Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 3. Психологические особенности подросткового возраста

2018-01-13 469
Тема 3. Психологические особенности подросткового возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Аннотация: В данной теме в парадигме концепции о структуре и динамике психологического возраста (Л.С.Выготский) дана психологическая характеристика подросткового возраста. Обсуждаются хронологические границы подросткового возраста, характер развития в этом возрастном периода (стабильный период или кризис). Описаны основные психологические новообразования, причем особое внимание уделено развитию самосознания (чувства взрослости и идентичности). Обоснована особая чувствительность подросткового возраста к генезису асоциальной и антисоциальной направленности. Показано, что неуспех на пути разрешения задач развития (Р.Хевигхерст) приводит к формированию антисоциальной направленности компенсаторного типа.

 

Подростковый возраст – возраст риска для формирования асоциальной и антисоциальной направленности личности.

Подростковый возраст имеет социально-историческую природу. Основная характеристика подросткового возраста – его противоречивость. Противоречивость находит выражение в следующих особенностях возраста:

  1. подростковый возраст – промежуточный, переходный между детством и взрослостью, совмещает характеристики того и другого возраста, определяя маргинальность личности в этот период. Уже не ребенок, но еще не взрослый – главная особенность возраста, определяющая его психологические особенности. Включенность в две культуры – мир взрослых и мир детства обуславливает тревожность, эмоциональную неустойчивость, конфликтность, максимализм, застенчивость подростка. Открытие феномена «подростковой субкультуры» свидетельствует о маргинальности и переходности этого периода (Коулмен). Отрочество (подростничество и юность) представляют собой социо-культурный феномен, продолжительность которого определяется особенностями социальной и технологической организации общества. Возрастание периода отрочества – тенденция индустриального и пост-индустриального общества.
  2. гетерохронность развития отражена в несовпадении точек достижения морфофизиологической, половой, интеллектуальной и социальной зрелости. Л.С.Выготский указывал, что половое созревание начинается и завершается раньше, чем подросток достигает зрелости социо-культурного развития.
  3. подростничество является одновременно возрастом социализации и возрастом индивидуализации (открытия и утверждения своего уникального и неповторимого Я в форме развития самосознания и эго-идентичности).

Из противоречивости подросткового возраста вытекает ряд проблем. Во-первых, является ли этот возраст кризисом или стабильным возрастом? Перечисленные особенности возраста дают основания ряду исследователей рассматривать подростковый возраст как непрерывный кризис (Ш.Бюлер, Л.И.Божович). Другая, более обоснованная, на наш взгляд, позиция рассматривает подростковый возраст, как стабильный, отделенный кризисами от других возрастов (Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон).

Другая проблема, связанная с противоречивостью подросткового возраста, - различия в определении его хронологических границ. Ш.Бюлер определяла подростковый возраст по критерию пубертатности (полового созревания). Психологические симптомы переходного возраста появляются уже в 11-12 лет, затем следует пубертатная стадия (12-17 лет) и юность (18-21-23 г.). Ш.Бюлер выделяет негативную и позитивную фазы подросткового возраста. Негативная фаза продолжается с 11 до 13 лет у девочек и с 14 до 16 лет у мальчиков. В юношеском возрасте происходит относительная стабилизация характера и проявляются черты зрелости. Э.Шпрангер (1924) включал подростковый возраст в юношеский, границы которого он определял 13-19 годами у девушек, 14-22 у юношей. Подростковая фаза (14-17 лет) характеризуется кризисом, связанным с освобождением от детской зависимости. Шпрангер так же выделял в качестве основных новообразований этого возраста открытие “Я”, возникновение юношеской рефлексии, осознание своей индивидуальности. Заслуга Э.Шпрангера состоит в выделении трех вариантов прохождения юности: 1)резкие бурные изменения, классическое «кризисное» течение; 2) постепенное усвоение ценностей взрослого общества без явных личностных изменений подростка; 3)быстрая психологическая перестройка личности без выраженных негативных симптомов вследствие саморазвития и самостроительства.

В периодизации жизненного цикла Б.Ньюмен и Н.Ньюмен, разработанной на основе концепции Э.Эриксона, подростковый возраст включен в хронологические границы 13-18 лет, а юношеский возраст 18-22 года. В период подросткового возраста сущность психосоциального кризиса составляет выбор между групповой идентичностью и диффузной идентичностью, а основные задачи развития - развитие общения со сверстниками в группе, эмоциональное развитие, формирование формально-логического интеллекта, создающего основу для дальнейшего развития самосознания. В юности психосоциальный кризис предполагает выбор между личностной идентичностью и диффузией, а задачи развития - автономизацию от родителей, достижение идентичности, включая идентичность социальных ролей, интериоризацию моральных норм, выбор профессиональной карьеры и начало ее реализации (получение образования).

Д.Б.Эльконин выделяет эпоху подростничества, включающую два периода: младший подростковый возраст (12-14 лет), в котором ведущей деятельностью является интимно-личностное общение, и старший подростковый возраст или раннюю юность (15-17 лет), где учебно-профессиональная деятельность выступает в качестве ведущей. Период юности (18-21г.) традиционно рассматривается, начиная с работ Л.С.Выготского, как начальная фаза вступления во взрослость. (Л.С.Выготский).

