Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2020-08-20 | 587 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Во второй половине XIX в. Англия занимала ведущее место в мировой экономике и прежде всего в мировом промышленном производстве. Она доминировала также в мировой торговле и судоходстве. Лондон стал центром международных торговых и валютных операций, английский фунт стерлингов — мировой расчетной единицей.
Особое положение Англии в мировой экономике вместе с обширностью ее колониальной империи порождали и особые черты английского капитализма. «...Две крупные отличительные черты империализма,— писал В. И. Ленин, — имели место в Англии с половины XIX века: громадные колониальные владения и монопольное положение на всемирном рынке».
Однако к концу XIX в. доля Англии в мировом промышленном производстве стала заметно сокращаться — другие капиталистические державы и прежде всего Германия и США обгоняли ее по темпам роста промышленного производства. Несмотря на это, Англия сохраняла свои позиции крупнейшей промышленной и торговой державы.
Это обстоятельство вместе с ранним появлением важнейших признаков империализма в Англии определило общие черты ее политического и социального развития в эти десятилетия. Английская буржуазия, наученная опытом чартизма, разработала более гибкие методы управления. За счет своих огромных прибылей от торговли и эксплуатации колоний она подкупала небольшими подачками верхушку рабочего класса и тем самым вносила в его ряды раскол и дезорганизацию. Рабочая аристократия послушно шла в фарватере буржуазных партий. В 1882 г. Ф. Энгельс указывал на эту характерную черту английского рабочего движения. «Здесь нет рабочей партии, — писал он, — есть только консервативная и либерально-радикальная, а рабочие преспокойно пользуются вместе с ними колониальной монополией Англии и ее монополией на всемирном рынке».
|
Рабочее движение не вселяло буржуазии опасений за ее господство. Правда, в период затяжного экономического кризиса с конца 70-х годов, под влиянием увеличившейся безработицы и обнищания, в рабочем движении наметились некоторые новые явления: росли профессиональные объединения в различных отраслях, в том числе среди чернорабочих, приобретавшие боевой характер; успешнее шло распространение социалистических идей, возникли первые социалистические организации, появилась надежда, что рабочий класс начинает, наконец, выводить из длительной спячки. Однако этим надеждам не было суждено сбыться: ни Социал-демократическая федерация, ни социалистические отколовшиеся от нее, не превратились в подлинно марксистские партии.
Таким образом, вплоть до конца XIX в. господство буржуазии в Англии не подвергалось серьезной угрозе. В этой обстановке она ограничивалась сравнительно небольшим аппаратом насилия в лице полиции и армии. На эти годы приходится также ряд реформ демократического характера. В 1867 г. была проведена вторая, а в 1884 — 1885 гг. третья парламентские реформы, и число избирателей достигло 5 млн. человек: право избирать в парламент получила не только мелкая буржуазия, но и довольно значительная прослойка рабочего класса — его наиболее обеспеченная верхушка. В 1874 г. было введено тайное голосование на выборах в парламент.
Характерной чертой политической жизни этих десятилетий было усиление консервативной партии: она завоевывала себе авторитет в среде буржуазии программой активной внешней и колониальной политики. Либеральная партия переживала внутренний кризис, отражавший разочарование некоторых кругов английской буржуазии в традиционных методах внутренней и внешней политики этой партии.
Общественная мысль в Англии. Буржуазная общественная мысль переживала в эти десятилетия сложный двойственный процесс. С одной стороны, продолжалось быстрое развитие науки, делала огромные успехи техника, все говорило о продолжавшемся развитии общественной мысли. Буржуазия в целом была твердо уверена в незыблемости капиталистической системы, что отражалось и на ее идеологии.
|
Однако наряду с этим появились и другие признаки. Усиление социальных противоречий, развитие классовой борьбы, углубление экономических кризисов, нараставшие трудности внешнего и внутреннего порядка — все это порождало раздумья и сомнения. Буржуазия не могла полностью игнорировать марксизм, хотя и пыталась создать вокруг него заговор молчания. Социалистические идеи проникали всюду, их влияние в рабочем классе росло. И по мере того как все более отчетливо вырисовывалась неразрешимость противоречий капитализма, множились признаки застоя буржуазной общественной мысли, все ярче проявлялись некоторые ее реакционные тенденции.
