История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-11-17 | 653 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Движение, представленное в виде сложного паттерна оптической стимуляции, развернутого во времени, является очень мощным средством, позволяющим воспринимать форму объекта. То, что мы не можем увидеть в статике, становится отчетливо воспринимаемым в движении. Такая возможность была показана в исследовании Д.Ригана [198].
В этих опытах использовались компьютерные демонстрации, в которых цифры или буквы задавались группами точек, движущихся в различных направлениях. Для иллюстрации, представьте себе плотную группу из множества мелких точек, каждая из которых движется. Далее предположим, что некая подгруппа внутри этого множества точек, попадающая в границы некоторой виртуальной формы (например, контуры буквы «С»), начинает двигаться в одном и том же направлении, в то время как остальные точки, окружающие этот виртуальный контур, движутся в различных направлениях. (Для понимания важно, что точки внутри самой этой виртуальной формы не обязательно движутся, главное — чтобы двигались точки, ограничивающие эту область.) Испытуемые без труда видели цифру или букву, заданную этими движущимися векторами и могли с высокой точностью определить, какая конкретно она была. Такого рода способность воспринимать форму объекта на фоне случайного, хаотического движения (фактически это задача выделения фигуры из «двигательного шума») была названа автором кинетическим восприятием формы. На наш взгляд это блестящий пример того, как оптическая информация о форме объекта извлекается из постоянно меняющегося оптического строя. Пользуясь словами Дж. Гибсона, в сложном наборе случайно движущихся точек контуры виртуального объекта задают тот оптический инвариант, который и позволяет человеку без труда опознать форму объекта в условиях высокого уровня окружающего его «двигательного шума».
|
Восприятие биологического движения дает нам другой неотразимый пример того, как наше зрительное восприятие извлекает из движения существенную информацию об объекте (см. статью Розенбаума в [201], а также [120]). Когда движется живое существо, его тело деформируется таким образом, что различные части тела перемещаются друг относительно друга. Эти особенности их относительных перемещений задают особую уникальность биологического движения. Любое нарушение характерной содружественное™ перемещений частей тела сразу же нами замечается. Фактически, когда идет пьяный человек или движения человека чем-то стеснены, затрудняя нормальную ходьбу, то такое движение его тела мы без труда воспринимаем как неестественное.
В исследованиях биологического движения обнаружено, что надежное и быстрое опознание движущегося тела может происходить буквально по 12 его характерным точкам1 (рис. 88).
Если мы представим себе некоторую компьютерную анимацию в виде временной последовательности движущихся светящихся точек, то никакая отдельно взятая точка не специфицирует движение человека. Наблюдая за движением одной такой точки, мы обнаружим только ее циклоид-
1 В лабораторных условиях биологическое движение изучают с помощью компьютерных анимаций, на которых движущаяся фигура человека или животного представлена как множество светлых точек.
Рис. 88. Пример стимулов, использующихся для исследования движений человека. Рисунок слева показывает светящиеся маркеры, прикрепленные к основным суставам человека; справа дана последовательность движений, совершаемых танцующей парой [142]
ное движение в пространстве экрана монитора. Однако если мы нанесем светящиеся маркеры на суставы виртуального человека, то без труда увидим не хаотичные циклические движения отдельных точек, а именно движущегося человека. Таким образом, восприятие активности живого существа требует очень сложной, глобальной интеграции информации о его движении в пространственной и временной координатах. И как результат, восприятие таких анимационных последовательностей буквально является актом извлечения, воссоздания перцептивного содержания из движения. Мы использовали слово «извлечение», чтобы подчеркнуть факт наличия этой самой оптической информации о биологическом движении в сложной пространственно-временной конфигурации частей движущегося контура, состоящего из отдельных светлых точек на экране монитора.
|
Многочисленные эксперименты показали высокую чувствительность человека по опознанию особенностей движущегося биологического объекта. Даже при кратковременной экспозиции анимационной модели человека на экране дисплея испытуемые без труда опознавали его пол, то движение, которое он выполняет, и далее его эмоциональное состояние [120; 201].
Кроме формы и других свойств объекта движение может нести информацию о его пространственных характеристиках. Если мы просто смотрим на неподвижную проекцию двухмерного объекта, то мы не можем увидеть его в объеме. Тем не менее, когда этот же объект будет представлен в виде серии меняющихся плоских проекций, мы ясно увидим его глубину и пространственную структуру. Подобные опыты были проведены Г.Уоллахом, открывшим так называемый кинетический эффект глубины.
В этих опытах проволочный куб отбрасывал тень на экран. Если куб был неподвижен, то испытуемые видели его плоскую проекцию в виде
набора линий. Однако если куб вращался вокруг своей вертикальной оси, то динамический оптический паттерн создавал четкое впечатление вращения на экране обычного трехмерного куба. Этот результат свидетельствовал о том, что проецируемая на сетчатку последовательность плоских изображений представляет собой оптическую информацию о трехмерном объекте, вполне достаточную нашей перцептивной системе для восстановления необходимой информации о глубине [201].
Кинетический эффект глубины в настоящее время включен в более широкий класс феноменов, получивший название «струк-тура-из-движения» (&1тсШге-Ггот-то1юп), включающий в себя не только феномен появления в процессе движения переживания глубины, но также восприятие формы объекта и других его качеств [201]. Для демонстрации подобных эффектов психологи создают специальные компьютерные анимации. На экране монитора программно создается плоская, двухмерная проекция пятнистого вращающегося вертикального цилиндра (на рис. 89 он справа). Глядя на эту плоскую проекцию, испытуемый видит перемешанные точки, движущиеся право и влево (т.е. появляющиеся с передней и задней поверхности цилиндра). Кроме того, скорость точек изменяется в соответствии с их положением относительно боковых сторон проекции цилиндра: чем они ближе к правой или левой стороне, тем их скорость выше. Такого рода двухмерная проекция приводит к возникновению явного восприятия структуры объемной фигуры из движения точек по плоской поверхности. Восприятие этого цилиндра двойственно: испытуемый видит цилиндр вращающимся то направо, то налево.
|
Резюмируя изложенный выше материал, мы приходим к заключению о том, что движение позволяет нашей перцептивной системе извлекать дополнительную информацию о форме объекта, его особенностях, пространственной структуре. Фактически мы можем говорить о том, что Дж. Гибсон называл восприятием возможностей, скрытых от нас в неподвижном изображении и открывающихся в динамике оптических свойств окружающей среды.
