Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-11-17 | 824 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В рамках системно-деятельностного подхода основным методом изучения сенсорных и перцептивных процессов является метод анализа изменений психического отражения в деятельности в контексте филогенетического, социогенетического, онтогенетического и функционального развития. В отечественной психологической науке данная традиция представлена работами Б.Г.Ананьева, А.В.Запорожца, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, А.Р.Лурия. Этот принцип может быть выражен совсем простой формулой: чтобы изучить психологические механизмы построения образа восприятия нужно изучать разные аспекты развития восприятия.
Исследование восприятия в ходе его развития, будь то онтогенез зрительного восприятия или микрогенез построения образа актуально воспринимаемого предмета, в первую очередь предполагает обращение нашего внимания на изменение характера собственной активности субъекта в процессе познавательного взаимодействия с объектом восприятия. Как справедливо подчеркивал Б.Ф.Ломов, характеризуя микрогенетический подход в исследовании восприятия, «...развитие восприятия, понимаемое как процесс отражения, определяется не просто некими внутренними операциями, а прежде всего условиями взаимодействия субъекта с объектом (воспринимающей системы и отражаемого объекта)» [77, 160-161].
О процессе восприятия как непрерывно развивающемся взаимодействии познающего субъекта с окружающим его миром, взаимодействия сложного и многоаспектного, в ходе которого одновременно с изменением познавательных структур субъекта меняются также глубина и характер построения предметного образа, щ определенно писал один из самых известных американских когнитивных психологов У.Найсер [88].
|
Принцип объектной и предметной детерминации процессов психического отражения действительности. Принцип развития непосредственно связан с принципом объектной и предметной детерминации, поскольку при изучении динамики построения и функционирования психического образа в качестве двух основных детерминант выступают объектная и предметная составляющие. Важнейшей задачей конкретного анализа является их разграничение и рассмотрение взаимоотношений между ними.
Применительно к изучению сенсорно-перцептивных процессов под объектной детерминацией понимаются разнообразные аспекты физической стимуляции, непосредственно отображаемые различными анализаторами, или, используя термин Дж. Гибсо-на, характеристики проксимального стимула. Подчеркивая разли-
чие между дистальным и проксимальным стимулами, можно выделить две основные характеристики объектной Детерминации восприятия — полнота и объективность отображения объекта. Объектная детерминация обеспечивает чувственный материал, «сырую» сенсорную основу, «чувственную ткань», необходимую для построения субъективного образа, адекватно отражающего объективную действительность. Полнота и объективность отражения объекта определяется спецификой соответствующих сенсорных систем, их ограниченной пропускной и разрешительной способностью по отношению к определенным видам стимульных энергий. Область объектной детерминации была и остается непосредственным предметом исследований в психофизике и психологии восприятия, обозначая строгую психофизическую связь между проксимальным стимулом и чувственной тканью образа.
Под предметной детерминацией процессов психического отражения понимается опосредствованный характер воздействия внешних объектов на воспринимающего субъекта. Эта опосредствован-ность определяется формированием психического образа в деятельности, когда сам образ превращается в продукт деятельности, приобретая тем самым новые системные качества. Предметная детерминация проявляется в том, что результат процесса построения образа становится опредмеченным значением, представляющим, в свою очередь, особую форму хранения общественно-исторического опыта и существующую в виде сенсорных эталонов, перцептивных действий, языковых понятий, критериев опознания, сравнения, культурных норм оценивания и т. д. С одной стороны, предметная детерминация позволяет субъекту преодолеть принципиальную ограниченность отображения многомерного дистального стимула в его проксимальную проекцию на рецепторную поверхность анализаторов, и, таким образом, опосредствованно восстановить полноту отражения действительности. С другой — она обеспечивает избирательность и пристрастность восприятия субъекта, зависимость характеристик формирующегося образа от встающих перед ним задач.
|
Принцип двойственной (объектно-предметной) детерминации восприятия нашел свое широкое отражение в истории психологии. Так, Э.Титченер выделял в образе его чувственную основу и воспринимаемый смысл, Г. Гельмгольц — первичные образы и образы восприятия, Дж.Гибсон — видимое поле и видимый мир, А. Н.Леонтьев — чувственную ткань и предметное содержание. Хотя различие этих понятийных дихотомий достаточно велико, тем не менее отметим, что подчеркивание двуплановости образов восприятия является отражением фундаментальной роли данного принципа в исследованиях порождения и функционирования психических процессов.
