История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2018-01-13 | 759 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
На сегодняшний день крайне важным является прогнозирование и предвидение дальнейшего развития ситуации на Северном Кавказе в свете продолжающегося социально-экономического кризиса, политической нестабильности и постоянной угрозы терроризма. Исследователи предлагают широкий спектр будущих сценариев и анализируют условия, повышающие вероятность каждого из них.
Северный Кавказ всегда был наиболее проблемным регионом Российской Федерации. Список угроз, способных дестабилизировать ситуацию в регионе, широк: колоссальные масштабы коррупции, клановая организация политической и экономической жизни, безработица, депрессивная социальная сфера. Воспроизводящая себя бедность, маргинализация широких слоев населения — благоприятная среда для распространения радикальной исламистской идеологии и пополнения рядов террористического подполья, ответом на деятельность которого стал системный беспредел правоохранительных органов. Картину дополняют традиционные кавказские проблемы — многочисленные тлеющие этнические конфликты и остро стоящий в ряде республик земельный вопрос. В этой связи постоянно предпринимаются попытки спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации в регионе и оценить перспективы преодоления и предотвращения нарастания разнообразных угроз.
Ситуация на Северном Кавказе имеет тенденцию к постоянному ухудшению, утверждают эксперты, обращая внимание на жёсткое подавление оппозиционных митингов в Ингушетии, исчезновение людей в Дагестане, общую нестабильность в Чечне, постоянные межнациональные обострения в Пригородном районе Северной Осетии.
В.А. Авксентьев видит четыре возможных сценария эволюции ситуации на Северном Кавказе.
|
Позитивный сценарий: поэтапная конструктивная деэскалация основных региональных конфликтов, снижение уровня социальной напряжённости и последующая постконфликтная реконструкция региона. Однако для развития такого сценария отсутствуют необходимые и достаточные условия, так как на федеральном уровне остается непроработанной последовательная региональная политика, предполагающая грамотное управление национальными процессами, нарастает отчуждение общества от власти, имеется рост протестных настроений, обычно принимающих на Северном Кавказе этническую окраску. В регионе произошла демодернизация экономики, сопровождавшаяся массовым закрытием индустриальных производств, либо существенным сокращением объёмов производства; это привело к возрождению досовременных способов самоорганизации социума - этноклановой структуры. Огромные размеры приобрёл теневой рынок, являющийся питательной средой для коррупции, сохранились факторы, обусловливающие миграционные настроения русских, продолжается политизация ислама, расширяется база приверженцев его радикальных форм, происходит геополитическая переконфигурация кавказского региона, ведётся борьба за расширение влияния на его отдельные части и народы. Вероятность реализации позитивного сценария, по мнению автора, невысокая, неуклонно снижающаяся с весны 2004 г.
Умеренный сценарий - затяжной этнополитический кризис с его классическими атрибутами: стагнация экономики на значительной части региона, деградация демократических политических институтов, эпизодическая террористическая активность, вспышки насилия, отток экономически активного населения, немасштабное сокращение доли русского населения в республиках Северного Кавказа. Наличие условий для реализации сценария - достаточные. Данный сценарий представляется автору наиболее вероятным и может реализовываться в течение неопределённого промежутка времени. Динамика процесса будет зависеть как от развития внутриполитической ситуации в России, так и международной.
|
Негативный сценарий - нарастание и взаимное наложение негативных тенденций 2004 - 2005 гг., рост недовольства как региональной, так и федеральной властями, возникновение массовых протестных движений, кризис региональных властных институтов, рост сепаратистских настроений как реакция на неспособность федерального центра урегулировать ситуацию в регионе, ускоренный отток русского населения не только из республик, но и из Ставропольского края, перерастание локальных конфликтных ситуаций в затяжные конфликты, возникновение и разрастание альтернативных органов власти, активизация политической деятельности в регионе международных, в том числе неправительственных организаций. Наличие условий для реализации сценария представляется автору достаточное. Данный сценарий уступает по степени вероятности умеренному варианту, его вероятность повышается в случае кризисных вариантов развития России в целом.
Алармистский сценарий - резкая эскалация конфликтов, массовое создание альтернативных органов власти, начало военных действий, обвальный отток русского населения из всех республик Северного Кавказа и Ставропольского края, ускоренный - из Краснодарского края, вмешательство иностранных государств, межгосударственных и неправительственных организаций, отторжение центральной и восточной части Предкавказья от России. Наличие условий для реализации сценария недостаточное. Возрастание вероятности сценария может быть обусловлено общим кризисом российской государственности, масштабным экономическим кризисом, полной утратой геополитического влияния России в Закавказье[384].
