Профессиональные стандарты в работе с информацией — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Профессиональные стандарты в работе с информацией

2018-01-13 561
Профессиональные стандарты в работе с информацией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа в условиях чрезвычайных ситуаций специфична и требует от журналиста особых знаний и практических навыков, однако его общая профессиональная компетентность не менее важна. В этой связи уместно сделать краткий обзор основных профессиональных норм и правил работы с источниками информации – в учебной и профессиональной литературе по журналистике эта тема достаточно разработана[478], хотя полного и исчерпывающего пособия, учитывающего все современные подходы и возможности, пока не появилось.

Традиционно выделяют три типа источников: документ, человек, предметно-вещественная среда – это самая общая классификация, в ней отразилась, прежде всего, материальная природа источников, условия образования и хранения информации, определяющие характер действий журналиста при обращении к этому источнику. Однако в практической деятельности этого недостаточно; принято выделять различные виды информационных ресурсов, из которых непосредственно черпается необходимая журналисту информация, причем сама по себе информация может быть разноуровневой: оперативной (новые факты, комментарии и мнения, заявления и т.д.)

контекстной (полезная для понимания ситуации в целом), базовой – (формирующая и упорядочивающая знание проблемы), фоновой, аналоговой и др. Конкретный информационный ресурс может сочетать в себе разные типы источников, давать информацию разных уровней, предполагать использование различных методов освоения. Каждый из ресурсов имеет свои преимущества, особенности доступа к нему, ограничения и барьеры. По сути, это различные информационные среды, способные в совокупности дать полную информацию о предмете. В наиболее общем виде структурное описание основных информационных ресурсов можно представить следующим образом:

Учреждения органы власти и другие государственные институты; предприятия и учреждения экономической сферы; научные институты; социологические службы  
Общественные организации независимые негосударственные объединения граждан во всех сферах социальной деятельности
Справочно-информационные системы Интернет, СМИ, библиотеки; справочники, энциклопедии, каталоги, базы данных  
Специальные мероприятия выставки, круглые столы, научные конференции, семинары (в том числе обучающие – для журналистов), форумы  
Частные лица «собственные источники»: информаторы и эксперты; участники и очевидцы событий  
Личный круг общения профессиональный круг; друзья, родственники, коммуникативные среды  
Окружающая среда природа, место действия, среда обитания и проживания, культурно-бытовые условия, транспорт и пр.
   

Знание об источниках – лишь одна из сторон в профессиональной работе с информацией, ответ на вопрос «где?»; не менее актуален и вопрос «как?». Право журналиста на получение информации зафиксировано в Законе «О средствах массовой информации»[479], согласно которому он может:

· посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений и их пресс-службы. Аккредитованный журналист получает дополнительные гарантии получения информации

· быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации

· получать доступ к материалам и документам, за исключением сведений, относящихся к категории информации ограниченного доступа

· копировать, публиковать, оглашать или воспроизводить иным способом документы и материалы, кроме оговоренных законом исключений

· производить записи, в том числе с использованием средств аудио_ и видеотехники, кино- и фотосъемки

· посещать охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; это право имеет ограничения

· проверять достоверность информации

Закон дает журналисту право на информацию, однако не регламентирует порядок и механизмы ее получения. В других документах: Законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации»[480] и Законе РФ «О государственной тайне»[481], Указе Президента «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» - введено понятие информации ограниченного доступа: это сведения, составляющие государственную тайну, и конфиденциальная информация: относящаяся к частной жизни; служебная информация с ограниченным доступом, профессиональная тайна (врачебная, судебная, адвокатская, следствия, телефонные переговоры и переписка), коммерческая тайна – однако четкого описания и порядка доступа к этой информации в нормативных документах нет. Закон о доступе к информации[482], о праве на информацию в России пока не принят, и это существенно осложняет работу журналистов.

Журналисту полезно знать, доступ к какой информации запрещено ограничивать:

  • законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов власти и общественных организаций, права, свободы и обязанности граждан
  • информация о чрезвычайных ситуациях, происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью населения, экологическая, метеорологическая, демографическая и иная, влияющая на безопасность населенных пунктов, производства и граждан (выделено нами)
  • документы о деятельности органов власти и самоуправления, об использовании бюджетных средств и других ресурсов, о потребностях населения; о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ
  • документы, накапливаемые в открытых фондах, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав. Свобод и обязанностей граждан

Если законы регулируют правовые нормы движения информационных потоков и определяют границы профессиональных возможностей, то другие документы – профессиональные кодексы – устанавливают этические нормы в работе с информацией, своего рода моральные обязательства журналистов перед лицом общества. Они не имеют юридической силы, но для здорового, нормального взаимодействия СМИ и общества крайне важны. Нет единого свода этических норм, так как конкретное профессиональное сообщество создает собственные установления, которым обязуется следовать; при этом в главном все кодексы сходятся. В соответствии с ними журналист обязуется:

  • уважать правду и право общества знать правду
  • распространять и комментировать только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен
  • проводить различие между фактами и мнениями, версиями, предположениями
  • не использовать незаконные и недостойные способы получения информации
  • рассматривать как тяжкое профессиональное преступление злонамеренное искажение фактов, клевету, получение платы на распространение ложной или сокрытие истинной информации
  • сохранять профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем
  • уважать честь и достоинство людей, которые становятся объектами внимания журналиста
  • отвечать именем и репутацией за достоверность сообщения и справедливость суждения, распространенных за его подписью

Следование прежде всего именно этим нормам создает предпосылки для обеспечения достоверности информации[483].

Методы работы журналиста с источниками информации разнообразны, основные из них: работа с документами, беседа и интервью, наблюдение – традиционные, направлены на качественных характеристик сведений о состоянии (фактов, описаний, мнений, комментария и т.д.); массовые опросы, анкетирование, систематическое наблюдение, эксперимент – направлены на выявление количественных характеристик, измерение состояний.

Технологическая составляющая профессиональной деятельности журналиста в работе с информацией включает также взаимодействие с особыми структурами, призванными оказывать ему информационную поддержку:

  • пресс-службы действуют от имени организаций и учреждений (иногда – от имени должностных и частных лиц) и организуют специальные мероприятия для прессы (пресс-конференции, брифинги, акции, поездки и др.), распространяют информационные сообщения (анонсы, пресс-релизы), работают по индивидуальным запросам журналистов
  • пресс-агентства также занимаются распространением информации (анонсы, новостные сообщения, пакеты информации, мероприятия для прессы и т.д.), однако являются независимыми информационными службами.

Итак, в современных обществах отношения между журналистом и источниками информации опосредованы: законодательными нормами, этическими обязательствами и технологическими правилами. Знание профессиональных стандартов - теоретический минимум; практическое следование им обеспечивает достоверность информации. Особо подчеркнем: заботе о достоверности, проверке информации уделяется первостепенное внимание во всех трех подходах – это и право, и обязанность, и моральный императив журналиста.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.