Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-11-17 | 1332 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Восприятие внешних объектов и событий опосредствуется воздействием на органы чувств различных видов энергии — световой, звуковой, механической и т.д. Эти виды энергии характеризуют физические свойства воспринимаемого объекта (размеры, форма, отражательная способность), которые мы называем дис-тальными стимулами. Свойства объекта, представленные в виде паттернов энергии, попадающих на наши органы чувств, мы называем проксимальными стимулами.
Фундаментальная проблема восприятия заключается в том, что в реальной жизни присутствует непрерывное изменение про-
ксимальной стимуляции, связанной с нашим перемещением в пространстве, перемещением самого воспринимаемого объекта, изменением условий наблюдения. Например, при удалении от объекта уменьшается размер его проекционного изображения на сетчатку, при изменении освещения происходит соответствующее изменение количества отраженного света, попадающего на сетчатку. Таким образом, мы воспринимаем образы окружающего нас мира, извлекая информацию из постоянно меняющейся проксимальной стимуляции. Вместе с тем мы не воспринимаем предметы постоянно меняющими свою форму, размеры, цвет или место в пространстве, мы чувствуем их качества относительно стабильными, константными. Это общее свойство нашего восприятия, называемое константностью, виднейший американский исследователь в области психологии восприятия Дж.Хохберг определил как следствие из более общего принципа психического отражения: «При всех условиях, когда мир являет нам устойчивые и не изменяющиеся дисталь-ные свойства, а органы чувств получают меняющуюся проксимальную стимуляцию, мы склонны воспринимать постоянные дистальные свойства» [116, 213].
|
Чтобы описать феноменологию этого важнейшего свойства перцептивного образа, рассмотрим различные виды константности восприятия.
Константность величины. При удалении объекта от наблюдателя пропорционально уменьшаются линейные размеры его сетчаточ-ной проекции (рис. 100), однако мы воспринимаем размеры объекта
Рис. 100. Изменение зрительного угла объекта, находящегося на разных расстояниях от глаз наблюдателя. Хотя физический размер (5) объекта не меняется, изменение расстояния (О) до него приводит к соответствующему изменению величины зрительного угла (а). Угол а! (соответствует ближнему объекту ^ и сетчаточной проекции ^ больше, чем угол ос2 (соответствует дальнему объекту 52 и сетчаточной проекции 52). />1 и В2 — ближнее и дальнее расстояния, соответственно
а б
Рис. 101. Константность восприятия величины и закон угла зрения:
а — три человека, чьи ретинальные изображения уменьшаются с увеличением расстояния, однако вследствие константности восприятия их размера они кажутся одинакового роста; б — если ретинальные размеры людей остаются одинаковыми, то с увеличением расстояния рост человека должен пропорционально
увеличиваться [142]
не в соответствии с законом угла зрения1: его видимая или феноменальная величина остается неизменной. Представим себе, что произошло, если бы не было константности восприятия величины объекта.
Например, когда мы смотрим на высокого человека, идущего по противоположной стороне улицы, в соответствии с законом угла зрения он должен выглядеть как ребенок, а при приближении к нам его видимый рост стал бы стремительно увеличиваться. Еще один пример такой несуразицы дан на рис. 101.
Константность восприятия размеров объекта не абсолютна. На очень больших расстояниях (с крыши высотного дома, с борта вертолета или самолета) видимые внизу предметы воспринимаются аконстантно — они кажутся очень маленькими.
|
Константность формы. Только в том случае, если объект располагается в плоскости, перпендикулярной оптической оси глаза наблюдателя, сетчаточное изображение объекта соответствует его действительной форме (рис. 102, а). В реальной жизни объект, как
1 Закон угла зрения, формулировка которого приписывается Евклиду, устанавливает, что воспринимаемый размер предмета прямо пропорционален размеру его ретинального изображения.
Рис. 102. Константность восприятия формы:
а — изображение прямоугольника и его ретинальной проекции (прямоугольник) в плоскости, перпендикулярной оптической оси глаза наблюдателя; б — изображение прямоугольника и его ретинальной проекции (трапеция) в плоскости, повернутой вправо относительно оптической оси глаза наблюдателя [93]
правило, расположен под некоторым углом к направлению нашего взгляда, поэтому его проекционная форма будет искаженной (рис. 102, б).
Например, на рис. 102, б одна сторона прямоугольника стала ближе к наблюдателю, а другая — дальше от него. В соответствии с законами геометрии ближняя сторона будет отображаться на сетчатке как более длинная по сравнению с дальней стороной, и, как следствие, вместо прямоугольника проекционное изображение будет иметь форму трапеции.
