Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-11-17 | 951 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Объекта
Начиная с работ Дж. Гибсона в современной психологической литературе вполне укоренился взгляд о ведущей роли информации, содержащейся в объемлющем оптическом строе1, для восприятия движения [34; 120; 135; 158; 221]. Кратко основную идею Дж. Гибсона можно выразить так: стимульная информация о движении заключена в изменении самого паттерна оптического строя. Поэтому как при движении объектов внешнего мира, так и при движениях самого наблюдателя (в реальной жизни это неотделимо) можно обнаружить закономерные паттерны трансформации оптического строя, несущие исчерпывающую и однозначную информацию для восприятия движения. Эти паттерны или инварианты оптического строя несут достоверную информацию о движениях самого наблюдателя и перемещениях объектов в пространстве (рис. 85 и рис. 86).
Продуктивность данного подхода йе /ас!о доказана при создании движений трехмерных объектов в современных компьютерных играх. Поскольку мы очень реалистично воспринимаем результаты такой компьютерной симуляции движений самых разных объектов компьютерных игр, то у нас нет оснований сомневаться в том, что программистами моделируются существенные характеристики изменения оптического строя, несущие однозначную информацию о движении.
Описывая результаты, свидетельствующие о непосредственном восприятии движения, определяемого очень простой стимульной переменной, Дж. Гибсон ссылается на элегантные эксперименты, проведенные им совместно с В.Шиф и Э. Гибсон (1962).
Кратко опишем их. Использовался проектор, создававший на матовом полупрозрачном экране некое теневое изображение. Изображение
1 В ряде современных работ используемое нами понятие оптический строй, введенное Дж. Гибсоном, переводится как оптический поток. Мы предпочитаем вариант, предложенный А. Д. Логвиненко при переводе книги Дж. Гибсона (1988).
|
Рис. 85. Изменение объемлющего оптического строя в ситуации посадки
летчика на аэродром. Длина и направление стрелок обозначают скорость
и направление приближения поверхности летного поля к летчику [34]
могло очень быстро и плавно (за несколько секунд) увеличиваться от небольшого пятна в центре экрана до размеров всего экрана. Испытуемому, сидевшему перед экраном в затемненной комнате, отчетливо казалось, что объект неопределенной формы надвигается на него и останавливается у самого лица. Такого рода зрительное переживание, обладавшее абсолютной реальностью воспринимаемого движения, Дж. Гиб-сон с полным правом назвал зрительным столкновением [34]. Он отме-
Рис. 86. Изменение объемлющего оптического строя в ситуации движения наблюдателя, находящегося на крыше последнего вагона поезда. Длина и направление стрелок обозначают скорость и направление удаления поверхности окружающей среды и железнодорожного полотна от
наблюдателя [135]
чал, что подобное «оптическое изменение, конечно, не является стимулом в обычном смысле слова. Оно является оптически увеличением, т.е. расширением усеченного угла вплоть до его теоретического предела, составляющего 180°. Это зрительный телесный угол естественной перспективы» [34, 252\. Испытуемые сообщали, что им не казалось, что объекты становятся больше, они не замечали увеличения размера тени как таковой, они воспринимали именно движущийся на них объект и пытались уклониться от столкновения. Когда увеличение тени было несимметричным по отношению к наблюдателю (т.е. смещенным относительно центра), он видел нечто приближающееся, однако не к той точке, где он сидел, а справа или слева от него. Поэтому Дж. Гибсон делает резонное заключение: «По-видимому, существует прямое восприятие события, которое может быть описано, как приближение чего-то» [34, 252]. Последующие опыты В. Шиффа с животными (обезьяны, котята, цыплята, лягушки, крабы) продемонстрировали сходный перцептивный эффект: животные пытались убежать или (как и человек) уклониться от надвигающегося объекта.
|
То же самое впечатление испытывает пилот, осуществляющий посадку самолета: земля стремительно приближается, а небо, наоборот, удаляется (см. рис. 85). Обратная картина представлена в пространстве перцептивного образа человека, сидящего на крыше последнего вагона поезда, уходящего вдаль: железнодорожное полотно и горы на горизонте «убегают» от него по направлению к горизонту, причем близлежащие предметы проносятся мимо с большей скоростью, чем удаленные от него (см. рис. 86).
Резюмируя свои представления о связи структуры объемлющего оптического строя и движения, Дж. Гибсон отмечал следующее [34].
1. Изменения оптического строя содержат информацию о движении.
2. Центробежные изменения оптического строя определяют приближение к наблюдателю, а центростремительные — удаление от него.
3. Положение центра или фокуса оптического строя определяет направление движения в окружающей среде.
