История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности журналистской деятельности в условиях противостояния терроризму

2018-01-13 302
Особенности журналистской деятельности в условиях противостояния терроризму 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Часто создается впечатление, что журналисты забывают о своей социальной ответственности в обществе, хотя они, несомненно, должны работать для развития правового просвещения людей, выполнять образовательную и воспитательную функцию. В процессе противодействия терроризму конструктивная позиция СМИ не менее важна, чем действия антикриминальных и антитеррористических силовых структур. СМИ должны стать одним из эффективных каналов деятельности институтов гражданского общества, донося до властей независимое экспертное мнение по вопросам борьбы с терроризмом.

Совершенно очевидно, что для обуздания терроризма усилий одних лишь правоохранительных и других правительственных органов не достаточно. СМИ являются мощнейшим инструментом формирования общественного мнения и могут сыграть в этом процессе важную роль. С их помощью можно либо создать атмосферу полного неприятия обществом любых форм насилия и убийства гражданских лиц, либо вызвать понимание и сочувствие к террористам и применяемым ими методам. Анализируя материалы российских СМИ по проблеме терроризма, можно заметить очевидное разногласие СМИ по вопросам, касающимся общей безопасности, а также отчужденность и даже враждебность многих СМИ по отношению к государству, правоохранительным и силовым органам в ситуации террористической угрозы. Отсюда наиболее актуальным становится вопрос о профессионализме журналиста, уровне его компетентности и образованности. Учитывая специфику кризисных ситуаций и вопросов освещения терроризма журналистами, мы понимаем под «образованием», прежде всего, наличие медиаобразования у журналиста.

Задачи медиобразования для журналистов обусловлены необходимостью: 1) профилактики профессионального выгорания, психических дисфункций и личностных нарушений вследствие повышенной ответственности, экстремальных физических и психологических нагрузок; 2) защиты независимого журнализма перед лицом государства, профессиональных корпораций, владельцев СМИ, политических лобби, заказчиков; 3) поддержания высоких стандартов качества информационной продукции: достоверности, независимости, объективности, безопасности («экологичности»), приоритета общественных целей и ценностей в условиях конфликта интересов; 4) обеспечения соответствия деятельности журналистов интересам национальной аудитории, гражданского общества; 5) формирования дееспособной (действенной) системы саморегулирования журналистского сообщества, сознательной выработки нормативов и правил профессиональной деятельности.

Система медиаобразования для журналистов предполагает изучение:

1) основ медиапсихологии как науки о психодинамике коллективного и индивидуального сознания в системе массовой коммуникации;

2) медиатерапии как теории и практики профилактики и реабилитации информационных травм аудитории; содействия росту национального самосознания и самоопределения, психологического восстановления и самореализации посредством массовой коммуникации;

3) методов психотехнического анализа и моделирования контента массовой коммуникации;

4) психотехнологий массовых информационных кампаний и их последствий;

5) правовых, юридических и этических аспектов журналистской деятельности;

6) принципов оказания психологической помощи и самопомощи.

Основными каналами повышения медиаграмотности и психологической компетентности журналистов являются: 1) система профессионального образования, 2) профессиональные союзы, при которых могут быть созданы аналитические и тренинговые центры, психологические службы, консультации.

Повышению уровня профессионального самосознания, социальной ответственности, психологической и медиакомпетентности способствует не только целенаправленное обучение в рамках образовательных программ, но также профессиональные дискуссии на страницах печати и в интерактивном режиме в Интернете, теле-, радиоэфире, разработка и коррекция профессиональных кодексов, создание органов самоконтроля и саморегулирования СМИ, проведение специализированных семинаров и конференций по проблемам журналистики, сотрудничество с заинтересованными общественными организациями и т.д.

Первоочередное значение для регулирования деятельности СМИ имеет подготовка и обучение специалистов в области: 1) исследования и экспертизы СМИ, 2) информационной безопасности, 3) медиатерапии, 4) психологической помощи журналистам, 5) собственно медиаобразования.

