Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-11-17 | 664 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Стимул | Серия, платежная матрица | |||||||||
ПМ-1 | ПМ-2 | пм-з | ПМ-4 | ПМ-5 | ||||||
да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | |
С | +20 | -5 | +10 | -5 | +5 | -5 | ' +4 *; | -5-' | шш | |
Ш | -3 | +5 | -4 | +5 | -5 | +5 | -10 | +5 | У4Ш | &$0\ |
1 Конечно, испытуемый может применять и другое правило принятия решения: использовать тактику случайного угадывания, пытаться «понять» структуру случайной последовательности и т.д. В ТОС предполагается, что он принимает задачу обнаружения сенсорного сигнала и пытается обнаружить значащий стимул, основываясь на своих ощущениях.
Рис. 30. Распределение интенсивности ощущений при воздействии «сигнальных» (С) и «шумовых» (Ш) проб в опыте по обнаружению порогового сигнала при либеральном критерии
Очевидно, что в первой серии испытуемому выгодно в случае сомнения давать ответ «да»: в случае правильного ответа он получает 20 руб., в случае неправильного — его штрафуют всего лишь на 3 руб. При такой платежной матрице говорят, что у испытуемого формируется либеральный критерий, при использовании которого в задаче обнаружения порогового сигнала среди ответов испытуемого будет много попаданий, но и много ложных тревог (рис. 30).
Иные условия в V серии: за каждую ложную тревогу налагается штраф в 20 руб., а за правильное обнаружение сигнала платят всего 3 руб. Оптимальная стратегия в данном случае заключается в том, чтобы очень аккуратно использовать ответы «да», лишь в тех пробах, когда ощущение о наличии сигнала было достаточно сильным. При сомнении выгоднее давать ответы «нет»: выиграешь немного, но зато и при знании реальной пропорции значимых и пустых проб — мало проиграешь. При такой платежной матрице говорят об использовании строгого критерия (рис. 31).
|
В экспериментах строгость критерия изменяется не только платежной матрицей, но и путем изменения априорной вероятности предъявления значащего сигнала в каждой серии. Этот прием также формирует у испытуемого закономерную систему ожиданий: он знает, что при вероятности 90% из 100 проб 90 будут содержать «значащий» стимул и только 10 — «пустой»; при вероятности 10% — все наоборот: 90 «пустых» и только 10 «значащих». Естественно ожидать, что в первом случае у испытуемого формируется либеральный, а во втором — строгий критерий принятия решения. Таким образом, изменяя величину априорной вероятности появления значащего сигнала в раде проб от 0 до 100 % можно направленно изменять строгость критерия принятия решения.
Рис. 31. Распределение интенсивности ощущений при воздействии «сигнальных» (С) и «шумовых» (Ш) проб в опыте по обнаружению порогового сигнала при строгом критерии
ПО
Понятно, что такая ситуация, описываемая ТОС, возникает лишь в случае незначительных (пороговых) физических различий между <С> и <Ш>, а следовательно при большом сходстве ощущений, возникающих в ответ на эти стимулы. Очевидно, что данная ситуация соответствует поведению человека в условиях высокой сенсорной неопределенности, когда при явном дефиците информации необходимо тем не менее принимать решение.
Положение критерия принятия решения (точки С на рис. 29, 30, 31) однозначно определяет пару чисел Р(РА) и Р(Н), которые мы получаем в результате проведения опыта по обнаружению пороговых различий между <С> и <Ш>. Каждой паре чисел можно поставить в соответствие точку внутри квадрата (рис. 32), на вертикальной стороне которого откладывается Р(Н), а на горизонтальной — Р(РА), и, таким образом, наглядно представить результат работы наблюдателя с использованием различных критериев принятия решения (например, предлагая ему пять разных платежных матриц — ПМ). Полученная по этим точкам кривая (на рис. 32 она показана состоящей их отдельных точек, полученных в отдельных сериях опыта) называется рабочей характеристикой наблюдателя или просто — РХ.
|
Вероятности Р{Н) и Р(РА) меняются содружественно, т.е. нельзя только путем изменения критерия одновременно увеличить одну из них и уменьшить другую. Это очень важное положение ТОС верно для любых пар/(Х/С) и/(Х/Ш). Из него следует, что только пара этих вероятностей, а не каждая в отдельности, характеризует сенсорную способность наблюдателя.
