Тема 14. Технологии формирования просоциальной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема 14. Технологии формирования просоциальной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте

2018-01-13 837
Тема 14. Технологии формирования просоциальной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аннотация. Обосновано, что развитие просоциальной направленности личности происходит в процессе формирования гражданской позиции личности. Обобщен опыт организации и управления деятельностью детских общественных организаций. Выделены психологические и педагогические условия организации деятельности подростка, обеспечивающие формирование просоциальной направленности. Описаны личностно-ориентированный и вариативный подход к организации детских и подростковых групп. Выделены признаки оценки эффективности деятельности просоциальных детских и юношеских организаций – организационные, социальные, личностные.

Формирование гражданской идентичности и позиции личности реализуется посредством приобретения гражданской компетентности, организации и осуществления гражданских акций. Механизм социализации предполагает последовательное освоение и преобразование личностью различных модальностей ее гражданского бытия в современном обществе, «ролевое экспериментирование» (Э.Эриксон).

Технологиями являются формы и методы организации социальной активности молодежи и подростков, которые обеспечивают удовлетворение депривированных потребностей молодых людей в самоопределении, самоактуализации, активном участии в социальной жизни, автономии и общении и установлении межличностных отношений.

Технологии должны включать:

1. систему мероприятий по сопровождению процессов самопознания и самоопределения, формирования групповой и личностной идентичности подростков, юношей, молодежи;

2. рекомендации по созданию системы социально-психолого-педагогических условий расширения развитие сфер самовыражения молодых людей. Главными условиями должны выступить создание молодежных организаций, альтернативных неформальным молодежным сообществам типа асоциальной контркультуры и расширение самоуправления в образовательных учреждениях;

3. формирование коммуникативной компетентности молодых людей, как базового условия активного включения в социальную жизнь и самореализации личности.

Для детей и подростков возможности социализации как формирования гражданской позиции открываются посредством членства в детских и подростковых общественных организациях.

В современной России просоциальных массовых подростковых и юношеских общественных организаций крайне мало. Соответственно, возможности общественно-политического «экспериментирования и самовыражения» на фоне разрешения жизненного, идеологического и политического самоопределения как возрастной задачи развития оказываются резко ограниченными. Подростковый возраст является сензитивным для формирования мотивации общественно-полезной деятельности, т.е. деятельности, направленной на пользу всего общества. "Узловым рубежом" в социальном развитии личности является занятие подростком позиции "Я и общество", т.е. определение себя в обществе и через общество (Д.И.Фельдштейн). Отметим при этом, что молодые люди с 14 лет обретают, хотя и не в полном объеме, гражданские права и становятся их субъектом. Этот факт стимулирует появление в этом возрастном периоде интереса к социальной активности, которая в ряде случаев реализуется в общественных организациях и социальных инициативах, что выступает важным фактором становления гражданской идентичности. Тем не менее, пассивность в проявлении социальной активности составляет характерную черту большинства современных подростков и юношей. Однако сегодня можно говорить о возрождении интереса к данному институту социализации и возвращении к его государственной и социальной поддержке как полноправного института социализации, обеспечивающего гражданское самоопределение молодых людей, формирование гражданско-правового, демократического общества. Именно в деятельности детской и подростковой общественной организации возникает возможность моделирования и актуализации ценностно-смысловых основ правовой культуры в организованном групповом общении.

Развертывание и поддержка деятельности детских, подростковых и юношеских организаций составляет важное условие формирования гражданской идентичности, патриотического воспитания подростков.

Эффективность решения указанной задачи требует ряда психолого-педагогических условий: 1) актуализации ценностно-смысловых основ правовой культуры в организованном групповом общении в рамках общественной организации; 2) личностно-ориентированного сопровождения развития субъектности (активности на основе личностного выбора) участников детской общественной организации; 3) специальной подготовки организаторов общественной деятельности.

Одним из психологических механизмов, лежащих в основе формирования гражданской идентичности и просоциальной направленности личности, является гражданское самоопределение, понимаемое как целенаправленный процесс формирования гражданского облика человека как гражданина своего Отечества, основанное на приобретении компетентности в нравственной правовой культуре, усвоении определенной суммы гражданских знаний и осознании себя, своих прав и обязанностей, как человека и гражданина России, осознание причастности к большой и малой Родине: ее языку, истории, традиции, культуре (П.И.Чернецов).

Еще в конце 19 века в России возникают первые общественные детские организации двух типов - организации, имитирующие взрослые государственные и общественные организации (школьные республики, детские клубы) и организации, созданные в подражание героям детских книг, выступающим как идеал и модель для подражания. При всем разнообразии форм детских общественных организаций можно выделить их существенные базовые характеристики:

- объединение на основе общей цели — изменить свой социальный статус;

- общие ценности;

- общая система норм, регулирующих и регламентирующих поведение его участников;

- неформальное лидерство;

- специфические способы символизации своих ценностей.

