Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2018-01-13 | 340 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Влияние, оказываемое ТВ, радио, периодическими печатными изданиями и Интернетом на общественное мнение, в современном обществе можно назвать ключевым. Террористы активно этим пользуются в своей разрушительной деятельности. Особенностью современного терроризма является использование информационного воздействия как важного элемента манипуляции сознанием и поведением людей, при активном использовании глобальных коммуникаций. Действия террористов рассчитаны не только на нанесение материального ущерба и угрозу жизни людей, но и на информационно-психологический шок, воздействие которого на большие массы людей создает благоприятную обстановку для достижения террористами своих целей. Террористы учитывают возможности информационной эпохи, связанной с существованием глобальных СМИ, готовых оперативно освещать «террористические сенсации» и способных с помощью определенных комментариев к происходящим событиям эффективно влиять на общественное мнение в любой стране мира.
Воздействие террористов на СМИ становится еще более массированным, глубоким и эффективным, если они находятся «в руках» профессионалов, владеющих пером и словом, умело сочетающих в процессе контакта со своей аудиторией рациональную и эмоциональную составляющие преподносимой информации. Сегодня СМИ являются главным инструментом политического влияния в современном обществе. Их способность быть эффективным средством влияния на общественный климат давно подмечена и максимально используется силами, пытающимися достичь своих целей насильственным и нелегитимным путем.
Анализируя материалы российских масс-медиа по проблеме терроризма, можно заметить опасное разногласие их в вопросах, касающихся общей безопасности, отчужденность и даже враждебность многих СМИ по отношению к государству, правоохранительным и силовым органам в условиях опасности международного терроризма. Невозможность консолидации власти, СМИ и общества в чрезвычайных обстоятельствах стала одной из центральных проблем информационной безопасности в России. Именно поэтому становится необходимым рассматривать информационную безопасность самым широким образом, не только вводя в это понятие безопасность электронных сетей, связи банков данных, но и обязательно безопасность общества от воспевания и героизации насилия и террора в СМИ. Причем данная трактовка информационной безопасности не может носить абстрактный и академический характер. Такого рода информационная безопасность должна стать одной из целей общенациональной информационной политики.
|
Как уже отмечалось раньше, современный терроризм немыслим без СМИ. Многие зарубежные исследователи отмечают, что терроризм сегодня имеет симбиотическую связь со СМИ (Wilkinson, 1997: 51-64; Locker, 1995). И задача широко понимаемой нами информационной безопасности – не преградить информации о терроре доступ в СМИ, не ввести цензуру или ограничить свободу слова, а разорвать именно это симбиотическую связь, без которой террористы не смогут вызывать страх у широкой аудитории. Нельзя согласиться с утверждением о том, что само развитие современных СМИ породило современный терроризм в его нынешнем виде. Напротив, террористы на протяжении всей истории существования этого явления стремились использовать существующие каналы масс-медиа для распространения своих взглядов и информации о своей деятельности. Более того, террористы преследовали целью не только добиться распространения информации о своих деяниях, но и пытались получить у СМИ признания легитимности или моральности своих действий для того, чтобы завербовать сторонников и новых участников.
|
Французский социолог М. Вивиорка, осмысливая связи СМИ и террора, выделил четыре типа отношений между ними. Первый он обозначил как полное равнодушие, причем в этом случае именно террористы не считают нужным запугивать население или пропагандировать свои действия. Второй тип отношений, названный относительным равнодушием, предполагает, что террористы не стремятся попасть в заголовки новостей или на первые полосы массовых СМИ, но происходит это потому, что они опираются на собственные медиаканалы для объяснения их точки зрения. К таким каналам могут относиться проплаченные газеты, некоммерческое вещание из подконтрольных террористам университетских или религиозных центров, сайты в интернете. Однако все эти СМИ носят характер альтернативных и не адресуются широкой аудитории. Третий тип отношений – медиаориентированные стратегии – направлены на то, чтобы создать террористам максимальное присутствие в СМИ. Террористы в данном случае прибегают к инструментальному использованию СМИ, что стало основной современной формой терроризации широкого населения. Четвертая форма отношений была определена как «тотальный разрыв», и это значит, что террористы относятся к медиаорганизациям, редакторам и журналистам СМИ как к врагам, которых надо наказывать и уничтожать. В этом случае сами журналисты становятся объектами воздействия террористов (Wieviorka, 1993).
Стратегии антитеррора в СМИ
Стратегий антитеррора в СМИ не так уж и много. Схематично их можно представить как три основные. Первая стратегия – законодательного регулирования – в условиях демократического гражданского общества и свободы слова практически не работает. Она носит детерминистский и нормативный характер, и в условиях России практически однозначно вызывает ассоциации с цензурой. Вторая стратегия – добровольного самоограничения – носит более приемлемый характер, однако и она в некоторой степени является ограничительной, поскольку выработка правил поведения только медиапрофессионалами, без учета позиции и мнения аудитории, может не решить проблемы противодействия содержанию террористической направленности.
