Понятие и признаки земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Понятие и признаки земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению

2017-12-12 349
Понятие и признаки земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Земельное законодательство Республики Беларусь не выделя­ет земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, в самостоя­тельную категорию земель. Их можно рассматривать как особый вид земель со специальным правовым режимом.

Кодекс о земле не раскрывает понятие земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Эти земли являются составной час­тью территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и ис­пользуются в соответствии со специальным законодательством об этих территориях.

Республика Беларусь подверглась значительному радиоактив­ному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы. Зако­ном Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, под­вергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС» от 12 ноября 1991 г. Беларусь объявлена зоной нацио­нального экологического бедствия.

В соответствии с вышеуказанным законом все земли в пределах территорий радиоактивного загрязнения, на которых не обеспечивается производство продукции, соответству­ющей допустимым уровням радиационного загрязнения, признают­ся радиационно-опасными землями. Данные земли, в зависимос­ти от плотности загрязнения почв и степени воздействия радиации на человека, исключаются из хозяйственного пользования, либо на них вводятся ограничения хозяйственной деятельности.

Таким образом, в основе классификации радиационно-опасных земель лежат экологические критерии, а не целевое назначение этих земель, которое используется в земельных отношениях. Поэтому земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, могут относить­ся к различным категориям.

Состав этих земель определяется противоречиво, так как не дается соотношение понятий «земли, подвергшиеся радиоактивно­му загрязнению» и «радиационно опасные земли». Можно выде­лить две разновидности:

- земли, расположенные на радиоактивно загрязненных территори­ях, которые могут использоваться без существенных ограничений;

- радиационно опасные земли, которые выделяются по специ­альным критериям.

К землям отчуждения относятся радиационно опасные зем­ли, которые в установленном порядке исключаются из хозяйствен­ного использования в виду непригодности их использования по ос­новному целевому назначению и могут быть изъяты в установлен­ном порядке у собственников земельных участков, землевладель­цев и землепользователей (ст. 6 Закона).

К землям ограниченного хозяйственного использования от­носятся радиационно опасные земли, не включенные в разряд земель отчуждения (ст. 7 Закона). Специальный порядок отнесения земель к радиационно опас­ным не отменяет необходимости установления их целевого назна­чения. В зависимости от дальнейшего использования радиационно опасных земель их целевое назначение может быть изменено либо сохраняется. Отнесение земель к категории радиационно опасных и перевод их в разряд земель отчуждения либо ограниченного хозяйственно­го пользования осуществляется Советом Министров Республики Беларусь по представлению республиканского органа государствен­ного управления по проблемам последствий катастрофы на Черно­быльской АЭС.

Земли, подвер­гшиеся радиоактивному загрязнению, являются составной частью территориальных образований с особым режимом градостроитель­ной деятельности.

Управление этими землями осуществляют исполнительные и распорядительные органы, в соответствии с компетенцией, установ­ленной земельным законодательством, а также специально уполно­моченные органы по земельным ресурсам, геодезии и картографии.

Следует разграничивать специальное управление территория­ми радиоактивного загрязнения и землями, расположенными на этих территориях. В соответствии со ст. 10 Закона Республики Бела­русь от 12 ноября 1991г. специальное управление территориями радиоактивного загрязнения возлагается на республиканский орган по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Эти функции выполняет Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Рес­публики Беларусь (Комчернобыль), который является республикан­ским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. В части управления землями на Комчернобыль возлагаются следующие полномочия:

- подготовка предложений по отнесению земель к категории радиационно-опасных и исключению земель из этой категории ра­диационно-опасных;

- контроль за изъятием загрязненных земель у собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей;

- управление специально отграниченной территорией, охваты­вающей зону эвакуации и граничащие с ней отселенные террито­рии, включенные в состав Полесского государственного радиационно-экологического заповедника.

Управление территорией зоны эвакуации (отчуждения) осуще­ствляется специальным органом управления, который создается Советом Министров Республики Беларусь по представлению об­ластного исполнительного и распорядительного органа и республи­канского органа по проблемам последствий катастрофы на Черно­быльской АЭС.

Специальным органом, осуществляющим управление террито­риями зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отсе­ления и зоны последующего отселения, является Администрация зон отчуждения и отселения, находящаяся в подчинении Комитета по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь.

