Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2020-08-20 | 339 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Резкое обострение противоречий «двух социальных систем — системы рабства и системы свободного труда» привело к буржуазной революции 1861—1876 гг. Революция прошла два этапа: гражданскую войну 1861—1865 гг., в ходе которой было сметено рабство и нанесено военное поражение контрреволюции, и период реконструкции 1865—1876 гг., когда борьба велась за завершение буржуазно-демократических. преобразований на Юге. Революция изменила социальный уклад Юга, создала условия для быстрого капиталистического развития страны, демократически разрешив актом о гомстедах аграрный вопрос, вся полнота политической власти в стране перешла в руки буржуазии. В борьбе с плантаторами руководящая роль принадлежала передовой части буржуазии, которая понимала необходимость уничтожения рабства и после долгих колебаний стала в конце концов на путь революционного действия. Однако решающий вклад в разгром мятежников-рабовладельцев внесли народные массы: рабочие, фермеры, негры; лишь под их длительным и непреодолимым давлением был осуществлен переход к революционной войне 1863—1865 гг. В период реконструкции, когда революция происходила на суженной базе, локализуясь главным образом на Юге, бывшие негры-рабы, боровшиеся за свое социальное и политическое освобождение, становятся наиболее революционными из всех социальных слоев. «Сорок акров и мул!» — таков был лозунг вчерашних невольников. Однако буржуазия, использовав борьбу негритянского народа для укрепления своей политической власти и не допустив реставрации рабства на Юге, отказалась от демократического разрешения аграрного вопроса и пошла на соглашение с плантаторами.
Естественно, что американская общественная мысль в период буржуазной революции была целиком поглощена проблемами великой социальной битвы и идеологическая борьба особенно тесно была связана политической. То или иное истолкование боровшимися классами причин, характера и целей гражданской войны служило обоснованием практических мероприятий, связанных с проведением революции. В. И. Ленин отмечал, что «дело публицистов — писать историю современности...». Публицисты этого времени первыми дали оценку исторических событий, приведших к падению рабства. Лишь позднее, в период реконструкции появились исторические исследования причин, характера и хода гражданской войны. В соответствии с расстановкой классовых сил в идейной борьбе сложились реакционно-рабовладельческое, либерально-буржуазное и радикально-аболиционистское направления.
|
Историки рабовладельческого лагеря. Рабовладельческий Юг поднял контрреволюционный мятеж под знаменем защиты рабства. Вице-президент южной Конфедерации А. Стефенс в марте 1861 г. заявил в Саванне: «Краеугольным камнем нашего нового правительства является та великая истина, что негр не равен белому, что рабство — подчинение высшей расе является его естественным, нормальным состоянием» 3. Однако откровенная апологетика рабства и сецессии (отделения) южных штатов со временем уступила место более замаскированной пропаганде. Чисто конституционное объяснение причин гражданской войны становится наиболее характерным для рабовладельческой историографии в период реконструкции, когда легальная политическая борьба выдвигается на первый план. Бывший президент рабовладельческой Конфедерации Д. Дэвис писал в своих мемуарах, что для разрешения вопроса о причинах войны рабство — «абстрактная проблема и будет лишь отвлекать от предмета спора». «Война выросла из различных и прямо противоположных взглядов на природу правительства США», — утверждал Стефенс. Он выдвинул объяснение характера гражданской войны, как войны между штатами, положив начало тенденции, подхваченной позднее многими буржуазными историками. Отрицая рабство как причину войны, руководители разбитого контрреволюционного мятежа старались доказать, что все классы Юга были едины, ибо сражались за суверенные права штатов. Д. Мак Кэб писал о невежественных «белых бедняках», обманутых и терроризованных рабовладельцами, как о людях, имевших «в большей степени инстинкт свободы, чем люди Севера». В изображении идиллической картины «спокойного Юта», пожалуй, превосходил своих коллег Д. Дэвис. Замалчивая известные факты восстаний негров-рабов в Виргинии, Луизиане, Алабаме, он писал о лояльном отношении рабов к своим хозяевам. Особую -ненависть идеологов Юга вызывали революционные акты Линкольна и народная война 1863 — 1865гг. Так, Мак Кэб называл освобождение рабов «деспотическим и произвольным», а Дэвис — «узурпацией и варварством».
|
Вопросами главным образом военной истории гражданской войны занималось основанное в 1869 г. Южное историческое общество, во главе которого встали многие деятели бывшей военной камарильи Юга. В 1873 г. был созван съезд историков 12 южных штатов и созданы филиалы Общества в каждом из них. Общество издавало журнал «Южное историческое обозрение».