Принцип реактивной и активной организации процессов психического отражения. Пожалуй, представление о реактивной приро-
де процессов ощущения и восприятия до сих пор является их отличительной особенностью. Даже в рамках системно-деятельност-ного подхода до сих пор достаточно распространенной является точка зрения о том, что в условиях психофизического эксперимента испытуемому может быть представлена в рафинированном виде чувственная ткань стимула, независимо от его предметного содержания. Например, обсуждая вопрос о способах демонстрации феноменальной представленности субъекту чувственной ткани, А.Д.Логвиненко пишет: «Не трудно найти те параметры проксимального стимула, которые соответствуют параметрам ощущений. Так, например, стимулом для интенсивности зрительного ощущения является интенсивность света... поэтому можно сконструировать такой стимул, который будет порождать в нашем сознании образ, обладающий только интенсивностью, качеством, протяженностью и длительностью... иными словами, образ такого стимула будет настолько элементарен, что его можно считать воплощением чистого ощущения» [74, 10]. Тем самым принимается возможность (пусть даже косвенная!) рассмотрения сенсорной основы образа, вызванной лишь отдельным стимульным параметром, вне активности субъекта, заданной включенностью сенсорного процесса в структуру его познавательной деятельности. Фактически, поиск так называемого сенсорного оператора (см. [111]) является ни чем иным, как попыткой вычленения реактивной составляющей сенсорного процесса.
|
Естественно, что такая интенция основана на реалиях психофизической парадигмы исследования: строго ограниченная и, как правило, одномерная и однозначная стимульная ситуация, одномерная и конкретная сенсорная задача, хорошо тренированный испытуемый. Поэтому, как справедливо отмечает АТ.Асмолов, «...критикуя принцип реактивности, порой забывают о том, что разрабатывающие принцип реактивности концепции опираются на реальные факты. Так, в типичной относительно стационарной среде обитания животного или типовой социальной ситуации рефлекторное реагирование... освобождают субъекта от тяжелой работы по принятию решения» [6, 18\. И далее: «Реактивное и активное поведение — это не антиподы, а дополняющие друг друга формы приспособления к действительности, между которыми не всегда удается провести отчетливую границу» [там же].
Тем не менее стоит особо подчеркнуть, что, например, в психофизике преувеличение и чрезмерное подчеркивание принципа реактивной организации сенсорного процесса и недооценка принципа активности до сих пор сужают не только реальное поле потенциальных научных исследований, но и явно ограничивают возможную объяснительную базу для уже имеющихся эмпирических результатов.
|
Разработка принципа активности в психологии восприятия идет в нескольких направлениях. Наиболее традиционное направление
связано с исследованием зависимости сенсорно-перцептивных процессов от установок, целей, мотивационно-потребностных и эмоциональных детерминант, прошлого опыта субъекта. Показано, что указанные выше факторы определяют адекватность, избирательность и пристрастность образного отражения не только отдельных стимульных параметров, но и всей ситуации в целом [9; 21; 117].
Другое направление исследований — детерминация перцептивного образа особенностями ожиданий и предвосхищений субъектом будущих событий. В истории психологии такая детерминация представлена различными понятиями: «установка» (Д.Н.Узнадзе), «образ потребного будущего» (Н.А. Бернштейн), «акцептор результатов действия» (П.К.Анохин), «вероятностное прогнозирование» (И. М. Фейгенберг).
Особое направление изучения принципа активности в рамках системно-деятельностного подхода представлено в исследовательской установке рассматривать сенсорно-перцептивные процессы как процессы активного, продуктивного порождения психического образа. Специфика данного принципа заключается здесь в том, что в меняющейся и неопределенной ситуации при построении образа восприятия нельзя использовать лишь имеющиеся репродуктивные механизмы и схемы. Общий анализ данного подхода представлен в работах Н.А. Бернштейна, А. В. Запорожца, Л.А. Вен-гера, А. Н.Леонтьева и П.Я. Гальперина. В рамках школы А. Н.Леонтьева особого внимания заслуживает идея о формировании образа как двойном уподоблении. Как подчеркивает А. Г.Асмолов, двойное уподобление — это уподобление порождаемого образа «...свойствам воздействующего объекта и уподобление задачам, социокультурным нормам, значениям, т.е. включение в процесс порождения образа совокупного опыта предметной деятельности человека» [6, 19].