Наиболее оптимальной, учитывающей интересы разных сторон стратегией может стать третья стратегия – стратегия общественного согласия на базе выработки и реализации комплексной системы само- и сорегулирования, при которой регулирование осуществляют медиапрофессионалы и их организации (саморегулирование), а также обычная аудитория СМИ и ряд заинтересованных социальных институтов – законодательные, правоохранительные структуры, органы исполнительной власти (сорегулирование). В идеале путем общественного диалога все эти структуры должны прийти к консенсусу в вопросе освещения терроризма и террористических актов. Необходимо учитывать мнение и позиции не только национальных институтов, но и международных организаций.
|
Решение проблемы информационной безопасности невозможно без активизации внутренних процессов саморегулирования СМИ. Однако эффективность саморегулирования СМИ зависит от действенности обратной связи «Общество®СМИ», выражающей мнение общества по поводу соответствия информационной продукции интересам и потребностям национальной аудитории, которая является лучшим индикатором адекватности деятельности СМИ. Именно поэтому мы выдвигаем концепцию комплексной системы само- и сорегулирования, которая позволит не только усилить ответственность медиапрофессионалов за свои действия, но и превратить аудиторию, отдельных граждан, все гражданское общество в главный регулирующий орган современных СМИ.
Следует также учесть, что глобальный, сетевой характер современных СМИ соответствует только сетевому характеру гражданского общества и не может эффективно регулироваться иначе, как структурами этого общества. Попытки сосредоточить функции контроля в локальном центре, присвоить их отдельному социальному институту, даже очень авторитетному и правообладающему, заранее обречены на провал, так как сетевая, «распыленная» структура СМИ не поддается точечному контролю. Не хватит средств для того, чтобы отследить и откорректировать все процессы, одновременно протекающие на разных уровнях многомерной системы.
Функции текущего контроля необходимо препоручить структурам гражданского общества и непосредственно гражданам, заинтересованным в собственной безопасности и составляющим неотъемлемую часть самих СМИ в качестве потребителя информационной продукции. Необходимо напрямую связать потребителя и производителя информационной продукции, гражданское общество и СМИ, обеспечив действенность, правомочность и легитимность прямых связей «Общество®СМИ». Конструктивная воля и роль государства в решении проблемы безопасности состоит в том, чтобы вооружить гражданские структуры реальными возможностями воздействия на СМИ, включая принятие решений о пригодности/непригодности (безопасности/вредности) того или иного информационного продукта для обращения в структуре массовой коммуникации.
|
7. Медиаобразование аудитории как фактор антитеррористической деятельности
Общественное сознание и самосознание – это не столько процесс самовыражения, сколько процесс самостановления. Растущая активность граждан в отстаивании своих прав свидетельствует о росте общественного и национального самосознания во всем мире и в нашей стране. Этот процесс характеризуется повышением осведомленности и компетентности граждан в экономических, политических и всех других вопросах, затрагивающих жизненные интересы национальной аудитории в целом и каждого человека в отдельности. Мощный импульс развитию коллективного самосознания дает свободный, открытый доступ к информации, повышающей общественную компетентность. То же можно сказать о профессиональном самосознании и этических кодексах специалистов в области СМИ: журналистов, психологов, социологов и др. И потребитель информации, и её производитель, и исследователь-эксперт должны знать о закономерностях, механизмах и последствиях массовых информационных процессов. Широкая осведомленность всех слоев общества о технологиях и методиках воздействия, возможном вреде для личности и социума тех или иных информационных технологий поставит надежный заслон соблазну коммерческой и политической эксплуатации аудитории и самих СМИ. Это обуславливает первоочередную необходимость развития системы медиаобразования как для широкой общественности, так и для профессионалов.
Основным условием развития системы саморегулирования СМИ и активизации общества в сфере контроля массовой коммуникации является становление общественного самосознания. Таким образом, наряду с задачей создания системы общественного контроля необходимо содействовать повышению уровня медиапсихологической грамотности населения и профессиональной среды.
Задачи и каналы медиаобразования для этих категорий несколько различны.
Основным каналом распространения медиаобразования для широкого населения являются сами СМИ, обзоры и комментарии специалистов, профессиональная полемика журналистов, институт омбудсменов, медиакритика, мнения и выступления представителей общественности, данные общественной экспертизы. С этой целью необходимо стимулировать и поощрять профессиональную полемику на страницах крупнейших и популярных изданий, а также содействовать выходу специальных бюллетеней, отражающих мнения общественности, экспертов, а также освещающих деятельность Советов по СМИ, Гражданской палаты, Обществ потребителей и других общественных организаций в сфере экспертизы и контроля информационной продукции.
|
Чрезвычайно важным пропедевтическим каналом медиаобразования населения является система среднего и высшего образования, введение обязательных курсов медиаобразования для молодежи в школах и институтах (что в настоящее время делается уже в большинстве развитых европейских странах и США) (Пронина, 2004).