Таким образом, деятельность органов, которые осуществляют специальное управление загрязненными территориями, лишь час­тично охватывает управление землями и лишь в той мере, в какой это необходимо для функционирования этих территорий. Во взаимо­действии с исполнительными и распорядительными органами, органа­ми по земельным ресурсам Комчернобыль и его специальные органы выполняют координирующую роль.

Специальное управление землями, расположенными на территори­ях радиоактивного загрязнения, осуществляют органы по земельным ресурсам в соответствии со своей компетенцией. Особенности осуществления функций, возлагаемых на исполнитель­ные и распорядительные органы, а также на органы по земельным ре­сурсам, зависят от режима радиоактивно загрязненных земель. Так, областные и районные исполнительные и распорядительные органы принимают участие в подготовке материалов по отнесению зе­мель к радиационно опасным и исключения их из радиационно опас­ных, предоставляют земельные участки специализированным предпри­ятиям и организациям.

Радиоактивно загрязненные территории являются обязательными объектами кадастрового учета, землеустройства как зоны особого государственного ре­гулирования. Специальные землеустроительные мероприятия прово­дятся при отграничении на местности радиационно опасных земель и земельных участков, предоставленных специализированным предпри­ятиям и организациям.

 

2. Порядок использования и охраны земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению

 

По формам использования эти земли не имеют существенных ог­раничений. Специальные ограничения закреплены только для частной собственности на землю. Так, не подлежат передаче в частную собственность земельные участки на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зоны эвакуации (отчуждения) и первоочередного отселения).

Земельные участки на территориях радиоактивного загрязне­ния могут находиться в пожизненном наследуемом владении, пользовании или частной собственности юридических и физичес­ких лиц в соответствии с целями, установленными земельным за­конодательством. Возможность иметь земельный участок на оп­ределенном правовом титуле зависит от степени ограничений, ус­тановленных для той или иной зоны радиоактивного загрязнения, а также условий использования самой земли, которые определяются при переводе земель в радиационно опасные и исключения земель из радиационно опасных.

Однако содержание всех прав на землю в пределах радиоак­тивно загрязненных территорий предполагает выполнение опреде­ленных специальных требований, которые вытекают из режима этих территорий.

На собственников земельных участков, землевладельцев и зем­лепользователей, имеющих земельные участки на территориях ра­диоактивного загрязнения, возлагаются дополнительные обязанно­сти по снижению радиоактивного загрязнения. Они должны прово­дить в соответствии с рекомендациями комплекс специальных аг­рохимических, агротехнических, агромелиоративных, лесохозяйственных и других мероприятий, направленных на снижение поступ­ления радионуклидов в производимую продукцию.

При невозможности использования земельных участков по целевому назначению они изымаются в установленном порядке. Существуют особые случаи изъятия земельных участков у соб­ственников, землевладельцев, землепользователей на радиоактив­но загрязненных территориях. Они касаются следующих земель:

1.Земель отчуждения, которые могут изыматься из-за невоз­можности их хозяйственного использования по целевому назначе­нию. Районный исполнительный и распорядительный орган в ме­сячный срок после принятия решения об отнесении земель к кате­гории радиационно опасных осуществляет дальнейшие действия по отграничению этих земель и передаче их для использования в со­ответствии с принятым решением. Это основание изъятия распро­страняется, главным образом, на земли сельскохозяйственного на­значения, поскольку при принятии решения об отнесении земель к радиационно опасным составляются заключения о сельскохозяй­ственном использовании этих земель.

2.Земельных участков, изъятых в связи с отселением населе­ния с загрязненных территорий. В этом случае устанавливаются специальные гарантии возмещения имущественного вреда, вызван­ного тем, что изъятые участки не могут передаваться другим юри­дическим и физическим лицам.

Кроме того, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 февраля 1991 г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» таким лицам предоставляют­ся некоторые льготы по первоочередному или внеочередному пре­доставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, изъятие земельных участков в связи с их вклю­чением в состав земель отчуждения, а так же изъятие участков в связи с отселением населения являются специальными основания­ми прекращения прав на землю.

Использование изъятых земельных участков допускается только специализированными предприятиями и организациями для целей, установленных законодательством.

По решению Правительства Республики Беларусь в зонах от­чуждения (эвакуации) и отселения создан Полесский государствен­ный радиационно-экологический заповедник. Заповедник является природоохранным научно-исследовательским учреждением респуб­ликанского значения с особым режимом землепользования. В ад­министративном отношении Заповедник находится в ведении Ко­митета по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.