Этот двойственный процесс наглядно прослеживается в отношении к учению Ч. Дарвина о развитии.
Сочинение Чарлза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора»3, явившееся итогом всего развития науки и обобщением огромного опытного материала, означало коренной переворот в представлениях об органическом мире; оно ставило на твердую почву науку о природе. Значение открытия Дарвина далеко выходило за рамки биологии: идея эволюции опрокидывала прежние представления о неизменности мира вообще и, таким образом, наносила удар по религии. Поэтому церковь оказалась в первых рядах противников Дарвина. Журнал церковников «Уитнесс» писал, что, поскольку учение Дарвина противоречит священному писанию, оно безнравственно и представляет собой «гнуснейший и отвратительный парадокс».
Учение Дарвина явилось большим достижением науки, но иной характер носили попытки применить его к объяснению развития общества, в особенности возникшая на его основе теория так называемого «социал-дарвинизма». Сторонники этой вульгарной теории механически переносили на человеческое общество закономерности биологического мира, утверждая, что борьба за существование является универсальным законом всего живого, включая и человека. Ожесточенная борьба за жизнь, по их мнению, — естественное состояние человеческого общества, и в ней выживают лишь наиболее приспособленные. По существу, теория социал-дарвинизма была возрождением человеконенавистнического, давно опровергнутого наукой мальтузианства, которое оправдывало волчьи законы капитализма, объявляя их естественными. Логическим выводом из теории социал-дарвинизма было узаконение социального, имущественного и политического неравенства между людьми и отдельными народами. Подобно тому, как между отдельными людьми, говорили социал-дарвинисты, имеются более и менее приспособленные к жизни, так и среди народов есть «лучшие» и «худшие», или «низшие». Социал-дарвинизм прямо подводил к расизму. Английские социал-дарвинисты утверждали, что белая раса вообще и прежде всего англосаксонская — прирожденная раса господ. Почвой для складывания этой «теории» являлась активно проводившаяся Англией политика колониальных захватов. В свою очередь, социал-дарвинизм и расизм служили идейному обоснованию колониализма.
|
Двойственный характер буржуазной общественной мысли проявился и в ее отношении к идее прогресса. В целом на протяжении второй половины XIX в. идея прогресса в буржуазной идеологии преобладала, она превратилась в своего рода «символ веры». Вместе с тем к концу века появились и первые элементы кризиса этой идей. Наиболее отчетливо отражены они в книге социолога Карла Пирсона «Национальная; жизнь и характер», в которой он прямо заявил, что прогресс — явление мнимое, кажущееся: человечество, утверждал он, вовсе не прогрессирует, а стоит на месте.
О новых тенденциях в идейной жизни этих десятилетий свидетельствовал также постепенный отход от прежних взглядов на роль буржуазного государства, на его функции и задачи. В течение многих десятилетий, как известно, в этом вопросе господствовало «манчестерство»: его сторонники требовали всемерного ограничения роли и функций государства; по их мнению, оно должно отказаться от какого-либо вмешательства в экономическую и политическую жизнь страны, предоставив полную свободу действия законам конкуренции и личного интереса.
|
К концу века все громче стали раздаваться новые голоса. Влиятельный философ-неогегельянец Бозанкет в сочинении «Философская теория государства» (1899) доказывал, что государство не может оставаться беспристрастным наблюдателем, оно обязано вторгаться во все области внутренней жизни и играть более активную роль во внешних отношениях. Эта оценка роли государства была связана с новыми явлениями в политической и социальной жизни Англии: обострение в ней классовой борьбы и резкое усиление международных противоречий требовали прочной и эффективной государственной системы.
