Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-11-17 | 693 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Классический фехнеровский метод шкалирования — метод ЕЗР в современной практике практически не используется в силу своей громоздкости и сомнительности постулата о равенстве величин ЕЗР. Абсолютно новым (впервые после Г.Фехнера) и чрезвычайно продуктивным взглядом на проблему шкалирования психологических величин явился подход Лайонела Терстоуна (1887 — 1955), предложившего достаточно универсальный способ косвенного измерения широкого круга субъективных явлений. Развивая идеи Г.Фаллертона, Дж.Кеттела, Дж. Кона, Э.Торндайка, которые предложили преобразовать постулат Г.Фехнера о равенстве «едва заметных различий» в понятие субъективного равенства на континууме «равно часто замечаемых различий», Л.Терстоун построил теорию сравнения стимулов.
Этот подход позволил перейти к оценке стимулов, безотносительно к их прямым физическим коррелятам. Основная идея Л.Терстоуна чрезвычайно проста: если один стимул предпочитается второму с частотой А, а второй стимул предпочитается третьему с частотой в 1,5 А, то не может ли это различие в частоте сти-мульных предпочтений служить мерой субъективного расстояния между первым, вторым и третьим стимулами? Ведь похожие друг на друга стимулы будут предпочитаться чаще, а непохожие — реже. Таким образом, как и Г.Фехнер, Л.Терстоун полагал, что ощущения могут быть измерены только косвенно, посредством измерения стимульных различий. Полное развитие этих идей и представляет собой модель шкалирования Л.Терстоуна, предложенная в 1927 г. как математическое описание процесса сравнительных суждений испытуемых. Ее общепсихологическое значение состоит в том, что появилась возможность измерения многочислен-
|
ных психологических характеристик, для которых невозможно выделить подходящих стимульных качеств. Эта была первая попытка выйти в психологических измерениях за пределы исследования только сенсорных систем.
Суть модели Л.Терстоуна заключается в следующем (рис. 39).
1. Данное множество измеряемых объектов можно упорядочить в континуум по какому-либо из параметров, который может служить стимулом, причем этот параметр не обязательно имеет физическую меру. Обозначим ряд стимулов как 1.../...л.
2. Каждый стимул теоретически вызывает у субъекта соответствующий ему процесс различения (обозначим его буквой 5). Процессы различения составляют психологический континуум, или континуум различения (В1...В1...Оп). Однако, вследствие мгновенных флуктуации организма, данный стимул может вызвать не только свой процесс различения, но и какие-то соседние. Поэтому, если один и тот же стимул предъявлять много раз, то на психологическом континууме ему будет соответствовать некоторое распределение процессов различения. При этом предполагается, что это нормальное распределение.
3. В качестве значения /-го стимула на психологической шкале принимается среднее (5,-) распределения процессов различения, а дисперсия распределения рассматривается как дисперсия различения (а,).
4. Предъявление одновременно пары стимулов вызывает два процесса различения й{ и йу Разность (^ - */,) называется различительной разностью. При большом числе предъявлений двух стимулов различительные разности так же формируют свое нормальное распределение на психологическом континууме. Поэтому среднее распределение разностей различения (^-*/,-) будет равно разности средних распределений самих процессов различения — ^ -5,-), а дисперсия распределения различительных разностей равна
аЦ - 4,) = (о? + о, - 2Пр^\ (21)
Рис. 39. Гипотетическая модель процесса различения двух стимулов 138 |
где а, и ау — дисперсии процессов различения /-, у'-го стимулов, соответственно, а г-ц — есть корреляция между мгновенными значениями процессов различения стимулов / и у.
|
Предполагается, что если различительный процесс для стимула./ окажется на психологическом континууме выше, чем для стимула /, т.е. если различительная разность (й} - */,-) > 0, то последует суждение, что стимулу больше, чем стимул /. И соответственно при (4~^/) < 0 — произойдет обратное суждение. Однако если распределения различительных процессов перекрываются, то суждение, что стимул ] меньше, чем стимул /, может быть сделано даже тогда, когда величина 5У на психологическом континууме больше, чем величина 5,. На рис. 39 показано распределение различительных разностей при большом числе суждений. Заштрихованная область указывает частоту суждения: 8} больше, а неза-штрихованная — 5} меньше.
Среднее этого распределения равно различию шкальных величин двух стимулов — (5}-5,). Его можно найти из таблицы областей под единичной нормальной кривой, зная пропорцию суждений 8} больше, чем 5,- от общего числа суждений по данной паре стимулов (т.е. сделав стандартное преобразование «р -» #>). В единицах дисперсии а(4 - */,-) это можно записать так:
Ъ-З^^Щ-йд, (22)
где г^\ — обозначает искомое различие.
Подставляя это выражение в уравнение (22), получим:
5,-5, = ^(а/ + а,2 - 2Пр^\ (23)
где а2 и а2у- — дисперсии, а Гц — коэффициент корреляции процессов различения стимулов / и ^.
Уравнение (23) и выражает в общем виде закон сравнительных оценок Терстоуна. В более упрощенном виде, принимая предположение об отсутствии корреляции между процессами различения двух стимулов (гу= 0) и равенстве дисперсий соответствующих им процессов различения (а,= ау), получаем совсем простое выражение закона Терстоуна, или так называемый V вариант его закона, который чаще всего и используют на практике:
^-5/ = ^/о>/2. (24)
Приняв величину с за единицу измерения субъективной шкалы и положив а>/2 = с, получим:
5у-5/ = с^, (25)
что означает: субъективное различие между двумя стимулами на шкале интервалов измеряется в единицах стандартного отклонения нормального распределения. В самом общем виде: чем больше разброс суждений испытуемого по поводу сравнения двух стимулов, тем больше между ними расстояние на шкале, и наоборот.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!