Тем не менее мы воспринимаем форму предмета константно несмотря на изменения его ориентации. Рассмотрим пример, предложенный П.Линдсеем и Д.Норманом [71], для демонстрации того, как «работает» и как исследуется перцептивный механизм константности формы (рис. 103). Наблюдатель смотрит на закрепленную на экране квадратную карточку, наклон которой во фронтальной плоскости меняется экспериментатором. Чем больше меняется наклон карточки, тем более ее проекция становится похожей на трапецию, вплоть до того, что она становится почти треугольной формы. Тем не менее мы воспринимаем форму карточки неизменно квадратной.
Прекрасная иллюстрация феномену константности восприятия формы дана на картине Г. Рихтера «Пять дверей» (рис. 104).
Константность видимого положения. Описывая две системы детекции движения (см. гл. 6), мы уже упоминали о том, что несмотря на смещения сетчаточных изображений при поворотах глаз, головы и тела испытуемого, мы не воспринимаем мир постоянно
Как выгладит Форма Воспринимаемая
|
ситуация сетчаточной форма
со стороны проекции
Па
9/ □ □ О/ □ П 9_П □
Рис. 103. Изменение наклона карточки приводит к изменению формы ретинального изображения, однако ее воспринимаемая форма остается
неизменной
Рис. 104. На картине изображены двери в различной фазе своего открытия. В соответствии с принципом линейной перспективы художник изобразил их в разной степени трапецевидными, но мы видим обычную прямоугольную дверь
движущимся, а чувствуем его стабильным. Это еще один пример константности восприятия положения объекта, сопровождающий нас в повседневной жизни.
Нередко мы смотрим телевизор, не только сидя на стуле или кресле, но и лежа на диване. Практически никто не замечает, как сильно бывает иногда повернута наша голова относительно плоскости экрана, однако сидим ли мы, находимся полулежа или лежим (в этом случае поворот равен 90°) мы не наблюдаем никаких проблем с восприятием телевизионного изображения: наш «перцептивный» компьютер делает автоматический «поворот», осуществляя 100-процентную коррекцию искажений, вызванных смещением ретинального изображения.
В отличие от константности видимого положения, т. е. восприятия положения объекта в зрительном поле неизменным относительно нашей головы, выделяют так называемую константность зрительного направления, связанную с неизменностью положения объекта в поле зрения относительно других объектов при поворотах глаз, вызывающих смещение проекционных изображений по сетчатке, и, таким образом, постоянное изменение зрительных направлений1 на объекты [73].
Константность освещенности и цвета объекта. Известно, что восприятие цвета окрашенной или освещенной ахроматической поверхности зависит от ее оптических свойств поглощать и отражать свет. Казалось бы, чем больше света отражает поверхность предмета, тем более светлым он должен выглядеть. Однако в таком случае при ярком солнечном свете кусок черного угля должен выглядеть светлым, а лист белой бумаги в сумерках — темным. Этого не происходит, благодаря свойству константности восприятия: освещенность и цвет окружающих предметов кажутся нам достаточно неизменными в широком диапазоне изменения интенсивности падающего на них света (рис. 105).
|
Представим себе шахматную доску, освещенную комнатным светом, попадающим на нее от электрической лампочки, и ту же доску на улице под ярким солнечным светом. Белые клетки отражают 90 % падающего на них света, черные — всего 5 %. При интенсивности комнатного света в 100 условных единиц, а солнечного света — 10000 единиц, белые и черные клетки в обоих условиях будут отражать разное количество света, отличающегося в сотни раз. Например, белые клетки в комнате отражают 90 единиц, а черные на улице — 500 единиц. Тем не менее мы абсолютно четко видим в комнате белые клетки белыми, а на улице черные — черными, хотя последние и отражают почти в шесть раз больше света.
1 Зрительным направлением фиксируемой наблюдателем точки называют виртуальную линию, идущую от точки фиксации к фовеа сетчатки. Человек способен с высокой точностью оценивать зрительное направление различных объектов, расположенных относительно точки фиксации.
90 единиц 5 единиц |
100 единиц
10 000 единиц
9 000 единиц 500 единиц
Рис. 105. Черно-белые клетки шахматной доски, освещенные светом электрической лампочки и прямым солнечным светом [158]
Аналогичные феномены связаны с восприятием цветных объектов. Например, несмотря на различия в спектральном составе солнечного света и освещения, падающего от электрической лампочки (рис. 106), мы воспринимаем окрашенные объекты приблизительно одинаковыми.
