Органы, осуществляющие государственное управление использование и охрану земель, их компетенция, задачи, функции — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Органы, осуществляющие государственное управление использование и охрану земель, их компетенция, задачи, функции

2017-12-12 478
Органы, осуществляющие государственное управление использование и охрану земель, их компетенция, задачи, функции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Управление землями - это деятельность соответству­ющих компетентных органов по организации рацио­нального использования и охраны земель и обеспечению соблюдения земельного законодательства.

Система органов государственного управления земель­ными ресурсами едина для всех категорий земель незав­исимо от формы их использования. Управленческая дея­тельность государственных органов распространяется на земли, находящиеся в запасе, переданные во владение и пользование, а также на земли, которые находятся в част­ной собственности.

Государственное управление основано на следующих прин­ципах:

1) разделение функций между государственными ор­ганами;

2) недопустимость вмешательства одних государствен­ных органов в функции других.

Поскольку земля выступает в качестве объекта при­роды и является основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространствен­ным операционным базисом, система организации управления землями имеет важное значение не только для регулирования земельных отношений, но и оказывает воздействие на все отношения природопользования и охраны окружающей среды.

Государственное управление землями подразделяется на общее и отраслевое управление. Общее управление земельным фондом осуществляется органами общей и специальной компетенции и распространяется на все тер­ритории независимо от категорий земель и форм владения ими.

К государственным органам общей компетенцииот­носятся:

• Президент Республики Беларусь;

• Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь;

• Правительство - Совет Министров Республики Бе­ларусь;

• местные исполнительные и распорядительные органы. Управление землепользованием осуществляется государственными представительными и исполнительными органами власти, органами местного самоуправления, специально уполномоченными органами, а также судами в пределах установленных для них компетенций.

В соответствии со статьей 79 действующей Консти­туции Республики, ст. 5 Кодекса Респуб­лики Беларусь о земле: «Государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь, иные специально уполномоченные республиканские органы государственного управления, областные, Минский городской, городские (городов областного подчинения), районные, сельские, поселковые исполнительные комитеты в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Кодексом и иными актами законодательства.

Президент Республики Беларусь в области использования и охраны земель определяет единую государственную политику, устанавливает порядок изъятия и предоставления земельных участков, устанавливает порядок перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам, устанавливает случаи, когда запрещается изъятие и предоставление земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для размещения объектов недвижимого имущества, устанавливает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, определяет перечень банков, которые могут быть залогодержателями земельных участков, права аренды земельных участков, являющихся предметом соответственно ипотеки, залога, осуществляет иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами.

В соответствии с Указом Президента Республики Бела­русь от 3 ноября 2005 г. № 520 «О совершенствовании пра­вового регулирования отдельных отношений в экономи­ческой сфере». Президент Республики Беларусь:

1) утверждает государственные программы в области охраны и использования земель;

2) устанавливает порядок изъятия и предоставления земельных участков, отнесения земель к определенным кате­гориям и видам, перевода их из одних категорий и видов в другие, если иное не предусмотрено законодательными актами;

3) принимает решения об изъятии и предоставлении земельных участков, об установлении и прекращении ограни­чений (обременении) прав на земельные участки, если иное не предусмотрено законодательными актами.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 7 июля 1998 г. «О Совете Министров Республики Бела­русь» Совет Министров Республики Беларусь - Прави­тельство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Совет Министров Республики Беларусь утверждает региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов, схемы землеустройства областей и обеспечивает их реализацию, утверждает перечень населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, расположенных на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых, в границах которых земельные участки не подлежат предоставлению в частную собственность, устанавливает порядок организации и проведения аукционов, устанавливает порядок выкупа земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, устанавливает порядок определения размеров убытков, причиненных землепользователям изъятием у них земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости либо землепользователями в результате нарушения ими законодательства об охране и использовании земель и (или) условий договора аренды земельного участка, а также перечень организаций, осуществляющих определение размеров таких убытков, и порядок их возмещения; устанавливает порядок определения размеров потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства и их возмещения; устанавливает порядок проведения мониторинга земель и использования его данных; устанавливает порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель; устанавливает порядок образования комиссий по подготовке материалов по рассмотрению земельных споров; устанавливает порядок определения размера платы за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, предоставляемых в соответствии с законодательными актами без проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, а также начальной цены предмета таких аукционов; утверждает типовую форму договора аренды земельного участка.

Руководство по обучению:

Изучить самостоятельно компетенцию областных исполнительных комитетов, Минского городского, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов, районных исполнительных комитетов, сельских, поселковых исполнительных комитетов в области использования и охраны земель.

