VI. Кто пытался захватить Русь с запада. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

VI. Кто пытался захватить Русь с запада.

2017-10-07 635
VI. Кто пытался захватить Русь с запада. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

– Более независимой от монголо-татар была Новгородская земля. Центром этой земли был Новгород. Правил здесь молодой князь Александр Ярославич. Народ любил его за мудрость, силу и мужество.

Орда не дошла до Новгорода, но пришла беда с севера.

Шведы понимали, что князь Александр молод и неопытен, дружина его мала, Новгород беззащитен. И решили они захватить новгородские земли по реке Неве. Шведские корабли вошли в Неву. Зная свою силу и то, что дружина Новгорода небольшая, шведы сначала направили послов. Их приняли, и священник сказал им просто: «Враг силен. Но Бог не в силе, а в правде».

Александр собрал военный совет и сказал: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Было решено: победить шведов можно, только ударив по ним быстро и внезапно.

Шведов в той битве погибло, как записал один из летописцев, «многое множество». Новгородцы не отдали ни аршина своей земли.

Весь народ Новгорода вышел встречать князя Александра Ярославича с дружиной – жены и дети, старцы и священники кланялись им до пояса. С тех пор прозвали князя Александром Невским.

Вскоре после победы над шведами народ Пскова и Новгорода призвал князя Александра Невского изгнать из своей земли немецких рыцарей-крестоносцев. Крестоносцами их называли потому, что на своих доспехах они рисовали крест. Они шли на Русь, чтобы грабить и убивать. За жестокость и жадность народ звал крестоносцев псами-рыцарями.

У князя Александра была небольшая рать, но действовала она сообща, соборно. Запомните это слово – соборная. Жить «собором», «жить по-соборному» – это значит жить вместе, иметь одну и ту же цель, делать одно большое дело сообща. В рать князя Александра входили новгородцы, ладожане (что жили по берегу реки Ладоги), ижорцы (жили на реке Ижоре) и карелы (жили в Карелии). Да из Владимира шел на подмогу брат Александра Андрей с небольшой дружиной.

Князь Александр, приняв просьбу жителей Пскова, решил отогнать немцев от старинного русского города. Псков взят был внезапно дружиной Александра и Андрея.

5 апреля 1242 года состоялась решающая битва на Чудском озере.

Между Псковским озером и Чудским, которые соединялись протоком, псы-рыцари построили свое войско, как обычно, клином, или «свиньей», как они говорили, с сильно вытянутой вперед частью – конницей, одетой в броню. А другие воины шли по бокам «свиньи», как бы поддерживая ее и в то же время под охраной сильной части. За конницей шли рыцари в более легких доспехах, а за ними – пешие воины. Сильный удар передней частью должен был разрушить врага, а боковая конница и пешие добить его.

Обычно Александр наносил удар по главной части вражеского войска. Это было правильно. Разобьешь главную часть – остальные побегут. Но тут дело другое – кругом лед, а в месте протока он уже не прочный. Тогда Александр решил: «Сдерживать свинью мы не будем, пусть идет рылом вперед». Князь отвел основное свое войско в засаду.

Рыцари для атаки должны были пройти лед протока. Магистр – глава рыцарей – повел их в бой. Одеты крестоносцы были в железные доспехи, у коней на груди были латы, сбруя на них железная. И каждый конник покрыт был черной попоной от головы рыцаря до хвоста лошади. Белые кресты на лошадиной попоне и на шлеме рыцаря придавали им жуткий вид. Крестоносцы вооружены были огромными острыми копьями и мечами.

Новгородцы встретили псов-рыцарей на льду озера. Началась жестокая сеча. Долго длился бой. Голова рыцарской «свиньи» потеснила ряды новгородцев.

Тут из засады выступили запасные части Александра. Строй «свиньи» рассыпался. И податься некуда – впереди крутой каменистый берег, сзади наступают войска Александра. По шлемам рыцарей, по сбруям лошадей секли мечи, ломались копья. Кровью покрыт был лед Чудского озера. На кровавом снегу валялись флаги псов-рыцарей.

Это было действительно Ледовое побоище. Лишь около пятидесяти врагов спаслось – их пленил князь Александр. Оправдались слова русского князя: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

Воины, сражавшиеся под предводительством Александра Невского, назвали его ангелом-хранителем. Церковь впоследствии причислила его к лику святых (тех, кого стали считать святыми).

– Рассмотрите план-схему в рабочей тетради (задание № 14, с. 19). Расскажите о ходе битвы на Чудском озере.

– Подходит ли пословица «Не числом бьют, а уменьем» к сражению Александра Невского на льду Чудского озера? Как удалось победить псов-рыцарей?

– Как проявились ум и находчивость князя Александра в битве на Чудском озере?

– Какие выражения Александра Невского стали для русских людей настоящим заветом на всю нашу историю?

– Какие природные условия помогли русской дружине одержать победу?

– Отметьте на «ленте времени» (с IX по XIII века) особо важные события этого периода.

· 862 г. – начало объединения племенных союзов.

· 988 г. – крещение Руси.

· 1238 г. – установление монголо-татарского ига.

· 1240–1424 гг. – победы над шведами и крестоносцами.

VII. Итог урока.

– С какими племенами воевали русские князья до монголо-татарского ига?

– Какой завет Ярослава Мудрого забыли его сыновья?

– Какой урон нанесло Руси монголо-татарское иго?

– Почему одна из улиц в Москве носит имя Ордынка? В каком направлении она должна идти из центра Москвы? (Улица Ордынка в Москве вела из города на юг в сторону степей, из которых много веков назад приходили воевать к Москве монголо-татарские войска-орды.)

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задание № 14 на с. 19); учебник (с. 51–57).

Урок 44
Как объединяли и освобождали Русь

Цели:

– сформировать представление об освободительной борьбе русского народа против монголо-татарского ига;

– показать значение Куликовской битвы и создания Московского государства;

– развивать воображение, наглядно-образное мышление, умения устанавливать причинно-следственные связи, пользоваться схемой и исторической картой;

– воспитывать восхищение храбростью и самоотверженностью наших предков, вернувших независимость нашему государству.

Оборудование: историческая карта, родословное древо московских князей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос.

– С каким сильным врагом пришлось воевать русским князьям в течение 150 лет?

– Почему распалась Киевская Русь?

– Какие завоеватели пришли в XIII веке на Русь с востока?

– Почему потерпели поражение русские дружины?

– Что такое монголо-татарское иго?

– Чем платили дань русские города и деревни?

– Почему монголо-татарам не удалось разгромить Великий Новгород?

– Какие захватчики напали на Русь в XIII веке с запада?

– Чем прославился князь Александр Невский?

– Что было основной причиной тяжелых бедствий на Руси в XIII веке?

2. Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово.

Вопросы:

1. Племя славян, главным городом которых был Новгород.

2. Пригород, где жили ремесленники, торговые люди, рыбаки.

3. Сборщик дани во времена монголо-татарского ига.

4. Князь, который перенес в Киев столицу Древней Руси.

5. Этот князь в XIII веке победил шведов.

6. Создатель Русской Правды.

7. Рубаха, защищающая грудь воина.

8. Первая столица нашего государства.

9. Народное собрание, на котором в Древней Руси принимали важные для племени решения.

Ответы: 1. Словене. 2. Посад. 3. Баскак. 4. Олег. 5. Невский. 6. Ярослав. 7. Кольчуга. 8. Новгород. 9. Вече.

III. Сообщение темы урока.

– Московское государство – новое название государства. Сегодня мы узнаем, как образовалось Московское государство.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.