Основными целями медиаобразования населения являются:
1) повышение осведомленности населения о механизмах работы и специфике воздействия массовой коммуникации, обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты от возможной манипуляции, коммерческой и политической эксплуатации, а также патогенных воздействий массовой коммуникации;
2) развитие навыков свободного самовыражения и самопрезентации в СМИ (посредством создания собственных СМИ в школе, институте, районе и т.д.),
3) развитие критического мышления и самосознания в процессе сознательного участия в массовой коммуникации.
Медиапросвещение молодежи включает, таким образом, медиакритику (знакомство с теоретическими вопросами медиапсихологии) и медиапрактику (практическое освоение технологий работы массовой коммуникации).
Возрастающая важность и актуальность медиаобразования в современной России определяются двумя ключевыми моментами. С одной стороны, медиаобразование выполняет функцию важного средства защиты от манипулятивного воздействия СМИ, являющихся инструментом в руках политиков и других властных элит. С другой − медиаобразование может способствовать осознанному участию россиян в медиасреде и медиакультуре, что, несомненно станет одним из ключевых моментов эффективного развития гражданского общества.
С этой целью реализацию российского модуля медиаобразования предлагается осуществлять как на уровне различных образовательных институтов, так и через СМИ, прежде всего государственные и муниципальные телевидение и радио.
Медиаобразование необходимо встраивать в учебные программы и учебные планы средних школ, средних специальных учебных заведений и вузов. Это может быть реализовано как в форме отдельных уроков, так и виде специальных или обязательных курсов. В рамках таких образовательных курсов можно также развивать игровые формы преподавания для малышей, кружки и факультативы для учащихся всех уровней образования. Система непрерывного образования, а также образование воспитателей может базироваться на факультетах и отделениях журналистики университетов (вузов). Это должно быть дополнено созданием специализированных центров медиаобразования на базе библиотек, центров культуры и досуга. Важную роль могут сыграть также специализированные Интернет-кафе, предлагающие в качестве бесплатной услуги обучение пользованию глобальной сетью (Засурский; Вартанова, 2005: 335).
Очевидно, что в условиях перехода к информационному обществу Россия нуждается в выборе приоритетов, ориентируясь на которые страна смогла бы справиться с трудностями переходного периода и заложить основы общества будущего. Повышение роли знания в экономической и политической стратегиях развития, прогресс информационно-коммуникационных технологий требует осознанного отношения к СМИ. Такое отношение к СМИ должно формироваться различными социальными институтами и агентами.
На наш взгляд, алгоритм создания и реализации общенациональной стратегии в России может включать по крайней мере два базовых элемента:
· выработку стратегии (политический уровень плюс исполнительная власть на уровне федеральных министерств плюс кампания в СМИ на национальном, региональном и местном уровнях);
· реализацию на основе взаимодействия всех институтов (школа, средние специальные учебные заведения, вузы, центры непрерывного образования, библиотеки).
Литература
1. Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Медиаобразование как средство формирование информационной безопасности молодежи // Информационная и психолоческая безопасности в СМИ. Под. Ред. Донцова А.И., Засурского Я.Н., Матвеевой Л.В., Подольского А.И. М.: Аспект пресс, 2002. С.7-18.
2. Вартанова Е.Л., Пронина Е.Е., Ткачева Н.В. Комплексный анализ взаимоотношений современного терроризма и средств массовой информации // Проблемы безопасности и противодействия терроризма. Материалы конференции в МГУ. М.: МЦНМО, 2007. С.519-534.
3. Вартанова Е.Л., Пронина Е.Е., Ткачева Н.В. СМИ и терроризм: взаимоотношения, стратегии антитеррора, роль саморегулирования // Современный терроризм и борьба с ним: социально-гуманитарные измерения. М.: МЦНМО, 2007. С. 61-62.
4. Вартанова Е.Л., Ткачева Н.В. СМИ перед лицом терроризма // Медиаальманах. 2006. № 3.
5. Профессиональная культура журналиста как фактор информационной безопасности. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2008.
6. Locker A. The Relationship between the Media and Terrorism. 1995.
7. Wieviorka M. Making Terrorism. 1993.
8. Wilkinson Р. The Media and Terrorism: A.Reassessment // Terrorism and Political Violence,
vol.9, №2 (Summer 1997), pp.51-64.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!