IV. КВН «Путешествие по поверхности и недрам России». — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

IV. КВН «Путешествие по поверхности и недрам России».

2017-10-07 344
IV. КВН «Путешествие по поверхности и недрам России». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Игра «Узнай по описанию».

Задание для 1-й команды. Напиши названия полезных ископаемых.

1) Чаще всего он бывает серого или розового цвета. Состоит из множества хороших заметных зерен. Очень прочен. Хорошо полируется.

2) Чаще всего бывает коричневого цвета. Во влажном состоянии хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают.

3) Имеет черный цвет, блестит. Твердый, но хрупкий. Горит.

4) Бесцветный газ. Легче воздуха. хорошо горит.

Задание для 2-й команды. Напиши названия полезных ископаемых.

1) Он белого цвета, прочен. В нем можно заметить остатки раковин морских организмов.

2) Обычно бывает желтого цвета, состоит из отдельных крупинок, сыпучий.

3) Обычно он темно-коричневого цвета, рыхлый, непрочный, хорошо горит. В нем заметны остатки растений, из которых он состоит.

4) Густая маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом. Хорошо горит.

2. Игра «Найди ошибку».

Задание для 1-й команды.

«С севера на юг через всю нашу страну протянулись Кавказские горы. В восточной части страны расположены полуостров Камчатка и остров Сахалин».

Задание для 2-й команды.

«От западных границ России до Уральских гор раскинулась обширная Западно-Сибирская равнина. По ней протекает великая русская река Лена, которая впадает в Каспийское море».

3. Занимательные вопросы.

Учитель задает вопросы по очереди каждой команде.

1. На уроке природоведения в третьем классе по теме «Горные породы и минералы» перед школьниками были разложены спички, карандаши, хлопушки, наждачная бумага, поваренная соль, порошок талька. Ребята с недоумением смотрели на учителя.

«Что общего между всеми этими предметами?» – спросил учитель. Ребята были в затруднении.

Как бы вы ответили на этот вопрос?

2. Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?

3. У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она начинается в воде, а у других – в пламени. Как вы это понимаете?

4. Однажды в геологическую лабораторию принесли цветы, но не для того, чтобы поставить их в вазу. Колокольчики, лесные фиалки, ромашки стали проверять специальными приборами. Вдруг геолог, который изучал растения, закричал: «Откуда вы взяли эти удивительные, эти замечательные цветы?»

Человек, который принес цветы, рассказал, где он их нашел. Геолог его поблагодарил и сказал, что это очень важная находка.

Объясните, почему обычные лесные цветы геолог назвал важной находкой.

5. Многие ценные природные богатства сегодня недоступны человеку. Не могут быть использованы, например, ископаемые залежи нефти, которые находятся на глубине 15 км, ведь мы не умеем бурить скважины такой глубины. Как же извлечь оттуда нефть?

То же самое можно сказать и об угольных пластах, залегающих на глубине 3–4 км. Добывать уголь из шахт такой глубины пока невыгодно: он будет слишком дорогим.

Как вы думаете, можно ли считать полезными ископаемыми недоступные человеку месторождения? Бывают ли «бесполезные» ископаемые?

6. Почему такие полезные ископаемые, как торф, уголь, нефть, природный газ, ученые называют «кладовыми Солнца»?

7. В связи с чем академик Д. Н. Прянишников назвал торф «азотной рудой»?

8. По преданию, в 1696 году во время Азовского похода несколько кусков донецкого каменного угля показали Петру I. Один из них царь бросил в костер и, видя, как он горит, произнес историческую фразу: «Сей минерал если не нам, то потомкам нашим… полезен будет». Объясните смысл этих слов.

9. Почему нефть называют черным золотом?

10. Почему минеральная вода относится к полезным ископаемым?

11. Почему глина может иметь разный цвет? От чего это зависит?

12. Почему почва, содержащая много песка, быстро высыхает после дождя?

13. Почему песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо?

14. Почему песок рассыпчатый, а глина вязкая и из нее можно лепить фигурки?

15. На песчаных дорожках после дождя не образуется луж, а на глинистых скапливается много воды. Почему?

Почему глинистые почвы долго не просыхают?

16. Почему песок можно легко пересыпать из одного стакана в другой, а глину нельзя пересыпать?

17. Песок – это горная порода. Цвет у него бывает различным: черным, зеленоватым, красноватым, желтым, белым. Почему?

18. Почему песок незаменим в стекольном производстве?

19. Почему гранит используется человеком как строительный материал для постройки и облицовки зданий, сооружения памятников?

20. Почему гранит пестрый? Почему он бывает разного цвета?

21. Почему гранит оставляет на стекле царапину?

22. Почему гранит трудно расколоть или разъединить на части?

23. Почему песок и глину можно образно назвать «детьми гранита»?

24. Почему писатель М. Пришвин назвал болота «кладовыми Солнца»?

25. Почему пожар на торфяном болоте очень трудно погасить?

26. Разреши спор двух учеников. Один утверждает, что торф легче воды, другой – что он может быть тяжелее воды. Кто прав и почему?

27. Известно, что полезные ископаемые нужны человеку. Почему же мы постоянно слышим, что необходимо ограничивать добычу полезных ископаемых?

Ответы на вопросы

1. Минералы добывают из земли, из них изготавливают многие вещи, которыми мы пользуемся ежедневно.

