VI. Влияние человека на природное сообщество море. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

VI. Влияние человека на природное сообщество море.

2017-10-07 395
VI. Влияние человека на природное сообщество море. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

– В любом природном сообществе все взаимосвязано, и человек должен знать эти связи, чтобы не разрушить гармонию жизни природы.

Безобидные, практически никому не известные организмы, природные явления приобретают неожиданно угрожающие свойства. Кого беспокоили водоросли еще десяток лет назад? А между тем из-за неразумного сброса отходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий в моря и реки там начали очень быстро развиваться разные виды водорослей, забирая большое количество кислорода и тем самым лишая его других жителей моря.

Масляные и нефтяные пятна на поверхности морской воды мешают жизни птиц и других животных. Гибнет планктон, лишая морских обитателей пищи. Слипшиеся перья не дают тепла, делают птиц малоподвижными, и они погибают от холода. Химические выбросы, отравляя морских животных, отправляют затем и людей, которые питаются ими. Тюлени, которые очень чувствительны к чистоте воды, все чаще рождают мертвых детенышей. Есть ли выход?

Учащиеся делятся своими мнениями.

VII. Итог урока.

– Какие растения обитают в морях?

– Каких морских животных вам приходилось наблюдать?

– Чем опасны для обитателей моря нефтяные пятна и химические загрязнения?

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания № 8, 9, с. 6); учебник (с. 9–17).

Урок 36
жизнь Озера. Пруд

Цели:

– познакомить учащихся с разнообразием растений и животных небольших водоемов, с взаимосвязями между ними, пищевыми цепями;

– рассмотреть возможное негативное воздействие на водоемы человека;

– познакомить с природоохранными мероприятиями по сохранению красоты и разнообразия растений и животных;

– развивать умение обобщать и систематизировать знания;

– воспитывать гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе.

Оборудование: физическая карта России; фотографии растений и животных мелких водоемов; гербарий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Вопросы для беседы.

– Чем моря отличаются друг от друга?

– Правильно ли называть искусственные водоемы морями?

– Какие растения есть в морях?

– Можно ли эти растения разводить в пресных водоемах?

– Как строение тела животных приспособлено к водной среде обитания?

– Как различные морские животные передвигаются в воде?

– Чем кит отличается от рыбы и чем похож на нее?

– Чем кит похож на нас? (Он – млекопитающее.)

– Какие животные моря занесены в Красную книгу?

– Чем опасны обитателям моря нефтяные пятна и химические загрязнения?

2. Задание № 8 (с. 6, рабочая тетрадь).

Ответы: альбатрос, дельфин, журавль, камбала, инфузория, бобр, лягушка, сом, тюлень, водоросль.

3. Графический диктант.

Если высказывание верно, учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверно, то знак «–».

1) Северный Ледовитый океан – наименьший и самый холодный.

2) Планктон – это мельчайшие водоросли и животные, обитающие в нижних слоях морей.

3) Киты, дельфины – это млекопитающие.

4) Морские звезды – хищники.

5) Актиния – морское растение.

6) Самая крупная морская птица – альбатрос.

7) Осьминоги, мидии – это морские моллюски.

Ответы: +; –; +; +; –; +; +.

Учащиеся сдают работы на проверку.

III. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадки:

Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зеленая.

(Озеро.)

– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие на озеро.

– Чем озеро отличается от моря?

– Какими бывают озера?

– Какой бывает вода в озерах?

– Чем пруд отличается от озера?

– Какие растения встречаются в озерах?

– Почему они необходимы озерным животным? (Служат пищей.)

– Каких животных много в озерах? (Рыб.)

IV. Кто обитает в озерах.

Учитель демонстрирует рисунок «Жизнь озера».

– Перед вами небольшой водоем. Он почти весь зарос растениями, среди которых много интересных, таких как, например, элодея. Это маленькое растение, ветвистый стебель которого сплошь покрыт мелкими листочками. Растет элодея очень быстро. Нередко водоемы сплошь зарастают ею. За это в народе ее называют «водяной чумой».

Многие из вас видели красивые цветки кувшинки. У этого растения длинный стебель, круглые плавающие листья и белый нежный цветок. Цветет кувшинка в июле – августе. С восходом солнца цветок раскрывается и весь день украшает поверхность воды, вечером закрывается, засыпая в зеленом бутоне на всю ночь.

Практическая работа.

1) Рассмотрите элодею. Какой у нее стебель, листья?

2) Рассмотрите кувшинку. В какой цвет окрашены ее цветки?

3) В коллекции насекомых найдите клопа-водомерку и жука-плавунца. Сравните их по размерам, строению тела, ногам.

4) По рисункам или муляжам сравните строение тела и окраску карася и окуня. Чем они похожи друг на друга и чем отличаются?

– Рассмотрите на доске рисунок «Растения и животные мелких водоемов». Каких рыб, изображенных на этом рисунке, вы знаете?

– Между растениями и животными водоемов существует тесная связь.

Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем для некоторых животных.

