Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Составьте и запишите предложения, используя данные слова в качестве уточняющих обстоятельств.

2017-09-29 919
Составьте и запишите предложения, используя данные слова в качестве уточняющих обстоятельств. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

1) то есть наука о растениях: ____________________________________

_______________________________________________________________

2) например, кислород: ______________________ ___________________

_______________________________________________________________

3) даже в сильные морозы: _______________________ __________________________

_______________________________________________________________

4) даже больные: _________________________________________________________

_______________________________________________________________

5) особенно стихотворения Пушки­на: _______________________________________

_______________________________________________________________

6) особенно на берегу Черного моря: ________________________________________

_______________________________________________________________

7) или гиппопотам: __________________ _____________________________________

_______________________________________________________________

8) то есть описание собственной жизни: _____________ ________________________

_______________________________________________________________

11. В каком варианте ответа указаны предложения с УТОЧ­НЯЮЩИМИ ОБОСОБЛЕННЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ МЕСТА? (Знаки препинания не расставлены.)

A. В руках у меня не было ничего кроме пакета с книгами.

Б. Повсюду даже в самых неприспособленных для этого местах стояли книжные стеллажи.

B. Здесь в лесной чащобе трудно было определить направление ветра.

Г. Он вскочил с места и скорым шагом почти бегом устремился к двери.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г

12. В каком варианте ответа указаны предложения с уточ­няющими обособленными ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ ВРЕМЕНИ? (Знаки препинания не расставлены.)

A. Несмотря на поздний час народу на площади было много.

Б. К концу сентября то есть ко времени своего отлёта гуси делаются очень жирны.

B. Никогда даже глубокой ночью не бывает в городе такой тишины.

Г. В мае в лесу появляются первоцветы.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г

13. В каком варианте ответа указаны предложения с ПУНК­ТУАЦИОННЫМИ ОШИБКАМИ?

A. Иногда всё неожиданно и быстро даже помимо желания свершается.

Б. Там, на покатой горе, зеленели когда-то три дуба.

B. В конце сентября уже во время блокады я вылетела на самолёте в Москву.

Г. Неглубокий, чуть выше человеческого роста, ров был залит на полчетверти водой.

1) А, Б 2) Б, В 3) А, В 4) А, Г

На месте каких цифр должны стоять запятые?

Я стоял на крыльце небольшого домика в широкой(1) метров сто(2) долине(3) расположен­ной между двумя грядами скал(4) высоких(5) отвесных(6) и любовался этой удивительной по красоте картиной.

1) 1, 3, 6 3) 3, 4, 5, 6

2) 1, 2, 3, 4, 5, 6 4) 3, 4

 

 


Тема № 47:

О Б О С О Б Л Е Н Н Ы Е

ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

 

Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.

В результате освоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):

ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

· СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Акцентологический минимум

упр ó чение

уст á вный (от устав)

усугуб ú ть

фарф ó р

ф ó рзац

факс ú миле

фе é рия

язык ó вый (как анатомич. орган: я. паштет)

Орфографический минимум

тривиальный

триллер

узус

унитарный

унификация

урбанизация

утилитарный

утрировать

факсимиле

федерация

эпатаж

Толковый словарь

РАУТ, -а, м. Большой званый вечер, прием. Светский р. Приглашение на р.

РАФИНИРОВАННЫЙ, -ая, -ое; -ан. 1. поли. ф. Очищенный от примесей. Рафинированное растительное масло. 2. перен. Изысканный, утонченный (книжн.). Р. вкус. || сущ. рафинированность, -и, ж. (ко 2 знач.).

РЕАБИЛИТИРОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; сов. и несов., кого-что. Восстановить (-навливать) прежнюю хорошую репутацию или в прежних правах. || еозер. реабилитироваться, -руюсь, -руешься. || сущ. реабилитация, -и, ж.

ТОТАЛИТАРНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна (книжн.). Основанный на полном господстве государства над всеми сторонами жизни общества, насилии, уничтожении демократических свобод и прав личности. Т. режим. Тоталитарное государство. || сущ. тоталитарность, -и, ж.

ТОТАЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна (книжн.). Всеобщий, всеохватывающий. Тотальная война (война, использующая все средства для массового уничтожения противника и мирного населения его страны). Тотальная мобилизация (чрезвычайные мероприятия, направленные на переключение всех ресурсов страны на нужды войны). || сущ. тотальность, -и, ж.

