Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-08-20 | 498 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Революционно-демократическое направление в русской историографии в 50 — 60-х годах прошлого века находилось на высшем этапе своего развития и было возглавлено Н. Г. Чернышевским (1828--1889) и Н. А. Добролюбовым (1836—1861).
Исторические условия рассматриваемого периода во многом отличались от условий 40-х годов, когда протекала деятельность первых представителей русской революционной демократии — В. Г. Белинского и А. И. Герцена. В России назревала революционная ситуация. Господствующим классам противостояло закрепощенное крестьянство, заинтересованное в революционном уничтожении крепостничества и всех его Последствий. Выразителем настроений крестьянства выступил сформировавшийся в конце 50-х — начале 60-х годов лагерь революционной демократии. Идеологи этого лагеря Чернышевский и Добролюбов разработали развернутую программу подготовки и осуществления народной революции в России. Весь исторический опыт человечества они ставили на службу теоретическому обоснованию своей программы.
В литературном наследстве Чернышевского и Добролюбова имеется большая группа работ, посвященных вопросам всеобщей истории. Значительное внимание уделялось этой проблематике соратниками и Продолжателями дела Чернышевского и Добролюбова — Н. В. Шелгуновым, Н. Серно-Соловьевичем, Д. И. Писаревым.
К замечательной плеяде представителей революционно-демократического направления 50—60-х годов относились также А. И. Герцен и Н. П. Огарев, деятельность которых в тот период протекала за границей.
Из всех периодов всемирной истории революционеры-демократы придавали особое значение истории нового времени — эпохе ломки отживших феодальных отношений. Закономерность этого процесса, его исторические результаты, столкновение политических партий, различных идейных течений, отражавших напряженную борьбу классовых сил, решающая роль в этой борьбе народных масс, интересы которых провозглашались и неизменно забывались или намеренно предавались пришедшими к власти буржуазными партиями, — весь этот сложный и противоречивый исторический опыт был глубоко поучителен для русских революционеров-демократов. История выдвинула перед ними принципиально сходные задачи в условиях России. Поэтому история нового времени приобретала для демократических деятелей России не только важный познавательный интерес, но и глубоко актуальное революционно-практическое значение, смыкаясь с современностью, с разрешением ее самых острых боевых задач в условиях русской действительности. Идеологи русской революционной демократии были широко осведомлены в богатой литературе по истории нового времени, внимательно следили за развитием исторической мысли в Западной Европе, изучали и критически осваивали различные исторические теории и концепции. Они штудировали труды виднейших из современных им западноевропейских историков — Гизо, Тьерри, Токвиля, Маколея, Бокля, Кинглека, Шлоссера, Гервинуса и ряда других, давая им разностороннюю и глубокую оценку.
|
Не забывая об успехах, достигнутых исторической наукой Западной Европы к середине XIX в. в плане расширения ее предмета, разработки новых исторических проблем, привлечения ранее неизвестных источников, совершенствования методов их изучения, Чернышевский и Добролюбов вместе с тем видели главный недостаток известных им исторических теорий в игнорировании творческой роли народных масс в истории. Добролюбов в статье «О степени участия народности в развитии русской литературы» (1858) с горечью спрашивал: «Но много ли являлось в Европе историков народа, которые бы смотрели на события с точки зрения народных выгод, рассматривали, что выиграл или проиграл народ в известную эпоху, где было добро и худо для массы, для людей вообще, а не для нескольких титулованных личностей, завоевателей, полководцев и т. п.?».
|
Признавая решающую роль народных масс в истории, идеологи демократического движения с этих позиций решали теоретические вопросы исторической науки и разрабатывали привлекавшие их внимание конкретные исторические проблемы. При этом Чернышевский и Добролюбов, сплотившие вокруг себя широкий круг единомышленников и возглавившие, в отличие от Белинского и Герцена, целое направление русской исторической мысли, более глубоко разрешали все интересовавшие их вопросы истории, проводили демократические принципы последовательнее, чем это делали их идейные предшественники. Чернышевский и Добролюбов могли также учитывать новые требования своей эпохи и новые достижения исторической науки.
Исходным пунктом воззрений революционеров-демократов на исторический процесс было признание лежащих в его основе объективных закономерностей, открытие которых они считали главнейшей задачей исторической науки. Они не сомневались в успешном разрешении такой задачи. «Законы развития человеческих обществ могут быть неизвестны,— писал Н. В. Шелгунов, — как неизвестны до сих пор вполне законы, управляющие остальным миром, но из этого не следует, чтобы их не существовало или чтобы они зависели от личной воли отдельных людей».