Сегодня наиболее перспективным в организации работы детских и подростковых общественных организаций является вариативно-программный подход, предполагающий наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают диапазон интересов и потребностей детей и подростков разных возрастов.

Детская общественная организация - это самодеятельное, самоуправляемое на основе устава (и других документов) равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединившихся (А.В. Волохов и Е.Е. Чепурных). Можно выделить различные виды детских и подростковых общественных организаций:

В зависимости от содержания деятельности - трудовые, досуговые, общественно-политические, религиозные, патриотические и др.;

от длительности существования - постоянные, временные, ситуативные;

от формы управления - неформальные объединения детей, клубные объединения, детские организации;

от участия взрослых - классно-урочные, факультативно-кружковые, клубные, общественно-организационные, спонтанно-образующиеся (А.Г. Кирпичник)

Говоря о цели деятельности детского или юношеского объединения, необходимо рассматривать два аспекта. Во-первых, аспект постановки цели самими детьми, а во-вторых, аспект реализации задачи социализации как воспитательной задачи, поставленной взрослыми, участвующими в работе детских объединений. Не секрет, что эти цели могут не совпадать, что приводит к десинхронизации действий и рождению смыслового барьера.

Управление деятельностью детских и подростковых объединений требует учета целевой многоаспектности их деятельности. Добровольное объединение детей возможно лишь в случае осмысленности их деятельности, возможности удовлетворения своих мотивов и интересов. Для решения задач формирования гражданкой идентичности важно, чтобы общественное объединение повышало социальную значимость их деятельности, повышало их возрастной статус, делало их более "взрослыми", открывало возможность строить отношения на основе равных прав, свободного выбора и принятия ответственности.

Включение ребенка/подростка в деятельность детской общественной организации предполагает организацию следующих условий:

- конструирование таких ситуаций жизнедеятельности детской общественной организации, которые создавали бы зону ближайшего развития автономии и гражданских качеств личности, в максимальной степени раскрывали возможности для самовыражения и самореализации личности, удовлетворения ее притязаний на социальное признание в статусе «взрослости»;

-оптимизацию стиля взаимоотношений между членами детской общественной организации, между организациями, их лидерами и представителями на равноправной демократической основе;

-создание обстановки сотрудничества, кооперации и взаимопонимания.

Однако лишь включенность ребенка или подростка в деятельность общественной организации еще не гарантирует достижения воспитательных целей. Эффект личностного роста каждого из участников зависит от того, какую субъектную позицию он занимает в организации. Если это позиция активного организатора и участника, то можно прогнозировать успешность решения воспитательных задач. Если позиция зависимого, безынициативного, пассивного исполнителя, то ожидать формирования предпосылок гражданских качеств не приходится.

Психолого-педагогические рекомендации по формированию гражданской идентичности в процессе деятельности общественной детской и подростковой организаций определяют следующие требования к организации деятельности участников объединения:

- необходимо, чтобы ценностной основой деятельности детской организации, реально, а не декларативно стали общечеловеческие ценности свободы, ответственности, равноправия и взаимного уважения;

- стиль педагогического управления и детского самоуправления должны быть синхронизированы на вышеуказанной ценностной основе;

- ребенок/подросток должен осознавать цели и значение деятельности детской организации для своего личностного развития;

- необходимо стимулировать активное отношение ребенка к миру и себе на основе построения четких и ясных перспектив (ближних и дальних) – как конечного результата, так и последовательности решения задач в той деятельности, в которую ребенок включается;

- строго соблюдать принцип добровольности включения ребенка в ту или иную деятельность;

- оказывать доверие ребенку в выборе средств и способов достижения поставленной цели;

- обеспечить полную информированность детей о возможностях деятельности различных детских объединений;

- учитывать возрастные и индивидуальные психологические особенности, способствующие успешной самореализации ребенка;

- обеспечить активность участников за счет организации адекватных возрасту и интересам участников видов деятельности - игр, проектной деятельности, моделирования реальных жизненных ситуаций, социально-психологического тренинга и др.;

- создать условия развития организаторских и лидерских качеств детей и подростков (Уманский Л.И., 1980);

- обеспечить возможности рефлексии собственной деятельности и поведения.

Методические приемы формирования просоциальной направленности подростка в деятельности детских общественных организаций включают: презентацию определенных норм и ценностей взаимодействия; информирование, обеспечивающее наличие ситуации гражданских самооценок подростка в детской общественной организации; педагогическое сопровождение подростка в деятельности детских общественных организаций при использовании игровых технологий, проектной деятельности, коллективно-творческих дел (Вохмина, 2007).