РХ идет из точки (0,0) квадрата в точку (1,1) и при этом располагается выше его главной диагонали. Последнее следует из того, что распределение/(Х/С) сдвинуто вправо относительно/(Х/Ш), т.е. Р(Н) всегда превышает Р(РА), когда наблюдатель действительно различает сенсорные образы сигнального и шумового стимулов. Чем выше сенсорная чувствительность наблюдателя, тем более выпукла РХ и тем ближе она к левому верхнему углу квадрата (рис. 33). Понятно, что на диагонали располагаются точки,
Рис. 32. Рабочая характеристика наблюдателя, построенная в опыте при изменении строгости критерия принятия решения:
ось ординат — вероятность попаданий; ось абсцисс — вероятность ложных тревог
Рис. 33. Рабочие характеристики наблюдателя, соответствующие различным уровням его сенсорной чувствительности (1,5 < 4'< 0):
ось ординат — вероятность попаданий; ось абсцисс — вероятность ложных тревог; й' — индекс сенсорной чувствительности
0 р(ГА) 1
имеющие одинаковые значения пропорций попаданий и ложных тревог, т.е. соответствующие нулевому уровню чувствительности. В ТОС вводится особая мера сенсорной чувствительности — индекс с1\ как расстояние на горизонтальной оси (рис. 34) между центрами двух распределений ДХ/С) и/(Х/Ш). й' рассчитывается следующим образом1:
</' = */0-*(Л4), (15)
где 1{Н) и 1(ГА) — величины вероятностей попаданий и ложных тревог, преобразованные в единицы стандартного отклонения по таблице нормального распределения.
Также вводится мера строгости критерия принятия решения, так называемое отношение правдоподобия, или (3. Этот индекс рассчитывается по специальным таблицам как отношение ординаты «сигнального» распределения/(Х/С) к ординате «шумового» распределения/(Х/Ш) в точке С. Кроме того, можно непосредственно вычислить положение точки С на оси абсцисс:
|
С = -0,5[*(Я) + г(Д4)]. (16)
Два этих индекса (йГ и (3) являются надежными оценками сенсорной чувствительности и критерия лишь при принятии двух основных математических предположений ТОС: нормальности и равновариативности2 распределений сенсорных эффектов ДХ/С) и/(Х/Ш). В реальной экспериментальной практике, чтобы не проверять справедливость данных допущений наиболее часто используют непараметрические индексы чувствительности и критерия — А' и УезЯа!е, соответственно:
А ' = 0,5 + (Р(#) - Р(Л4))(1 + Р(#) - ?(РА))/
/4Р(Я)(1-Р(Д4)). (17)
1 Фактически й' — это расстояние между центрами распределений, выражен
ное в единицах стандартного отклонения «шумового» распределения.
2 Только в этом случае для обоих распределений на оси Х5 общая единица
измерения — стандартное отклонение.
1 1 ^-
о а' х8
1 *- ■*
о а' хз
I 1 1
о а1 х8
Рис. 34. Модель ТОС при различных уровнях обнаружимости сигнала. Верхние кривые отображают сравнительно высокий уровень обнаружимости сигнала (дГ = 1,5), средние — средний (дГ = 1) нижние — низкий (йГ = 0,3). За нулевую точку на сенсорной оси Х& относительно которой оценивается индекс й\ принят центр «шумового» распределения
УезКШе = Р(«да»)/2, (18)
где Р(«да») — частота ответов «да».
В рамках ТОС были разработаны еще два других метода измерения сенсорной чувствительности: метод двухальтернативного вынужденного выбора (2АВВ) и метод оценки уверенности. Они также широко используются в исследовательской практике. С ними можно ознакомиться в специальной литературе [10; 43].