Законы истории могут быть обнаружены, полагали революционеры-демократы, только историками, вооруженными передовым мировоззрением, способными в силу этого раскрыть внутренние силы развития o6щества. Они признавали важнейшую из объективных закономерностей общественного развития — непрерывное и, по общей тенденции, поступательное движение, исторический прогресс. Творцами истории Чернышевский считал людей из народа, которые своими руками производят все национальное богатство.
Положение о творческой и решающей роли народных масс в истории являлось стержнем исторической концепции русских революционеров-демократов 50 — 60-х годов. В условиях революционной ситуации, когда успех борьбы с самодержавно-крепостническим строем решала активность трудящихся, революционные демократы придавали первостепенное значение разработке этой важнейшей проблемы. Они не сомневались в способности народа к революционной самодеятельности и были убеждены в неизбежности превращения народных масс из силы, используемой господствующими классами, в силу, активно борющуюся за собственные интересы.
|
Высокий теоретический уровень исторических воззрений революционных демократов находил свое выражение также в признании ими исторического процесса противоречивым и скачкообразным. Борьбу нового со старым, прогрессивных социальных сил с реакционными, осужденными историей на гибель, они считали законом истории. В этой связи Чернышевский и Добролюбов глубже своих предшественников разработали вопросы о борьбе угнетенных с угнетателями в различные исторические эпохи, о революциях как движущем начале прогресса. Так, Добролюбов видел содержание истории в борьбе «аристократии с демократией» и рассматривал «уничтожение дармоедов и возвеличение труда» как постоянную тенденцию истории. Указывая, что на протяжении тысячелетий народные массы угнетаются, он справедливо замечал: «... только форма эксплуатации меняется и делается более ловкою и утонченною; но сущность все-таки остается та же, пока остается по-прежнему возможность эксплуатации».
Коренная же основа борьбы трудящихся за социальное освобождение неизменно заключалась, по мнению мыслителей-демократов, в экономических моментах. Поэтому они придавали весьма важное значение роли экономического фактора в истории. Наиболее глубоко соответствующие выводы обосновал Чернышевский. Он писал о «материальных условиях быта», играющих «едва ли не первую роль в жизни». По его мнению, «формы экономического быта» служили основой периодизации всемирной истории. Наиболее отчетливо свои суждения о роли «обстоятельств экономической жизни» в истории Чернышевский выразил в «Примечаниях к переводу «Введения в историю XIX века» Г. Гервинуса» (1863). Указав здесь на мысль английского историка Бокля, что «история движется развитием знания», он заявлял: «Если дополним это верное понятие политико-экономическим принципом, по которому и умственное развитие, как политическое и всякое другое, зависит от обстоятельств экономической жизни, то получим полную истину: развитие двигалось успехами знания, которые преимущественно обусловливались развитием трудовой жизни и средств материального существования». Тем самым Чернышевский ближе всех других революционеров-демократов подошел к материалистическому пониманию истории.
|
Однако при отдельных материалистических догадках в истолковании исторического процесса идеологи демократического направления продолжали видеть главную движущую силу исторического прогресса в развитии знаний, просвещения, в идейных побуждениях людей.
Непреодоленность идеалистического понимания истории не мешала, однако, демократическим деятелям выступать как представителям особого направления в исторической науке, противостоявшего дворянско-буржуазной историографии. Демократическое разрешение Чернышевским, Добролюбовым и их единомышленниками таких коренных вопросов исторической науки, как вопрос о роли народных масс и экономического фактора в истории, их повышенный интерес к изучению социальной борьбы обусловливали их особые позиции также ив подходе к другим важным проблемам исторического процесса.
Так, революционные демократы решительно отвергали крайнее преувеличение роли государства, характерное для дворянских и буржуазных историков — западноевропейских и русских.
