Тема 13. Перспективные формы противодействия терроризму, экстремизму и этноцентризму на Северном Кавказе — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 13. Перспективные формы противодействия терроризму, экстремизму и этноцентризму на Северном Кавказе

2018-01-13 650
Тема 13. Перспективные формы противодействия терроризму, экстремизму и этноцентризму на Северном Кавказе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Высокий уровень конфликтности в северокавказском регионе, масштабная активизация деятельности террористических и экстремистки структур требует от государства проведения целенаправленной политики, ориентированной на предотвращение этой угрозы национальной безопасности страны. За годы борьбы с терроризмом мировая практика накопила богатый арсенал методов противостояния террористам, которые необходимо использовать и России.

 

Северокавказский регион Российской Федерации перегружен большим количеством этнических, территориальных конфликтов, порождающих такие деструктивные явления как этноцентризм, экстремизм, терроризм. Проведение последовательной продуманной политики урегулирования и предотвращения такого рода напряженности позволит России существенно снизить негативные последствия конфликтов, поставить заслон террористической и экстремистской активности противоборствующих сторон.

Одним из первых документов международных неправительственных организаций, предлагающих меры по предотвращению и урегулированию конфликтов в полиэтнических обществах, был Меморандум Кона («Управление этническими конфликтом»). В этом и в ряде других аналогичных актов отмечалось, что такого рода конфликты характерны для обществ, большинство в которых составляет одна, боле многочисленная этническая группа, и возникают они из-за доступа малочисленных этнических групп к природным ресурсам и национальному достоянию, невозможности улучшения своего социального, политического и экономического положения, получения достойного образования. Перед Второй мировой войной под эгидой Лиги Наций были разработаны Конвенция о предотвращении терроризма и наказании за террористические действия и Конвенция о создании Международного суда (1937 г.). Эти документы не были приняты, однако были выработаны общие понятия, осознана необходимость сочетания международно-правовых норм и национальных законодательств по борьбе с терроризмом.

Необходимо изучать опыт многих иностранных государств в борьбе с терроризмом.Политическое руководство западных стран и Соединенных Штатов рассматривает противодействие терроризму в качестве одной из важнейших общегосударственных задач. Основными направлениями деятельности в этой области являются совершенствование правовой базы, усиление взаимодействия между соответствующими федеральными органами, формирование специальных подразделений и увеличение численности сотрудников федеральных структур, занимающихся проблемой терроризма, улучшение их технической оснащенности.

За годы борьбы с терроризмом был разработан набор механизмов, методов и технологий государственного реагирования на потенциальные и реально совершаемые террористические акты: создание специальных антитеррористических сил и их подготовка, усиление охраны особо опасных объектов, выработка технологий переговорного процесса об освобождении заложников и пр.

Главный принцип сторонников силовых методов – «хороший террорист - это мертвый террорист». Как показывает международная практика, террористы всех мастей боятся только одного - жестких ответных мер со стороны спецслужб. Поэтому в таких странах, как Великобритания, Германия, Израиль, США, Турция, Франция различным аспектам контртеррористических операций уделяется особое внимание. В большинстве государств стратегия борьбы с терроризмом заключается в следующем: наряду с политическими и социальными мероприятиями, правительство использует применение силы против террористов, в том числе за рубежом, и не оставляет безнаказанным ни один случай террористического насилия над своими гражданами. Анализ опыта, накопленного в разных странах, позволяет говорить о некоторых универсальных принципах по отношению к терроризму:

1) упреждение террористических актов за счет правильно поставленной заблаговременной оперативной деятельности, распознания их на стадии замысла, планирования и подготовки;

2) принцип минимальных уступок террористам (в этой связи в ходе переговоров могут допускаться лишь частичные, тактические уступки, позволяющие выиграть время, провести подготовительные мероприятия для осуществления наиболее эффективной операции в создавшихся условиях);

3) принцип минимизации жертв и ущерба в ходе антитеррористической операции;

4) принцип неотвратимости наказания за террористическую деятельность[380].

В тоже время чеченская война продемонстрировала, что использование в разы более мощного технического и военного оснащения в борьбе с экстремизмом и террором не гарантирует успешного результата. Невозможно выиграть войну, опираясь исключительно на спецоперации и жестокие зачистки.