Гораций Грили (1811-1872 гг). После военной победы над Югом первыми историками гражданской войны, выступившими с либерально-буржуазных позиций, стали политические деятели Севера, принимавшие активное участие в войне и игравшие видную роль в период реконструкции. В 1866 г. в ответ на контрреволюционный памфлет журналиста-южанина Э. Полларда «Проигранное дело» появляется
второй том работы Горация Грили «Американский конфликт». Этими работами была продолжена ожесточенная полемика.между двумя видными публицистами Юга и Севера, начавшаяся еще в дни войны. Она приковала всеобщее внимание. В последующий период появились описания войны видного ученого Д. Дрепера, вице-президента Г. Вилсона, мемуары генерала У. Шермана и др.
Грили прошел сложный политический путь. В начале своей общественной деятельности он увлекался фурьеристскими идеями. Затем под влиянием мелкобуржуазных иллюзий Грили примкнул к национал-реформаторскому движению, бросив крылатый лозунг: «Молодой человек, иди на Запад!», обращенный к бедноте промышленных городов Востока. В годы войны Грили был редактором крупнейшей республиканской газеты «Нью-Йорк дейли трибюн», прогрессивная позиция которой сделала возможным сотрудничество в ней К. Маркса. Однако уже в 1864 г., испуганный размахом революционной борьбы, Грили — сторонник мирных переговоров с рабовладельцами. В период реконструкции он выступил с платформой «мягкого» отношения к Югу.
|
Работа Грили «Американский конфликт» была первой попыткой систематизации фактов истории гражданской войны. Она основывалась в значительной мере на сборниках «Документы мятежа», опубликованных Ф. Муром и представлявших преимущественно вырезки из газет. Грили не склонен к глубоким социологическим обобщениям. Пространные выдержки из выступлений политических деятелей, отчетов конгресса, партийных платформ снабжены лишь краткими комментариями автора.
Грили делает обширные экскурсы в историю США с целью доказать что предшествующая история страны являлась прелюдией к столкновению Севера и Юга. Он дает яркую характеристику разрушительной политики рабовладельцев в Союзе и старается доказать, что компромиссы с рабовладельцами были «плачевной ошибкой». Грили выступает против утверждения рабовладельческой историографии, будто причиной войны явились различные взгляды на природу американской конституции. При этом он частично повторяет известные либерально-буржуазные конституционные доводы. Однако аргументация Грили глубже и убедительнее, ибо он показывает, что вопросы о правах штатов и сецессии тесно связаны с рабством. Понимание антирабовладельческого характеpa борьбы позволило ему дать верную оценку многим событиям гражданской войны. Он одобряет действия таких генералов, как Фримонт и Батлер, которые освобождали рабов. Приведя яркие факты, он делает вывод, что «негры сыграли очень значительную роль в победе над заговорщиками... они щедро отдавали свои жизни ради спасения страны»11. Однако либерально-буржуазная ограниченность автора наложила на работу свой отпечаток. Он пытался доказать, что революции, по существу, не было, а были лишь реформы. Так, одобряя отмену рабства, он изображает ее как чисто легальную конституционную меру. Грили совершенно не показал, что переход к революционной войне и освобождение рабов были вызваны непреодолимым давлением народных масс, требовавших от правительства Линкольна энергичной борьбы с контрреволюцией.
|
Джон Дрепер (1811-1882) Джон Дрепер— выдающийся американский ученый, известный своими открытиями в области физики, химии, физиологии. Он пользовался широкой известностью и как социолог. Его работы «История интеллектуального развития Европы» и «Конфликт между религией и наукой» были переведены на десять европейских языков, в том числе и на русский. Своей непримиримой борьбой против католической реакции он вызвал ненависть римского духовенства: Ватиканский собор 1869—1870 гг. предал Дрепера проклятью, а его книги были внесены в индекс запрещенных.
Дрепер по своим социологическим воззрениям был скорее европейцем. На формирование его мировоззрения особенно сильное влияние оказали идеи основоположника позитивизма Конта и исторические взгляды Бокля. Работы Дрепера «Мысли о будущей гражданской политике Америки» и «История американской гражданской войны» являются в значительной мере социологическими трудами, написанными на определенном конкретно-историческом материале. Буржуазно-либеральное понимание гражданской войны проявляется у Дрепера не столько в оценке исторических событий, сколько в их пространном философско-социологическом обосновании.
Движущие силы общественного развития Америки Дрепер видел, во-первых, в саморазвитии идей (прежде всего идеи централизации), во-вторых, во влиянии географической среды. Идея централизации, «чувство единства нации», согласно Дреперу, достигли значительного развития в США уже в XVIII в., однако природа, различный климат на севере и юге страны привели все же к временному торжеству «идей разделения». Жаркий климат Юга развил стремление использовать невольничий труд и породил аристократическую форму правления; напротив, «самосознательная демократия, одушевленная идеями индивидуализма, была климатическим следствием на Севере».