Рис. 89. Двумерная проекция (справа) и прозрачный вращающийся цилиндр (слева). Точки на поверхности вращающегося цилиндра соответствуют точкам на поверхности его плоской проекции, которые движутся влево и вправо [201]
<^Ш1Д1р^ | "V-»- -*-• | :?1 | ||
# • • | ж-»- | |||
•. ' | •-»- -*-• | |||
• • | -*-• «-^ | |||
• • | •-*'-*-• | |||
1 • | *^*^. | |||
^ | ||||
Прозрачный цилиндр |
Плоская проекция
А именно: изменение структуры объемлющего оптического строя содержит в себе богатую информацию о свойствах воспринимаемых объектов.
Чувствительность к движению
Пороги восприятия реального движения зависят от множества факторов, а не только от скорости перемещения объекта в поле зрения. Нижним абсолютным порогом называют ту минимальную скорость, при которой наблюдатель способен воспринять объект как движущийся. Верхним абсолютным порогом называют ту максимальную скорость движения объекта, при которой он воспринимается движущимся, а не смазанным. Объекты, которые перемещаются слишком медленно или слишком быстро, не воспринимаются движущимися. Например, еще в одной из самых ранних работ, выполненных Г.Аубертом в 1886 г. было установлено, что нижний порог восприятия движения маленького светового пятна относительно неподвижного фона составляет 2,5 мм в секунду или около 0,2 градуса зрительного угла в секунду. В работе Дж. Пэлме-ра показано, что при наилучших условиях наблюдения человек способен обнаружить движение объекта со скоростью 0,25 мм в секунду, что составляет 0,03 зрительного угла в секунду [191].
|
Одной из современных стимульных парадигм, используемых для изучения восприятия движения точки в случайно-организованном контексте, являются так называемые случайно-точечные кинограммы (гапйот йо1 стетаЩгатз — КЭС8). Эти стимулы состоят из «сигнальной» точки, движущейся в заданном направлении и окруженной «шумовыми» точками, которые движутся случайным образом в разных направлениях. Когда процент сигнальных точек достаточно велик, то наблюдатель воспринимает согласованное движение точек в определенном направлении, когда этот процент мал, то движение не воспринимается. Абсолютный порог восприятия движения определяется как минимальный процент «сигнальных» точек, необходимый для обнаружения такого согласованного движения. Человек обладает очень высокой чувствительностью к движению, при оптимальных условиях пороговое число «сигнальных» точек составляет всего 5% [201]. Оказалось, что абсолютные пороги восприятия движения не зависят от направления самого движения.
Пороги различения направления и скоростей двух движущихся объектов были также предметом изучения психологов. В одной из работ Ватаманюка и соавт. (1989), использовавших КОС-стиму-лы, установлено, что пороговые различия восприятия направлений движения двух потоков точек составили всего 1 %. Пороги различения скорости движения хорошо описываются отношением Вебера (АУ/У), которое задает то минимально необходимое раз-
личие скоростей двух объектов, которое необходимо, чтобы они различались. Напомним, что минимальное различие скоростей (АУ) делится на среднюю скорость (V). Установлено, что дробь Вебера изменяется от 0,04 до 0,08 в зависимости от вида стимулов — движущиеся линии, КГ)С-паттерны или синусоидальные решетки (см. [201]). Константность функции Вебера означает, что едва заметное различие в скорости двух объектов возрастает с увеличением их средней скорости.
|
Пороги обнаружения (различения) скоростей движущихся объектов зависят от внешнего окружения. В этой связи многие психологи указывают на два типа информации о движении, выделяемом системой изображение — сетчатка — субъект-относительное и объект-относительное движение [142]. Первый тип соответствует движению целевого стимула относительно положения наблюдателя в пространстве, второй — когда один объект перемещается относительно других. По-видимому, объект-относительное движение создает некое подобие «конфигурационных изменений» всего стимульного паттерна, и движение объекта становится включенным в более сложный контекст восприятия формы и, следовательно, более различимым [142; 220].
Таким образом, мы более чувствительны к объект-относительному движению. Об этом эффекте еще в 1929 г. писал блестящий немецкий гештальтпсихолог и прекрасный экспериментатор Карл Дункер, показавший, что при определенных условиях соотношение между воспринимаемым контекстом и целевым стимулом может влиять на восприятие его движения.
В своем эксперименте К. Дункер предъявлял яркую точку на стене темной комнаты. При очень медленном движении испытуемые не замечали, движется она или нет. Однако в том случае, когда около движущейся точки помещалась еще одна неподвижная точка (вводился фактор воспринимаемого контекста), испытуемые совершенно отчетливо замечали движение одной из точек, хотя и не опознавали, которая из них действительно движется. При дальнейшем изменении контекстных условий, когда в зрительное поле вводился светлый прямоугольник, окружающий точку, испытуемые без труда сообщали, что движется именно пятно. Продолжая изменять условия стимуляции и заставляя двигаться прямоугольную рамку (точка оставалась неподвижной), К.Дункер открыл эффект индуцированного движения (об этом см. 6.17).
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!