Принцип сочетания адаптивного и неадаптивного типов активности процессов психического отражения как условие развития предметного восприятия. В психологии познавательных процессов еще только наметилась тенденция разделять адаптивные и неадаптивные типы активности субъекта по критерию репродуктивный (социально-нормативный, привычный, стандартный) — продуктивный (творческий, деятельный, инициативный). Несмотря на недостаточную разработку данного принципа, нельзя не согласиться с А. Г.Асмоловым в том, что рассмотрение данного принципа в рамках системно-деятельностного подхода «...предполагает выявление эволюционного смысла этих двух типов активности в ходе развития различных систем — индивида в системе биологического вида, личности в системе общества» [6, 20]. Разработка данного принципа в рамках изучения сенсорно-перцептивных процессов позволит более глубоко и содержательно обсуждать та-
|
кие проблемы, как источники динамики образов восприятия во времени, роль индивидных и личностных детерминант в построении предметного образа и др.
При рассмотрении адаптивной и неадаптивной активности процессов психического отражения представляется важным четко определить само понятие адаптации, поскольку в психологию оно пришло из традиционных биологических исследований и в значительной мере устарело [5]. Современная эволюционная биология рассматривает адаптацию не только как процесс приспособления организма к меняющейся среде, т.е. как процесс поддержания гомеостаза. Как подчеркивает известный отечественный биолог И.И.Шмальгаузен, главным объективным критерием адаптации является не только и не столько факт выживания представителя конкретного вида (отдельной особи) в конкретной среде обитания, а реализация самой преемственности существования вида в ряду последующих поколений. Процесс адаптации не есть простое поддержание равновесия со средой, но активное «...преодоление этой среды, направленное не на сохранение статуса или гомеостаза, а на движение в направлении родовой программы и самообеспечения» [17, 313—ЗЩ. Таким образом, исследователи подчеркивают важнейшую роль взаимодействия двух тенденций — наследственности и изменчивости в обеспечении адаптивной жизнедеятельности организма. Наследственность реализует функцию сохранения живого организма без изменений в процессе его эволюции, тем самым обеспечивая приспособление к неизменным свойствам среды. Изменчивость выражает тенденцию приспособления к случайным и непредсказуемым изменениям среды, выработки новых схем адекватного поведения в постоянно меняющейся среде.
В общепсихологическом контексте разработка принципа адаптивной—неадаптивной активности психических процессов была предпринята в исследованиях А.Г.Асмолова и В.А.Петровского [8]. В их работах были рассмотрены такие базовые механизмы адаптивной регуляции психической деятельности, как установка (А. Г. Асмолов), и неадаптивной регуляции — надситуативной активности субъекта (В.А.Петровский). В частности, было показано, что «если установки как бы пытаются удержать деятельность в наперед заданных границах, обеспечивают ее устойчивый характер, ее репродуктивность, то надситуативная активность, взламывая эти установки, выводит субъекта на новый продуктивный уровень решения задач» [6, 22].
При рассмотрении сенсорно-перцептивных процессов психического отражения изменчивость как важнейшая сторона адаптации проявляется в приспособлении человека к случайным, неожиданным изменениям окружающей среды, в активном поиске новых источников информации, изменении самих схем поиска
этой информации [3], [9], [34], [70], [88]. Продуктивность изменчивости процессов восприятия как в онтогенезе, так и в актуал-генезе проявляется в первую очередь в непредвиденных для субъекта ситуациях, когда уже имеющиеся схемы не способны обеспечить эффективное отражение внешней ситуации и, следовательно, адекватное реагирование.
Принцип опосредствования процессов психического отражения. Разработанное в рамках культурно-исторической теории Л. С. Выготского положение об опосредствованном, знаковом (орудийном) характере психических функций является одним из основных для системно-деятельностного подхода в целом. Введение и разработка данного принципа позволяют выйти за пределы постулата непосредственности при анализе психических функций, и в частности восприятия. Кроме того, оно позволяет подойти к изучению процесса формирования психических функций (не только в плане онтогенеза, но и в рамках функционального развития) как к процессу интериоризации, или усвоения, культурно-исторического опыта.