Субсенсорный диапазон
Измеряя сенсорную чувствительность человека, мы фактически оцениваем ее по речевым реакциям, т.е. с помощью произвольных ответов об осознаваемых ощущениях. Тем не менее хорошо известно, что отнюдь не все, что ощущается и воспринимается человеком, им осознается. Выдающийся отечественный психофизиолог Г.В.Гершуни1 (1905—1992) писал, что еще в конце XIX в. исследователи сообщали о влиянии неосознаваемых испы-
1 Ученик Л.А.Орбели Г.В.Гершуни в 1937 г. впервые в мире зарегистрировал у человека микрофонный потенциал улитки и потенциал слухового нерва. В лаборатории физиологии органов чувств Физиологического института им. И.П.Павлова им были проведены фундаментальные исследования по психофизиологии слухового восприятия.
|
туемым электрокожных и звуковых воздействий на характер, соответственно, тактильных и слуховых ощущений. Кроме того, в современной психофизиологической литературе весьма надежно установлено, что пороги субъективной (произвольной) и физиологической (произвольно неконтролируемой) реакций могут несколько различаться, так, что порог физиологической реакции человека на очень слабый стимул оказывается ниже, чем порог его произвольной вербальной реакции [82; 83; 89].
В работах Г.В.Гершуни1 впервые был экспериментально исследован так называемый субсенсорный диапазон — та область интенсивности стимулов, которая лежит ниже порога осознания (или порога, измеренного психофизическим методом), но воздействие которых отражается в изменении физиологических реакций человека.
В годы Великой Отечественной войны Г. В. Гершуни проводил исследования, связанные с влиянием ударной волны на потерю слуховой, тактильной, болевой и вкусовой чувствительности контуженых бойцов. Было обнаружено, что после контузии, когда слуховые ощущения у пациента либо полностью отсутствуют, либо слуховая чувствительность очень сильно снижается, при воздействии звуковых стимулов у него могут возникать вызванные этими стимулами изменения в ЭЭГ, КГР и улитково-зрачковый рефлекс (расширение диаметра зрачка под действием звука). Например, улитково-зрачковый рефлекс возникал при действии стимулов, интенсивность которых была на 20 — 60 дБ ниже абсолютного порога. По мере выздоровления контуженых людей субсенсорная область уменьшается и различие между порогами физиологических и произвольной реакциями исчезает. В послевоенных работах Т. В. Гершуни показано, что субсенсорный диапазон можно обнаружить и у здоровых испытуемых в условиях сниженного функционального состояния, хотя он значительно меньше (5—12 дБ). Аналогичные результаты получены в работах Л.А.Новиковой в опытах с регистрацией слуховых вызванных потенциалов на детях со сниженным слухом [89].
Подход к измерению сенсорной чувствительности с помощью регистрации физиологических функций называется объективной сенсометрией [81; 82]. Он достаточно продуктивен и даже уникален для измерения чувствительности у маленьких детей, при проведении судебной экспертизы, например, в случаях симуляции
1 См. статью Г.В.Гершуни и Е.Н.Соколова в хрестоматии «Психология ощущений и восприятия», данную в списке рекомендованной литературы.
глухоты. Большой научный вклад в разработку методов объективной сенсометрии внесли работы выдающегося отечественного ученого — психофизиолога Евгения Николаевича Соколова (род. в 1920 г.) и его учеников.
|
Полученные результаты по исследованию субсенсорного диапазона позволяют говорить о необходимости различения понятий «порог реакции» и «порог анализатора». Кроме того, при детальном изучении или оценке сенсорной чувствительности человека весьма продуктивно использовать метод полиэффекторной регистрации произвольных и непроизвольных реакций человека, что позволяет получить более полную и точную характеристику его предельных сенсорных возможностей.