Как видно, солнечный свет состоит из световых волн, имеющих приблизительно равную энергию во всем видимом человеком диапазоне излучений. Электрическая лампочка имеет иной спектральный состав световых волн: максимум ее излучения смещен в красную часть спектра, минимум соответствует сине-голубому диапазону. Тем не менее мы видим, что человек одет в белую рубашку и темно-синие брюки и при естественном солнечном свете, и в помещении с искусственным освещением.
Пример экспериментальной установки, использованной в работах японского психолога К.Учикавы для исследования константности восприятия цвета и нейтральных цветов (оттенков серого), дан на рис. 107. Испытуемый сидит в правой части комнаты перед экраном с окошком, на которое падает отраженное от зеркала изображение цветового образца. Освещение пространства, окружающего испытуемого, может изменяться с помощью проектора, расположенного в этой же части комнаты сзади. Этот образец находится в левой части комнаты за экраном, он закреплен на подставке, его освещение изменяется отдельным проекто-
ч 150
Электрическая 4 лампочка ,''
Й О
о
и
/^
|
400 500 600
Длина волны, нм
Солнечный свет
Рис. 106. Спектральный состав световых волн, излучаемых солнцем (сплошная линия) и электрической лампочкой (пунктир):
по оси ординат — количество световой энергии в относительных единицах; по оси абсцисс — длина волны светового излучения в нанометрах [170]
Зеркало | / ' | 1 Окно 1/_________ $ | ^~ | |
V с Цветовой образец | > | V > [ Подбородник 1 | й | |
Штатив | Педаль | |||
Слайд-проектор
Рис. 107. Экспериментальная установка, использованная в работах К.Учи-кавы и соавт. (1989) для исследования константности восприятия цвета
[217]
ром, который на рисунке не изображен. В условиях меняющегося освещения (варьируется его цвет и интенсивность) испытуемый должен оценивать цвет предъявляемого образца или подбирать похожий на него из предложенного набора образцов.
Другие виды константности восприятия. Описаны и другие виды константности восприятия, некоторые из них вполне очевидны. При наблюдении за движущимся объектом его скорость воспринимается относительно неизменной при изменении расстояния до наблюдателя. Константность восприятия скорости проявляется лишь на сравнительно небольших расстояниях, когда же мы стараемся оценить скорость автомобиля на расстоянии нескольких километров, то феноменально она недооценивается.
Оригинальные исследования особенностей нашего восприятия самого существования объекта в условиях, когда он реально не виден, обнаружили проблему константности существования. На перцептивный аспект константности существования первым обратил внимание известный бельгийский психолог А. Мишотт, показавший, что на наше восприятие невидимого в данный момент объекта влияют определенные стимульные условия [93].
В одном из экспериментов А. Мишотт описал так называемый «тоннель-эффект» — восприятие движущегося объекта в промежутке между его вхождением в тоннель и выходом из тоннеля. Подчеркивая необычность подобного рода экспериментов, Дж. Гибсон отмечал: «Нам трудно свыкнуться с мыслью, что скрытая поверхность может восприниматься, — мы привыкли, что она может только припоминаться» [34, 271]. И далее, описывая результаты оригинального эксперимента Дж. Каплана, подчер-
кивал: «Скрывавшаяся поверхность продолжала видеться и после того, как она скрылась, а открывшаяся казалась существовавшей и до того, как она открылась» [34, 272].
Исследования блестящего экспериментатора Т. Бауэра, проведенные на младенцах, показали, что у 20-дневных детей регистрируется характерная реакция удивления, когда экспериментатор сначала показывает ему предмет, затем закрывает его экраном, а потом, удалив этот предмет, убирает экран. В других сериях опытов он заменял скрытый экраном предмет на другой, не похожий на него, что также вызывало удивление его маленьких испытуемых [13; 14].
Проявление константности восприятия существования объекта в реальной жизни происходит всякий раз, когда объект временно заслоняется от наблюдателя какой-либо движущейся поверхностью или, наоборот, движущийся объект заходит за закрывающую его преграду. Достаточно также вспомнить, как мы следим за идущим вдалеке человеком, когда его движение время от времени заслоняется другими людьми или неподвижными предметами. Человек время от времени исчезает из поля зрения, но мы все равно не перестаем воспринимать его реально существующим.
Константность громкости звука, аналогичная константности величины, также демонстрирует общую закономерность в виде относительной независимости восприятия громкости звука от расстояния до его источника.
