Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема 8. Группа сверстников как институт социализации детей и подростков.

2018-01-13 394
Тема 8. Группа сверстников как институт социализации детей и подростков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Аннотация. Рассмотрены функции, выполняемые группой сверстников в процессе социализации ребенка. Раскрыты цели, задачи, функции и структура общения (М.И.Лисина). Представлена концепция Д. Колемана, рассматривающая значение и функции молодежных групп и молодежной субкультуры. Определено понятие коммуникативной компетентности как инструментальной основы реализации общения и ее осгновные характеристики и операции.. Приведена типология нарушений общения со сверстниками и указаны возможные причины.

 

Группа сверстников играет важную роль в социализации детей и подростков. Важнейшими функциями группы являются:

- формирование ценностного сознания личности на основе свободного и равноправного обмена мнениями и взглядами, в процессе дискуссий и обсуждений с равноправным и равнозначным партнером-сверстником (Пиаже Ж., Кольберг Л., Цукерман Г.А., Рубцов В.В.);

- формирование коммуникативной компетентности, включая умение сотрудничать, принимать на себя роль лидера, работать в команде, благодаря тому, что группа имеет свою иерархию власти, создает свои нормы и правила взаимодействия, реализует нормы солидарности и взаимной помощи, а также образцы поведения, которые частично восприняты из жизни взрослых, а частично являются результатом практики кооперации и общения членов группы;

- создание условий самопознания и формирования самосознания личности (Лисина М.И.).

Дж.Колеман выделяет особую роль молодежной группы, к которой принадлежит сам субъект социализации, в процессе социализации личности, отдавая им приоритет перед семьей. Подростковый и юношеский возраст является одновременно возрастом социализации и возрастом индивидуализации (открытия и утверждения своего уникального и неповторимого Я в форме развития самосознания и эго-идентичности). Молодежная субкультура выполняет функцию обеспечения процессов самоопределения и самоактуализации молодого человека (Э.Эриксон, Д. Марсиа, Х. Тейджфел). Другими позитивными функциями, реализуемыми молодежной субкультурой, являются:

- адаптация к обществу;

- присвоение молодому человеку первичного возрастного статуса;

- облегчение в автономизации и освобождении от родительской опеки;

- передачу специфических для данной группы ценностных установок и ориентаций;

- сплочения сил для сопротивления авторитаризму взрослых (в первую очередь родителей);

- расширение контактов для удовлетворения потребностей в любви и дружбе.

Функции, структура и закономерности развития общения ребенка обсуждались в работах М. И. Лисиной (198) Общение как коммуникативная деятельность, выполняет следующие функции: передача культурного опыта; организация совместной деятельности; формирование и развитие межличностных отношений; познание людьми друг друга и самопознание. Структура общения включает:

- предмет общения – другой человек, партнер по общению;

- потребность в общении стремление к познанию и оценке других людей, а через них к самопознанию и самооценке;

- мотивы общения (ради чего предпринимается общение);

- действия общения - инициативные акты и ответные действия;

- задачи или цели общения;

- средства общения (вербальные, мимические, предметные) и т. Д.;

- продукты общения (образования материального и духовного характера).

Для каждой возрастной стадии характерна своя специфическая форма общения. Критериями выделения этих форм общения являются: время возникновения, место в системе жизнедеятельности ребенка, потребности, мотивы и средства общения.

Компетентность в общении сложное интегральное образование, включающее такие компоненты как компетентность человека в самом себе («Я-компетентность» как адекватная ориентация в собственном психологическом потенциале), компетентность в ориентации в потенциале партнера и компетентность в ситуации и задаче (Петровская Л.А., 2007). Культурно-историческая обусловленность межличностного и делового общения обуславливает снижение регламентации общения этикетом и ритуалами и соответственно возрастание творческого момента в построении общения в современном обществе. Исследователи выделяют нормативную и личностно-творческую тенденцию в общении (Л.А.Петровская), подчеркивая значительное усиление личностного творческого начал в построении межличностного контакта. Трудности коммуникации, обусловленные низким уровнем коммуникативной компетентности, можно свести к проблемам слушания (отсутствие умения слышать партнера), понимания, действия (неспособность правильно действовать при адекватном понимании), самовыражения (неспособность адекватно сформулировать свою позицию и описать свои действия при возможности эффективного действия), эмоциональности (неспособность совладать с излишней эмоциональностью, препятствующей эффективной коммуникации) (Тарасов В.К., Сидоренко Е.В.). Соответственно, базовыми коммуникативными умениями, обеспечивающими успешное разрешение перечисленных коммуникативных проблем должно стать формирование умения слушать партнера (техника активного слушания), умения понимать сказанное, умения адекватно выражать свои мысли и чувства, умения действовать в соответствии с пониманием ситуации и умения регулировать свое эмоциональное напряжение (техника Я-высказываний).

Одна из наиболее тревожных тенденций в психическом развитии детей и подростков – трудности общении со сверстниками – ограничение круга общения со сверстниками, феномен отвержения сверстниками, преследования, агрессии в отношении «изгоев»; предпочтение одиночества и компенсаторных форм активности (телесмотрение, компьютерные игры и пр.). Отсутствие у ребенка/подростка опыта общения в группе приводит к серьезным нарушениям личностного, нравственного развития уже в детском возрасте и имеет наиболее серьезные следствия в подростковом возрасте. К ним следует отнести трудности формирования Я-концепции и личностной идентичности, моральный инфантилизм, трудности преодоления личностного и познавательного эгоцентризма и пр. Причинами нарушений общения ребенка со сверстниками являются:

1. Ограниченность социальных контактов и общения со сверстниками в силу чрезмерной перегруженности ребенка в школе и учреждениях дополнительного образования, отсутствия соответствующего социального пространства

2. Интеллектуализм (преобладание интеллектуальных процессов над образными и эмоциональными) как правило, приводит к «мягким» нарушениями общения со сверстниками в форме узости круга общения, одиночества и изоляции ребенка в классе и других детских коллективах при условии высокой сохранности общения со взрослыми.

3. Несформированность средств общения. При условии высокой мотивации и направленности ребенка на общение со сверстниками «дефицит» коммуникативных средств часто приводит к агрессивному поведению ребенка, что, вторично, влечет за собой отвержение сверстниками и дальнейшую изоляцию таких детей.

4. Перенос негативного опыта общения с родителями (отношения авторитаризма, диктата, принуждения, конфликтности и пр.) на общение со сверстниками. Нарушения семейного воспитания и неудовлетворенность ребенком внутрисемейными отношениями также являются причинами искажений отношений и общения со сверстниками.

5. Аутизация как снижение потребности в общении, по сравнению с нормой, несформированность потребности в общении с другими.

Вопросы:


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.