Подпороговое восприятие
Проблема подпорогового или неосознаваемого восприятия1 стоит в кругу других проблем психологии ощущений и восприятия несколько особняком, поскольку сами словосочетания «подпороговое восприятие» или «подсознательное восприятие» противоречат общепринятым определениям ощущения и восприятия как психических феноменов, описывающих сферу осознаваемого человеком опыта. Как справедливо отмечают многие авторы, эти термины не совсем корректны, ибо «речь идет о восприятии чего-то, что находится ниже порога восприятия» или о «восприятии невоспринимаемого» [18, 389]. На наш взгляд, при более точном определении данного феномена следует говорить о подпороговом воздействии или процессах переработки неосознаваемой информации, указывая на то, что речь идет не о восприятии как таковом, а о некотором влиянии субъективно невоспринимаемой стимуляции на некоторые параметры поведения человека. В известной книге «Подпороговое восприятие: природа контроверзы» английский психолог Н.Диксон указывает на несколько ситуаций, относящихся к данному феномену [144]:
1. Испытуемый реагирует на стимул, сила и длительность которого ниже порога его восприятия, определенного ранее.
2. Испытуемый чувствует стимульное воздействие, но не имеет никакого понятия о характере этого воздействия.
1 В современной англоязычной литературе используются следующие термины: зиЬПгшпа! регсерИоп, регсерпоп \укпоШ а^агепезз, зиЬПгшпа! те55а§е.
3. Может быть зарегистрирована реакция на стимул, о котором испытуемый ничего не знает.
4. У испытуемого имеется некое представление о стимуле, но отрицается какая-либо реакция на него.
5. Испытуемый знает о стимуле и о своей реакции на него, но не понимает (или отрицает) связь между ними.
Среди исследователей восприятия до сих пор нет однозначного мнения о степени и характере воздействия подпороговых стимулов на человека, хотя в общественном сознании мнение о значительном влиянии мгновенно вспыхивающих на киноэкране слов (так называемый «эффект 25-го кадра»), влиянии фоновых фраз в рок-музыке или искусно спрятанных образов в рекламе широко распространено1. Строгие экспериментальные исследования установили, что отдельные подпороговые воздействия способны оказывать на человека определенное влияние, но говорить о переработке им сложной подпороговой информации вряд ли следует.
В 1970— 1990-е гг. были проведены специальные исследования эффективности подпороговых воздействий в рекламе, музыке и аудиозаписях, предназначенных для самосовершенствования, например, [90; 181; 182; 219]. Результаты экспериментальных исследований достаточно убедительно показали, что пока не существует достаточных эмпирических доказательств наличия таких значительных подпороговых эффектов, как появление конкретных поведенческих реакций или изменение мотивации испытуемых.
Опишем эксперимент, убедительно доказывающий тщетность использования «бессознательно воспринимаемых аудиозаписей» для снижения веса, который провели канадские психологи Ф.Мерайкл и Г. Скейнс [182]. По объявлению в газете они набрали 47 женщин-испытуемых, пожелавших с помощью минимальных усилий сбросить лишние килограммы. 15 женщин из экспериментальной группы 1—3 ч в день слушали коммерческую «аудиозапись бессознательного действия», которая, по мнению производителей, гарантировала снижение веса. Другие 15 женщин из так называемой группы плацебо полагали, что получили аудиозапись для снижения веса, а на самом деле им выдали кассету, предназначенную для снижения страха лечения зубов. Еще 17 женщин из контрольной группы ничего не слушали, ожидая своего участия в опытах.
1 В статье Э. Пратканис из психологической энциклопедии сообщается о том, что только в 1987 г. американцы приобрели аудиокассет с подпороговыми записями, якобы улучшающими их психологическое самочувствие, на сумму более чем 55 миллионов долларов. В конце 1990-х гг. многие были свидетелями навязчивой телевизионной рекламы аудиокурса английского языка Илоны Давыдовой с использованием подпорогового воздействия, в которой участвовали весьма солидные ученые из Института психологии РАН. Несмотря на абсурдность данной идеи как с научно-психологической, так и технической точки зрения курс имел определенный коммерческий успех.
Результат этого эксперимента оказался весьма ожидаемым: потеря веса была очень незначительной, причем одинаковой во всех трех группах испытуемых. Авторы вполне резонно заключили, что «бессознательно воспринимаемые аудиозаписи» сами по себе не оказывают никакого влияния, а наблюдавшееся снижение веса связано с хорошо известным эффектом плацебо, обусловившим увеличение вероятности того, что в ходе эксперимента испытуемые могли более внимательно относиться к вопросам, связанным со снижением веса. Как подчеркивает в одном из своих обзоров известный исследователь эффектов подпорогового восприятия Э. Пратканис, на сегодняшний день проведено девять независимых исследований подпороговых воздействий, и ни в одном из них не было обнаружено эффектов, заявленных производителями соответствующих аудиозаписей [90].