Наиболее характерным признаком новых тенденций в буржуазной идеологии этих десятилетий было усиление внимания к колониальной политике. В 1868 г. вышла в свет книга Чарлза Дилка «Более Великая Британия»5— итог наблюдений, сделанных им во время продолжительной поездки по империи. Автор книги подчеркивал быстрый экономический рост переселенческих колоний — Канады, Австралии, Новой Зеландии и Южной Африки — и рисовал блестящие перспективы, которые сулит Англии развитие ее заокеанских владений. Книга имела огромный успех и в короткое время выдержала несколько изданий: автор как бы заново открывал для английской буржуазии империю, выгоды и преимущества колониальных владений для укрепления внутриполитических и международных позиций этого класса. Термин «Более Великая Британия» (Greater Britain) вошел в английский лексикон как обозначение широких имперских интересов. Книга Дилка в значительной степени способствовала пропаганде активной политики колониальной экспансии.
В 1869 г. для этой цели в Англии был создан Королевский колониальный институт. В 1884 г. возникла Лига имперской федерации, которая выступала за более тесные экономические я политические связи внутри Британской империи. Пропаганда колониальной политики в эти 1годы стала звучать очень громко в периодической печати, в литературе и даже с церковного амвона. Английская буржуазия отлично понимала связь между колониальной политикой и проблемой сохранения своего господства дома. Крупный колониальный деятель миллионер Сесиль Родс в 1895 г. заявлял, что видит средство разрешения социального вопроса, т. е. путь к ослаблению классовой борьбы, в новых и новых колониальных захватах. Роде заявлял: «Империя... есть вопрос желудка. Если вы не хотите гражданской войны, вы должны стать империалистами».
Пропаганда империализма и колониальной политики проникла и на страницы художественной литературы. Особенно активным пропагандистом колониализма был талантливый писатель и поэт Редьярд Киплинг, который рисовал Англию в роли «матери народов», охраняющей и развивающей интересы подвластных ей стран. Киплинг утверждал, что англичане, идя в колонии, отнюдь не преследуют цели обогащения: они якобы берут на себя «бремя» управления колониями исключительно в интересах самих народов колоний и хотят только одного — приобщить их к благам цивилизации.
|
Английский позитивизм. Характерной чертой английской общественной мысли в эти десятилетия было широкое распространение позитивизма.
Крупнейшим английским философом-позитивистом был Герберт Спенсер (1820—1903), который сделал попытку, исходя из идеи эволюции, разработать собственную философскую систему, охватывающую все отрасли знания. По профессии инженер, Спенсер был хорошо знаком с развитием точных наук. Свою философию он изложил в большой серии сочинений, назвав ее «системой синтетической философии». В эту серию входят следующие книги: «Основные начала» (общее изложение его теории), «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания социологии».
По мысли Спенсера, в основе развития мира, включая и общество, лежит закон эволюции, который он определяет как «интеграцию материи и сопутствующее ей рассеяние движения». При этом, пишет Спенсер, «материя переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности», иначе говоря, дифференцируется. Этот закон развития Спенсер считает универсальным и на большом конкретном материале пытается проследить его действие в различных сферах, в том числе и в истории общества.
Идея эволюции у Спенсера носит примитивный характер: развитие он представляет себе как медленный и постепенный процесс, без скачков и резких переходов. По мысли Спенсера, в основе эволюции лежит закон равновесия: при всяком нарушении его природа стремится вернуться к своему прежнему состоянию. Подобное понимание развития прямо направлено против революции, оно освящает незыблемость капиталистического социального и политического строя. Не удивительно, что Спенсер решительно осуждал всякие революционные перевороты и выступал против социализма.
Антиреволюционная направленность философии Спенсера особенно отчетливо вырисовывается в его социологических построениях. Исходя из своей теории эволюции, он усматривает в истории человеческого общества три этапа. На первом возникает племенное общество. Раннее классовое, общество, объединение племен в большие группы и нации, появляется на втором, или переходном, этапе. И, наконец, третий— индустриальный период. Механически перенося законы биологии на человеческое общество, Спенсер отождествляет живой организм и человеческое общество. Распределение функций внутри последнего он сравнивает с дифференциацией их в живом организме. Эта так называемая органическая теория общества узаконивает существование отдельных классов, эксплуатацию пролетариата и незыблемость частной собственности. Исходя из существования «высших» и «низших» классов, Спенсер приходил к идеям социал-дарвинизма о «высших» и «низших» расах.