Фразеологический словарь

Сходить с рук – отсутствие наказания за содеянное

Сходить с ума – бредить (мечтать) о чём(ком)-либо, лишаться разума, терять контроль

Сходить со сцены – окончание периода популярности, деятельности

Считать ворон – быть рассеянным, невнимательным, несосредоточенным на нужном

Сыграть в ящик – умереть

Сыпать соль на рану – затрагивать тему, причиняющую душевную боль

Сыт по горло – нежелание продолжать

Так (я) и знал – свершение предполагаемого события

Так было угодно судьбе – смирение

Так держать – одобрение

Так себе – средняя оценка (ни плохо, ни хорошо)

Тамбовский волк тебе товарищ – выражение недружелюбия

Танцевать от печки – о человеке, который предпочитает действовать по накатанной схеме, раз и навсегда утвержденному плану, не применяя своих знаний или смекалки

Тараканы в голове – о странности в поведении и своего рода чудачества человека

Тарелочка с голубой каемочкой («принесут на тарелочке с голубой каёмочкой») – в отношении несбыточных желаний

Твёрдо стоять на ногах – быть самостоятельным, не нуждаться в чьей-либо поддержке

Твердый/крепкий орешек – что-то (кто-то) плохо поддающееся какому-либо воздействию, пониманию.

Театр начинается с вешалки – обращение внимания на мелочи, детали

Тепленькое местечко – место, где хорошо получают и меньше работают

Терновый венец – издевательский венец из терновых ветвей, которым был увенчан распятый Иисус Христос. Означает страдания, тяжелый, мучительный путь

Тёртый калач – бывалый

Хоть шаром покати – пусто

Словарь паронимов

ПРЕДОСТАВИТЬ – ПРЕДСТАВИТЬ

Предоставить – 1)дать возможность пользоваться или владеть чем-либо, 2) дать возможность или право делать что-то. Примеры употребления: предоставить возможности, предоставить документы, предоставить свободу выбора, право; предоставьте мне самой решать, предоставить управление имением новому человеку.

Представить –1)дать для ознакомления, 2) выделить, послать в качестве представителя, 3) ходатайствовать о награде, повышении в чине, должности, 4) познакомить, отрекомендовать, 5) показать, продемонстрировать, 6) изобразить на сцене, сыграть, 7) мысленно вообразить. Примеры употребления: представить результаты исследования; представить кандидатов от области, от школы; представить к награде; представить жениха родителям; представить перспективы, направление работы; актёры удачно представили чувства и состояния своих героев; представить себе что-либо, представлять интерес.

ПРЕДОСТАВЛЕ́НИЕ – ПРЕДСТАВЛЕ́НИЕ

Предоставление – передача чего-либо в полное распоряжение, в чью-либо пользу.

Представление – 1) знакомство, 2) доставка чего-либо куда-либо, предъявление, 3) письменное заявление с предложением о чём-либо (офиц.). 4) сценическое зрелище, спектакль, 5) воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий (спец.), 6) знание, понимание кого-чего-либо, основанное на опыте.

СОВЕСТ ЛИВ О – СОВЕСТ Н О

Совестливо – смущённо, с чувством стыдливости, стеснения

Совестно (разг.) – стыдно, неловко от сознания неправоты или от чувства стеснения.

План:

1. Обособленные члены предложения, общее понятие

2. Условия обособления определения

3. Приложения, условия их обособления

4. Условия обособления обстоятельства

5. Знаки препинания при союзе КАК

В О П Р О С Ы:

· Какими компетенциями мы должны обладать, усвоив тему «Обособленные члены предложения»?_________________________________________________

1. Какие слова называются обособленными членами предложения?

2. Какие члены предложения обособляются?

3. В каких случаях определения обособляются?

4. В каких случаях определения не обособляются?

5. Что собой представляет приложение?

6. В каких случаях приложение обособляется?

7. Каковы условия обособления обстоятельства?

8. В каких случаях ставятся знаки препинания при союзе КАК?

Второстепенные члены предложения могут быть необособленными и обособленными.

ОБОСОБЛЕННЫМИ называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, например: Пистолет­ный выстрел, убивший Пушкина, разбудил душу Лермонтова (А. Герцен). В этом предложении обособленным является распростра­нённое согласованное ОПРЕДЕЛЕНИЕ, выраженное причастным оборотом (выстрел какой? убивший Пушкина). Является также обособленным ОБСТОЯТЕЛЬСТВО образа дейст­вия, выраженное деепричастным оборотом: Они были очень смущены таким приёмом отца и стояли неподвижно, потупив глаза (Н. Гоголь). (Стояли к а к? потупив глаза.)

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ могут быть выражены при­частиями с зависимыми словами, прилагательными и существи­тельными.

Причастие с зависимым словом или нескольки­ми словами называется причастным оборотом, который в предложении является согласованным распростра­нённым определением: Солнце уже спряталось в чёрной туче, отдыхавшей на хребте западных гор (М. Лермонтов); Стану продолжать свой журнал, прерванный столькими странными собы­тиями (М. Лермонтов).

ОБОСОБЛЯЮТСЯ:

1) распространённые определе­ния, выраженные причастным оборотом с зависи­мыми словами, если определение стоит ПОСЛЕ определяемого слова: Месяц на закате похож на УГОЛЁК, подёрнутый голубоватым пеплом тучки (В. Катаев) – Сравн.: Месяц на закате похож на подёрнутый голубоватым пеплом тучки уголёк.