Для обеспечения эффективности деятельности общественных детских и подростковых организаций необходимо обеспечить личностно-ориентированное сопровождение и педагогическое управление процесса развития гражданской идентичности.

Личностно-ориентированное сопровождение развития гражданской идентичности участников детской общественной организации предполагает решение следующих задач:

- расширение опыта в социальной сфере и организация ориентации подростков в системе социальных, государственных, правовых отношений, взаимодействия государства с общественными структурами и индивидом;

- обеспечение реализации индивидуальных траекторий личностного развития подростков, последовательное расширение сфер, путей и состояний субъектного продвижения социально-значимой деятельности и отношениях;

- структурирование отношений в системах: подросток - подросток,

подросток - взрослый, подросток - подростковое сообщество и трансляцию норм и ценностей гражданского самоопределения;

- содействие в определении подростком своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, выработке смыслов, построении планов на будущее.

Педагогическое управление деятельностью детских и подростковых общественных организаций реализуется через:

-обеспечение подростков информацией о нормах и правилах взаимодействия, идеалах, ценностях, убеждениях, эталонах гражданственности и о способах осуществления гражданской позиции, о возможностях и путях самосовершенствования в условиях общественной организации,

- предоставление детям и подросткам возможности самостоятельного выбора различных видов деятельности для приобретения компетентности в сферах социальных, экономических, политических, культурных, правовых отношений и сотрудничества; зависимости своих успехов от развития социальных отношений,

- предоставление подростку возможности реализовать свои личные социально-значимые интересы и потребности на основе осознанного выбора и понимания смысла правовых предписапий, регулирующих выполнение типовых социальных и гражданских ролей человека в гражданском обществе;

- содействие развитию правового самосознания и уважения к праву, установки на реализацию правовых норм, готовности к реализации своих прав и обязанностей, умения отстаивать свои права в случае их нарушения, нетерпимости к противоправному поведению и способности противостоять ему.

Развертывание и поддержка деятельности детских, подростковых и юношеских организаций составляет важное условие формирования гражданской идентичности. Эффективность решения указанной задачи требует ряда психолого-педагогических условий: 1) актуализации ценностно-смысловых основ правовой культуры в организованном групповом общении; 2) личностно-ориентированного сопровождения развития субъектпости (активности на основе личностного выбора) участников детской общественной организации; 3) специальной подготовки организаторов общественной деятельности.

Включение ребенка/подростка в деятельность детской общественной организации предполагает организацию следующих условий:

- конструирование таких ситуаций жизнедеятельности детской общественной организации, которые создавали бы зону ближайшего развития автономии и гражданских качеств личности, в максимальной степени раскрывали возможности для самовыражения и самореализации личности, удовлетворения ее притязаний на социальное признание в статусе «взрослости»;

-оптимизацию стиля взаимоотношений между членами детской общественной организации, между организациями, их лидерами и представителями на равноправной демократической основе;

-создание обстановки сотрудничества, кооперации и взаимопонимания.

Однако лишь включенности в деятельность общественной организации еще не определяет достижения воспитательных целей. Эффект личностного роста каждого из участников зависит от того, какую позицию он занимает в организации. Если это позиция активного организатора и участника, то можно прогнозировать успешность решения воспитательных задач. Если позиция зависимого, безынициативного, пассивного исполнителя, то ожидать формирования предпосылок гражданских качеств не приходится.

Методические приемы гражданского самоопределения подростка в деятельности детских общественных организаций включают: презентацию определенных норм и ценностей взаимодействия; информирование, обеспечивающее наличие ситуации гражданских самооценок подростка в детской общественной организации; педагогическое сопровождение подростка в деятельности детских общественных организаций при использовании игровых технологий, проектной деятельности, коллективно-творческих дел (Вохмина, 2007).

Среди признаков социальной эффективности респонденты выделяют следующие: работа объединения не «на себя», а на благо общества; востребованные, актуальные направления деятельности; универсальность; вклад объединения в установление и развитие социального партнерства; мировоззрение, соответствующее ценностям современного общества; социальный эффект деятельности, наличие «обратной связи»; влияние на общественное мнение; известность, узнаваемость; значительное количество

участников объединения и людей, охваченных его проектами.