Несмотря на свою ограниченность, философия Спенсера для своего времени имела известное прогрессивное значение. Признавая закономерность развития общества, Спенсер отказывался от различных теологических объяснений, а его понимание общества как единого живого организма, все части которого взаимосвязаны, наталкивало на изучение истории и положения трудящихся классов: пролетариата, крестьянства, расширяло круг исторического исследования. В трудах Спенсера по социологии, в особенности по истории первобытного общества, имеются ценные данные и наблюдения. Характерно, что этот мыслитель, в свое время бывший настоящим «властителем дум» и объявленный самым гениальным философом современности, в настоящее время на Западе почти забыт и считается безнадежно устаревшим.
Попыткой дальнейшего развития контовского позитивизма являлась и работа «Физика и политика» Уолтера Бэджгота, редактора влиятельного журнала «Экономист». Пытаясь связать контовскую идею трехступенчатого развития с учением Дарвина, он намечал три этапа в развитии человечества. Вначале оно. проходит период «примитивного общества», когда господствуют сила и обычай. Во втором периоде возникают нации и складывается национальный характер, обычаи приходят в столкновение между собой и порождают войны. Третий период автор называет «периодом обсуждения»: насилие постепенно уходит в прошлое, военные столкновения перестают играть прежнюю роль, в качестве главной силы развития общества выступает общественное мнение. Бэджгот полагал, что этот третий период начался еще в эпоху древней Греции и Рима, но в средние века человечество на время отступило назад, и лишь теперь прерванная линия развития возобновилась. Он был убежден в том, что по мере дальнейшего развития человечества войны, которые он называл «наследием варваров», станут ненужными, исчезнут из жизни народов и на земле наступит вечный мир. На протяжении всей работы Бэджгот подчеркивал постоянный и неуклонный прогресс человеческого общества.
Развитие исторической науки. Общая политическая атмосфера в Англии определила и развитие исторической науки. В обстановке сравнительной прочности капиталистического строя, идейного и политического подчинения пролетариата буржуазии, ее идеологи могли без всякого риска позволить себе несколько больше либерализма и свободомыслия, чем в других странах. Вторая половина XIX в. отмечена определенными успехами в развитии и углублении исторических знаний. Двинулось вперед издание исторических материалов, их круг расширился.
В 1857 г. было предпринято издание текстов средневековых хроник, a с 1862 г. начата систематическая публикация архивных материалов, так называемых «свитков». С 1856 г. стали выходить реестры государственных бумаг, охватывающих период с 1547 г. В 1869 г. архивное управление занялось выявлением и публикацией документов, хранившихся в богатейших частных коллекциях. В целях издания исторических материалов юридического характера в 1887 г. возникло Общество Селдена, названное так по имени известного английского юриста ХVII в., а в 1893 г. — специальное Общество военно-морской истории, которое ставило своей задачей публикацию документов по истории английского морского флота и английской морской политики. В 80-е годы также было начато «здание документов по истории Шотландии, в том числе протоколов шотландского тайного совета и т. д.
Значительно улучшилось и качество издания документов, что было связано с развитием научной критики.
Оживление исторической науки в эти десятилетия не ограничилось только увеличением объема и улучшением качества издания документов. Известный английский историк-медиевист Стеббс, получивший в 1866 г. профессорскую кафедру в Оксфорде, в одной из своих лекций отмечал происшедшее в этот период «широкое распространение вкуса к истории». Наряду с изданием новых документов, повышением интереса к памятникам старины Стеббс отмечал также оживление деятельности различных научных исторических обществ, успешную разработку вспомогательных исторических дисциплин, наконец, общий рост числа трудов по истории в форме книг и статей в журналах. В эти годы в ряде крупных городов возникли местные исторические группы, которые ставили своей задачей сбор и изучение местных материалов, за свой счет производили раскопки и пр.
