Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-08-20 | 386 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Часть третья РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
ВВЕДЕНИЕ
Еще до того как капитализм во второй половине XIX в. вступил в период своей полной зрелости, в развитии исторической науки произошел великий революционный переворот.
Революцию в понимании исторического процесса совершило материалистическое объяснение истории, разработанное основоположниками научного коммунизма, великими учеными и вождями рабочего класса — К. Марксом и Ф. Энгельсом. Созданная ими в основных чертах в 1843—1845 гг. теория исторического материализма открыла подлинные закономерности и движущие силы исторического развития человечества, и тем самым впервые указала «путь к научному изучению истории, как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса».
Совершённый марксизмом гигантский скачок в историческом познании человечества явился результатом выхода на историческую арену величайшего революционного класса — пролетариата. Если исторической мысли буржуазии понадобилось почти два столетия, чтобы достичь своей зрелости, то исторической мысли пролетариата потребовалось для этого немногим более полувека — с конца XVIII до середины XIX столетия. В своем классовом сознании и в своей исторической теории пролетариат неразрывно соединил совокупный революционный опыт всех стран и высшие достижения общественной науки. Тогда как у буржуазии в области исторических наук «вместе с классической философией совсем исчез старый дух ни перед чем не останавливающегося теоретического исследования», пролетарская историография показала, что «чем смелее и решительнее выступает наука, тем более приходит она в соответствие с интересами и стремлениями рабочих».
|
Это новое направление пролетарской научной историографии получило накануне революции 1848 г. цельное выражение в «Манифесте Коммунистической партии», где содержалось материалистическое объяснение основных процессов всей новой истории. Вслед за тем материалистическое понимание истории прошло свою первую проверку и суровое испытание в ходе революций 1848-1849 гг., которые дали блестящие результаты и подтвердили правильность открытых Марксом и Энгельсом законов исторического развития. В то же время исторический опыт буржуазно-демократических революций середины XIX в. вызвал глубокое потрясение всей дворянской и буржуазной исторической мысли. Революции 1848 г. смертельно ранили старый идеализм с его умозрительными историческими теориями общественного развития. Выявилась также несостоятельность буржуазных концепций классовой борьбы в истории, сводивших ее к борьбе народа под руководством буржуазии против феодальной аристократии. Ход революций 1848—1849 гг. обнаружил глубину социальных противоречий в самом «народе», показал определяющее значение экономических классовых интересов, потенциальные силы демократических движений масс и социалистических устремлений пролетариата.
Наглядное банкротство старых реакционных идеологий побуждало господствующие классы к поискам новых философских и социологических основ идеологической реакции, характерной для послереволюционных десятилетий 50—60-х годов. При этом буржуазная идеология стремилась найти более эффективные средства борьбы с материализмом, с демократической революционной идеологией, с пролетарским социализмом.
Эти новые средства должны были вместе с тем соответствовать новой обстановке развития капитализма и новым диктовавшимся ею, потребностям буржуазии.
Экономический подъем капитализма, наступивший с 50-х годов, привел к завершению промышленного переворота в странах Западной Европы, к его развертыванию в ряде других стран и к повсеместному распространению индустриализма. Экономический и технический прогресс капитализма намного усилил «ток от естествознания к обществоведению». Достижений точных и инженерных наук все больше укрепляли мысль о важнейшем значении положительных знаний, основанных на изучении фактов, а успехи естественных наук, особенно геологии и биологии в связи с появлением дарвиновской теории, ставили в центр идеологической борьбы идею органической эволюции и решительно утверждали принцип историзма в науке.
|
Главные нити этих направлений развития научной мысли сходились для буржуазной историографии в том выводе, что необходимо отбросить спекулятивные исторические построения классической идеалистической философии и заменить их идеями, более соответствующими духу времени. Во второй половине XIX в. во всех капиталистических странах развернулась критика априорных конструкций философско-исторической метафизики, сопровождавшаяся призывом к установлению объективных исторических фактов и достижению положительных исторических знаний. Под знаком этих требований в Англии, Франции, Германии в 50—60-е годы развивались новые исторические построения «синтетической философии», «неокритицизма», «последовательного эмпиризма» и «реального идеализма», которые соединяли требование «объективного» изложения исторических событий и фактов с субъективным идеализмом, признанием воздействия на историю трансцендентных сил, с апологетикой буржуазного государства и национализма. Либерально-буржуазная историография, переживавшая в эти десятилетия свой расцвет в Англии, в странах европейского континента заметно потускнела и сближалась с консервативной историографией на почве общей боязни революционных потрясений, исторического действия трудящихся масс.