Критериями личностной эффективности молодежных общественных объединений, по мнению информантов, являются: решение конкретных проблем, защита интересов личности; ощущение социальной принадлежности, поиск единомышленников; объяснение окружающей действительности, принятие определенной модели мира; формирование жизненных ценностей и моральных принципов; личностный «рост» участников в объединении. характеристикам организационной эффективности участники

исследования относят: четкие представления о миссии и целях объединения; деятельность, не «замыкающаяся» на конкретных людях; регулярность осуществления проектов, их количество и масштабы; широкий спектр социальных связей; независимость, автономность объединения; умение привлекать денежные средства и грамотно их расходовать; «гибкая» структура, распределение полномочий; стратегическое и оперативное планирование, управление; авторитетный лидер; развитая корпоративная культура; возможность инициативы «снизу».

Вопросы:

  1. Сформулируйте основные принципы организации деятельности детских, подростковых и юношеских общественных организаций.
  2. Какие виды детских и подростковых общественных организаций Вы знаете?
  3. Назовите психологические условия включения ребенка в общественную организацию.

Задания:

  1. Создайте в микрогруппах проект создания детской (подростковой) общественной организации. Обсудите его. Представьте на семинаре для обсуждения.

 

 

Тема 15. Стратегия формирования правового и морального сознания личности в подростковом и юношеском возрасте

Аннотация. Обоснована необходимость формирования правового сознания у подростков. Определены критерии оценки сформированности правового сознания. Рассмотрено соотношение правового и морального сознания. Определены критерии развития морального сознания. Дан обзор основных подходов к решению проблемы формирования моральной компетентности подростков.

 

Важной составляющей сознания и самосознания личности является правовое сознание.

Актуальность формирования правового сознания личности как компонента гражданской идентичности связана с тем, что отличительными чертами российского правосознания выступают потеря авторитета, недоверие к государству и правовым институтам, отсутствие веры в их эффективность, негативное восприятие закона, понимаемого как средство защиты государства, выполняющее карательную функцию, склонность к абстрактному принятию правовых принципов с неумением использовать их на практике; противоречивость правовых представлений, связанная с «ломкой» стереотипов тоталитарного общества и изменениями в иерархии ценностей и «образе мира» (Андреева Г.М., 2000). Еще одной отличительной особенностью правового сознания российских граждан выступает приоритет моральных норм и представлений над правовыми (К.А. Абульханова, 1997).

Правовое воспитание и развитие правового сознания предполагает формирование уважения к законам и готовность к активной политической деятельности в пределах правового поля действующего законодательства. Важной составляющей правосознания российских граждан являются социальные представления о справедливости, связанные, как правило, с коллективистическими ценностями, такими как следование общезначимым нормам, сохранение позитивных отношений, избегание межличностных конфликтов.

Развитие правового сознания подростков и молодежи отражает переход современного российского общества к демократическому правовому государству, что и определяет актуальность обращения к изучению особенностей правового сознания представителей молодежных субкультур.

Главным психологическим следствием социальной нестабильности является неопределенность ситуации. Расшатанность социальной системы порождает обострение социальной потребности как в процессе резкой индивидуализации, так и, наоборот, в процессе конгломерации - объединении людей в группы (например, политические партии). В то же время по Э.Эриксону юношеский возраст - это период идеологического выбора – самоопределения в области политики и религии.

В демократически организованном государстве граждане готовы к признанию той власти, которую они воспринимают как законную, или легитимную. Признание легитимности политической власти основывается на принятом в обществе критерии справедливости, воплощенном всформировавшихся ожиданиях членов общества по отношению к власти. Этот критерий выступает и как основание оценки действующей власти, и как основа формирования собственных представлений о должных нормах и формах взаимоотношений с властью. Подобные ожидания справедливости складываются из сопоставления людьми представлений о своих должных и реальных правах, оценки действующих законов по шкале "справедливости - несправедливости", представлений о справедливых нормах и формах общественных и политических отношений. Поэтому ожидания справедливости (существующие в общественном сознании представления людей о должных ценностях, образцах, нормах, которые должны регулировать социальные отношения, быть приняты для исполнения в обществе) являются составной частью правового сознания и оказывают существенное воздействие на установление определенной формы политического правления. Тема правового сознания непосредственно связана с представлением о законе как регулирующем механизме общественных отношений, а значит, и с его оценкой с точки зрения справедливости. Проблема законопослушности сводится к интериоризации целесообразности исполнения законов, закон будет исполняться тогда, когда целесообразность его исполнения перейдет в "личностный смысл" /А.Н. Леонтьев/. Таким образом, эффективность правового сознания зависит от представления граждан о справедливости, т.е. оценки степени равного их исполнения для всех - от практической реализации демократического принципа равенства всех граждан перед законом. Представления людей о справедливости в сфере политико-правовых отношений связаны в их сознании с конкретными правовыми установками (отношение к законам и правам) и их политическими взглядами (установками по отношению к государству и форме политического правления), а также принадлежностью к определенной социальной группе.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.