Развитие исторической науки вызвало в 1886 г. необходимость создания специального журнала, посвященного истории, — «Английского исторического журнала» («English historical review»), который существует и поныне.
Произошли известные сдвиги и в университетском преподавании истории. Возникли университеты в Манчестере, Бирмингеме, Дарэме и других городах. К 1873 г. относится введение системы заочного обучения в университетах, которая открыла более широкий доступ к высшему образованию. Профессор Стеббс в 1876 г. в уже цитированной лекции сообщал как о большом достижении, что теперь благодаря увеличению числа преподавателей и лекторов Оксфордский университет может предложить студентам «систематический и непрерывный курс истории» чего он не мог сделать ранее. Большое значение имело улучшение методов преподавания: в университетах были введены научные семинары, которые, как известно, являются основной формой самостоятельной работы студентов и подготовки научных работников. Правда, и на протяжении этих десятилетий ряд очень крупных ученых оставался за стенами университетов: правительство, которое пользовалось правом замещения профессорских кафедр в университетах, назначало на эти должности исходя не из научных заслуг, а по политическим и религиозным мотивам. Лишь в 1871 г. парламент принял закон, открывший доступ в университет для лиц, не принадлежавших к англиканской церкви.
Успехи естественных наук сопровождались определенными достижениями исторической науки.
Серьезный шаг вперед был сделан в изучении древнейших культур. Оксфордский профессор Эдуард Тэйлор в своем труде «Первобытная культура» (1881) открыл и исследовал ряд институтов и форм первобытной культуры: различные формы брака, быта, наследования, верований и т. п. Тэйлор отвергал расистскую концепцию «полноценных» и «неполноценных» рас: он считал, что все народы в своем развитии проходят общий путь.
Весьма успешно развивалась медиевистика. Такие крупные исследователи, как У. Стеббс, Э. Фримен, Ф. Мэйтленд, П. Г. Виноградов и др., много сделали для изучения средневековой Англии, ее экономики, аграрных отношений и конституционного развития. В проблематике медиевистики важное место занимал вопрос о происхождении феодализма. В поисках ответа на него возобновилась в новой форме начавшаяся еще в XVIII в. полемика между германистами и романистами о роли германского завоевания в формировании феодальных отношений. Некоторые ученые так называемой историко-юридической школы (П. Г. Виноградов и др.) в юридических памятниках прошлого видели важный источник для изучения социально-экономических отношений. На их работах сказалось определенное, хотя и косвенное, влияние марксизма.
Основные направления буржуазной историографии. Несмотря на заметное усиление к концу XIX в. консервативной партии, ведущую роль в английской буржуазной историографии этих десятилетий по-прежнему играла вигско-либеральная концепция исторического процесса. Ее характерной чертой являлась идея неоспоримого превосходства английского политического устройства, созданного в результате переворота 1688 г., признание умеренных реформ как самого надежного «противоядия» революции. Вместе с тем и консерваторы к концу XIX в. уже отказались от прежнего безоговорочного осуждения всяких реформ. Расширение избирательного права, проведенное в 1867 г. консерваторами, показало, что и они готовы на реформу, если она неизбежна. Различие между вигско-либеральной и консервативной концепциями реформы ограничивалось разной оценкой момента, когда уступка в виде реформы становится окончательно неизбежной.
Наиболее ярким и типичным историком вигско-либерального направления второй половины XIX в. был Гольдвин Смит (1823—1910). Сейчас он почти забыт, но тогда этот плодовитый писатель, живо откликавшийся на современные ему события, автор многочисленных исторических трудов, пользовался широкой известностью и большим авторитетом. Его перу принадлежат такие сочинения, как «Ирландская история», «Гражданская война в Америке» и др., а также многочисленные журнальные статьи. Назначенный Гладстоном в 1858 г. профессором новой истории в Оксфорде, он занимал эту кафедру восемь лет, затем преподавал в Корнельском университете (США); с 1871 г. он переселился в Канаду, где много сделал для подготовки кадров историков и развития канадской исторической науки.