Хотя хорошо известно, что величина звукового давления на барабанную перепонку падает обратно пропорционально увеличению расстояния, тем не менее мы без сомнения воспринимаем громкий крик как громкий независимо о того, на каком расстоянии от нас стоит кричащий человек — 10, 20 или 40 м. Тем не менее если измерить шумомером уровень звукового давления, создаваемого голосом негромко беседующего с нами человека (пусть он находится в 1 м от нас), то окажется, что его интенсивность равна крику, доносящемуся с расстояния 40 м. Интенсивность двух проксимальных стимулов идентична, но мы воспринимаем первый звук как тихую речь, а второй как громкий крик, таким образом, эффективно восстанавливая характерные свойства проксимальной стимуляции.
Феномены константности хорошо выражены при восприятии речи: даже если мы говорим неразборчиво, быстро прожевывая пищу, наш собеседник без труда услышит все звуки, которые к нему обращены. Константность восприятия речи упрощает речевую коммуникацию в условиях широких вариаций качества звуков окружающей среды. В экспериментальных работах по изучению константности восприятия речи психологи варьируют один очень важный акустический параметр — время начала голоса (ВНГ).1 Оно представляет собой временную задержку меж-
1 Показано, что каждая речевая фонема характеризуется определенной величиной ВНГ.
ду началом звука и началом вибрации мышц голосового тракта. Например, для звука «да» ВНГ будет равно 17 мс, а для звука «та» — 91 мс. Используя компьютерную программу, психологи создавали искусственные звуки, у которых ВНГ изменялся в широких пределах — от 0 до 80 мс (см. [158]). Когда они предъявляли своим испытуемым стимулы-слоги, похожие на «да» или «та», но с изменяемой величиной ВНГ, и просили сообщать их, какой звук был услышан, то испытуемые отвечали, что они слышали только звуки «да» и «та», хотя им были предъявлены самые разные стимулы. При коротких ВНГ (от 0 до 25 мс) испытуемые всегда отвечали, что они слышали «да», при увеличении этой задержки до 35 мс их восприятие внезапно изменялось, и при ВНГ свыше 40 мс они начинали слышать «та» (рис. 108). Тот диапазон величин ВНГ, где восприятие изменяется с «да» на «та», был назван фонетической границей, разделяющей два звука. Для нас ключевым результатом описанного эксперимента является то, что испытуемые обнаружили ярко выраженную константность восприятия речевых звуков: до фонетической границы они всегда воспринимали звук «да», после нее — всегда звук «та». Если бы этого феномена не существовало, то при малейших задержках в речевом тракте мы бы слышали различные звуки речи.
Исследователи описывают феномен константности запаха. Когда мы к чему-то принюхиваемся, то делаем глубокий вдох, и в нос попадает большее количество молекул пахнущего вещества-одоранта, чем при слабом вдохе. Если мы хотим искусственно усилить запах, то направляем на наблюдателя сильный поток воздуха, переносящего одорант. Тем не менее когда мы обычно вдыхаем какое-то вещество, его запах остается постоянным несмотря
«да» • ••••• |
к Фонетическая граница |
3 80
§ 60
о 40
«та»
У • У
" 0 20 40 60 80
ВНГ, мс
Рис. 108. Результаты эксперимента по категориальному восприятию речевых сигналов. Звук «да» воспринимается слева от фонетической границы, звук «та» — справа от нее:
по оси ординат — процент ответов «да»; по оси абсцисс — время начала звука голоса в миллисекундах [158]
на силу вдоха, тем самым демонстрируя константность восприятия запаха (Техсунян и соавт., 1978; цит по: [142]).
Укажем на принципиальную особенность данного перцептивного феномена. Если цель восприятия — предоставлять субъекту информацию о предметах внешнего мира и происходящих событиях, то следует признать, что наше исследовательское поведение постоянно изменяет паттерны проксимальной стимуляции, попадающие на рецепторные поверхности. Константность восприятия, учитывая происходящие изменения, обеспечивает своего рода коррекцию, позволяющую выделить из постоянно меняющегося сенсорного потока относительно стабильные характеристики воспринимаемой реальности. Если бы этот механизм не работал, то в нашем сознании не была бы представлена непрерывность, неизменность образа воспринимаемого мира. Каждое движение сопровождалось бы непрерывным изменением отдельных перцептивных качеств объекта — его размера, формы, освещенности, цвета, положения в пространстве, у нас бы не возникал целостный образ самого предмета и его существенных отношений с окружающими предметами. Поэтому, константность восприятия, подобно феномену установки осуществляет функцию стабилизатора этой чувственной формы психического отражения.
Еще раз дадим общее определение константности восприятия, как феномену сохранения неизменности восприятия объекта при изменении проксимального стимула, и перейдем к рассмотрению концепций, объясняющих его механизмы.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!