Описанная выше проблема стабильности видимого мира, рассмотренная выше в контексте афферентной и эфферентной теорий, у Дж. Гибсона находит совсем иное решение. Он полагал, что зрительной системе нет необходимости использовать информацию о движении глаз для разделения движений, вызванных перемещением глаз и головы, и движений, обусловленных перемещением самого объекта. Необходимая информация имеет исключительно оптическую природу, ее несут так называемые инварианты объемлющего оптического строя: те трансформации, которые происходят в нем при движении глаз, отличаются от тех, которые возникают при реальном движении объекта.
Оценивая роль оптической стимуляции при восприятии движения, нельзя не подчеркнуть значение исследований Дж. Гибсо-на в области разработки понятия о зрительных кинестезиях. «Я считаю, что зрение кинестетично в том смысле, что оно регистрирует движение тела точно так же, как это делает система «мышца — сустав—кожа», или вестибулярная система. Зрение схватывает и движение всего тела относительно земли, и движение отдельных членов относительно тела. Зрительная кинестезия действует наряду с мышечной... Зрение получает информацию как об окружающем мире, так и о самом наблюдателе» [34, 263]. Это означает, что в объемлющем оптическом строе всегда присутствует оптическая информация о самом наблюдателе и его движениях, например в нашем поле зрения постоянно представлен нос, контуры бровей, очертания щек, а нередко и других частей нашего тела. Поэтому мы постоянно имеем надежную совместную информацию и о собственных движениях, и о перемещениях объектов во внешнем мире. Фактически любые перемещения объектов вне нас происходят в координатах нашего собственного тела.
|
Важность принципа зрительных кинестезии для передачи реальности восприятия движений можно продемонстрировать на одном из приемов кино- и видеосъемки — съемки передвижной камерой. Когда используется передвижная камера, самые различные сцены делаются более живыми и естественными, возникает чувство личного присутствия в кадре. При съемках стационарной камерой отснятые сцены выглядят более статично, картинно и менее реально.
Для подтверждения роли зрительных кинестезии в восприятии движений Дж. Гибсон приводит результаты оригинальных экспериментов своих последователей с так называемой летающей комнатой [176]. Специфика экспериментального стенда состояла в том, что у этой искусственной комнаты были стены и потолок, но она сама была подвешена относительно пола за углы на большой высоте так, что почти касалась реального пола лабораторного помещения. Изменяя положение стен и потолка этой комнаты относительно испытуемого, экспериментаторы могли создавать такие изменения в оптическом объемлющем строе, которые соответствовали реальному перемещению испытуемого в пространстве комнаты. Ставя своих испытуемых на тележку и лишая их возможности видеть пол, Дж.Лишман и Д. Ли добивались от них полной иллюзии, что они движутся по комнате. Когда стены придвигались к ним или отодвигались от них, создавался ярко выраженный оптический эффект движения испытуемого, хотя реально он оставался неподвижным.
|
Дж. Гибсон и многие другие исследователи описывают также опыты с комнатой цилиндрической формы, вращающейся вокруг своей оси. Ее стены текстурированы вертикальными полосами, испытуемый сидит на стуле и смотрит прямо перед собой, не видя пола (см. рис. 87).
При медленном движение комнаты вокруг своей оси у испытуемых возникает полное впечатление собственного вращения. Вращение дей-
Рис. 87. Лабораторная установка для изучения восприятия наблюдателем собственного движения, индуцированного вращающейся комнатой [93]
ствительно существует, но не механическое, а оптическое — такое изменение в структуре оптического строя, которое соответствует реальному перемещению испытуемого. Эти опыты наглядно показывают приоритет зрения над проприорецепцией: ведь нет никакой проприоцептивной или вестибулярной информации о вращении наблюдателя, и если бы он просто закрыл глаза, то воспринял бы себя неподвижным.
В каждом из приведенных выше опытов испытуемый извлекает оптическую информацию о движении, которая содержит однозначное отношение между объемлющим оптическим строем, задающим внешний мир, и краями поля зрения, задающего границы тела испытуемого. Восприятие этого виртуального движения собственного тела происходит потому, что края поля зрения закономерно смещаются относительно оптического строя, создаваемого движением стен и потолка летающей или крутящейся комнаты. Такого рода симуляция точно соответствует тем оптическим изменениям, которые происходят при реальном движении наблюдателя. Очевидно, что на этом принципе построены многие авиационные тренажеры: находясь на земле, летчики должны научиться хорошо видеть те перемещения в пространстве, которые соответствуют различным ситуациям реального полета. Кроме опыта работы с элементами управления самолетом, курсанты-летчики приобретают очень важный опыт — опыт восприятия движения самолета (и себя самого) относительно различных объектов и поверхностей окружающей среды.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!