Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2018-01-13 | 407 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Аннотация. В рамках темы раскрывается содержание понятий социальная дезадаптация, девиантное и делинквентное поведение. Даны критерии дифференциации девиантного и делинквентного поведения. Описаны тенденции развития девиантного и делинквентного поведения детей и подростков за последние десятилетия в нашей стране и в мире. Описаны виды девиантного и делинквентного поведения. Проанализированы причины возрастания противоправного поведения в детской и подростковой популяции.
Социальная дезадаптация как нарушение равновесия (дисбаланс) между личностью и обществом) и ее причины. Социальная дезадаптация в деятельностном подходе как трудности освоения новой социальной позицией и новыми видами деятельности и сотрудничества. Успешное решение «задач развития» (Р.Хевигхерст) как профилактика формирования асоциальной направленности личности. Школьная дезадаптация как вид социальной дезадаптации.
Девиантное п оведение (антидисциплинарное, асоциальное) – нарушение соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для семейных и школьных отношений и малых половозрастных социальных групп. Типичными примерами девиантного поведения являются систематическое самовольное уклонение от учебы, уходы из дома и бродяжничество, аддиктивное поведение (зависимость от психоактивных веществ, алкоголизация), ранняя сексуальная жизнь, аутоагрессивное поведение (в том числе суициды). Ранняя сексуальная жизнь находит отражение в снижении возраста сексуальной дебюта на фоне либерализации взглядов общества на половое воспитание детей, изменении ситуации «двойного стандарта» сексуальной жизни для юношей и девушек, росте числа абортов несовершеннолетних и явления подросткового материнства.
|
Девиантное поведение является показателем сбоев процесса социализации. Можно выделить следующие «группы риска» возникновения девиантного поведения применительно к детскому и подростковому возрасту: 1)подростки с трудностями преодоления негативной фазы подросткового возраста; 2) дети из дисгармоничных, асоциальных и неполных семей; 3) дети и подростки с хронической неуспешностью в школе и низким уровнем академических достижений; 4) дети и подростки с неудовлетворенной потребностью в социальном признании группами сверстников и депривацией потребности в аффилиации (изолированные, изгои, дети – жертвы школьного преследования и пр.).
Важнейшими факторами формирования девиаций являются дезадаптация родительской семьи (неполная семья, конфликтная семья, семья с антисоциальной атмосферой), наличие конституциональной предрасположенности и экзогенно-повреждающие воздействия, обуславливающие формирования аномалий характера и личностных нарушений.
Новой девиантной тенденцией является феномен детского нищенства, включающий три основных категории поведения детей: истинное нищенство в связи с резким изменением уровня жизни (войны, террористические акты, утрата близких, проживание с семьей за чертой бедности); принуждение к нищенству взрослыми в корыстных целях; нищенство как добывание денег детьми и подростками из материально благополучных семей с целью удовлетворения собственных интересов.
Неоднозначную оценку получает также феномен ранней коммерциализации подростков и включения их в предпринимательскую деятельность. Фактором риска здесь являются нарушения морального развития подростков и большая вероятность взаимодействия с криминальными слоями.
Девиантное поведение, его виды. Девиантное поведение представляет собой компенсаторное защитное поведение в форме протеста, ухода, реакций тревожности и неуверенности, эмансипации, группировании и пр., обусловленное социальной неуспешностью и нереализованностью (семейной и школьной). Ф.Потаки используется термин «преддевиантный синдром», определяя его как комплекс симптомов – аффективный тип поведения, ориентация на удовольствия, трудности в школе, агрессия, семейные конфликты, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе – который подталкивает подростка к общности с другими сверстниками, имеющими аналогичные признаки (Потаки Ф., 1987). Формирование подростковых и юношеских неформальных групп и объединений в рамках молодежной субкультуры может принять ярко выраженную асоциальную направленность.
|
Термин делинквентное поведение используется, как правило, для обозначения поведения несовершеннолетних правонарушителей, основанное на формировании асоциальных установок (А.Г.Амбрумова, В.В.Ковалев, Н.В.Вострокнутов). Типичными формами делинквентного поведения являются агрессивно-насильственное поведение, в том числе садистические поступки, вандализм, поджоги, деструктивные действия, нарушающие личностную и физическую безопасность людей и сохранность материальных и духовных ценностей; имущественные посягательства, совершенные из корыстных побуждений (кражи, вымогательства и пр.), антисоциальное сексуальное поведение, ранняя наркотизация и совершаемые в связи с этим антисоциальные и противоправные действия.