Как исследователь Г. Смит не стоял на уровне науки своего времени: он игнорировал источники, небрежно относился к фактам. В лучшем случае его можно считать талантливым популяризатором. Смит представляет интерес своими взглядами на исторический метод и оценками современных ему исторических событий.
Методологические взгляды Смита изложены в «Лекциях по изучению истории», прочитанных им в Оксфорде в 1858 г. В основе их — представление о прогрессивном развитии человечества. Последнее, утверждает Смит, стремится к совершенству в моральном, религиозном, социальном и политическом отношениях, и его развитие неуклонно идет в направлении к идеалу. Из контекста работы Смита следует, что буржуазная Англия ближе всех других стран подошла к этому идеалу.
Г. Смит выступил против позитивистов, которые отождествляли метод естественных и исторических наук, игнорируя специфику последних. Однако, отвергая концепции позитивистов, Г. Смит был склонен вообще отрицать возможность познания исторического процесса и ставил под сомнение исторический факт как объективную реальность. Именно этот скептицизм Смита послужил причиной возрождения в самое последнее время в буржуазной историографии интереса к этому историку.
Г. Смит как историк противоречив. В общем плане он высказывался за беспристрастие исследователя: последний не должен навязывать читателю своих взглядов, его задача — изложить факты, а читатель сам сделает необходимые выводы. Однако в своих трудах по истории Смит крайне пристрастен и необъективен. Его сочинения — открытый Дифирамб либеральной партии и ее деятелям. Эта двойственность проходит через все сочинения Смита и особенно ярко проявляется в его высказываниях по колониальному вопросу. В серии статей, опубликованных в газете «Дэйли мэйл» в 1862—1863 гг. и изданных затем в виде отдельной книги под названием «Империя», Г. Смит осуждав колониальные захваты в прошлом и призывал английских либеральных политиков не препятствовать отделению переселенческих колоний — Канады, Австралии и Новой Зеландии, чтобы не повторить печальной: опыта восстания североамериканских колоний. За эти статьи Г. Смит был объявлен империалистами «врагом империи». Однако в то же время в других своих сочинениях Смит развивал расистские взгляды о мнимом превосходстве англосаксонской расы, а в «Ирландской истории» он клеветал на ирландский народ и фальсифицировал историю Ирландии в угоду английской буржуазии. Ф. Энгельс, ознакомившись с этим трудом, назвал Смита «английским буржуазным профессором-апологетом, выступающим под маской объективности». В 1886 г. этот «противник империализма» выступил против проекта Гладстона о предоставлении Ирландии ограниченной автономии. Так изменились взгляды этого либерала при соприкосновении с действительностью.
Тем не менее, консервативная историография не могла в эти годы противопоставить либеральной ни одного крупного имени.
Оксфордская и Кембриджская исторические школы. В 70—80-х годах в Англии складываются два основных центра исторических исследований — в университетах Оксфорда и Кембриджа. Применение к преподававшим в них историкам наименования «школ» носит весьма условный характер: между ними нет различия во взглядах или методологии. Можно лишь отметить, что для оксфордской школы характерно преобладание средневековой тематики, в то время как в Кембридже несколько больше внимания уделялось новой истории.
Основателем оксфордской школы обычно считают Уильяма Стеббса (1825—1901). Главным трудом Стеббса была «Конституционная история Англии», в которой изложение доводится до 1485 г. Его перу принадлежат также труды по истории Германии в средние века и другие сочинения. Главная научная заслуга Стеббса состоит в публикации исторических документов. На протяжении 25 лет он участвовал в издании «серии свитков» и других исторических материалов. Издания Стеббса отличаются научной точностью, а его комментарии к ним свидетельствуют о громадной эрудиции ученого. По той роли, которую он сыграл в издании английских исторических документов, Стеббса часто сравнивают с известным немецким историком Вайцем — издателем «Исторических документов Германии». Стеббса как историка характеризуют чрезвычайная добросовестность в подходе к фактам и материалу, крайняя осторожность в выводах. Первым в Оксфорде он ввел в программу обучения исторические семинары и таким образом поднял преподавание на уровень современных ему требований.