Живут в мелких водоемах и разные животные: лягушки, рыбы, насекомые. Осторожно и тихо подойдя к водоему, вы увидите на поверхности толчками скользящих длинноногих клопов-водомерок. Их лапки покрыты тонкими волосками, которые смазаны жиром. Поэтому водомерки не тонут, а свободно передвигаются по воде. Клоп-водомерка – хищник. Он ловит личинок комаров, нападает на насекомых, вонзает свой острый хоботок в тело насекомого и быстро высасывает свою жертву.

Насекомые и их личинки, водные растения служат пищей для рыб.

Учащиеся читают текст «Кто обитает в озерах» на с. 18–21 учебника.

– Используя текст учебника, составьте цепи питания:

· амебы ® личинки комаров ® окуни ® чайки;

· личинки стрекоз ® красноперка ® щука ® чайки.

– Как располагаются животные в озере? («Этажами».)

– Нарисуйте расположение растений и животных в озере (рабочая тетрадь, задание № 12 на с. 7).

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о некоторых представителях животного мира мелких водоемов.

квакша-кузнец

Квакша-кузнец – лягушка особенная. Кузнецом ее прозвали за кваканье, похожее на удары молота по железу. А особенная она потому, что для своих головастиков строит дом, правда, без крыши и без окон и дверей.

На мелководьях рек и озер квакша-кузнец лепит из глины и ила круглую стену. Получается небольшой бассейн, окруженный со всех сторон крепостным валом. Его стенки возвышаются над водой. Страшным для головастиков хищникам через него не перебраться. Поэтому растут головастики в этом доме-бассейне в полной безопасности.

стрекоза

У воды ее встретишь редко. Обычно она летает над опушками, дорогами и полями. Но всем стрекозам, где бы они ни жили, где бы ни летали, нужна вода. Потому что в воду или в водные растения они откладывают яйца. И только в воде могут жить их личинки.

Личинки не похожи на взрослых стрекоз. Вот только глаза у них одинаковые.

О глазах стрекоз надо сказать особо. Каждый глаз состоит из тысячи маленьких глазков. Оба глаза большие, выпуклые. Благодаря этому стрекозы могут смотреть во все стороны одновременно и сразу видеть, что делается и слева, и справа, и спереди, и сзади. Это очень удобно во время охоты. Ведь стрекозы – хищники. И их личинки тоже.

Стрекозы охотятся в воздухе – на лету хватают насекомых. Личинки живут в воде, здесь же еду себе добывают. Но не гоняются за добычей, а подкарауливают ее. Сидит личинка неподвижно или ползет медленно по дну. А мимо проплывают головастики или какие-то насекомые. Личинке вроде бы до них и дела нет. Но вот головастик или насекомое оказалось совсем близко от личинки. Раз! Она мгновенно выбрасывает длинную руку, хватает добычу и быстро притягивает ее к себе.

У насекомых – руки? Нет, не бывает такого. И у личинки стрекозы, конечно, тоже рук нет. Зато есть очень длинная нижняя губа с крючками на конце. Губа складывается. И пока личинка подкарауливает добычу, губу не видно. А когда добыча оказывается близко, личинка мгновенно выбрасывает губу на всю длину – словно выстреливает ее – и хватает головастика или насекомое.

Но бывает, и самой личинке надо спасаться. И тут спасает ее быстрота. Точнее, способность мгновенно перемещаться с места на место.

Вот ринулся на личинку хищный жук-плавунец. Еще секунда – и пропала личинка. Но где же она? Только что была здесь, а теперь совсем в другом месте. Как она там очутилась? Очень просто. Привела в действие свой реактивный двигатель.

Оказывается, у личинок стрекоз есть очень интересное приспособление: большой мускулистый мешок внутри тела. В него личинка всасывает воду, а потом с силой выбрасывает ее. Получается водяной выстрел. Водяная стрела летит в одну сторону, а сама личинка в противоположную. Совсем как ракета. Вот так и получается, что личинка делает молниеносный рывок и ускользает из-под самого носа врага.

Некоторые стрекозы улетают далеко от места своего рождения. Но наступит время, и они обязательно вернутся.

дафнии

Жарким летом в заводях озер вода становится буроватой. Зачерпнешь воду сачком, она просочится, а на дне мешочка останутся какие-то блошки. На самом деле они рачки. Настоящее их имя – дафнии.

Величиной эти дафнии немного больше запятой в книге! Но когда их много в речке-невеличке, даже цвет воды меняется.

Как следует рассмотреть их можно только через увеличительное стекло. Самое примечательное у них – «усы». С помощью усов и скачут дафнии. Взмахнут усами-ветками, резко опустят, оттолкнутся ими от воды и подпрыгнут. Так и прыгают в воде. Без дафнии речка жить не может. И вот почему.

Каждую минуту в каждой капле речной воды появляется, живет и умирает множество очень маленьких, невидимых глазу животных, растений, бактерий. Если бы не дафнии, река быстро бы переполнилась ими. А дафнии, как и многие другие жильцы речки, питаются этой мелкотой. И тем очищают воду. Но особенно нужны эти маленькие рачки потому, что ими питаются рыбы.