Рост числа правонарушений и детской и подростковой преступности. При определенной стабилизации и даже уменьшении удельного веса подростковой преступности, общее число преступлений, совершенных подростками растет. Неблагоприятными тенденциями являются возрастание удельного веса тяжких преступлений в общей структуре правонарушений подростков и количества групповых преступлений (их доля в общем числе правонарушений подростков составляет более 60%); «омоложение» преступности на фоне резкого возрастания правонарушителей в возрасте моложе 14-15 лет; рост числа правонарушений, совершаемых девушками, рост рецидивов, в значительной степени обусловленных невозможностью трудоустройства и социальной реабилитации ранее судимых подростков после освобождения. Факторы роста детской и подростковой преступности выступают на общесоциальном, социально-психологическом и психологическом уровне. Важнейшими криминогенными факторами являются общая дегуманизация общества; семейная дестабилизация и неэффективное выполнение семьей функции социализации; несогласованность и неадекватность всех социальных институтов, направленных на решение задач профилактики и предупреждения правонарушений (семья, педагогические коллективы, правоохранительные органы, молодежные объединения и пр.); отсутствие реальных перспектив получения подростками желаемого образования и профессии, обеспечивающий достойный образ жизни в условиях экономического спада общества; негативное влияние на формирование личности подростков антикультуры и субкультуры криминальных кругов и антисоциальных молодежных группировок, романтизация и идеализация криминального образа жизни; юридическая и социальная девальвация принципа неотвратимости наказания применительно к раскрытию преступлений; отсутствие четкой стратегии молодежной политики, детских, подростковых и юношеских общественных объединений и организаций, направленных на решение задач идеологического воспитания, обуславливающие трудности личностного самоопределения и формирования личностной идентичности.
|
Другой неблагоприятной тенденцией является рост детей – жертв насилия, пострадавших в результате противоправных действий, жестокого обращения в семье, террористических актов и военных действий, стихийных бедствий и техногенных катастроф. Посттравматический стресс, нарушения эмоционально-личностного развития, психосоматические нарушения, ограничение коммуникации и контактов, утрата базового доверия к миру, эскапизм, неадекватность стратегий совладания – показания для оказания необходимой психологической помощи таким детям.
Рост аддиктивного поведения, стремительное распространение снижение возрастной границы раннего (подросткового) алкоголизма, распространение наркомании и токсикомании. Факторами риска в развитии аддиктивного поведения подростков являются: острота возрастных кризисов (подростковая школьная дезадаптация); индивидуально-психологические особенности и нервно-психические аномалии личности, в том числе формирование акцентуаций в сензитивном подростковом возрасте; личностная незрелость, включая моральную незрелость; семейный фактор (дисгармоничные типы семейного воспитания, включая гипоопеку, безнадзорность, гиперопеку); неблагоприятная социальная микросреда; нарушения отношений со сверстниками (изоляция, отвержение, отсутствие социального признания); школьная дезадаптация, хроническая неуспешность учебной деятельности, низкая учебно-познавательная мотивация; неадекватные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями.
|
Возрастная и гендерная специфика девиаций.
Вопросы:
1. Назовите сходство и различия между девиантным и делинквентным поведением.
2. Какая возрастная группа, по Вашему мнению, наиболее уязвима в плане риска формирования социальной дезадаптации? Обоснуйте ответ.
3. Что такое «преддевиантный синдром»?
Задания:
1. Воспользовавшись материалами СМИ и Интернет-ресурсами, приведите примеры девиантного и делинквентного поведения детей и подростков.
2. Обсудите в режиме «круглого стола» - как изменилась общая картина социальной дезадаптации детей и подростков за последние 10-15 лет?
3. Составьте план социальных мероприятий, необходимых для резкого снижения удельного веса детей с проявлениями девиантного и делинквентного поведения.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!