Признавая прогрессивную роль государства в определенные исторические периоды, в частности во времена преодоления феодальной раздробленности, революционеры-демократы решительно выступали против апологетической оценки значения государственной организации, когда последняя направлялась против интересов народа (и удовлетворяла интересы только привилегированных сословий. Не будучи в состоянии научно разрешить вопросы о происхождении и сущности государства, революционные демократы тем не менее с полным основанием разоблачали представления о государстве как «внеклассовой силе» и резко критиковали буржуазных историков, рассматривавших его как единственную движущую силу истории. Они справедливо связывали такие представления с отрицанием значения народных масс в историческом творчестве и видели в этом выражение антинародных устремлений буржуазных либералов.
Идеологи демократического движения в России не склонны были также переоценивать роли отдельных личностей, в том числе и выдающихся, деятельность которых они ставили в зависимость от решающей роли народных масс в истории.
Стремясь обратить революционный опыт всемирной истории на службу подготовке и победоносному осуществлению народной революции в России, мыслители-демократы наиболее пристально изучали переломные, революционные периоды в истории различных стран. В этой связи история нового времени начиная с XVIII в. не случайно оказалась в центре их внимания. Она была наполнена наиболее острыми и драматическими социальными конфликтами и революционными потрясениями, в ходе которых особенно ярко проявлялась решающая роль народных масс в борьбе с отжившими общественными отношениями. В итоге Западная Европа к середине XIX в. отличалась наиболее развитыми формами экономической жизни и социальных отношений, а соответственно с этим и более зрелыми формами классовой борьбы. Все это имело особую важность для уяснения общих перспектив исторического развития России, для определения ближайших задач революционной деятельности.
|
Наиболее радикальной из западноевропейских революций демократические деятели справедливо считали буржуазную революцию во Франции конца XVIII в. Ее преддверием в Европе, по мнению Герцена, были Реформация и Английская революция XVII в. «Для того, чтобы дойти до вселенского переворота конца XVIII столетия, — писал он, — надобно было испытать частные эмансипационные перевороты. Реформация торжественно заключается английской революцией». Но Английская революция отличалась половинчатостью. Герцен замечал, что она «далеко от всеобъемлющего характера французской... она двигается вперед, но спиною, беспрестанно смотря на прошедшее...». Огарев также справедливо указывал на то, что английская буржуазия, «освободивший из-под феодализма... оставила возле себя место феодализму».
Чернышевский уделил особое внимание анализу исторических предпосылок Французской революции конца XVIII в. В своей статье «Тюрго» (1858) он верно оценил общую обстановку во Франции накануне революции и, несмотря на цензурные препятствия, сумел показать неотвратимость революционных преобразований и беспочвенность надежд Тюрго на возможность предупреждения революции при помощи реформ «сверху». Этот вывод приобретал особое значение и политический смысл в условиях назревания революционной ситуации в России. Он был направлен Чернышевским против реформистских устремлений либералов.
Характерно, что симпатии русских революционеров-демократов были на стороне самой решительной партии Французской революции — якобинцев. Еще в 40-х годах Герцен поддерживал Белинского в его споре с Грановским, который защищал жирондистов, отвергал необходимость якобинского террора и потому порицал деятельность Робеспьера. В дальнейшем Герцен еще более утвердился в сознании необходимости революционных преобразований во Франции якобинскими методами. Он поднялся до глубокого понимания исторического смысла как Французской, так и других буржуазных революций в Западной Европе. В середине 50-х годов Герцен писал: «С точки зрения общей экономики, переход феодального общества в общество буржуазное является неоспоримым прогрессом».
Развернутый и глубокий анализ Французской буржуазной революции конца XVIII в. дал Писарев. В обширной статье «Исторические эскизы» (1864) он разносторонне раскрыл решающую роль народных масс в событиях ее начального этапа. Писарев считал, что «первая причина революции заключалась... в экономическом истощении народа и государства». Народные массы явились основной движущей силой революции, проявив в ее важнейших событиях неистощимые запасы «пламенного... и беспощадного отрицания», накопленные в сознании и чувствах «всего французского народа во время долгих веков безгласности и страдания». Эти настроения народных масс Франции определили, по справедливому мнению Писарева, весь ход революции и ее историческое значение, выразившееся в решительной ломке отживших учреждений и общественных отношений.
Более того, сопоставляя лозунги Французской революции конца XVIII в. с ее действительными результатами, Писарев с большой глубиной раскрыл ее классово ограниченный характер. Совершённая народными массами, но принесшая власть буржуазии, революция оставила на долю трудящихся, пролетариев, нищету и бесправие. «Пролетарий увидел с наивным изумлением... — писал Писарев, — что победа третьего сословия к нему, пролетарию, совсем не относится, и что всякие политические права существуют и имеют значение только для людей состоятельных... Пролетарий, несмотря на свою неразвитость... смекнул в одну минуту, что кроме родовой аристократии есть еще аристократия денежная и что этой последней аристократии он, пролетарий, доставил над первой победу, от которой ему, пролетарию, не досталось ничего».