Р.Хевигхерст выделяет в качестве центральной задачи развития подросткового возраста задачу самоопределения в системе ценностей, общения и отношений между людьми. Отсюда вытекают остальные задачи развития:

- освоение «новой телесности», связанной с процессами полового созревания, формирование поло-ролевой идентичности и телесного образа Я;

- развитие абстрактного мышления;

- приобретение навыков межличностного общения с представителями своего и противоположного пола, вхождение в группу сверстников;

- становление новых отношений в семье на основе освобождения от родительской опеки, автономии и независимости (преодоление эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке);

- выработка жизненной философии и системы ценностей;

- постановка задач будущего в области карьеры и образования;

- подготовка к семейной жизни.

Проблема формирования эго-идентичности в юности разрабатывалась в концепции Эрика Эриксона и теории статусов идентичности Д.Марсиа, закономерности формирования эмоциональной независимости от семьи в психоанализе, формирования абстрактного мышления и формально-логических операций – в концепции Ж.Пиаже.

Формирование самосознания на основе самопознания, обусловленного развитием интеллекта и рефлексии, приводит к формированию в подростковом возрасте новой формы эгоцентризма.

В отечественной психологии возникновение и развитие самосознания рассматривают как центральное психологическое новообразование подросткового возраста. Л.С.Выготский считал, что самосознание подростка есть социальное сознание, перенесенное внутрь (1983). Д.Б.Эльконин в качестве центрального новообразования младшего подросткового возраста рассматривал чувство взрослости, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими, строит свои отношения и трансформирует свою деятельность (1989). Чувство взрослости – особая форма самосознания. Ее «особость» в том, что самосознание выступает в аффективной форме переживания, и в том, что это есть форма осознания своих социальных, а не индивидуальных качеств, другими словами социальное самосознание. Подростковый возраст предполагает постепенное развитие взрослости как готовности ребенка к жизни в обществе взрослых как равноценного и равноправного участника. Следует различать объективную взрослость как объективную готовность принять права и обязанности взрослого члена общества и субъективную готовность как часто неосознанное отношение к себе как ко взрослому (чувство взрослости) и тенденцию взрослости. Возникновение чувства взрослости напрямую не связано с половым созреванием, а определяется тем, какое значение придаст ему сам подросток. Д.Б.Эльконин выделяет различные виды взрослости:

- социо-моральную взрослость как участие в заботе о семье, близость и дружеские отношения со взрослым, автономия и готовность к отстаиванию своих морально-этических убеждений и принципов, поступков и взглядов;

- взрослость в интеллектуальной деятельности как элементы самообразования, интеллектуальные увлечения и ценности;

- внешняя взрослость – романтические отношения со сверстниками, характер развлечений, взрослость во внешнем облике и манере поведения.

Очевидно, что продуктивными с точки зрения решения задач развития будут социо-моральная и интеллектуальная взрослость. Показателями чувства взрослости являются требование подростка, чтобы к нему относились как к взрослому; стремление к самостоятельности и автономии; наличие собственной линии поведения. Условиями формирования чувства взрослости являются сфера, содержание и характере самостоятельности подростка; отношение взрослых к подростку и его самостоятельности (поощрение или ограничение); отношения со сверстниками. Формирование чувства взрослости осуществляется в интимно-личностном общении со сверстниками, где происходит моделирование, опробование и освоение «взрослых» отношений и сотрудничества, основанных на уважении, равноправии, доверии и верности. Для подросткового возраста характерна особая чувствительность к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира.

Старший подростковый возраст характеризуется особой социальной ситуацией развития – подросток стоит на пороге взрослой жизни и общество ставит перед ним задачу самоопределения в профессиональной сфере. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Выбор профессии предполагает формирование профессиональных намерений через фазы предварительного выбора профессии и практического принятия решения с определением профессии, уровня квалификации в ней и формы профессиональной подготовки. Основную цель профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте выступает как формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального, жизненного, личного развития, готовности к рассмотрению себя во временной перспективе и способности самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности (Н.С.Пряжников,1996). Профессиональное самоопределение требует определенного самоограничения и критичного соотнесения собственных возможностей, интересов, способностей, с одной стороны, и возможностей и ограничений профессии.

Самоопределение становится важнейшим новообразованием возраста, являясь выбором будущего пути, определением цели и смысла будущей жизни (Л.И.Божович, 1979); формирование целостной смысловой системы «Я и общество», предполагает выбор профессии, но к нему не сводится. Личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу и предполагает активное определение подростком своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей и смысла своего существования (М.Р.Гинзбург, 1988). Важными новообразованиями ранней юности являются ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе. Воля обеспечивает выбор жизненных целей в условиях конкуренции мотивов, осуществление нравственного выбора в ситуации моральных дилемм, способность прилагать усилия в достижении целей.

Подростковый возраст традиционно рассматривается как проблемный и кризисный. В современном российском обществе решение ключевой задачи переходного возраста – самоопределения – затруднено ситуацией неопределенности, что делает актуальной задачу психологического сопровождения прохождения подростком кризиса «самостандартизации».

Вопросы:

  1. Почему подростковый возраст называют «критическим»? Обоснуйте ответ?
  2. Что составляет ведущую деятельность подросткового возраста?
  3. Легко ли быть подростком в современном обществе?
  4. Какие меры содействия «вхождению подростка в мир взрослых» предлагает современное российское общество? Насколько они эффективны? Обоснуйте ответ.
  5. Назовите факторы и условия, способствующие и препятствующие решению задачи самоопределения подростка.

Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.