Основатель кембриджской исторической школы Джон Эмери Актон (1834—1902) получил историческое образование в Германии, где посещал семинары Ранке. Литературное наследие его весьма скромно: ему принадлежат всего несколько журнальных статей и небольшой курс лекций. Несмотря на это, влияние Актона на развитие английской науки было значительным. Это был историк большой эрудиции, с очень широким кругом интересов.
Актон подчеркивал важность исторической науки и возлагал большую ответственность на историка: последний, по его выражению, должен быть «хранителем совести цивилизованного мира». Он, по мнению Актона, не может ограничиваться простым описанием событий и фактов, он обязан помогать их оценке, обличать порок и поднимать на щит добродетель. В то же время, однако, историк не имеет права в угоду своим взглядам и идеям замалчивать и тем более искажать факты: он должен изложить их полностью, предоставляя читателю самому сделать необходимые выводы. Исходя из такого взгляда на задачу историка, Актон в самой резкой форме осуждал исторический метод Карлейля, а его самого называл «самым ненавистным из историков».
Примыкая по своим политическим взглядам к либералам, Актон выступал в защиту демократических свобод и прежде всего свободы Довести. Много лет он вынашивал замысел большого труда, в котором намеревался рассмотреть всю историю человечества под углом зрения его духовного раскрепощения, и собрал для этого огромный материал; Однако труд так и остался ненаписанным. Актон был одним из инициаторов многотомной коллективной работы кембриджских историков по истории нового времени и составил план всего издания. Идея Актона заключалась в том, чтобы показать всю историю нового времени как непрерывное прогрессивное развитие человечества.
Актону принадлежит заслуга введения в Кембридже исторических семинаров по немецкому образцу, что способствовало значительному улучшению преподавания исторических дисциплин.
«Краткая история английского народа» Д.Р. Грина. В 1874 г. было опубликовано сочинение, которое составило важный этап в английской историографии,— «Краткая история английского народа» Джона Ричарда Грина. Книга имела огромный успех: в течение нескольких месяцев она выдержала ряд изданий, была переведена на многие иностранные языки. Поощренный успехом, автор в 1880 г. выпустил второе, расширенное издание своего труда в четырех томах, которое также было хорошо встречено публикой.
Успех сочинения Грина объяснялся рядом причин. Прежде всего, растущий интерес к прошлому давно уже требовал создания обобщающего труда, доступного широкой публике, который охватил бы всю историю Англии. Книга Грина отвечала этой назревшей потребности.
В еще большей степени успех книги объяснялся достоинствами ее содержания. Грин порвал с традиционным построением исторических сочинений: в его книге нашла освещение не только политическая история страны, но обрисованы также экономические и социальные процессы, большое место уделено фактам духовной и культурной жизни. Напротив, войнам и сражениям, личностям и деяниям монархов и полководцев уделено относительно скромное место. Так, например, характеристике Чосера и его «Кентерберийским рассказам» отведено больше места, чем всем сражениям столетней войны. Автор сознательно стремился представить в своей книге историю не королей, а народа. При этом за событиями политической истории он пытался вскрыть действие других, более важных факторов. Так, в частности, рисуя гражданскую войну 1455—1485 гг. (так называемую «войну роз»), автор стремится вскрыть ее экономические и социальные корни. Некоторым английским королям Грин дает весьма нелестные характеристики. Отношение автора к трудящимся массам отмечено искренним сочувствием; таково освещение им крестьянского восстания 1381 г.
Естественно, что реакционные круги встретили сочинение Грина в штыки. Консервативный журнал «Куортерли ревью» в рецензии на книгу резко осудил ее, назвав ее «демократическим манифестом». Успеху книги Грина в немалой степени способствовал ее отличный язык, яркое и красочное изложение.