Отчетливее всего отразила это сближение немецкая либерально-буржуазная историография, сделавшая своим главным предметом историю прусского государства и его политики и всячески стремившаяся вытравить из памяти немцев воспоминания о «безумном» 1848 г.
Другим характерным воплощением новых тенденций и исканий буржуазной историографии были ее позитивистские идеи. Идейные основы позитивизма закладывались в 30—40-х.годах XIX в., но только в последующие десятилетия он приобрел подлинно международное влияние. Этому способствовало то, что позитивистские идеи О. Конта подхватывались и разрабатывались не только его французскими учениками — Э. Литтре, И. Тэном и др., но и английскими и немецкими философами, экономистами и историками. Видными теоретиками этих идей стали Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль, Бокль, Лампрехт. Благодаря их сочинениям позитивизм к последней четверти XIX в. стал наиболее распространенным направлением в буржуазной историографии. Отличаясь широким международным характером, позитивистское направление было лишено внутренней цельности; и единства, которые в той или иной мере присущи системам классической буржуазной философии и философии истории. Противоречивость позитивистских исторических теорий и воззрений сказывалась наиболее ярко в национальных историографиях, каждая из которых отражала своеобразие классовых отношений, особенности политики и позиции господствующих классов той или иной страны.
|
Однако при всем различии национальных историографии их объединяли некоторые общие черты и классовые тенденции, характерные для позитивистской историографии в целом.
Принципом положительного исторического знания позитивизм объявлял установление и описание «положительных», точных фактов, отказ от абстрактных умозрительных построений, пренебрегающих исторической действительностью. В той мере, в какой позитивизм культивировал идею развития и тщательной проверки исторических фактов, их постоянного накопления наукой, требование критического анализа исторических источников и совершенствования приемов такого анализа, он делал известный шаг вперед в развитии буржуазной исторической науки и представлял в ней относительно прогрессивное течение.
Самой существенной чертой в развитии буржуазной позитивистской историографии был определенный поворот ее внимания к социальной и экономической истории, которой ранее пренебрегали не только дворянские, но и буржуазные историки. Повысившийся интерес их к материальным условиям жизни общества, к процессам развития промышленности, торговли, аграрных отношений вызывался прежде всего тем, что стадия -зрелого капитализма убедительнее, чем когда-либо ранее, демонстрировала важнейшее значение экономических процессов во всей жизни общества. Позитивисты в своей теории факторов признавали экономику одним из рычагов исторического разбития. Даже противники позитивизма среди буржуазных историков призывали, как Г. Зибель, обращать в первую очередь внимание «на реальные силы» в истории, «на нравственные и материальные условия жизни». Это и привело к отмеченному Марксом прогрессу в историографии XIX в., который «был достигнут только тогда, когда историки с поверхности политических форм спустились в недра социальной жизни».
|
Позитивистские идеи в историографии немало способствовали этому прогрессу тем, что несли в себе возможность материалистического толкования исторических событий. Так, позитивистский агностицизм в Англии 60—70-х годов, в сущности, представлял, как указывал Ф. Энгельсу своего рода «стыдливый» материализм». Прогрессивной чертой позитивистской историографии таких стран, как Италия, Испания, а также стран Латинской Америки, было и то, что там буржуазно-либеральная историография противопоставляла себя традиционной клерикальной историографии и ее обскурантистской интерпретации истории.
Но все положительные элементы буржуазной историографии во второй половине XIX в. сплетались воедино с реакционными идеями, в которых крепла тенденция разрыва этой историографии с требованиями науки. Это проявлялось также и в позитивизме. В действительности позитивизм ковал лишь наукообразные доспехи для буржуазной исторической мысли. Даже теоретики раннего позитивизма, признававшие, как О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль, закономерный характер исторического процесса, в общем представляли его не как результат действия объективных исторических законов общественного развития, но как итог подчинения истории, действию небольшого количества неизменных «естественных» законов — проявлений «механической закономерности». Вместе с тем они объявляли непознаваемыми сущность и отправные причины исторических явлений. Позитивизм во всех своих инвариантах отказывался признавать закономерными революционные скачки в истории. Отвергая закономерность революции, историки-позитивисты пытались обосновать концепцию механистического эволюционизма и всячески внедряли в историографию идею постепенности развития.