А. Малашенко обращает внимание на проблему архаизации экономики Северного Кавказа, связанную с недееспособностью современного сектора экономики. Это способствует возрождению традиционных методов ведения сельского хозяйства, развитию откровенно преступных форм деятельности. Одновременно происходит архаизация общества, возрождение тех установок политического сознания населения, которые доминировали в домодернизационную эпоху. Это подтверждается, например, упорным стремлением дагестанцев сохранить традиционную, а не евродемократическую систему республиканского правления, при которой власть строится на традиционном консенсусе между представленными в Государственном совете ведущими этносами республики. В этом же ключе следует рассматривать сохраняющуюся и даже кое-где растущую тягу к использованию на местах традиционных правовых институтов.
|
В свете такой ситуации основной задачей федеральной власти должна стать не столько приостановка процесса архаизации общества, сколько возможность обратить его во благо, то есть использование отдельных его сторон для достижения стабилизации в обществе, предотвращения проявлений экстремизма. Свидетельством этого можно считать апелляцию Центра за поддержкой к приверженцам традиционных для местной культуры ислама тарикатов (суфийских братств) Накшбандийя и Кадирийя против не характерного для Северного Кавказа движения салафитов.
Несмотря на обилие программ, касающихся разрешения общей кризисной ситуации на Кавказе, приходится констатировать, что у Центра нет четкой реалистичной стратегии в регионе. Его рецепты сводятся к набору указаний и призывов типа «предотвратить», «улучшить», «повысить» и т. д. Нет понимания того, насколько Северный Кавказ единый социально-политический регион, насколько в отдельных его фрагментах велика местная специфика.
Альтернативой утверждениям Кремля и местных северокавказских властей, что Северный Кавказ, включая Чечню, является составной частью России, служит мнение, что он скорее призван играть роль буфера между Россией, Закавказьем и мусульманским югом. В частности, такова позиция части русских националистов, которые видят в северокавказских этносах своего рода колонизованные народы, статус которых не может быть полностью приравнен к статусу коренных жителей Российской Федерации. Парадоксальным образом такая позиция созвучна убеждению местных сепаратистов, настаивающих на полном отделении Северного Кавказа от России и подчеркивающих несовместимость их культур, религий и образа жизни[385].
Тизеев О. обращает внимание на ряд негативных тенденций, характерных для Северного Кавказа на протяжении последних лет, определяющих дальнейшее усиление негативного развития ситуации в регионе:
|
1) затяжной характер чеченского конфликта привел к экспорту его деструктивных элементов за пределы республики, к распространению террористической активности;
2) в регионе устойчиво сохраняются тенденции спада в экономике, безработица, депрессия социальных и иных функция государства;
3) происходит трансформация самосознания населения народов Северного Кавказа, связанной с утратой ориентации на Россию, падением авторитета государственной власти РФ, демонтажем нормальной системы социальных ценностей и нормативов;
4) непрозрачные местные элиты не имеют социальной поддержки населения;
5) выборы утратили свое значение как инструмент волеизъявления общества;
6) возникновение вторичной нормативной системы, не связанной с инструментами государственной власти, а основанной на местных кровнородственных традициях и радикальных исламских учениях, чей авторитет постоянно растет и материально поддерживается извне во многом благодаря сохранившейся прозрачности границ;
7) отсутствие эффективных инструментов мониторинга и урегулирования этнических противоречий и конфликтов в силу отсутствия заинтересованности в этом самой федеральной власти;
8) отсутствие инструментов регулирования миграционных процессов как стихийных (скопление беженцев в зонах, прилегающих к территории открытого конфликта), так и текущих – миграция горцев в равнинные районы, миграция русских с Северного Кавказа во внутренние регионы России;
9) нарастающий отток русских, которые являются в регионе социальной базой политической стабильности.
При сохранении и усугублении этих процессов в ближайшее десятилетие Северный Кавказ может превратиться в сплошной очаг нестабильности, где влияние Российской Федерации будет сведено к минимуму. Политическая реальность при таком развитии событий будет определяться воздействием исламских радикалом, умножением террористических актов, угрозой отторжения территории Северного Кавказа. С одной стороны, военное вмешательство федеральных сил в разрешение конфликтов может привести к очередной затяжной войне, с другой стороны, сокращение военного присутствия и отвод войск может привести к фактическим территориальным потерям, так как на современном этапе именно силовые структуры являются в регионе единственным атрибутом государственного суверенитета.