Книге Грина были присущи и существенные недостатки. Автор не понимал роли классов и классовой борьбы. Это сказывалось в освещении им истории революции середины XVII в.: он считал ее борьбой «между политической традицией и политическим прогрессом, между принципом религиозного единоверия и принципом религиозной свободы». Исходя из этого, он игнорировал интересы отдельных классов и их борьбу в годы революции. Отсутствие классового подхода мешало Грину понять содержание политической истории Англии: он полагал, что начиная с Семилетней войны в ней происходит процесс перехода власти в руки народа. Грин также идеализировал английскую колониальную политику, был недостаточно хорошо знаком с документами и источниками, в особенности по истории XVIII в. Несмотря на все эти слабости, работа Грина явилась крупным достижением английской историографии XIX.в.
Генри Томас Бокль (1821-1862). Уильям Лекки (1838-1903). Большое влияние на английскую историческую мысль оказал Генри Бокль, автор работы «История цивилизации в Англии». Бокль задумал очень большой труд по истории мировой цивилизации, предполагая создать исследование в 15 томов. Он долго и тщательно готовился к исполнению своего замысла: изучил многочисленные языки, собрал большой материал и основательно его обработал, Однако ранняя смерть помешала ему исполнить задуманное в полном объеме: опубликованное им двухтомное произведение представляло собой лишь введение к основному труду.
Сама по себе мысль — дать единую и связную историю мировой цивилизации, опираясь на изучение жизни отдельных народов, и нарисовать все развитие человечества как единое целое — представляла собой смелую и прогрессивную попытку.
По своим социологическим взглядам Бокль был позитивистом: он верил, что общество в своем развитии подлежит действию определенных законов, и надеялся, открыв эти законы, сделать историю точной наукой. Как позитивист он считал прогресс главным законом истории. Однако при этом прогресс общества он отождествлял с простым накоплением знаний.
Отыскивая законы, управляющие обществом, Бокль исходил из той мысли, что человек является частью природы и поэтому как он сам, так и всё общество в целом должны подчиняться законам природы. Анализируя факты, он подходил к пониманию решающего влияния материальных условий на развитие человечества, однако считал все же определяющим для развития идей и политических учреждений географический фактор, климат, почву и пищу. Он полагал, что по мере развития общества воздействие этих непосредственных факторов — климата и пр. — уменьшается, напротив, роль умственных и моральных факторов неуклонно возрастает.
Работа Бокля, проникнутая глубокой верой в прогресс, оказала большое влияние на развитие социологической мысли во всем мире. Она имела огромный успех, была переведена на все европейские языки, много раз переиздавалась как в Англии, так и за ее пределами.
Бокль относился очень серьезно к задачам изучения истории. «Я убежден, — указывал он, — что приближается время, когда история будет поставлена на должную основу; когда изучение ее будет признано как самое благородное и самое трудное занятие». Он писал, что верит в наступление времени, когда история будет разрабатываться подготовленными людьми и «будет спасена от рук биографов, генеалогов и собирателей анекдотов, придворных хронистов, князей и дворян — этих пустых болтунов, которые стоят на каждом углу и засоряют движение нашей национальной литературы».
Продолжателем и последователем Бокля был Уильям Лекки. В своей работе «История рационализма в Европе» и др. Лекки доказывает, что с распространением просвещения и точных знаний и одновременно с уменьшением влияния церкви моральный уровень человеческого общества отнюдь не падает. Более того, отмечает Лекки, именно господство теологических воззрений долго тормозило духовное развитие человечества, и подлинный его прогресс начинается только тогда, когда теология теряет свое влияние.
Самой крупной исторической работой Лекки была его «История Англии в XVIII столетии». Хотя в этой работе основное место занимает политическая история, однако довольно значительное внимание уделено также развитию культуры, церковных доктрин и экономики. Изложение в книге неровное: некоторые вопросы и периоды освещены очень подробно, другие — только намечены. В частности, большие разделы посвящены Ирландии, войне с американскими колониями в 1776 — 1783 гг. и др. В главах об Ирландии, позднее выделенных автором в отдельные тома, Лекки с большим сочувствием рисует борьбу ирландского народа за независимость и решительно осуждает жестокие репрессии, которые, по его мнению, явились главной причиной ирландского восстания 1798 г.
Характерна эволюция, которую претерпели взгляды Лекки. Этот писатель, который положительно относился к националь
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!