Из реализации принципа опосредствования как принципа знаковой, орудийной детерминации психических функций следует положение А.Н.Леонтьева об опосредствовании познавательных процессов предметной деятельностью как той реальности, которая связывает субъекта с внешним миром. Из данного принципа следует также представление об изоморфизме внешней (предметной) и внутренней (психической) деятельности, что открывает путь для анализа последней.
Эвристичность и продуктивность применения принципа опосредствования в исследовании сенсорно-перцептивных процессов показаны в многочисленных работах отечественных психологов, выполненных в рамках деятельностной парадигмы. Это в первую очередь классическое исследование А.Н.Леонтьева по формированию неспецифической кожной чувствительности к цвету [70] и работы по формированию звуковысотного слуха [68]. Во-вторых, это работы А. В. Запорожца, Л. А. Венгера и В.П.Зинченко по исследованию онтогенеза и функционального генеза восприятия, а также по формированию специфических социокультурных средств восприятия — сенсорных эталонов [47; 48; 52].
Принцип анализа психики по единицам. Данный принцип анализа определяет возможность адекватного уровня анализа психических процессов, когда выбранная исследователем единица анализа соответствует изучаемому целому. Л.С.Выготский противопоставлял принцип анализа по «единицам» принципу анализа по «элементам». Характеризуя механистический принцип анализа по «элементам», он писал: «Существенным признаком такого анализа является то, что в результате его получаются продукты, чужеродные по отношению к анализируемому целому, — элементы,
которые не содержат в себе свойств, присущих целому как таковому, и обладают целым радом свойств, которых это целое никогда не могло бы обнаружить» [31, 13]. И напротив: важнейшим признаком применения принципа анализа по «единицам», будет то, что выбранная исследователем единица анализа психического процесса должна содержать в себе все атрибуты целого и, таким образом, адекватно представлять его сущность.
В рамках системно-деятельностного подхода реализация принципа анализа по единицам находит свое отражение в представлении о структуре предметной деятельности [66]. В иерархии предметной деятельности выделяются ее неадцитивные единицы анализа, или структурные элементы, — действия и операции, системно с ней связанные и анализируемые лишь в ее рамках. Вычленяя мотив деятельности как то, ради чего осуществляется деятельность, цель действия как то, на что она направлена, операцию как способ ее реализации, и психофизиологические механизмы как форму осуществления операций, мы получаем основные рамки системного анализа деятельности.
Как справедливо подчеркивает А. Г.Асмолов, при объяснении различных сторон психической деятельности «в зависимости от задачи, которую ставит перед собой исследователь, у него начинают "работать"... разные "единицы" деятельности» [6, 28\. Например, при анализе онтогенеза восприятия продуктивным было использование «перцептивного действия» как единицы анализа [49]. При анализе функционального генеза действия адекватным оказался анализ операционального состава действий [49; 51]. В психофизиологических исследованиях процессов обнаружения и различения простых сигналов подходящим уровнем был анализ психофизиологических механизмов сенсорных процессов кодирования, сравнения, принятия решения и его оценки [42; 86; 102].
Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. Данный принцип непосредственно связан с вышеизложенным принципом анализа психики по единицам и в определенной степени является его следствием. Он предполагает, что такие основные характеристики психического отражения, как его содержание и уровень, будут зависеть от места отражаемого объекта в структуре деятельности. В классических исследованиях отечественных психологов П.И.Зинчен-ко и А.А.Смирнова действие этого принципа было убедительно показано на материале произвольного и непроизвольного запоминания [54; 100]. В исследованиях сенсорно-перцептивных процессов реальность действия данного принципа установлена в работах по генезу перцептивной деятельности [49], константности восприятия [73], сенсомоторной координации [35], псевдоско-пического зрения [105] и др. На психофизическом материале за-
10 1
висимость характера сенсорного отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности была показана в работах отечественных психофизиков — К.В.Бардина, М.Б.Михалевской и И. Г. Скотниковой.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!