения.

Принципиальное отличие общества от природы заключается в ду­ховном бытии общества, которое требует других способов познания, качественно отличающихся от методов естественных наук.

Интерпретативистская парадигма исследования основывается на том, что социальный мир населен человеческими существами и состоит из значений, смыслов, которые отсутствуют в материальном, природном мире.

В рамках интерпретативистской парадигмы познания сформули­рован ряд исходных принципов исследования: Соц действия состоят из ситуативных толкований => объективных законом не существует. Мы замкнуты в мире дискурса. Общество есть род текста, который мы в разное время читаем по-разному. Задача исследователя – найти правильный язык толкования смысла происходящего.

Процесс исследования в соответствии с интерпретативистской парадигмой базируется на «методологии понимания» — исследова­тель и исследуемый должны найти правильный язык толкования смысла происходящего, с помощью которого они приходят к общему пониманию значения того, что с ними происходит.

Данная прадигма сводит соц реальность к языку, в результате чего исчезает объективная реальность, которая от языка не зависит. Интерпретативизм расширяет возможности соц науки при исследовании структуры сознания людей, влияния идеальных смыслов на реальные соц действия людей.

Многопарадигмальный подход к соц исследованию – это совмещение различных парадигм и теорий, способов описания и объяснения одних и тех же соц явлений для получения многоуровнего знания.

 

3.Программа социологического исследования, её функции, этапы разработки и реализации.

Программа социологического исследования – это совокупность действий по теоретическому обоснованию и методическому обеспечению получения и обобщения эмпирических данных об исследуемом явлении.

       Программа социологического исследования выполняет ряд функций.

1.Общенаучная функция программы социологического исследо­вания состоит в том, чтобы посредством определения процедуры его проведения обеспечить реализацию принципов универсализма и организованного скептицизма.

Универсализм — это требование рассматривать явления природы как одинаковые повсюду и понимать истинность утверждений как не зависящую от утверждающего.

Организованный скептицизм — это требование систематиче­ского опровержения установленных обобщений, поиск таких фактов, которые им противоречат.

2.Теоретическая функция программы социологического исследо­вания заключается в упорядочении и описании действий — в соот­ветствии с принятыми теоретическими подходами и установленными научной логикой нормами их применения — по разработке концепции И понятийной модели, обеспечивающих научно обоснованное полу­чение и объяснение эмпирических данных об исследуемом социаль­ном явлении.

3.Методическая функция программы социологического иссле­дования состоит в упорядочении и описании действий — в соответ­ствии с научно обоснованными требованиями социологического измерения — по получению эмпирических данных об исследуемом социальном явлении.

4.Аналитическая функция программы социологического исследо­вания состоит в упорядочении и описании действий по обобщению эмпирических данных об исследуемом социальном явлении и их представлению.

       Структура программы социологического исследования — это логическая последовательность взаимосвязанных этапов и состав­ляющих их процедур исследования социального явления.

Содержание и структура программы СИ зависят от главной цели исследовательской деятельности. С этой точки зрения выделим наиболее часто используемых два типа исследований:

1. Теоретико-прикладные исследования, цель которых – содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.
2. Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки.

 

Программа социологического исследования включает подробное, четкое завершенное изложение следующих узловых моментов:

методологической части (формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования) и

методической части (определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки).

Программа социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы:
1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий);
2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных);
3) организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.).


Программа социологического исследования имеет как внешнюю, так и внутреннюю структуру:

1. Вводная часть программы включает обоснование актуальности темы социологического исследования, определение научной разрабо­танности, объекта и предмета, цели и задач, теоретических и эмпири­ческих основ исследования, методов получения эмпирических дан­ных, их обобщения и представления, определение научной новизны и практической значимости результатов исследования.

2. Теоретическая часть программы включает обоснование концеп­ции исследования, концептуализацию объекта и предмета исследова­ния, операционализацию концептуальных понятий, определение пе­ременных и их типологизацию, построение объяснительной модели, формулировку гипотезы-основания.

3. Теоретико-методическая часть программы включает построе­ние показателей и формулировку гипотез-следствий исследования, формирование методической стратегии исследования, обоснование методов анализа и обобщения результатов измерения, конструиро­вание индикаторов и их измерительных шкал, формулировку ин­струментальных вопросов исследования, оформление инструмента измерения, проектирование выборочной совокупности, обоснование процесса организации «полевого» исследования, обоснование про­цесса публичного представления его результатов. В социологическом исследовании применяются следующие методы:

•Метод сбора

•Метод обработки

•Метод анализа
4 Аналитический раздел:
1. Отражение информационно-технических, психологических сложностей. А также причины выбраковки анкет. 2.Статистистический анализ основных показателей эмпирического объекта4. Верификация гипотез.5. Разработка научнообоснованных выводов, практических рекомендаций и социальных прогнозов.

 

4.Социальная и научная проблемы в социологическом исследовании: содержание и способы выявления.

Социальная проблема (в широком смысле) – несоответствие между действительным и желаемым состоянием явления, препятствующее развитию как отдельных индивидов, соц групп, так и общества в целом.

Выявить социальную проблему – значит определить то, что лежит в ее основе, выявить причину этого несоответствия, раскрыть социальное противоречие, заключенное в рамках исследуемого явления.

Социальное противоречие возникает как результат недостаточности ресурсов и неравного доступа к объектам и способам удовлетворения своих потребностей и как результат взаимодействия индивидов, социальных групп и общностей с разнонаправленными, не согласующимися интересами. Чтобы раскрыть социальное противоречие, необходимо определить те сто­роны явления, которые вступают во взаимодействие, находятся во внутреннем единстве, взаимопроникновении, обусловливают суще­ствование друг друга. Возникновение социального противоречия обусловлено системой социальных отношений, в которых находятся люди.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.