Отказ от революционных теорий исторического развития, стремление обосновать антиреволюционное понимание исторического процесса — таковы были главные запросы буржуазной идеологии, на которые откликалась буржуазная историческая наука во второй половине XIX в. Позитивизм во всех его разнообразных формах являлся наиболее близким по духу буржуазии обоснованием ее требований.
|
Он сочетал в себе приспособление к успехам научного мышления со стремлением лишить науку ее революционного жала, признание идеи органической эволюции с проповедью постепеновщины эволюционистского процесса, признание значения экономического «фактора» в истории с борьбой против материалистического понимания истории.
Как и «последовательный эмпиризм» или «неокритицизм», позитивистское направление объявляло «метафизикой» последовательный материализм. Осуждая поиски закономерностей в кажущемся хаосе исторических явлений, все эти течения в утонченной форме развивали идеалистическое понимание исторического процесса, оставляя место для религиозных и моральных идей националистической мистики «государственных» интересов и т. д. Таким образом, видимый отказ, буржуазной историографии от «метафизики» таил в себе тоже метафизическую идеалистическую концепцию.
Общей чертой многих социологических и исторических концепций, ведших ожесточенную борьбу между собой в историографии этого периода, был эклектизм. Еще в 60-х годах Маркс подметил симптоматичное развитие буржуазной политической экономии, связанное с появлением немецкой «исторической школы» экономистов, у которой пыл буржуазной апологетики умерялся «ученостью». «Это — выхолащивание всех систем, у которых повсюду обламывают их острые углы…» - писал Маркс об этой характерной линии развития буржуазной экономической науки, которая является «могилой этой науки».
Развитие буржуазной историографии во второй половине ХIХ в. в целом шло по той же линии «обёзыдеивания» исторического анализа, эклектизма и выхолащивания научных обобщений. Отличие состояло лишь в том, что в историографии эти процессы проходили более медленно и еще более неравномерно. Идейное опустошение в ней прикрывалось и перемежалось успехами частных исследований, расширением их тематики, совершенствованием методов анализа исторических источников и большим привлечением их к изучению.
Нисходящая линия идейного развития буржуазной историографии стала более заметной в последней четверти XIX в., после величайшего исторического события — Парижской коммуны 1871 г., первой попытки завоевания власти пролетариатом, и последовавшего через десятилетие нового подъема рабочего и социалистического движения в капиталистических странах, когда марксизм получил большое распространение вширь.
В этой своеобразной, полосе эволюции капитализма, когда «Запад с революциями покончил, а Восток до них еще не дорос», процессы развития в буржуазном обществе отличались особой противоречивостью. Ускорились темпы технического и экономического прогресса капитализма, который распространился на весь земной шар и начал постепенно переходить в высшую стадию — монополистический капитализм. Углублялись основные противоречия капитализма и его классовые антагонизмы, усиливались реакционные тенденции и сдвиги во внутренней политике господствующих классов и агрессивность внешней политики капиталистических: государств. В то время как в ряде стран Восточной Европы и Азии представители прогрессивной буржуазной и Мелкобуржуазной общественной мысли еще хранили традиции просветительской и демократической идеологии, в развитых капиталистических странах все более обозначалось реакционное вырождение буржуазной идеологии. Окончательно померк буржуазный либерализм, либеральные, и консервативные течения общественной мысли еще более сблизились между собой.
Все это отразилось и на состоянии буржуазной историографии конца XIX в.
Развивались ее успехи в расширении тематики и совершенствовании. Техники исторического исследования, которое разветвлялось в связи с растущей специализацией самой исторической науки. Заметно улучшалась постановка исторического образования, особенно в Германии, где университетская наука приспособилась к интересам юнкерско-буржуазного государства. Благодаря введению специальных семинарских занятий подготовка кадров историков поднялась на высокий профессиональный уровень. Во всех странах увеличились исследования по конкретным вопросам новой истории, вовлекались в изучение новые источники и архивные документы. В ряде случаев достигались важные положительные результаты в исследовательской работе по таким проблемам, которые приобретали злободневное значение в идеологической борьбе и политической жизни той или иной страны. Это имело место, например, во Франции в первые десятилетия Третьей республики, когда борьба за упрочение республиканского строя против сил монархической и клерикальной реакции привела к подъему и качественному росту историографии Великой французской революции и последующих социальных движений XIX в.
