Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца

2017-11-17 1828
Теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Переходя к изложению субъект-ориентированных теорий вос­приятия, мы начинаем со взглядов одного из величайших ученых XIX в. Германа фон Гельмгольца (О. Ое1т^о1сН9 1821 — 1894), по трудам1 которого изучали психологию восприятия и физиологию органов чувств несколько поколений психологов всего мира. Г. Гельмгольц не оставил какой-либо концепции, которую с со­временных позиций можно было бы назвать законченной теорией восприятия, однако ряд его принципиальных позиций в понима­нии специфики ощущений и восприятий, а также результаты мно­гочисленных экспериментов безусловно нашли отражение в тео­ретических построениях многих психологов.

Общий подход Г. Гельмгольца к проблеме восприятия сугубо естественно-научный. Отдавая должное собственно психологиче­ским методам исследования (методу анализа и описаний данных самонаблюдений), он не использовал их в своей работе, «поскольку с этим связана необходимость отхода от методов, основанных на достоверных фактах и общепризнанных и ясных принципах» [33,

Восприятиями Г. Гельмгольц называл чувственные представле­ния о существовании, форме и положении внешних объектов. Ос­нову восприятий, его чувственный материал составляют ощуще­ния, которые и должны быть основной целью изучения. Методы исследования — методы естественных наук. В качестве одной из общих закономерностей формирования зрительных чувственных образов Г. Гельмгольц выделял первое общее правило: при любых воздействиях на органы чувств, пусть даже необычных, «мы все­гда видим объекты в поле зрения так, как видели бы их при обыч­ных условиях, если бы получили то же впечатление» [33, 22]. Это правило означает, что причиной наших ощущений являются только внешние физические воздействия на соответствующие рецепторы органов чувств. Даже давление на внешний угол глазного яблока (явно неспецифическое для зрения воздействие) приводит к ощу-

1 Многие годы базовыми учебниками для психологов и физиологов были книги Г.Гельмгольца «Физиологическая оптика» в трех частях (1856—1867) и «Теория тональных ощущений как физиологическая основа теории музыки» (1863). Его перу принадлежат также работы по физике, физиологии, анатомии, геоло­гии.


Г. фон Гельмгольц

щению света, идущего со стороны перено­сицы, поскольку мы механически раздра­жаем ту часть сетчатки, на которую в обыч­ных условиях свет падал бы со стороны пе­реносицы. Сформулированное для зрения, это правило является общим для всех видов чувствительности. Другой пример действия этого же правила Г. Гельмгольц приводил, интерпретируя причину возникновения фантомных болей после ампутации конеч­ности: ощущения от отсутствующей ноги или руки в своей основе имеют раздраже­ние остатков нервных волокон. На основе этого правила Г. Гельмгольц также объяс­нял причину появления иллюзий восприя­тия: иллюзии возникают не по причине неправильного функцио­нирования органов чувств, а вследствие неправильной интерпре­тации содержания чувственных ощущений.

Каким же образом из соответствующих определенным органам ощущений возникают целостные образы восприятия? Ответ Г. Гельмгольца ясен и конкретен: восприятия появляются как ре­зультат неосознаваемой психической деятельности и по своей форме напоминают умозаключение. Таким образом, механизмом формирования образа восприятия являются бессознательные умоза­ключения, С помощью этого психического механизма по результа­там возбуждения чувствительных нервов восстанавливаются осо­бенности внешнего объекта. Бессознательные умозаключения по своей сути не являются произвольными актами, мы не можем ни­как влиять на их результат — образ восприятия, поэтому Г. Гельм­гольц, подчеркивая их непроизвольный характер, писал, что они непреодолимы.

Такой непроизвольный или непреодолимый характер чувствен­ных образов может наводить на мысль о том, что есть строгая и однозначная связь между ощущениями и восприятием некоторо­го объекта, т. е. в восприятиях нет ничего, чего бы не было в соот­ветствующих ощущениях. Г. Гельмгольц однозначно утверждал: связь ощущений и восприятий «в значительной степени основана на приобретенном опыте, т.е. на психической деятельности». Из этого следовало, что на восприятие большое влияние оказывают опыт, тренировка, привычка.

Второе общее правило, сформулированное Г. Гельмгольцем, следует из опосредствованности содержания образа восприятия прошлым опытом субъекта. Не все ощущения входят в осознавае­мый нами образ восприятия, а только те, которые имеют особое значение для восприятия внешних объектов. В правиле содержится очень важная мысль о том, что образ восприятия — это всегда



обобщенный образ внешнего объекта, а не детализированный на­бор всех ощущений. Из этого правила следует то, что образ вос­приятия имеет предметный характер, поскольку в нем отражают­ся существенные свойства объекта. Из него также следует, что далеко не весь субъективный опыт нами осознается, некоторая его часть не входит в образ восприятия.