Под этим углом зрения русские демократические деятели рассматривали также исторические результаты революционных событий в Западной Европе в 1830 и 1848 гг., особое внимание уделяя революциям 1848—1849 гг. Последнее объяснялось рядом обстоятельств. На Герцена они произвели глубокое впечатление, ибо развернулись на его глазах и знаменовали важную веху в развитии его политических взглядов. Чернышевский же придавал большое значение событиям 1848 г. в Западной Европе, так как усмотрел в них существенные, новые моменты, обращенные в будущее, и считал их опыт глубоко поучительным для революционных сил России. Не случайно в годы революционной ситуации в России он выступил с целой серией статей по истории Франции первой половины XIX в.
Обобщая исторический опыт Франции как страны, в которой с конца XVIII и на протяжении XIX в. борьба классов развивалась особенно бурно и в наиболее острых формах, идеологи русской революционной демократии сделали важные выводы, характеризующие коренные особенности их революционного мировоззрения.
Раскрывая на новом материале мысль о решающей роли народных масс в истории, Чернышевский приходил к выводу, что успех революции 1830 г. был решен вмешательством той силы, «на которую до той поры никто не обращал внимания, никто не рассчитывал, — вмешательством народа». Эту же мысль он высказывал и в итоге анализа революционных событий во Франции в 1848 г.
Революционные демократы показали смысл событий революции 1848 г. во Франции и этапы ее развития, раскрыли ее движущие силы, деятельность партий, их программные установки и характер участия в революции. Решающая роль в революции принадлежала, по мнению Чернышевского, народным массам, работникам, по требованию которых была провозглашена республика. «Республиканцы шли впереди,— писал он, — но их требования не имели бы никакой силы, если бы не были -поддерживаемы работниками». К этой серии относились статьи: «Борьба партий во Франции при Людовике XVIII и Карле X» (1858), «Кавеньяк (1858), «Франция при Людовике Наполеоне» (1859), «Июльская монархия» (1860). При этом Чернышевский раскрыл огромную роль экономических интересов в революционных событиях: важнейшим требованием победивших народных масс в феврале 1848 г. во Франции было, по его мнению, требование «принятия мер к улучшению материального положения низших классов».
Герцен также отмечал решающую роль парижских пролетариев в революционных событиях 1848 г., значение их политической активности в углублении революции. Герцен, как и Чернышевский, отчетливо видел контрреволюционную сущность политики временного правительства, выражавшего интересы французской буржуазии, и обличал предательство буржуазными республиканцами интересов масс. Он тяжело переживал поражение восстания парижских пролетариев в июне 1848 г., но не сумел так глубоко оценить его историческое значение, как это сделал впоследствии Чернышевский. События 1848 г., и особенно июньские, знаменовали для Герцена крах надежд на социальное обновление Европы, породили его «духовную драму», пессимизм и отчаяние, неверие в новый революционный подъем побежденных пролетариев.
Иначе расценивал опыт революции 1848 г. во Франции Чернышевский. Он не утратил веры в революционные силы народных масс, хотя и не смог понять до конца всемирно-исторической роли пролетариата, считал революцию 1848 г. всего лишь исходным опытом борьбы трудящихся за свое социальное освобождение, поскольку она не привела к изменениям «в гражданских отношениях между классом капиталистов, с одной стороны, и классом, живущим наемной работой, с другой стороны».
Но, раскрывая важную роль народных масс в революции 1848 г., как и в предшествующих революционных событиях в Западной Европе, русские демократические мыслители сознавали, что в этих событиях принимали участие еще не все слои народа, что те, которые в них участвовали, не проявили необходимой политической сознательности, зачастую боролись не за свои интересы, а за интересы буржуазии. По мнению Чернышевского, народ «только готовится выступить на историческое поприще, только еще авангард народа — среднее сословие уже действует на исторической арене, да и то почти лишь только начинает действовать; а главная масса еще и «е принималась за дело, ее густые колонны еще только приближаются к полю исторической деятельности».