Кроме того, террористические организации оказываются более мобильными и опережают традиционные меры государства по борьбе с терроризмом. Террористы имеют перед государством преимущество, создаваемое тайным характером подготовки террористических акций и тем обстоятельством, что расходы на контртеррористическую деятельность всегда многократно превышают затраты террористов. Государству при организации антитеррористической деятельности приходится решать непростую задачу. С одной стороны, органы исполнительной власти обязаны обеспечить безопасность общества от террористических угроз, с другой - не должны ущемлять права и свободы граждан, что серьезно затрудняет выбор средств и ограничивает рамки их применения при реализации силовых мер борьбы с терроризмом. Следовательно, выход - в выявлении и устранении предпосылок и факторов, порождающих терроризм.

Анализ проблем, порождающих терроризм, показывает, что основные причины роста терроризма в Российской Федерации относятся к социальной, политической, идеологической, этнонациональной, правовой сферам. Таким образом, предупреждение терроризма - задача не только правоохранительных органов и специальных служб, но и проблема общегосударственного масштаба. Бесперспективно решать ее только силами правоохранительных органов, так как они вправе применять оперативно-розыскные и иные меры лишь при наличии законодательно определенных оснований и условий, когда террористы, руководствуясь противоправной мотивацией, прибегнут к силе.

Ключевой этап на пути локализации и предотвращения этнических конфликтов – принятие превентивных мер, направленных на укрепление принципа единого гражданства для всех групп населения, вовлечение национальных меньшинств в процесс управления государством. Наиболее пристальное внимание должно быть уделено наиболее ущемленным группам с целью оказания им помощи во включении и в адаптации в иноэтническое сообщество.

Требования политической автономизации идеологами национальных движений во многом обоснованы желанием защитить свою самобытность, жизненный уклад, национальные традиции. Соответственно, для поддержания стабильности на Северном Кавказе федеральному центру необходимо признать одной их приоритетных задач защиту прав коренных народов, этнических групп, отказаться от унификации и уничтожения их самобытности. Так, Овчинников А.И. полагает, что необходимо отказаться он универсалистских схем правовой жизни общества и унификации права. Непременно должна учитываться связь правопонимания с этническими традициями и нормативными системами. Необходима этнология права для установления действенного правопорядка, разработки интегративной идеологии с целью сохранения единства Российской Федерации и его уникального культурного ландшафта. Ведь сепаратизм – это не следствие этнонациональной идеологии, а результат политизации этничности, приписывания этносам политического значения через утверждение мононациональных политических образований[381].

Конфликты на Северном Кавказе имеют во многом и культурологическое измерение. История и современная практика организации управления на Северном Кавказе демонстрирует важность для его жителей национальных традиций и способов организации совместной жизни, которые на протяжении длительного времени обеспечивали стабильное развитие этносов. Например, требует детального изучения и возможного частичного внедрения в условиях модернизации таких традиционных форм общественной организации, как тейпы в Чечне и Ингушетии с их институтом старейшин, тухумы и джамааты в Дагестане, подчинявшиеся своему высшему органу, что представляет интерес с точки зрения применения этих традиций в системе местного управления[382].

Не менее важным для предотвращения экстремизма является реализация установления в регионе светского характера государственности. Практика деятельности различных экстремистских исламских институтов сопровождается, как правило, конфессиональной нетерпимостью, уничтожением и подавлением иноверия, насилием, в том числе и в форме террористической деятельности. Необходимо создание законодательных и институциональных условий, которые бы исключали вовлеченность религии в политическую сферу. Причем речь идет не только об исламе, но и обо всех конфессиях, распространенных в России.

Следующее направление по политико-правовому содержанию должно касаться связей региональных субъектов с зарубежными экстремистскими и террористическими организациями. Несанкционированные соответствующими органами государственной власти контакты с организациями, которые в международных политико-правовых и дипломатических документах квалифицируются как террористические или экстремистские, в российском законодательстве также должны рассматриваться как пособничество терроризму.

В социально-экономическом плане для борьбы с проявлением экстремизма и терроризма необходимо лишить радикалов стабильной экономической базы, опирающейся на финансовую помощь из-за рубежа и использование внутренних источников, что в свою очередь, позволит сузить социальную базу террористов и экстремистов. Среди внутренних источников подпитки радикалов можно назвать незаконный нефтяной и газовый промысел, чисто криминальные доходы (рэкет, похищения людей, контрабанда оружия и наркотиков, финансовые махинации в виде подделок авизо, фальшивомонетничество и т. д.), что особенно характерно для Чечни.