Особую роль в распространении общественного мнения о силе воздействия подпороговых стимулов в рекламе, как всегда, сыграли многочисленные публикации в СМИ. Еще в конце 50-х гг. прошлого века американский рекламист Дж. Вайкери сообщил, что предъявление рекламной информации типа «пей кока-колу» или «ешь попкорн» всего на 0,0003 с повышает продажу кока-колы и попкорна на 18 и 58 %, соответственно1. В результате подобной шумихи в прессе в ряде стран, а также в некоторых штатах США были приняты законы, запрещающие использование подпороговых сообщений. Однако специальные исследования в области психологии рекламы не подтвердили возможности неосознаваемых подпороговых сигналов направленно воздействовать на намерения человека в рамках рекламы или существенно определять его поведение [90].
Высказывая сходную точку зрения, другие авторы также подчеркивают, что многие опубликованные результаты о наличии эффектов подпорогового восприятия не воспроизводятся при повторных исследованиях, а ряд эмпирических работ, в которых были обнаружены исследуемые эффекты, страдают методическими огрехами. Поэтому эмпирическая достоверность этих экспериментальных исследований остается дискуссионной.
Тем не менее некоторые работы выполнены достаточно надежно, поэтому кратко опишем полученные результаты. В ряде исследований (весьма типичны эксперименты Ш.Мерфи и Р. Зай-онца в период 1993—1999 гг.), использовавших методику позитивного и негативного прайминга [186; 187].
Испытуемым с очень краткой экспозицией предъявлялись мелькающие зрительные стимулы позитивного или негативного содержания (например, улыбающееся лицо или злое лицо). После этого их просили оценить фотографии людей с нейтральным выражением лица по шкале «позитивное лицо — негативное лицо». Оценки испытуемых, которым пред-
1 Позже в одной из своих публикаций в журнале «Век рекламы» Дж. Вайкери сообщил о том, что его сенсационное исследование было проведено весьма небрежно.
варительно на подпороговом уровне предъявлялись позитивные слайды, были более позитивными по сравнению с оценками тех испытуемых, которым предъявлялись негативные слайды. Такие результаты служат подтверждением теории эмоций американского психолога Р. Зайонца, полагающего, что эмоциональная реакция может возникнуть у человека и без соответствующего осознанного восприятия [226]. В этой связи весьма надежными считаются и результаты, полученные в психофизиологических экспериментах, использовавших метод регистрации биопотенциалов мозга или метод функционального магнитно-резонансного картирования мозга (ГМК1) при предъявлении неосознаваемых стимулов эмоционального содержания. Например, в работе отечественного нейрофизиолога Э.А. Костандова) в ответ на неосознаваемые эмоциональные слова обнаружено повышение амплитуды компонентов N200 и Р300 зрительного вызванного потенциала [58].
Ряд исследований проводился с целью изучения влияния неосознаваемой смысловой установки на результат вербальной категоризации.
Так испытуемым в условии зрительной маскировки предъявляли слова, уровень опознания которых был ниже порогового [152]. Сразу после этого, но уже в условиях надпорогового восприятия, им предъявлялись пары слов, а они должны были угадать, которое из них относилось к той же смысловой категории, что и первое (подпороговое) слово. Было установлено, что испытуемые достоверно чаще выбирали слово, относящееся к той же смысловой категории, что и первое слово. Например, если первое слово было «стул», а за ним предъявлялась пара слов «стол» и «взгляд», то испытуемые с большей частотой выбирали слово «стол», чем «взгляд». Аналогичные данные были получены и другими авторами.
К этому же направлению, изучающему влияние семантической установки^ относится и ряд других экспериментальных работ, в которых применялась иная исследовательская методика.
