V. Когда Россия стала империей. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

V. Когда Россия стала империей.

2017-10-07 389
V. Когда Россия стала империей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

– О каких преобразованиях и реформах Петра I вы уже знаете? (Новое летоисчисление, перенос празднования Нового года на 1 января, украшения домов еловыми ветками.)

Учащиеся читают текст «Что изменилось в России за время правления Петра I» на с. 76–77 учебника.

После чтения учащиеся составляют схему:

Учитель дополняет текст учебника.

Петр провел преобразования внутри страны. Он заботился о развитии просвещения и науки. По его указу были открыты инженерная, медицинская, артиллерийская школы, в Петербурге создана Морская академия. В Россию из Голландии, Германии, Англии он приглашал лучших мастеров и учителей, чтобы в этих школах юноши учились разным наукам. Дворянских детей Петр нередко насильно отправлял за границу учиться и даже запретил юношам жениться без образования.

Доброе дело сделал Петр I – он велел заменить старославянскую сложную азбуку на более простую, чтобы чтение и письмо стали более доступными всем желающим знать грамоту. При Петре стали открываться церковные и церковноприходские школы, где учились дети простых людей. Он заботился о том, чтобы русские люди, особенно дворяне, выглядели по-европейски. Поэтому требовал сбрить бороды, носить не длиннополые кафтаны, а сюртуки и ботинки.

До Петра I женщине не разрешалось ходить по улице, показываться можно было только с родителями в церкви, ездить разрешалось в закрытых колясках или каретах. Петр снял и этот запрет. Он устраивал при дворе и в богатых домах вечера с танцами, музыкой, куда женщины приезжали открыто и участвовали в увеселениях.

При Петре вышла первая печатная русская газета «Ведомости», которая сообщала о событиях в России и за рубежом. В Петербурге был открыт первый естественнонаучный музей – Кунсткамера, а в Москве – первый в России театр.

Петр заботился о нравах и поведении молодых дворян и купцов. Для них он приказал перевести с немецкого языка книгу – «Юности честное зерцало», где давались наставления, как надо себя вести в обществе, например: «За столом перстов (пальцев) не облизывай. Головы не чеши. Вперед всех в чашку с ложкой не лезь» и другие.

Но все тяготы преобразований легли на плечи народа. Петр ввел новые налоги: на строительство флота, на укрепление армии. Все население должно было работать на государственном строительстве, поставлять лошадей и повозки для русской армии, в самой армии была введена пожизненная служба (рекрутский набор).

VI. Итог урока.

– Какое событие произошло в России в 1709 году? (Решающее сражение под Полтавой.)

– С каким историческим деятелем России связано название города Санкт-Петербург?

– Почему этот город называли «окно в Европу»?

– Почему российские императоры не жалели средств для его украшения? (Новая столица.)

– Что было любимым детищем Петра?

– Почему Санкт-Петербург называют памятником градостроительного искусства?

– Какие памятники его архитектуры вам известны?

– В какие времена истории Российского государства они построены?

– Что изменилось в образовании и медицине при Петре Великом?

– Что имел в виду А. С. Пушкин, который писал о Петре I: «На троне вечный был работник»?

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания № 24, 25 на с. 24); учебник (с. 72–77).

Урок 48
КАК РОСЛА И РАЗВИВАЛАСЬ РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. Екатерина Великая. Расцвет науки и искусства

Цели:

– сформировать представление о правлении Екатерины II;

– рассмотреть пути развития образования, науки и искусства при Екатерине II;

– развивать умение проводить сравнительный анализ, выделять главную мысль;

– воспитывать чувство восхищения гениальностью российских ученых, мастерством русских мастеров.

Оборудование: портрет М. В. Ломоносова, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова; исторические карты, схемы; фотографии архитектурных памятников.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Задание № 24.

– С каким историческим деятелем России связано название города Санкт-Петербург?

– Почему этот город называли «окном» в Европу?

– Как называли Петра I?

– Какие новшества Петра I вам были уже известны?

2. Задание № 25.

– Назовите даты и отметьте на доске на ленте времени исторические события:

· основание Санкт-Петербурга (1703).

· Санкт-Петербург стал столицей государства (1713).

· Россия стала называться империей (1721).

3. Индивидуальные задания.

– Выберите правильный ответ:

1) Какой русский город монголо-татары назвали «злым»?

Владимир Рязань Козельск

2) В каком году была Куликовская битва?

1237 1380 1480

3) Соедините стрелками имена и события, которые в истории были связаны между собой.

III. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы узнаем, как продолжила преобразования России после Петра I Екатерина Великая.

IV. Продолжение преобразований России после Петра.

– Какие преобразования, начатые Петром I, были продолжены?

– Прочитайте текст «Продолжение преобразований России после Петра I» на с. 78 учебника.

После чтения учащиеся составляют схему:

– Кого считают родоначальником российской науки?

Учитель дополняет текст ученика.

Ломоносов был исключительно разносторонним человеком. Он высказал такое количество гениальных идей, что потребовался труд не одного десятка ученых на протяжении двух столетий, чтобы понять и освоить его предложения.

Сегодня трудно назвать область науки, техники, искусства, где не упоминалось бы имя выдающегося русского ученого. Он занимался химией и физикой, геологией, минералогией, географией, историей. Он первым в России наладил производство цветных стекол, при помощи которых составлялась мозаика. Он произвел более трех тысяч опытов, чтобы добиться успеха. Он сам изобрел и конструировал станки для производства. Он писал стихи, научные трактаты, переводил труды иностранных ученых на русский язык. Многие научные слова были введены в русский язык Ломоносовым: чертеж, молоток, запруда, шнурок, смола, маятник, треугольник, формула, горизонт, барометр.

Ломоносов изучал теории света, возникновения теплоты, электричества, полярных сияний.

Научные труды Ломоносова, которые он писал на латинском языке, рассылались академиям и университетам многих стран Европы.

Ломоносов создал первый русский университет, который сейчас носит его имя. «Он сам был первым нашим университетом», – писал А. С. Пушкин о Ломоносове, отмечая его значение для русской науки и культуры.

Везде исследуйте всечасно,

Что есть велико и прекрасно,

Чего еще не видел свет.

М. В. Ломоносов

Выдающимся талантливым изобретателем XVIII века был Иван Петрович Кулибин. Родился он в Нижнем Новгороде. Отец очень хотел, чтобы он стал торговцем, но мальчика тянуло к инструментам и механизмам.

Однажды, заручившись денежной поддержкой купца, он изготовил удивительные часы. В них каждый час раскрывались дверцы, через которые видны были двигающиеся фигурки. Куранты играли музыку. В 1769 году Кулибин преподнес их императрице Екатерине III. Кулибин был приглашен в Петербург и назначен механиком при Академии наук. В его обязанности входило смотреть за «механическими и оптическими мастерскими, чтобы все работы с успехом и порядочно производимы были».

Кулибин от природы был талантливым человеком, его интересовали абсолютно все науки, и давались они ему легко. Он изобрел электрическую машину, телескоп, микроскоп. Интересовала его идея создания самоходного судна.

Однажды англичане объявили конкурс, кто сделает проект моста в один пролет через широкую реку. Кулибин успешно справился с задачей, была создана уменьшенная копия моста, которая прошла все испытания. Английские инженеры высоко оценили творение русского изобретателя. Однако сам мост так и не был построен.

– Кого считают родоначальником российской науки?

– Какой университет носит его имя? (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.)

– Чем знаменит И. П. Кулибин?


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.