Таким образом, Г. Гельмгольц достаточно определенно ставил вопрос о двойственности восприятия, о чувственной основе и предметном содержании перцептивного образа. В его работе, по­жалуй, впервые была четко сформулирована мысль, что «хотя как будто нет ничего легче осознания своих собственных ощущений, опыт показывает, что для их обнаружения нередко нужен особый талант...» [33, 25]. Привлечь свое внимание к ощущениям — осо­бое дело, для этого необходимо отвлечься от предметного содер­жания чувственного образа, например введя фактор необычности при восприятии чего либо. И Г. Гельмгольц дал прекрасный со­вет, которым в дальнейшем воспользуются многие психологи-экс­периментаторы: чтобы увидеть мир более детально и менее обоб­щенно, нужно посмотреть на него через линзы, переворачиваю­щие изображение. Например, воспользуемся астрономическим телескопом, направив его на идущих вдали людей. Вместо плавных и слитных движений мы увидим странные скачки и колебания и многие другие особенности индивидуальной походки. «И все это лишь потому, что наблюдение стало необычным» [33, 29]. И наобо­рот, в перевернутом изображении мы не увидим предметных ха­рактеристик зрительного образа — стало «не так легко определить характер походки: легкая она или тяжелая, чинная или грациоз­ная» [33, 29]. Таким образом, в обычных условиях восприятия до­статочно трудно определить, что в нашем образе от его чувствен­ной основы — ощущений, а что привнесено опытом.

Характеризуя основные виды образов, Г. Гельмгольц дал опре­деление трем из них, тем самым показав специфику образов вос­приятия.

Понятие образ в представлении — относится только к впечатле­ниям, не имеющим текущей чувственной основы, это образ про­шлых впечатлений.

Понятие перцептивный образ — относится непосредственно к восприятию, которое сопровождается соответствующими чувствен­ными ощущениями.

Понятие первичный образ — относится к совокупности чувствен­ных впечатлений, формирующихся на основе текущих ощущений и не имеющий в своей основе прежнего опыта.

Таким образом, перцептивный образ образуется в процессе взаимодействия прежнего опыта (большая посылка) и текущих чувственных ощущений (малая посылка), механизм такого взаи­модействия аналогизируется с результатом логического вывода —


умозаключением, которое по своей форме бессознательное. Именно поэтому, воспринимая окружающую нас реальность, мы не в со­стоянии осознать, в какой степени содержание наших образов зависит от памяти, а в какой — от их непосредственной чувствен­ной основы.

В заключение остановимся на нескольких мыслях Г. Гельмголь-ца о природе нашего восприятия, послуживших основой концеп­ций в современной психологии. Подчеркивая роль понимания в построении образа восприятия в условиях сенсорной неопреде­ленности, Г.Гельмгольц тем самым предвосхитил идеи Дж.Бру-нера и других психологов о восприятии как процессе проверки перцептивных гипотез (см. разд. 2.7).

Из понимания восприятия как синтеза текущих ощущений и прошлого опыта следует представление Г. Гельмгольца об иллю­зиях восприятия, причины которых он видит в нарушении нор­мального восприятия: дефицит опыта, дефицит времени или на­рушение нормальных условий наблюдения.

При характеристике процессуального аспекта восприятия Г. Гельмгольц указывал на его активный характер: «Мы не просто пассивно поддаемся потоку впечатлений, а активно наблюдаем, т.е. так настраиваем свои органы чувств, чтобы различать воздей­ствия с максимальной точностью» [33, 29]. Он подчеркивал, что в процессе восприятия мы выбираем такой способ наблюдения, чтобы с его помощью успешно рассматривать и сравнивать. Эти мысли великого ученого подразумевают подход к восприятию как системе перцептивных действий, в которых включены не только афферентные, но и эфферентные звенья.

В понимании вопроса о преимущественной роли врожденных механизмов или приобретаемого субъектом опыта в восприятии Г.Гельмгольц стоял на позиции эмпиризма и критиковал нати­вистическую точку зрения за излишнее усложнение природы по­знавательных процессов. На примере формирования пространствен­ных представлений он показал, что гораздо легче и проще пред­положить, что они формируются в опыте, а не врожденны.

Особое внимание Г.Гельмгольц уделял вопросу о полноте и истинности отражения действительности в перцептивных обра­зах, который решал с позиций практической значимости вос­принимаемого предмета в деятельности человека. «Задавать воп­рос, верно или неверно мое представление о столе (его форме, твердости, цвете, тяжести и т.д.) само по себе, независимо от возможного его практического использования и совпадает ли оно с реальным предметом или является иллюзией, столь же бессмыс­ленно, как и вопрос о том, какой цвет имеет данный звук — красный, желтый или синий. Представление и его объект принад­лежат, очевидно, двум совершенно различным мирам...» [33, 36— 37\. Таким образом, он подчеркивал, что истинность чувственно-


го восприятия предмета имеет смысл не сама по себе, а по отно­шению к практическому использованию этого предмета, а это означает, что в образе восприятия нам открываются те из много­численных его свойств, которые проявляются в процессе практи­ческого взаимодействия человека с миром.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.