Суть данной методики заключается в следующем: испытуемому последовательно предъявляются два слова, причем предполагается, что смысл первого слова предопределяет эффективность опознания второго, поскольку оно с ним связано по смыслу. Например, при предъявлении слов «студент» и «преподаватель» первое слово является семантической установкой для восприятия второго слова, поэтому оно воспринимается испытуемым быстрее по сравнению с тем случаем, когда первым было предъявлено слово из другой семантической категории, например «самолет». В одном из экспериментов американского психолога Д. Бэлоты испытуемым
1 В англоязычной литературе этот метод называется зетатк рпгшп§. В целом он считается надежным средством для исследования эффектов подпорогового воздействия, хотя некоторые авторы высказывают по этому поводу аргументированные сомнения.
предъявляли пары слов, из которых первое слово могло быть из той же семантической категории (СЯАРЕ — грейпфрут), либо было нейтральным (ХХХХХ — пять крестиков), либо из другой семантической категории (ВОХ — коробка), тогда как целевым словом, которое следовало опознавать, было слово 1АМ — джем. Оказалось, что время опознания целевого слова было меньше в том случае, когда ему предшествовало слово из той же семантической категории, чем из другой [126].
Несколько иная процедура использовалась в работах американских психологов М.Бара и И.Байдермана [127]. В условиях обратной маскировки испытуемым очень быстро предъявлялись фотографии предметов, которые испытуемые опознавали только в 13,5% случаях. Через 15 мин при повторном предъявлении этих фотографий процент их опознания увеличился до 34,5 %. Аналогичные результаты приводятся также в работах американского психолога Э.Гринвальда и французского исследователя С.Дехае, предъявлявших испытуемым для опознания слова с очень короткой экспозицией. В работе французских психологов для доказательства воздействия на человека неосознаваемых стимулов кроме времени опознания целевого слова использовались также методы томографического картирования мозга.
Естественно, проблема влияния на восприятие человека неосознанной им информации не ограничивается описанными выше исследованиями, подпорогового восприятия. Достаточно вспомнить фундаментальные исследования фиксированной установки, выполненные в школе Дмитрия Николаевича Узнадзе (1886 — 1950).
В одном из опытов по изучению фиксированной установки, проведенном нами совместно с М. Б. Михалеве кой и Г.Я.Шапирштейном в 1979 г., испытуемые в рамках психофизического эксперимента сравнивали по площади две буквы, причем одна из них — правая была всегда более светлой, чем левая, но этот физический признак не указывался в инструкции, и никто из испытуемых его не осознавал. Это была так называемая установочная серия, цель которой — зафиксировать у испытуемого эту неосознаваемую установку. Во второй серии — критической, испытуемым предъявляли для сравнения два прямоугольника, идентичных по светлоте. В результате действия фиксированной установки подавляющее большинство испытуемых обнаружили так называемую контрастную иллюзию: левый прямоугольник оценивался ими как более светлый по сравнению с правым.
Для объяснения данного воздействия неосознаваемого субъектом признака на восприятие светлоты приведем цитату Д.Н.Узнадзе: «Мы знаем, что в процессе взаимодействия со средой у человека или любого животного в первую очередь возникает установка. Это означает, что в этом взаимодействии происходит изменение субъекта как единого целого, причем это изменение соот-
ветствует объективной ситуации. Что же касается его переживаний и действий, то все это, будучи переживаниями и действиями таким образом измененного, имеющего такую установку субъекта, может быть только вторичными, возникшими на фоне этой установки явлениями» [107, 78\.
Резюмируя краткое изложение проблемы подпорогового восприятия, отметим, что отдельные результаты позволяют сделать заключение о том, что подпороговый или неосознаваемый стимул может оказывать влияние на эмоциональную и смысловую оценки воспринимаемой информации, скорость опознания зрительных стимулов, вызывать закономерные нейрофизиологические изменения на разных уровнях анализатора. Авторитетный английский исследователь подпорогового восприятия Н. Диксон1 считал, что этот вид восприятия также является продуктом эволюции психики, как и осознанное восприятие, и может выполнять определенную функцию [144]. Аналогичного мнения придерживается также и известный американский психолог С. Корен, полагающий, что воздействие подпороговых стимулов может проявляться на аффективном, или эмоциональном, уровне [142].
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!