Головки спичек покрывают серой, которая легко загорается. Многие хлопушки содержат барий, который горит зеленым пламенем. Грифель карандашей содержит графит, легко оставляющий след на бумаге. Наждачная бумага покрыта крупинками твердого минерала корунда. Порошок талька представляет собой измельченный минерал тальк. Поваренная соль – это минерал галит (хлористый натрий).

2. Нет. Полезными ископаемыми являются лишь те вещества, которые с помощью современной техники могут быть использованы в народном хозяйстве.

3. На дне водоемов образовались известняки, песчаники, глинистые сланцы, каменные и бурые угли, фосфориты и другие полезные ископаемые. Все они осадочного происхождения.

Иначе образуется большинство рудных ископаемых. Их прародительница – раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты.

4. Растения своими корнями поглощают из почвы воду с минералами. Поднимаясь вверх, подземная вода уносит с собой частички разных пород, которые залегают глубоко под землей, и эти частички остаются в растении. Но их, конечно, так мало, что обнаружить, «увидеть» их может только специальный точный прибор».

5. Многие ученые считают, что бесполезных ископаемых вообще не может быть. По разным причинам те или другие минералы и горные породы не служат нам как полезные ископаемые.

6. Энергия Солнца «законсервирована», спрятана в недрах земли – остатках растений.

7. Общеизвестно значение торфа для повышения плодородия почвы благодаря большому содержанию в нем минеральных солей, содержащих азот.

8. Петр I предвидел необходимость широкого использования этого полезного ископаемого.

9. Нефть является ценным сырьем для химической промышленности. Из нее получают топливо, смазочные масла, керосин, каучук, мыло, пластмассы, духи.

За ценные качества, которыми обладает нефть, ее называют черным золотом.

10. Так как добывается из-под земли.

11. От минералов, входящих в ее состав.

12. Так как песок хорошо пропускает воду.

13. Вода быстро проходит между крупными частичками песка, так как они находятся друг от друга на большом расстоянии – расположены рыхло. Через промежутки между маленькими плоскими крупинками глины вода просачивается очень медленно: у глины слабая водопроницаемость.

14. Песок состоит из мелких крупинок, не связанных между собой, поэтому он рассыпчатый; глина – из мелких частичек, тесно связанных между собой (они обладают особым свойством – липучестью).

15. Песок водопроницаем, а глина – нет, поэтому на песчаных дорожках после дождя нет луж, а на глинистых они образуются. Глина удерживает воду.

16. Так как глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой.

17. Это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что песок – продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды, ветра.

18. Благодаря присутствию кварца.

19. Гранит – красивый камень, он прочный, твердый, тяжелый, именно эти его свойства так ценятся в строительстве, при постройке домов, сооружении памятников.

20. Цвет и пестрота гранита зависят от его составных частей – слюды, кварца, полевого шпата.

21. Так как он тверже стекла.

22. Так как он прочный.

23. В результате разрушения гранита (под воздействием солнца, ветра, мороза, воды) образуются песок и глина.

24. Растения, используя для своего развития энергию Солнца, накапливают и сохраняют ее даже после гибели. Болота являются «фабриками» по производству торфа. Отмершие части болотных растений частично сгнивают и превращаются в полезное ископаемое – торф.

25. Пламя может бушевать глубоко в слое торфа. Угаснув в одном месте, огонь через некоторое время вырывается на поверхность далеко в стороне и разгорается с новой силой.

26. Намокший торф тяжелее.

27. Так как многие из них не возобновляются.

4. Кроссворд «Полезные ископаемые».

1) Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

(Глина.)

2) Это мастер белый-белый,

В школе не лежит без дела,

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

(Известняк.)

3) Без нее, ребята, повар просто как без рук,

И становится вся каша несъедобной вдруг!

А если в ранку попадет – испытываешь боль.

Вы, конечно, догадались – это…

(каменная соль.)

4) Росли на болоте растения…

А теперь это топливо и удобрение.

(Торф.)

5) Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И играть. (Песок.)

6) Что за странный камень это?

Непонятного он цвета…

Он из зерен состоит,

Называется… (гранит).

7) Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть.)

8) Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. (Каменный уголь.)

9) На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)

10) Она варилась долго

В доменной печи,

Чтобы потом нам сделали

Ножницы, ключи. (Железная руда.)

Учитель подводит итог.

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (задание № 22 на с. 39); учебник (с. 103–104).

Урок 27
Природная зона. Суровая арктика

Цели:

– ввести понятие «природная зона»;

– формировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике;

– рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека;

– развивать умения выявлять причинно-следственные связи, умение читать карту;

– воспитывать понимание красоты и мудрости природы.

Оборудование: карта «Природные зоны России»; фотографии и рисунки с изображением растений и животных мира Арктики; гербарий; карточки со словами для схемы «Природные связи Земли».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Задание № 22 (рабочая тетрадь, с. 39).

Верхний ряд кружков: 10, 12, 4, 7, 2, 5, 1, 8.

Верхний ряд: 11, 3, 9, 6.

III. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы отправляемся в большое путешествие на вертолете по природным зонам России. Мы будем знакомиться с климатом, растительным и животным миром каждой природной зоны; узнаем, чем занимается человек.

Но сначала нам предстоит выяснить, что такое природная зона.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.