Усиление экстремизма в северокавказском регионе связано с отсутствием толерантности и взаимоуважения между народами. Недовольство и неравенство, вызванные этими процессами и конфликтами привели к тому, что религиозный экстремизм оказался востребованным, с легкостью проник в сердца людей и за несколько лет стал определять политические взаимоотношения в регионе. Необходимо продвижение политики толерантности как идеологической формы которая в отличие от силовых акций и полицейских репрессий, не способна спровоцировать существующих экстремистов на ответные действия и не ориентирует людей, пострадавших в результате силовой борьбы с экстремизмом, пополнить их ряды. Таким образом, продвижение идеологии толерантности является выходом из замкнутого круга созданного как джихадистами, так и приверженцами силовых методов, которые на сегодняшний день являются центральным и фактически единственным, кроме поиска источников финансирования экстремистов, компонентом государственной политике РФ по борьбе с терроризмом на Северном Кавказе.

Улучшению ситуации на Северном Кавказе будет способствовать, в частности, реализация федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в Российском обществе (2001–2005 годы)». Программа предполагает внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, эффективное противодействие проявлениям экстремизма в обществе, гибкое опережающее реагирование на изменение социально-политической ситуации в России, создание основы для снижения социальной напряженности. Она предусмотрена к осуществлению в три этапа. Задачей первого этапа (2001 год) являлась разработка методологических и научно-методических основ профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания, создание благоприятных предпосылок для реализации Программы, привлечение внимания к этой проблеме органов государственной власти, общественных объединений, работников системы образования. Второй этап (2002–2003 годы) включает создание и экспериментальное внедрение механизмов профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания, а также создание организационной базы широкомасштабного использования разработанных механизмов в ряде субъектов Российской Федерации. Задачей третьего этапа (2004–2005 годы) является активное применение механизмов профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания.

Важным аспектом усиления борьбы с терроризмом является активизация разъяснительной и пропагандистско-идеологической работы. Экстремистские и террористические организации, как правило, опираются на искаженное толкование религиозных догматов, используют в вербовочной работе идеологию, основанную на собственных доктринах, противоречащих традиционным религиозным нормам и законам. Поэтому важно поднять на должный уровень разъяснительно-просветительскую деятельность по правильному толкованию религиозных учений, вскрывать и подвергать публичной критике искаженные взгляды идеологов экстремизма.

Борьба с терроризмом невозможна вне информационного поля. Пропагандистская активность террористических организаций и группировок, а также их стремление посеять среди населения страх и сломить волю к сопротивлению вызывают необходимость оказания этим силам эффективного информационного противодействия. Такого рода работа во многих государствах мира, стала важной составной частью Концепции национальной безопасности в области антитеррористической борьбы.

Таким образом, следует признать, что для эффективной борьбы с экстремизмом и терроризмом необходимо всестороннее изучение этих явлений и причин, их порождающих в каждом конкретном государстве. Система комплексных мер противодействия должна включать в себя:

1) методику борьбы как с отдельными террористами, так и с террористическими сетями и организациями;

2) комплекс мер по противодействию терроризму со стороны как государственных, так и негосударственных структур. При этом роль государственных организаций, в первую очередь силовых, должна быть определяющей, и именно они должны направлять деятельность негосударственных объединений в антитеррористической сфере;

3) механизм четкого выполнения законодательных основ в сфере борьбы с терроризмом, а также их дальнейшего совершенствования;

4) меры по профилактике терроризма, непосредственно борьбы с ним, а также минимизации последствий террористической деятельности;

5) механизм сотрудничества России с зарубежными странами по вопросам борьбы с терроризмом, исходящий из российских интересов;

6) постоянный контроль со стороны соответствующих структур за ходом выполнения мер по борьбе с терроризмом, развитием обстановки в зонах возникновения очагов терроризма с целью принятия превентивных мер по недопущению террористических актов;

7) устранение причин его проявления в России, улучшение социально-экономической обстановки в стране, комплексное решение этнических и национальных проблем[383].

 

Контрольные вопросы

  1. Каковы универсальные принципы отношения к террористам?
  2. Какие причины затрудняют эффективное противостояние террористической угрозе?
  3. Каковы возможные пути предотвращения террористической и экстремисткой угрозы на Северном Кавказе?
  4. Какие меры могли бы способствовать противодействию терроризму на Северном Кавказе?


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.