Кутаев Р., бывший вице-премьер в правительстве А. Масхадова, утверждает, что, если российские власти не пересмотрят свою политику на Северном Кавказе, то к 2020 г. он может отделиться от РФ. Несмотря на прекращение боевых действий в Чечне, кризис распространился на весь регион: Теракты, регулярно совершаемые в отношении госслужащих и работников правоохранительных структур в Дагестане, Ингушетии, а теперь и в Северной Осетии и Кабардино-Балкарии, не располагают к благоприятным прогнозам. На Северном Кавказе набирает силу процесс отторжения кавказских народов друг от друга, формирования атмосферы неприятия и озлобленности. В последние годы под видом борьбы с международным терроризмом уничтожаются национальные особенности народов Северного Кавказа. На государственном уровне весьма успешно создан образ бандита-кавказца, террориста-мусульманина. Таким образом, если Проблемы до 2000 года существовавшие в основном в пределах административных границ Чеченской республики не только не разрешены, но довольно быстро распространяются на всей территории Северного Кавказа. Попытки власти решать вопросы исключительно силовыми методами дают обратные результаты: идет отчуждение немалой части населения от общественно-политических процессов, в том или ином регионе с различной интенсивностью. Непонимание власти и населения не оставляют шансов на их взаимодействие.
|
«Мы прогнозируем: если подобная практика отношений федерального руководства к северокавказскому региону в ближайшее время не изменится, то надо ожидать, что в 2015—2020 гг. Северный Кавказ, где будет царить хаос и ненависть народов друг к другу, будет выдавлен за границы российского государства. Поэтому уже сегодня международное сообщество должно уделить пристальное внимание этому региону. Размывая традиционный для народов Кавказа уклад жизни, формы взаимоотношения, образ мышления, федеральное руководство взамен ничего не предлагает. В то же время джамааты из разных республик взаимодействуют и ищут, и, скорее всего, найдут пути объединения, так как у них есть общая идеология. Очевидно, коррумпированная сверху донизу власть неспособна что-либо противопоставить им»[386].
В настоящее время специалисты по проблемам Северного Кавказа сходятся во мнении, что для региона специфичны многочисленные угрозы в различных сферах, реализация которых в краткосрочной и долгосрочной перспективах с тяжелейшими негативными последствиями может с большой вероятностью привести к актуализации большинства латентных конфликтов в регионе.
В военно-политической сфере Северному Кавказу угрожают:
1) давление со стороны ряда национальных общественных объединений на характер отношений региона с государствами, граничащими с Россией;
2) политические, экономические и военные действия, нацеленные на подрыв национального единства и независимости России;
3) подрывная деятельность, терроризм, подстрекательство к антиконституционным действиям;
4) инициирование изменения прохождения государственной границы, нарушения пограничного режима;
5) сложности комплектования силовых структур, в том числе частей и соединений пограничной службы на Северном Кавказе;
6) разногласия между вооруженными силами и другими военизированными формированиями федерального и местного уровня, конфронтация между военными и гражданским населением.
В экономической сфере ситуация усугубляется:
1) расширением неравенства в экономическом развитии республик, краев и областей на Северном Кавказе;
2) резким увеличением доли безработных и социально незащищенных слоев населения;
3) сращиванием бизнеса и криминальных структур.
В религиозной сфере угрозы проявляются в:
1) нарушении принципов невмешательства государственных органов в деятельность конфессий и религиозных организаций — в дела государства;
2) ослаблении единства полиэтнического общества путем использования этнических и религиозных противоречий.
В социально-правовой сфере проявляется:
1) недостаток политических, экономических, социальных и иных гарантий обеспечения конституционных прав и свобод граждан;
2) правовой нигилизм со стороны местного населения Северного Кавказа;
3) отсутствие чувства идентификации с Россией;
4) распространение шовинизма, реакционных религиозных учений;
5) бесконтрольное распространение материалов, инспирирующих насилие, преступления и экстремизм;
6) обострение криминогенной ситуации в регионе, рост организованной преступности;
7) приток мигрантов из других государств, занимающихся противоправной деятельностью;
8) размывание многонациональной культуры, искажение национальных обычаев и образа жизни[387].
Основная трудность в нейтрализации этих угроз состоит в том, что большинство их проявляется неравномерно в субъектах северокавказского региона. Поэтому однотипный подход к решению проблем субъектов обречен на провал. Хотя исторически кавказский регион рассматривался в качестве единого объекта государственного управления, все же он не является единым ни социально, ни политически, ни духовно.
По мнению, С. Маркедонова, «правила игры на Кавказе будут определяться в Москве, давать какие-либо прогнозы развития ситуации в регионе трудно. Общий тренд таков, что на благоприятный сценарий стоит рассчитывать лишь при одном условии — федеральный центр сможет формулировать и проводить внятную политику, которая приведет к усилению присутствия в регионе российского государства (а не интересов отдельных групп коррумпированной федеральной бюрократии) и социализации населения северокавказских республик».