V. Что дают озера человеку.

– По рисунку-схеме расскажите, какое значение имеют водоемы в жизни людей.

По ответам учащихся учитель составляет схему:

– Водоем может «заболеть». Мутнеет и становится затхлой вода, загнивают растения, гибнут рыбы и насекомые, беззубки и улитки-прудовики, которые очищают воду. Нарушается природное равновесие.

Учитель читает экологическую сказку.

как живешь, озерёнка?

Бежит, журчит Озерёнка. Не умолкает ни днем, ни ночью. И ни днем, ни ночью не прекращается в ней жизнь. Плавают в воде, скачут, ползают, скользят по поверхности обитатели Озерёнки. Их много. Река – не просто вода. Это дом, где живут самые разные и удивительные существа. Им нужен дом, и они нужны своему дому. И друг другу тоже нужны.

Не будет, например, туфелек или дафний – и многие жители Озерёнки погибнут от голода. Исчезнут улитки – и плохо придется водным растениям. Некому будет их чистить. Не будет беззубок – мутной станет в речке вода. Без лягушек расплодятся опасные комары и мухи. Словом, все обитатели Озерёнки и друг другу помогают жить, и помогают жить самой речке.

Но это еще не все. Без Озерёнки и других речек-невеличек погибнет их старшая сестра река Озёрна. Ведь большие реки возникают, когда сливаются ручьи, ручейки, маленькие речушки и речки. Так что большие реки могут погибнуть без маленьких. А плохо будет большим рекам – плохо придется и нам, людям. Чистая вода нужна всем, без нее невозможна жизнь на Земле.

Н. Пожарицкая

Далее учитель проводит беседу.

– Расскажите, как жизнь животных и растений связана с водой.

– Объясните, почему водоем можно назвать природным сообществом.

– Приведите примеры из газет, журналов, как из-за необдуманной деятельности человека может погибнуть жизнь в озере или реке.

Вывод. Мелкие водоемы чрезвычайно чувствительны к загрязнению, они нуждаются в постоянном уходе и охране. Нельзя в них спускать загрязненные воды, так как они отравляют все живое и жизнь в водоемах прекращается.

– Отгадайте загадку:

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

(Река.)

– Чем река отличается от озера? (Вода в реках не стоячая, а проточная.)

– Как изменится от этого природное сообщество? (В реках нет озерных растений, меньше насекомых. Значит, в реках и другие виды рыб.)

– Верно, здесь не встретишь леща, карася и щуки. В реках живут форель и хариус.

– Подпишите на схеме элементы реки (рабочая тетрадь, задание № 14 на с. 8).

VI. Итог урока.

– Какие растения и животные обитают в озерах?

– Какие у них есть приспособления, для того чтобы жить в воде?

– Назовите обитателей озер, которые дышат легкими, и тех, кто дышит жабрами.

– Назовите хищных рыб, рыб-«вегетарианцев».

– Какую защитную окраску имеют рыбы?

– Назовите животных-санитаров водоемов. (Раки, моллюски.)

– Отчего может погибнуть глубокое озеро?

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания № 10, 13, с. 7–8); учебник (с. 18–25).

Урок 37
богатство Болот

Цели:

– познакомить учащихся с разнообразием растений и животных болота, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями;

– показать возможное негативное воздействие человека на болота;

– развивать экологическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи и зависимости;

– воспитывать чувство ответственности за сохранение красоты и многообразия природы.

Оборудование: физическая карта России; фотографии растений и животных болот; гербарий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос.

– Какими могут быть озера?

– Чем знаменито озеро Байкал?

– Чем озеро отличается от пруда?

– Чем озеро отличается от реки?

– Какие растения озер использует человек?

– Какие из них могут попасть в Красную книгу?

2. Задание № 10.

Верхний ряд: жук-вертячка, стрекоза, ручейник, водомерка.

Нижний ряд: жук-плавунец, малек, рыба.

3. Задание № 13.

Ответы: устье, приток, бобр, мост, ива, плотина, окунь, исток, тростник, половодье, русло.

4. Задание на доске.

– Укажите стрелками обитателей моря и озера.

Море комар пиявка кит сом водоросли ряска актиния камбала карась акула щука чайка цапля лягушка камыш тюлень альбатрос краб прудовик Озеро

5. Некоторые учащиеся по выбору учителя работают по индивидуальным карточкам.

Карточка 1. Подчеркни «лишнее» слово:

а) море, озеро, река;

б) карась, окунь, лещ, элодея;

в) водомерка, жук-плавунец, прудовик;

г) окунь, щука, кит, плотва.

Карточка 2. Восстанови цепи питания:

а) водоросли ® … ® цапля;

б) личинка комаров ® … ® окунь;

в) карась ® … ® чайка.

III. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадку:

Все обходят это место:

Здесь земля

Как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

(Болото.)

– Сегодня мы отправляемся в путешествие на болото, узнаем, какие связи существуют в этом природном сообществе.

– Где в России больше всего болот? (В тундре.)


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.