Выдвинутая Дрепером климатическая теория оставалась голой социологической схемой, не давала возможности конкретно показать неизбежность и закономерность победы «системы Севера», поэтому он нередко отступал от нее и указывал на роль других материальных факторов. Дрепер отмечал стимулирующее влияние на рост рабства промышленного переворота в Англии и наличия свободных земель на западе США. Причину экономического подъема Севера он находил в «машинном производстве» и «свободном труде». Рассматривая действия рабовладельцев как «заговор против единства нации», организованный с целью основания «рабовладельческой империи» Дрепер также порывает с климатическим объяснением конфликта, приводившим к выводу о невиновности рабовладельцев в возникновении войны. Дрепер на фактическом материале раскрыл классовую структуру рабовладельческого Юга. Он отметил мужество солдат-негров в армии Севера. Он был первым историком, давшим анализ военных операций на основе архивных документов. Однако географический детерминизм, приводивший к фаталистическому истолкованию событий, подобно конституционной трактовке Грили, ограничил возможности освещения гражданской войны как борьбы народных масс. «Американская гражданская война показывает,— писал Дрепер,— как незначительно влияние людей на судьбу нации и что прогресс человечества не является результатом политических затей, а определяется неизменным законом». Оценивая результаты войны, Дрепер подчеркивал необходимость примирения с Югом, выражая надежду, что если люди поймут, что война — продукт «естественных причин», то страсти утихнут.
|
Радикально-аболюционистская публицистика. Фредерик Дуглас (1817-1895). В период буржуазно-демократической революции 1861 —1876 гг. радикальные аболиционисты были революционным авангардом американского народа. Во время гражданской войны они поднимали народные массы на революционную войну с рабством, в годы реконструкции возглавили борьбу негритянского народа за социальное и политическое равенство. В первой шеренге борцов против невольничества находились аболиционисты Ф. Дуглас, У. Филлипе, радикальные республиканцы Т. Стивене, Ч. Самнер, Д. Джулиан, возглавившие левое крыло конгресса. Взгляды их нередко весьма различны по конкретным вопросам; они так и не выделились в самостоятельную, принципиально последовательную, по замечанию Маркса, партию Севера, однако они по праву заслужили от врагов гордое прозвище «американских якобинцев».
Радикальные аболиционисты не создали в этот период специальных научных исследований, посвященных тем или иным вопросам гражданской войны. Однако их политическая публицистика, документы политической борьбы являются важным вкладом в развитие американской демократической общественной и исторической мысли.
Особое значение имели статьи и выступления Фредерика Дугласа. В идеологической борьбе Севера и Юга с началом войны на первый план выдвинулся вопрос о причинах и характере конфликта. Дуглас опроверг попытку рабовладельцев представить, контрреволюционный мятеж как борьбу в защиту прав штатов и раскрыл тесную связь теории суверенитета штатов с рабством. В противоположность либерально-буржуазным идеологам Дуглас, видя антирабовладельческий характер борьбы, подчеркивал, что сецессия и мятеж не просто «заговор южных политиков», это — «мятеж рабовладельцев». Комментируя открытое письмо Линкольна к Грили, утверждавшее, что «высшая цель борьбы — спасение Союза», Дуглас писал: «Мы боремся не только за старый дом, но за драгоценные принципы — жизнь, свободу и счастье. Необходимо уничтожить все, что им угрожает. Больше всего им угрожает рабство». На вопрос о характере и цели войны обращали главное внимание и другие аболиционисты. У. Филлипс говорил: «В грохоте войны может ускользнуть причина конфликта. В Европе, да и у нас кое-кто, думают, что это воина за суверенитет штатов или за флаг родины. Но по существу это война за свободу, против рабства».
Дуглас осуждал рабство в основном с гуманистических позиций, но он подчеркивал, что главным содержанием борьбы является вопрос о рабстве, и это помогло ему прийти к верным политическим выводам. Призывая перестать цепляться за букву конституции, он указывал, что «негр — ключ к ситуации, стержень, вокруг которого вращается весь мятеж». Дуглас и другие аболиционисты выдвинули революционные лозунги: освобождение и вооружение негров, чистка армии от прорабовладельческих элементов. Гражданскую войну Дуглас называл «гигантской кровавой революцией». В статье «Цветные люди, к оружию!», напечатанной в ведущих газетах Севера в марте 1863 г., Дуглас писал: «Армия pабов была бы лучшей защитой против армии рабовладельцев... Действие! Действие... прямой долг этого часа... Лучше умереть свободным, чем жить рабом». Дуглас призывал обратиться к революционным традициям борьбы негритянского народа, «вспомнить Вези, Тернера, Брауна... которые погибли, как славные мученики за дело рабов».