Следует отметить, что органы местного самоуправления. в общей системе государственного управления земельным фондом страны играют существенную роль. При управлении земельными ресурсами органы местного самоуправления власти должны исходить из следующих положений:
• земля принадлежит как государству, так и населению, проживающему на конкретной территории, поэтому по вопросам владения, пользования и распоряжения должно быть достигнуто соглашение между государственными органами и органами местного самоуправления

• ответственности за сохранение и использование земельных ресурсов;
• земельные ресурсы должны приносить пользу всему населению области;
• использование земли должно быть платным. Размер платы за использование земли должен устанавливаться в соответствии с Республиканским законодательством исполнительной властью (за исключением земель, находящихся в государственной собственности) на основе кадастровой стоимости земли;

• земельный оборот должен совершаться по правилам, установленным законодательством Республики Беларусь, но с учетом особенностей региона, на принципах, предусмотренных соглашением о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами. От имени правомочия собственника в отношении земель Республики Беларусь в пределах установленной законодательством компетенции осуществляет Правительство.

Итак, общее управление строится по принципу административно-территориального деления. В сферу общего государственного управления включается законодательная деятельность высших органов государственной власти в и регулирования земельных отношений. Высшие органы государственной власти и управления в данной области занимаются разработкой и совершенствованием ого законодательства; устанавливают порядок, ставки налогообложения и предельные размеры платы за землю, а также льготы по взиманию платежей; разрабатывают и выполняют совместно с местными исполнительными и распорядительными органами республиканские программы по рациональному использованию а повышению плодородия почв, охране земельных сов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями; контролируют использование и охрану ми, организуют землеустройство и ведение государственного земельного кадастра, разрешают земельные споры и другие вопросы, отнесенные к их компетенции.

Общее управление использованием и охраной земель осуществляют в той или иной мере все звенья общей компетенции в пределах своей территории, подведомственности.

Специальное или отраслевое управление осуществляется уполномоченными органами, которые подотчетны исполнительно- распорядительным органам общей компетенции. Органы специального управления имеют двойное подчинение органу общего управления и вышестоящему органу специального управления.

К государственным органам специальной компетен­циипо управлению землями относятся те органы госу­дарства, которые в соответствии с положениями о них, утвержденными Правительством, либо отдельно принятыми правительственными актами специально уполно­мочены выполнять соответствующие управленческие функции. К ним можно отнести:

• Государственный комитет по имуществу и его орга­ны на местах;

• Министерство природных ресурсов и охраны окру­жающей среды (Минприроды) и его органы на местах;

• Министерство сельского хозяйства и продоволь­ствия (Минсельхозпрод) и его органы на местах;

• Министерство лесного хозяйства (Минлесхоз) и его органы на местах.

Будучи республиканским органом государственного управления, Государственный комитет по имуществу, который подчиняется Правительству Республики Беларусь, в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, другими законами, декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Бе­ларусь, иными актами законодательства. Госкомимущество,подведомственные ему юридические лица, землеустроительные и геодезические службы исполни­тельных и распорядительных органов образуют еди­ную систему. Основными задачами Госкомимущества являются разработка и проведение единой государ­ственной политики в области регулирования земель­ных отношений, использования и охраны земельных ресурсов, геодезии и картографии.

Компетенция Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь в области использования и охраны земель опредяется Кодексом о земле и Указом Президента от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь».

Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и (или) через свои территориальные органы и подчиненные организации.

Министерство природных ресурсов и охраны окру­жающей среды в соответствии с Положением, утверж­денным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1586 (с изменениями и дополнениями), осуществляет следующие функции:

• разрабатывает и проводит единую государственную политику в области охраны окружающей среды и рацио­нального использования природных ресурсов, коорди­нирует деятельность в этом направлении других респуб­ликанских органов государственного управления, меж ных исполнительных и распорядительных органов, юридических лиц, независимо от форм собственности;

• осуществляет государственный контроль за соблю­дением норм экологической безопасности, использова­нием и охраной земель;

• организует в установленном порядке националь­ную систему мониторинга окружающей среды, ведет совместно с соответствующими республиканскими орга­нами государственного управления государственные ка­дастры природных ресурсов.

Министерство сельского хозяйства и продоволь­ствия в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1590 (с последующими изменения­ми и дополнениями)[23], обеспечивает рациональное ис­пользование земель, предоставленных во владение и пользование юридическим лицам, находящимся в веде­нии министерства, а также осуществляет ведомствен­ный контроль за соблюдением этими юридическими ли­цами требований в области охраны окружающей среды.

Министерство лесного хозяйства в соответствии с Положением, утверж­денным постановлением Правительства Республики Беларусь от 16 марта 2004 г. № 298 (с изменениями и дополнениями), обеспечивает рациональное использо­вание и охрану земель лесного фонда, ведет в установ­ленном порядке государственный учет лесов, государ­ственный лесной кадастр и лесной мониторинг земель лесного фонда.

Деятельность органов общей и специальной компетенции носит внетерриториальный характер, охватывает все категории земель, а также землевладельцев и землепользователей вне зависимости от размеров земельных участков, их ведомственной подчиненности.

В условиях реформирования системы управления зе­мельным фондом наметилась тенденция постепенного от­хода от административных методов, хотя полностью ис­ключить их в нынешних условиях нельзя, расширился объем управленческих полномочий (уста­новление прав на землю, регистрация земельной недвижи­мости и сделок с нею, распространение информации о зе­мельной собственности, землевладении и землепользова­нии, оценка и определение стоимости земли).

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.