В целом же в буржуазной историографии развивалось наступление реакционной мысли на прогрессивные и демократические идеи и особенно на материализм и материалистическое понимание истории. Буржуазию и ее идеологов теперь более всего страшил «враг слева» — рабочее движение и пролетарское научное мировоззрение, которое приводило к осознанию рабочим классом своей исторической ли могильщика капитализма. Обострение чувства исторической обреченности у буржуазии усиливало идейный разброд в буржуазной историографии. Если в предыдущие десятилетия в ней еще находили широкий отклик концепции «объективизма», «реального» и «неокритического идеализма», то к концу XIX в. все громче звучали и сильнее влияли на исторические исследования новые модные течения реакционной философии и идеологии — неокантианский агностицизм и иррационализм. В этих упадочнических концепциях отрицание объективных закономерностей исторического развития перерастало в открытое отрицание самой познавательной возможности исторической науки. Ее задачу неокантианская баденская школа Виндельбанда сводила к идиографическому описанию неповторимых исторических явлений, отвергая познаваемость исторической действительности. В болото агностицизма погружались и многие разновидности позитивистской историографии, некоторые течения которой становились в ряды общего реакционного историографического лагеря. Ограничиваясь поверхностными описаниями фактов и событий, эти позитивистские школы предоставляли полный простор для самых крайних выводов субъективного идеализма и мистики в толковании исторического процесса.
В борьбе с марксизмом и революционным пролетарским движением возникали и новые разновидности позитивизма, которые подделывались под материализм и прятали свой идеацизм «за якобы материалистическую терминологию...». К таким ответвлениям позитивизма можно отнести возникший под натиском рабочего движения буржуазный «катедер-социализм» и связанное с ним направление «экономического материализма», искажавшее сущность материалистического понимания истории и служившее прикрытием и обоснованием реформизма в рабочем движении. Буржуазные общественные науки, в том числе историография, к концу XIX в. превратились в разнообразные школы «преодолевания марксизма». По меткому наблюдению Р. Люксембург, в Германии вся официальная общественная наука последней четверти XIX в. представляла такое «преодолевание Маркса» и «Маркс был тайной причиной всего ее существования».
Та же классовая идейная тенденция пронизывала историографию и других капиталистических стран, разнились лишь темпы ее проявления в зависимости от состояния рабочего и социалистического движения в каждой из этих стран, от силы влияния марксизма.
Важнейшим событием в историографии было то, что в борьбе с реакционной тенденцией к концу XIX в. сложилась марксистская историческая школа, которую заботливо десятилетиями выращивали К. Маркс и Ф. Энгельс и главой которой они были. Лучшие представители первого поколения марксистской исторической школы — Г. Плеханов, Ф. Меринг, П. Лафарг, Б. Бакс, А. Лабриола и др. — выступили с глубокими и блестящими историческими исследованиями, показавшими Неизмеримое превосходство научного материалистического понимания истории над идеалистическими и эклектическими концепциями эпигонской буржуазной историографии. Эти первые серьезные успехи марксистской исторической школы были предвестниками того триумфа научного материалистического объяснения истории, который связан с именем В. И. Ленина.
Часть третья РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
ВВЕДЕНИЕ
Еще до того как капитализм во второй половине XIX в. вступил в период своей полной зрелости, в развитии исторической науки произошел великий революционный переворот.
Революцию в понимании исторического процесса совершило материалистическое объяснение истории, разработанное основоположниками научного коммунизма, великими учеными и вождями рабочего класса — К. Марксом и Ф. Энгельсом. Созданная ими в основных чертах в 1843—1845 гг. теория исторического материализма открыла подлинные закономерности и движущие силы исторического развития человечества, и тем самым впервые указала «путь к научному изучению истории, как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса».
Совершённый марксизмом гигантский скачок в историческом познании человечества явился результатом выхода на историческую арену величайшего революционного класса — пролетариата. Если исторической мысли буржуазии понадобилось почти два столетия, чтобы достичь своей зрелости, то исторической мысли пролетариата потребовалось для этого немногим более полувека — с конца XVIII до середины XIX столетия. В своем классовом сознании и в своей исторической теории пролетариат неразрывно соединил совокупный революционный опыт всех стран и высшие достижения общественной науки. Тогда как у буржуазии в области исторических наук «вместе с классической философией совсем исчез старый дух ни перед чем не останавливающегося теоретического исследования», пролетарская историография показала, что «чем смелее и решительнее выступает наука, тем более приходит она в соответствие с интересами и стремлениями рабочих».