Во время гражданской войны Дуглас черпал аргументацию из предшествовавшей истории США в пользу революционных методов борьбы с рабством. В период реконструкции он обращается уже к опыту гражданской войны. Вместе с Филлипсом Дуглас выступает против недооценки вклада негритянского народа в разгром рабовладельцев, В статьях Дугласа, написанных в период реконструкции 1865— 1876 гг., проходит мысль о том, что требования народных масс заставили правительство Линкольна пойти на освобождение рабов. Эта идея проводится им и при трактовке революционных событий и определении роли видных политических деятелей в гражданской войне. Дуглас порою резко критиковал Линкольна за нерешительность, но сумел объективно оценить его заслуги. Однако, если либерал Грили превозносил только Линкольна, то Дуглас обращался к Брауну и его героическим делам. Характеристики, данные Дугласом Джону Брауну, — это гимн герою американского народа, гимн революции.
Пламенная защита революционных актов гражданской войны, справедливая оценка важной роли негров в победе над рабством, последовательное разоблачение рабовладельцев резко отличают Дугласа от либерально-буржуазных историков.
Начало распространения марксизма в США. В 40—50-е годы XIX в. по мере роста противоречий капитализма в США происходит подъем рабочего движения, выражавшийся в возникновении значительного числа профессиональных союзов, усилении стачечного движения. В этих условиях учение научного коммунизма нашло благоприятную почву в американском рабочем движении.
Важную роль в распространении марксизма в США сыграли переселившиеся сюда после поражения революции 1848 г. в Германии видные деятели «Союза коммунистов»: И. Вейдемейер, Ф. Зорге, Р. Роза, Ф. Якоби, 3. Мейер и др. Эти пионеры коммунистического движения создали первые марксистские организации в США, развернувшие пропаганду марксизма среди передовых рабочих — эмигрантов. В начале 50-х годов в США были опубликованы «Манифест Коммунистической партии:», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» и ряд других работ К. Маркса и Ф. Энгельса.
Большое значение для развития идеологических взглядов и борьбы американских марксистов имела деятельность Маркса в качестве европейского корреспондента газеты «Нью-Йорк дейли трибюн» в 1851 —1862 гг. В ней было опубликовано большинство статей Маркса о гражданской войне в США.
Американские марксисты выступали не только как талантливые пропагандисты научного коммунизма: опираясь на труды основоположников марксизма, они предприняли ряд самостоятельных исследований.
В газете «Реформа» были опубликованы «Национально-экономические очерки» И. Вейдемейера и «Социальные очерки истории Америки» Клусса. В этих статьях авторы уделяли внимание изучению вопросов экономического развития США с тем, чтобы вскрыть основу классовой борьбы в американском обществе.
Американские марксисты разоблачали также буржуазные и мелкобуржуазные теории, проповедовавшие примирение труда и капитала, защищали идею диктатуры пролетариата. Этой теме была посвящена статья Вейдемейера «О диктатуре пролетариата» (1852).
Еще до начала гражданской войны американские марксисты вели целеустремленную и настойчивую борьбу за освобождение негров. В конце 50-х годов Вейдемейер опубликовал в «Иллинойс штатцейтунг» серию статей, в которых рассматривались некоторые проблемы рабства. Он подчеркивал, что рабство является тормозом для развития производительных сил и препятствует общественному прогрессу.
Мейер, Дауэй, Роза и другие коммунисты, руководимые Марксом и Энгельсом, вели в рабочих организациях разъяснительную работу в связи с нараставшим революционным кризисом. Очень активно действовали коммунистические клубы на севере страны, особенно в Нью-Йорке и Кливленде. На Юге было организовано несколько антирабовладельческих газет, из которых наиболее известной являлась «Сан Антонис ацейтунг», которую издавал в 1853—1856 гг. А. Дауэй. В конце концов, он вынужден был уехать из-за угрозы линчевания. Но в борьбу включились негритянские рабочие. Несколько лет спустя Дауэй получил экземпляр газеты, на первой странице которой было напечатано: «Эта газета, редактируемая и издаваемая неграми, отпечатана на том же преете, с помощью которого д-р Дауэй первый призвал к освобождении негров в Техасе. Пусть она служит ему как знак благодарности людей цветной расы, которые сохраняют память о его усилиях в борьбе за свободу».
Когда началась война, американские марксисты стали в первые ряды борцов против рабства. Коммунистические клубы послали в армии: большинство своих членов. Вейдемейер сформировал в Миссури полк добровольцев. Секретарь коммунистического клуба Нью-Йорка Якоби пошел добровольцем в армию и погиб на фронте. Роза, член того же клуба, стал майором 41-го полка г. Нью-Йорка.
Героическая деятельность пионеров марксизма в США не прошла бесследно. Ее продолжали последующие поколения сознательных американских рабочих.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!