Непосредственные задачи таких специалистов:

1) анализ СМИ, политико-экономический, лингвистический и психотехнический анализ сообщений массовой коммуникации, экспертиза информационной продукции;

2) изучение эффектов воздействия СМИ на массовую аудиторию, разработка проблем информационно-психологической безопасности аудитории;

3) моделирование контента СМИ в зависимости от типологии и аудитории медиаканалов;

4) разработка системы медиатерапии, планирование практических мероприятий по психологической реабилитации, формированию позитивной «Я-концепции» аудитории посредством СМИ и т.д.;

5) развитие системы психологической помощи журналистам.

Подготовка указанных категории специалистов обеспечит в дальнейшем надежный фундамент для развития системы общественного контроля и саморегуляции СМИ при условии единства базовых понятий и установок. Эту задачу решают новые направления науки – критика теорий СМИ, моделирование СМИ, медиапсихологии (Пронина, 2003), разрабатываемые на факультете журналистики МГУ.

Работа по подготовке кадров для системы медиаобразования, медиакритики и медиатерапии потребует координации деятельности различных научных организаций, учебных институтов, практических служб и специалистов в области журналистики, психологии, практической психотерапии, медицины катастроф, социально-психологической помощи населению (Союз журналистов, ф-т психологии МГУ, ин-т психологии РАН, психотерапевтические профессиональные организации, психологические службы помощи и т.д.).

Головной организацией по развитию концепции, структуры и учебных программ для подготовки специалистов в области медиапсихологии может стать факультет журналистики МГУ, обладающий в настоящее время необходимыми теоретическими и методическими разработками (в частности, программой спецотделения «Медиапсихология»), организационными возможностями (система второго высшего образования, выездные школы и семинары для региональных журналистов, зарубежной русской прессы и т.д.), широкими связями с профессиональными союзами, центральными СМИ (так, например, факультет проводит ежегодные общероссийские и международные научно-практические семинары и конференции по проблемам журналистики и медиаобразования) и соответствующими учебными курсами.

Специалисты в области информационно-психологической безопасности и медиатерапии могут быть подготовлены на базе журналистского, филологического, психологического, медицинского или юридического высшего образования (в зависимости от направления дальнейшей деятельности в СМИ) в соответствующих учебных заведениях или в рамках спецотделений на факультетах журналистики.

СМИ составляют основу комплексной системы процессов саморегулирования общества. Это значит, что самоопределение и суверенность общества во многом зависит от качества СМИ, а качество СМИ от уровня самоосознания, взыскательности и требовательности общества. Поэтому программа стимулирования процессов саморегулирования СМИ должна не только формировать зрелое журналистское сообщество, но и содействовать становлению ответственного общественного мнения в целом. С этой целью разработана организационная модель общественного контроля за СМИ, которая поддержана мерами по развитию 1) общественного самосознания, 2) профессиональной рефлексии и ответственности журналистов, и, наконец, 3) системы подготовки квалифицированных специалистов в области анализа СМИ, медиапсихологии и медиатерапии.

Исходя из задач медиаобразования мы уверенно можем сформулировать и профессиональные критерии журналистской деятельности в условиях конфликта:

· стремление производить качественный информационный продукт, характеризующийся достоверностью, независимостью, объективностью, безопасностью («экологичностью»), нацеленный на общественные приоритеты и ценности

· ориентация на гражданское общество при освещении событий, связанных с условиями конфликта

· понимание журналистом процессов психодинамики коллективного и индивидуального сознания в системе массовой коммуникации, иметь представление об основах медиапсихологии

· понимание журналистом вероятности нанесения информационных травм аудитории, содействие в психологическом восстановлении, росте национального самосознания и самоопределении

· учитывание ответственности при моделировании контента массовой коммуникации

· верное этически-правовое понимание своей деятельности в условиях конфликта


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.