Это новое направление пролетарской научной историографии получило накануне революции 1848 г. цельное выражение в «Манифесте Коммунистической партии», где содержалось материалистическое объяснение основных процессов всей новой истории. Вслед за тем материалистическое понимание истории прошло свою первую проверку и суровое испытание в ходе революций 1848-1849 гг., которые дали блестящие результаты и подтвердили правильность открытых Марксом и Энгельсом законов исторического развития. В то же время исторический опыт буржуазно-демократических революций середины XIX в. вызвал глубокое потрясение всей дворянской и буржуазной исторической мысли. Революции 1848 г. смертельно ранили старый идеализм с его умозрительными историческими теориями общественного развития. Выявилась также несостоятельность буржуазных концепций классовой борьбы в истории, сводивших ее к борьбе народа под руководством буржуазии против феодальной аристократии. Ход революций 1848—1849 гг. обнаружил глубину социальных противоречий в самом «народе», показал определяющее значение экономических классовых интересов, потенциальные силы демократических движений масс и социалистических устремлений пролетариата.
Наглядное банкротство старых реакционных идеологий побуждало господствующие классы к поискам новых философских и социологических основ идеологической реакции, характерной для послереволюционных десятилетий 50—60-х годов. При этом буржуазная идеология стремилась найти более эффективные средства борьбы с материализмом, с демократической революционной идеологией, с пролетарским социализмом.
Эти новые средства должны были вместе с тем соответствовать новой обстановке развития капитализма и новым диктовавшимся ею, потребностям буржуазии.
Экономический подъем капитализма, наступивший с 50-х годов, привел к завершению промышленного переворота в странах Западной Европы, к его развертыванию в ряде других стран и к повсеместному распространению индустриализма. Экономический и технический прогресс капитализма намного усилил «ток от естествознания к обществоведению». Достижений точных и инженерных наук все больше укрепляли мысль о важнейшем значении положительных знаний, основанных на изучении фактов, а успехи естественных наук, особенно геологии и биологии в связи с появлением дарвиновской теории, ставили в центр идеологической борьбы идею органической эволюции и решительно утверждали принцип историзма в науке.
Главные нити этих направлений развития научной мысли сходились для буржуазной историографии в том выводе, что необходимо отбросить спекулятивные исторические построения классической идеалистической философии и заменить их идеями, более соответствующими духу времени. Во второй половине XIX в. во всех капиталистических странах развернулась критика априорных конструкций философско-исторической метафизики, сопровождавшаяся призывом к установлению объективных исторических фактов и достижению положительных исторических знаний. Под знаком этих требований в Англии, Франции, Германии в 50—60-е годы развивались новые исторические построения «синтетической философии», «неокритицизма», «последовательного эмпиризма» и «реального идеализма», которые соединяли требование «объективного» изложения исторических событий и фактов с субъективным идеализмом, признанием воздействия на историю трансцендентных сил, с апологетикой буржуазного государства и национализма. Либерально-буржуазная историография, переживавшая в эти десятилетия свой расцвет в Англии, в странах европейского континента заметно потускнела и сближалась с консервативной историографией на почве общей боязни революционных потрясений, исторического действия трудящихся масс.
Отчетливее всего отразила это сближение немецкая либерально-буржуазная историография, сделавшая своим главным предметом историю прусского государства и его политики и всячески стремившаяся вытравить из памяти немцев воспоминания о «безумном» 1848 г.
Другим характерным воплощением новых тенденций и исканий буржуазной историографии были ее позитивистские идеи. Идейные основы позитивизма закладывались в 30—40-х.годах XIX в., но только в последующие десятилетия он приобрел подлинно международное влияние. Этому способствовало то, что позитивистские идеи О. Конта подхватывались и разрабатывались не только его французскими учениками — Э. Литтре, И. Тэном и др., но и английскими и немецкими философами, экономистами и историками. Видными теоретиками этих идей стали Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль, Бокль, Лампрехт. Благодаря их сочинениям позитивизм к последней четверти XIX в. стал наиболее распространенным направлением в буржуазной историографии. Отличаясь широким международным характером, позитивистское направление было лишено внутренней цельности; и единства, которые в той или иной мере присущи системам классической буржуазной философии и философии истории. Противоречивость позитивистских исторических теорий и воззрений сказывалась наиболее ярко в национальных историографиях, каждая из которых отражала своеобразие классовых отношений, особенности политики и позиции господствующих классов той или иной страны.
