Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-09-30 | 447 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Иммунитет ¾ это способ защиты организма от генетически чужеродных веществ ¾ антигенов экзогенного и эндогенного происхождения, направленный на поддержание и сохранение гомеостаза, структурной и функциональной целостности организма, биологической (антигенной) индивидуальности каждого организма и вида в целом.
В зависимости от уровня эволюционного развития, вида, особенностей и сложности сформировавшейся иммунной системы, способностей последней отвечать теми или иными реакциями на антигены, в иммунологии принято выделять отдельные виды иммунитета (рис. 19).
Классификация по происхождению:
• врожденный или видовой иммунитет ¾ это выработанная в процессе филогенеза генетически закрепленная, передающаяся по наследству невосприимчивость организма данного вида к какому-либо антигену. Примером может служить невосприимчивость человека к некоторым возбудителям, в том числе к особо опасным для сельскохозяйственных животных (чума крупного рогатого скота, болезнь Ньюкасла, поражающая птиц, оспа лошадей и др.), нечувствительность человека к бактериофагам, поражающим клетки бактерий;
• приобретенный или адаптивный иммунитет ¾ это невосприимчивость к антигену чувствительного к нему организма, приобретаемая в процессе онтогенеза в результате естественной встречи с этим антигеном организма, например, при инфекции или вакцинации.
Приобретенный иммунитет может быть активным и пассивным.
а) активный ¾ обусловлен активной реакцией, активным вовлечением в процесс иммунной системы при встрече с данным антигеном (например, поствакцинальный, постинфекционный иммунитет).
– естественный (возникающий после болезни);
|
– искусственный (после вакцинации).
б) пассивный ¾ формируется без участия иммунной системы организма при введении готовых антител (AT). К таким факторам относятся антитела, т. е. специфические иммуноглобулины и иммунные сыворотки, а также иммунные лимфоциты. Иммуноглобулины широко используют для пассивной иммунизации, а также для специфического лечения при многих инфекциях (дифтерия, ботулизм, бешенство, корь и др.). Пассивный иммунитет у новорожденных детей создается иммуноглобулинами при плацентарной внутриутробной передаче антител от матери ребенку и играет существенную роль в защите от многих детских инфекций в первые месяцы жизни ребенка.
– естественный (антитела получены от матери через плаценту, а после рождения, ¾ с молозивом или с материнским молоком);
– искусственный (введение готовых антител в составе лечебных и профилактических сывороток).
Классификация по направлению действия:
• противобактериальный;
• антитоксический;
• противогрибковый
• противопротозойный
• противовирусный;
• противоопухолевый;
• трансплантационный и т.п.
Поскольку в формировании иммунитета принимают участие клетки иммунной системы и гуморальные факторы, иммунитет принято дифференцировать в зависимости от того, какой из компонентов иммунных реакций играет ведущую роль в формировании защиты от антигена. В связи с этим различают клеточный и гуморальный иммунитет.
Классификация по механизму:
• клеточный иммунитет ¾ ведущую роль при этом виде иммунитета играют клетки — фагоциты и NK-клетки (при врожденном иммунитете), цитотоксические Т-лимфоциты (при приобретенном иммунитете). Примером клеточного иммунитета может служить противоопухолевый, трансплантационный иммунитет.
• гуморальный иммунитет ¾ обусловлен эффектами антител, например, иммунитет при токсинемических инфекциях (столбняк, ботулизм, дифтерия).
Клеточные и гуморальные факторы иммунитета функционируют в тесном взаимодействии, обычно какие-либо играют ведущую роль, поскольку наиболее эффективно и целенаправленно обеспечивают защиту организма от данного антигена.
|
Классификация по наличию антигена:
стерильный ¾ антиген играет роль пускового фактора, иммунное состояние поддерживается в отсутствие антигена (поствакцинальный иммунитет при введении убитых вакцин); Примером стерильного иммунитета является поствакцинальный иммунитет при введении убитых вакцин.
нестерильный ¾ иммунное состояние сохраняется только в присутствие антигена (иммунитет при туберкулезе, который сохраняется только в присутствии в организме вакцинного штамма микобактерий туберкулеза).
Классификация по проявлению:
• системный (генерализованный) ¾ обусловлен действием иммунных факторов в крови, лимфе, тканевой жидкости,
• местный ¾ наблюдается более выраженная резистентность отдельных органов и тканей (например, слизистых верхних дыхательных путей).
В неспецифической защите от микробов и антигенов важную роль играют три барьера:
Механический барьер ¾ кожа и слизистые оболочки. Многослойный эпителий здоровой кожи и слизистых оболочек обычно непроницаем для микробов и макромолекул. Однако при малозаметных микроповреждениях, воспалительных изменениях, укусах насекомых, ожогах и травмах через кожу и слизистые могут проникать микробы и макромолекулы. Вирусы и некоторые бактерии могут проникать в макроорганизм межклеточно, чресклеточно и с помощью фагоцитов, переносящих поглощенных микробов через эпителий слизистых оболочек. Свидетельством этому является инфицирование в естественных условиях через слизистые верхних дыхательных путей, легких, желудочно-кишечного тракта и урогенитального тракта, а также возможность пероральной и ингаляционной иммунизации живыми вакцинами, когда вакцинный штамм бактерий и вирусов проникает через слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта и дыхательных путей.
Физико-химический барьер. На чистой и неповрежденной коже обычно содержится мало микробов, так как потовые и сальные железы постоянно выделяют на ее поверхность вещества, обладающие бактерицидным действием (уксусная, муравьиная, молочная кислоты). Желудок также является барьером для проникающих перорально бактерий, вирусов, антигенов, так как последние инактивируются и разрушаются под влиянием кислого содержимого желудка (рН 1,5-2,5) и ферментов. В кишечнике инактивирующими факторами служат ферменты и бактериоцины, образуемые нормальной микробной флорой кишечника, а также трипсин, панкреатин, липаза, амилазы и желчь.
Иммунобиологический барьер ¾ проявления клеточных и гуморальных факторов врожденного иммунитета.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!