Гневно заклеймили революционные демократы контрреволюционную политику буржуазных либералов в ходе революции 1848 г. Как указывал В. И. Ленин, Герцен посылал проклятия тому «холуйскому, подлому, грязному и зверскому либерализму, который расстреливал рабочих в 48 году, который восстановлял разрушенные троны, который рукоплескал Наполеону III...». Еще более последовательно разоблачал контрреволюционную политику буржуазного временного правительства и кровавую деятельность Кавеньяка — палача рабочих — Чернышевский.
Революционеры-демократы стремились правильно понять исторический смысл и значение крупнейших событий не только прошлого, но и современности, как в западногерманских государствах, так и в других странах мира. Добролюбов в серии своих так называемых «итальянских статей», печатавшихся в «Современнике» в 1860—1861 гг., подробно осветил развитие событий в Италии в конце 50-х — начале 60-х годов, связанных с борьбой итальянского народа за национальную независимость и воссоединение страны, очевидцем многих из которых он был. К их числу относятся: «Непостижимая странность», «Из Турина», «Отец Александр Гавацци и его проповеди», «Жизнь и смерть графа Камилло Бензо Кавура».
Симпатии Добролюбова, как и других демократических деятелей России, были на стороне Гарибальди и его сподвижников. Он гневно бичевал итальянского либерала Кавура и его пособников как предателей народа и, подобно Чернышевскому, разоблачал либерализм в России.
Большой интерес к событиям в Италии проявляли также Чернышевский и Герцен. Они понимали роль народных масс в борьбе за воссоединение страны, связывали ее с их стремлением улучшить свое экономическое положение: «...работники...хотели существенных изменений в своем материальном быте», — писал в этой связи Чернышевский.
Чернышевский в серии международных обзоров, помещавшихся в «Современнике», проследил назревание и развитие борьбы северных штатов Америки против рабовладельческих штатов Юга за освобождение негров. Рабство негров, по утверждению замечательного русского демократа, «лежало гнетом на всей жизни всего североамериканского народа, пятном на доброй славе его». Чернышевский был твердо уверен в победе северян, стоял на стороне левых республиканцев, аболиционистов, настаивавших на применении решительных, революционных методов борьбы с плантаторами Юга.
Добролюбов, разделяя убеждения Чернышевского, приветствовал своей статье «Взгляд на историю и современное состояние Ост-Индии» (1857) борьбу индийского народа против английских колонизаторов гневно бичевал колониальный режим и доказывал историческую неизбежность краха английской колониальной системы.
Широкий круг вопросов истории нового времени затронул в своих произведениях Шелгунов, продолжавший традиции Чернышевского. Добролюбова в освещении исторических проблем с демократических позиций. Особое значение имеют его оценки событий и явлений 70 — 80- годов XIX в. Шелгунов много занимался историей войн. Решительно осуждая захватнические войны, он показывал их тяжесть для народных масс, писал об опасности усиления прусского милитаризма во второй половине XIX в., был страстным поборником мира между народами.
Особенно широко осветил Шелгунов вопросы социально-экономического развития европейских стран, прежде всего Англии, Франции и Германии начиная с промышленного переворота; проследил обострение борьбы между пролетариатом и буржуазией в этих странах; одним из первых познакомил русских рабочих с развитием рабочего движения в' Западной Европе. Эта тема приобрела у Шелгунова, в отличие от Чернышевского и Добролюбова, самостоятельное значение. Особенно важную роль сыграла популяризация Шелгуновым произведений Маркса и Энгельса, предпринятая в России впервые. Ему были известны работа Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии», составившая основу его статьи «Рабочий пролетариат Англии и Франции» («Современник», 1861), труды К. Маркса «К критике политической экономии» и «Капитал». Знакомство Шелгунова с произведениями Маркса и Энгельса содействовало углублению его материалистических тенденций в понимании истории, но учения марксизма в целом он усвоить не смог.
Таким образом, русские революционеры-демократы внесли крупный вклад в изучение проблем новой истории с демократических позиций. Они создали в разработке этой проблематики особое направление, выступавшее как самое передовое и научно плодотворное в домарксистской историографии. Представители его демократическим содержанием и революционной направленностью своих исторических взглядов, материалистическими тенденциями в разрешении теоретических вопросов исторической науки и научными элементами в истолковании ряда проблем были во многом близки к марксистскому пониманию истории.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!