Однако при всем различии национальных историографии их объединяли некоторые общие черты и классовые тенденции, характерные для позитивистской историографии в целом.
Принципом положительного исторического знания позитивизм объявлял установление и описание «положительных», точных фактов, отказ от абстрактных умозрительных построений, пренебрегающих исторической действительностью. В той мере, в какой позитивизм культивировал идею развития и тщательной проверки исторических фактов, их постоянного накопления наукой, требование критического анализа исторических источников и совершенствования приемов такого анализа, он делал известный шаг вперед в развитии буржуазной исторической науки и представлял в ней относительно прогрессивное течение.
Самой существенной чертой в развитии буржуазной позитивистской историографии был определенный поворот ее внимания к социальной и экономической истории, которой ранее пренебрегали не только дворянские, но и буржуазные историки. Повысившийся интерес их к материальным условиям жизни общества, к процессам развития промышленности, торговли, аграрных отношений вызывался прежде всего тем, что стадия -зрелого капитализма убедительнее, чем когда-либо ранее, демонстрировала важнейшее значение экономических процессов во всей жизни общества. Позитивисты в своей теории факторов признавали экономику одним из рычагов исторического разбития. Даже противники позитивизма среди буржуазных историков призывали, как Г. Зибель, обращать в первую очередь внимание «на реальные силы» в истории, «на нравственные и материальные условия жизни». Это и привело к отмеченному Марксом прогрессу в историографии XIX в., который «был достигнут только тогда, когда историки с поверхности политических форм спустились в недра социальной жизни».
Позитивистские идеи в историографии немало способствовали этому прогрессу тем, что несли в себе возможность материалистического толкования исторических событий. Так, позитивистский агностицизм в Англии 60—70-х годов, в сущности, представлял, как указывал Ф. Энгельсу своего рода «стыдливый» материализм». Прогрессивной чертой позитивистской историографии таких стран, как Италия, Испания, а также стран Латинской Америки, было и то, что там буржуазно-либеральная историография противопоставляла себя традиционной клерикальной историографии и ее обскурантистской интерпретации истории.
Но все положительные элементы буржуазной историографии во второй половине XIX в. сплетались воедино с реакционными идеями, в которых крепла тенденция разрыва этой историографии с требованиями науки. Это проявлялось также и в позитивизме. В действительности позитивизм ковал лишь наукообразные доспехи для буржуазной исторической мысли. Даже теоретики раннего позитивизма, признававшие, как О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль, закономерный характер исторического процесса, в общем представляли его не как результат действия объективных исторических законов общественного развития, но как итог подчинения истории, действию небольшого количества неизменных «естественных» законов — проявлений «механической закономерности». Вместе с тем они объявляли непознаваемыми сущность и отправные причины исторических явлений. Позитивизм во всех своих инвариантах отказывался признавать закономерными революционные скачки в истории. Отвергая закономерность революции, историки-позитивисты пытались обосновать концепцию механистического эволюционизма и всячески внедряли в историографию идею постепенности развития.
Отказ от революционных теорий исторического развития, стремление обосновать антиреволюционное понимание исторического процесса — таковы были главные запросы буржуазной идеологии, на которые откликалась буржуазная историческая наука во второй половине XIX в. Позитивизм во всех его разнообразных формах являлся наиболее близким по духу буржуазии обоснованием ее требований.
Он сочетал в себе приспособление к успехам научного мышления со стремлением лишить науку ее революционного жала, признание идеи органической эволюции с проповедью постепеновщины эволюционистского процесса, признание значения экономического «фактора» в истории с борьбой против материалистического понимания истории.
Как и «последовательный эмпиризм» или «неокритицизм», позитивистское направление объявляло «метафизикой» последовательный материализм. Осуждая поиски закономерностей в кажущемся хаосе исторических явлений, все эти течения в утонченной форме развивали идеалистическое понимание исторического процесса, оставляя место для религиозных и моральных идей националистической мистики «государственных» интересов и т. д. Таким образом, видимый отказ, буржуазной историографии от «метафизики» таил в себе тоже метафизическую идеалистическую концепцию.
