V. Закрепление полученных знаний. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

V. Закрепление полученных знаний.

2017-10-07 385
V. Закрепление полученных знаний. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

– Какое общее свойство есть у всех растений болот? (Влаголюбивые.)

– Назовите наиболее распространенное растение болот. Чем оно отличается от других? (Росянка – насекомоядное растение.)

– Как человек может использовать мох сфагнум? (Как перевязочный материал.)

– Какой ягодный кустарник произрастает на болотах? (Клюква.)

– Какие животные обитают на болоте? Чем они питаются?

– Почему на болоте сохранились редкие виды животных и растений?

– Какие из них занесены в Красную книгу?

– Какими дарами болот пользуются у вас дома?

– Предположите, почему у многих народов болота обожествлялись и населялись злыми духами.

– Назовите представителей разных групп животных, обитающих на болотах (рабочая тетрадь, задание № 15 на с. 9).

Млекопитающие: ондатра, бобр, лось, заяц-беляк.

Птицы: цапли, трясогузка, белый журавль.

Насекомые: комары, стрекозы.

Пресмыкающиеся: гадюка, уж.

Земноводные: лягушки.

– Используя текст учебника, составьте цепи питания на болоте:

· комары ® лягушки ® цапля;

· комары ® стрекозы ® трясогузки;

· ягоды ® глухари ® волки.

– Продолжите рассуждения:

а) Если потравить всех комаров на болоте, то…

б) Если осушить болото, то…

VI. Итог урока.

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задание № 17 на с. 9); учебник (с. 26–29).

Урок 38
как живет Луг. Значение лугов для человека

Цели:

– познакомить учащихся с разнообразием растений и животных луга, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями, складывающимися в этом природном сообществе;

– рассмотреть возможное негативное воздействие на природное сообщество луга человеком;

– уточнить, в чем значение лугов для человека;

– развивать экологическое мышление, умение рассуждать.

Оборудование: фотографии и иллюстрации (растения и животные луга); гербарий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Задание № 17 (рабочая тетрадь).

Ответы: 1. Рогоз. 2. Тростник. 3. Элодея. 4. Кувшинка. 5. Клюква. 6. Сфагнум.

Ключевое слово: росянка.

– Назовите растения болот и озер.

2. Графический диктант.

Если высказывание верное, то учащиеся ставят знак «+», если неверное, то знак «–».

1) Почти вся поверхность болот покрыта влаголюбивыми растениями.

2) На болотах растут тростник, осока, камыш.

3) На болотах нет лекарственных растений.

4) Трясогузки и стрекозы – самые искусные охотники на комаров.

5) Болота – природные фабрики нефти.

6) Особенно богата болотами зона степей.

7) На болоте растет насекомоядное растение – росянка.

Ответы: +; +; –; +; –; –; +.

Учащиеся сдают на проверку работы.

III. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадку:

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой

И желт, и синь, и ал!

(Луг.)

– Сегодня мы отправляемся в природное сообщество – луг.

IV. Чем замечательны луга.

– Бывали ли вы на лугу?

– Чем луг отличается от леса?

– Вспомните, чем травянистые растения отличаются от кустарников.

– Какие луговые растения вы знаете?

– Широкой полосой вдоль рек и озер тянутся луга. Их можно встретить как на равнине, так и в горах, везде, где на длительное время скапливается вода. На лугах растут сочные влаголюбивые травянистые растения. Весной луга покрываются зеленым ковром, летом этот ковер раскрашивается яркими цветами.

Много растений на лугу. Среди них – ценные кормовые травы, например тимофеевка луговая, ежа сборная. Их отлично поедают животные. Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек.

На лугах растут и ядовитые растения, например лютик едкий, чемерица и другие. По топким берегам рек и канав растет одно из самых ядовитых растений – вех ядовитый. Это высокое, часто выше метра, растение с полым стеблем и множеством мелких белых цветков, собранных в зонтики. Если яд этого растения попадет в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание и наступает смерть.

Прекрасен вид цветущего луга. Наверное, нигде нельзя встретить такое разнообразие трав, как лугу. Среди них немало лекарственных трав, встречаются съедобные растения, многие цветы – прекрасные медоносы.

На лугах и лесных опушках часто встречается тысячелистник обыкновенный. Посмотрите на его лист, и вам станет ясно, откуда пошло такое название растения. Каждый лист разрезан на мелкие дольки, а каждая долька имеет еще и ажурные края.

Это одно из древнейших лекарственных растений. Человек издавна приметил эту траву, которая оказалась полезной при лечении ран, она останавливает кровотечения.

Практическая работа.

1) Из гербария подберите растения луга. Рассмотрите их.

2) Найдите кормовые травы – тимофеевку и ежу сборную. По рисункам и гербарным экземплярам сравните эти растения по внешнему виду метелок. Чем они отличаются друг от друга?

Далее учащиеся читают статью «Чем замечательны луга» на с. 30–32 учебника.

– Сравните степь с лугом. Чем они похожи, чем отличаются?

– Какие луга называют заливными? Альпийскими?

– Каких растений больше всего на лугу? (Травянистых.)

– Рассмотрите растения в рабочей тетради (задание № 18 на с. 10). Назовите растения луга. (Мятлик, клевер, вех ядовитый, лютик ядовитый, герань луговая.)

– Чем луговые травы отличаются от пустынных и лесных?

V. Животный мир лугов.

– Каких животных больше на лугу? (Насекомых.)

– Почему на лугах не обитают крупные животные? (Открытая местность.)

– Рассмотрите на рисунке (а если есть – в коллекции насекомых) пчелу и шмеля. Чем они отличаются друг от друга: по цвету; форме тела; величине?

– Каких животных луга вы знаете?

– Как приспособились животные к условиям жизни на лугу?

– Богат животный мир луга. Животные приспособились к жизни в травяном покрове. С цветка на цветок порхают бабочки, собирают нектар пчелы и шмели. Внизу, на земле, бесчисленное множество жуков, муравьев.

Насекомые луга являются пищей для птиц, которые здесь находят не только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнезда, выращивают птенцов. Среди густой травы можно встретить быстро бегущую птицу – коростеля, луговую курочку – перепела. Скрываются в траве и находят богатую пищу многочисленные мыши. Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой почвы. Это работа кротов. Большую часть своей жизни они проводят в норах, под землей, питаясь корнями растений и личинками насекомых.

– Какие животные наведываются на луг подкормиться?

– Почему на лугах часто ставят пасеки?

– Составьте цепи питания природного сообщества луга:

· мятлик ® мышь ® коршун;

· клевер ® гусеница ® трясогузка.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.