Принятая федеральной властью стратегия – бюджетные вливания в местные бюджеты, административное регулирование периодических локальных кризисов и жесткая силовая борьба с террористами, на что у нее хватит ресурсов на многие годы. Одновременно сами северокавказские республики, ориентированные в своем развитии исключительно на финансовые вливания со стороны федерального центра, развивающие не легальную цивилизованную экономику, а теневую, будут продолжать скатываться к масштабному социально-политическому и экономическому кризису. При этом эксперт отмечает, что расширение масштабов кризиса не повлечет за собой роста сепаратистских настроений в регионе, так как итоги первой и второй чеченских войн стали для региональной элиты «прививкой от политического сепаратизма».
Другой сценарий – распространение на другие республики Северного Кавказа «кадыровской модели» управления, однако она не дает гарантий вечной лояльности к центру, а самое главное – гарантий интеграции такой системы в правовую и политическую систему России. Кроме того, использование крайне жестких методов борьбы с экстремистами и террористами в этом регионе может дать обратный результат. В целом, ставка на установление жесткой автократической власти в регионе может принесли позитивный результат в краткосрочной перспективе, однако одновременно это законсервирует клановую модель экономических и социальных отношений.
Такое социально-экономическое положение северокавказского региона может спровоцировать мощнейших миграционный поток в русские регионы РФ, в которых экономика развивается намного динамичнее. В то же время кавказцы могут оказаться экономически и социально изолированными от «большой» российской жизни, из-за чего регион потеряет имеющиеся у него сегодня даже немногочисленные шансы на социализацию в российском обществе. В этом случае радикальный исламизм, не имеющий пока на Кавказе внятной политической программы, может оформиться в мощную политическую силу.
Особенно эксперт обращает внимание на опасность возникновения системного протеста, связанный с намерением федерального центра поддерживать в северокавказских республиках авторитарных режимов, что неизбежно приведет к возникновению обиженных местных элитарных групп, которые, опираясь на недовольство населения, могут запустить процесс «стихийной демократизации» Северного Кавказа, аналогичной той, которая происходила в начале 90-х годов[388].
Сегодняшние проблемы российской власти в регионе во многом вызваны ошибками и просчетами самой власти, ее нежеланием решать существующие проблемы. Фактически государство действует ситуативно, увеличивая контингенты внутренних войск, проводя бессистемные рейды и зачистки, не устраняя предпосылки кавказского терроризма и экстремизма. С 2000 года укрепление вертикали в Северо-Кавказском регионе свелось к заключению нового пакта федерального центра с региональными элитами. Последние отказываются от националистического дискурса и демонстрируют лояльность и преданность Кремлю. За это Кремль закрывает глаза на маленькие слабости региональных режимов.
Для решения основных проблем северокавказского региона российской власти требуется принципиально иная кадровая политика, основанная не на идее личной преданности, а политической мотивированности, ориентированных на модернизацию региона. Усиление неформальных связей приведет только к утрате контроля и влияния за ситуацией.
«В любом случае, если Россия хочет сохранить за собой Кавказ, альтернативы усилению государства в этом регионе нет. Точнее, единственная альтернатива - это несколько федераций полевых командиров. Другой вопрос, что означает для нас «усиление государства»? Очевидно, что это - не усиление местных этнономенклатурных режимов и их коррупционных связей с московскими покровителями. Это и не сдача региональных ресурсов и власти под чисто внешнюю лояльность и не хаотические проверки паспортов и зачистки. Ключ к решению этих проблем находится за пределами Кавказского региона. Все проекты по обустройству Северного Кавказа упираются в одну точку. Для того, чтобы деприватизировать АОЗТ «Чечня», «Карачаево-Черкесия», «Адыгея» и другие объекты административного рынка Россия должна стать полноценным государством. Не корпорацией кормленцев, а сильным государством, которое будет невозможно купить и которому жители Кавказа будут готовы присягать и служить»[389].
Таким образом, следует констатировать, что Российской Федерации для стабилизации ситуации на Северном Кавказе, предотвращении усиления всех вышеперечисленных угроз и объективных слабостей современной национальной политики необходимо разработать четкую стратегию развития региона, что подтверждают слова руководителя службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества А. Собянина: «Россия обладает подавляющим военным превосходством на Кавказе, однако один этот фактор, несмотря на его весомость, оказывается недостаточным. Одна из основных проблем состоит в том, что элита в Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии очень страдает от того, что на федеральном уровне отсутствует позитивная стратегия развития Кавказа. Вся федеральная программа сводится к простому принципу «не допускать» – проявления терроризма, сепаратизма и так далее. Программы, которые разрабатываются, например, для богатого Краснодарского края, предполагают несоизмеримо большие вложения, чем в бедные республики Северного Кавказа».
Внешние и внутренние угрозы РФ исходят сегодня с разных направлений, однако северокавказские республики являются сегодня «ахиллесовой пятой» России.
Контрольные вопросы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!