Общей чертой многих социологических и исторических концепций, ведших ожесточенную борьбу между собой в историографии этого периода, был эклектизм. Еще в 60-х годах Маркс подметил симптоматичное развитие буржуазной политической экономии, связанное с появлением немецкой «исторической школы» экономистов, у которой пыл буржуазной апологетики умерялся «ученостью». «Это — выхолащивание всех систем, у которых повсюду обламывают их острые углы…» - писал Маркс об этой характерной линии развития буржуазной экономической науки, которая является «могилой этой науки».
Развитие буржуазной историографии во второй половине ХIХ в. в целом шло по той же линии «обёзыдеивания» исторического анализа, эклектизма и выхолащивания научных обобщений. Отличие состояло лишь в том, что в историографии эти процессы проходили более медленно и еще более неравномерно. Идейное опустошение в ней прикрывалось и перемежалось успехами частных исследований, расширением их тематики, совершенствованием методов анализа исторических источников и большим привлечением их к изучению.
Нисходящая линия идейного развития буржуазной историографии стала более заметной в последней четверти XIX в., после величайшего исторического события — Парижской коммуны 1871 г., первой попытки завоевания власти пролетариатом, и последовавшего через десятилетие нового подъема рабочего и социалистического движения в капиталистических странах, когда марксизм получил большое распространение вширь.
В этой своеобразной, полосе эволюции капитализма, когда «Запад с революциями покончил, а Восток до них еще не дорос», процессы развития в буржуазном обществе отличались особой противоречивостью. Ускорились темпы технического и экономического прогресса капитализма, который распространился на весь земной шар и начал постепенно переходить в высшую стадию — монополистический капитализм. Углублялись основные противоречия капитализма и его классовые антагонизмы, усиливались реакционные тенденции и сдвиги во внутренней политике господствующих классов и агрессивность внешней политики капиталистических: государств. В то время как в ряде стран Восточной Европы и Азии представители прогрессивной буржуазной и Мелкобуржуазной общественной мысли еще хранили традиции просветительской и демократической идеологии, в развитых капиталистических странах все более обозначалось реакционное вырождение буржуазной идеологии. Окончательно померк буржуазный либерализм, либеральные, и консервативные течения общественной мысли еще более сблизились между собой.
Все это отразилось и на состоянии буржуазной историографии конца XIX в.
Развивались ее успехи в расширении тематики и совершенствовании. Техники исторического исследования, которое разветвлялось в связи с растущей специализацией самой исторической науки. Заметно улучшалась постановка исторического образования, особенно в Германии, где университетская наука приспособилась к интересам юнкерско-буржуазного государства. Благодаря введению специальных семинарских занятий подготовка кадров историков поднялась на высокий профессиональный уровень. Во всех странах увеличились исследования по конкретным вопросам новой истории, вовлекались в изучение новые источники и архивные документы. В ряде случаев достигались важные положительные результаты в исследовательской работе по таким проблемам, которые приобретали злободневное значение в идеологической борьбе и политической жизни той или иной страны. Это имело место, например, во Франции в первые десятилетия Третьей республики, когда борьба за упрочение республиканского строя против сил монархической и клерикальной реакции привела к подъему и качественному росту историографии Великой французской революции и последующих социальных движений XIX в.
В целом же в буржуазной историографии развивалось наступление реакционной мысли на прогрессивные и демократические идеи и особенно на материализм и материалистическое понимание истории. Буржуазию и ее идеологов теперь более всего страшил «враг слева» — рабочее движение и пролетарское научное мировоззрение, которое приводило к осознанию рабочим классом своей исторической ли могильщика капитализма. Обострение чувства исторической обреченности у буржуазии усиливало идейный разброд в буржуазной историографии. Если в предыдущие десятилетия в ней еще находили широкий отклик концепции «объективизма», «реального» и «неокритического идеализма», то к концу XIX в. все громче звучали и сильнее влияли на исторические исследования новые модные течения реакционной философии и идеологии — неокантианский агностицизм и иррационализм. В этих упадочнических концепциях отрицание объективных закономерностей исторического развития перерастало в открытое отрицание самой познавательной возможности историческо
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!