2) причастный оборот, стоящий ПЕРЕД определяемым словом, если имеет добавочное обстоятельствен­ное значение причины или уступки, например: Обессиленный навязчивой мыслью о парусе, ДЕДУШКА впадал в забытьё (В. Катаев) (Дедушка впадал в забытьё, так как был обес­силен навязчивой мыслью о парусе); Раненный осколком, КАПИТАН сабуров не покинул строя (К. Симонов) (Хотя капитан Сабуров был ранен в плечо, он не покинул строя).

3) прилагательное с зависимыми словами (адъективный оборот), если оно стоит ПОСЛЕ определяемого существитель­ного: В магазин забежали РЕБЯТА, готовые раскупить всю фантастику.

4) два или более однородных согласованных одиночных определения, если они стоят ПОСЛЕ определяемого существительного (часто при этом существительном имеется определение, стоящее и до него): Это был морской ОФИЦЕР, высокий и бледный (К. Паустов­ский); И эта МЫСЛЬ, простая и ясная, крепко легла в его голову (А. Гайдар).

5) несогласованные распростра­нённые определения, стоящие ПОСЛЕ определяемого слова и выраженные косвенным падежом существительного с предлогом, например: Дальше шёл уже настоящий ГОРОД, с лавками, складами, воротами (В. Катаев); ДВЕ ДЕВОЧКИ, на вид лет восьми и десяти, сидели рядом с ней и большими, остановившимися от любопытства круглыми глазами смотрели па вошедших (К. Симонов).

6) любое определение (распростра­нённое или нераспространённое), стоящее ПОСЛЕ определяемого слова или ПЕРЕД ним, если оно относится к личному место­имению, например: Тут кто-то позвонил дяде по телефону, и, чем-то взволнованный, ОН заторопил старика Якова (А. Гайдар); Зачем поверил он словам и ласкам ложным, ОН, с юных лет постигнувший людей? (М. Лермонтов).

7) любое определение, если оно оторвано от определяемого существительного или личного местоимения ДРУГИМИ членами предложения, например: ОНИ стояли с узелками, баульчиками и корзинками, запылённые и усталые (А. Гайдар); Через две-три секунды высоко над площадкой вспыхнул огонёк, и, поддерживаемая парашютом, повисла в воздухе маленькая серебристая МОДЕЛЬ аэроплана (А. Гайдар); Несколько раз, таинственный и одинокий, появ­лялся мятежный БРОНЕНОСЕЦ на горизонте в виду бессарабских берегов (Ж Катаев).

· ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕМ называется определение, выраженное именем существительным, согласующимся с определяемым словом в падеже. Определяя предмет, приложение даёт ему другое название. Приложения (ОНИ ЗДЕСЬ И ДАЛЕЕ В ПРИМЕРАХ ВЫДЕЛЕНЫ ПОЛУЖИРНЫМ ШРИФТОМ) могут относиться к ЛЮБОМУ ЧЛЕНУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, выраженному именем существительным, личным местоимением, субстантивированными причастием и прилагательным, а также субстантивированным числительным. Например: ПЕРВОМУ, старшему из всех, ФЕДЕ, вы бы дали лет четырнадцать (Г.); Так жил и МИХАИЛ ВЛАСОВ, слесарь, волосатый, угрюмый, с маленькими глазками (М. Г.); Это была ОНА, петергофская незнакомка (Пауст.).

Приложения могут характеризовать предмет в отношении возраста, родства, профессии, специальности, рода занятий, национальной и социальной принадлежности и т.д., например: А денежки отдал на сохранение РУСАЛКЕ, вещей дочери моей (П.); В годы войны СТРОИТЕЛЬ- бетонщик стал СОЛДАТОМ- сапером (Б. Пол.); Вот наша ЗОЕЧКА, официантка в столовой (Гран.); НАМ, рабочим, надо учиться (М. Г.); могут являться названием предмета, например: А ПАРОХОД «Тургенев» считался уже и по тому времени судном, порядочно устаревшим (Кат.); могут служить обозначением качества, свойства определяемого предмета, например: Доктор Гуфеланд, ВРАЧ -чудодей, посланный прусским королем, в изумлении смотрел на утонувшую в подушках, изуродованную старыми, давно зажившими ранами голову (Никул.).

Приложения могут быть выражены существительными, утратившими в контексте своё конкретное значение и превратившимися в указательные слова (человек, люди, народ, женщина, дело и др.). При них обязательно должны быть поясняющие слова, в которых и заключается характеристика предмета. Например: Иногда вместо Наташи являлся из города НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ, человек в очках, с маленькой светлой бородкой, уроженец какой-то далекой губернии (М. Г.); Через деревню проезжал иногда на беговых дрожках или в коляске ИНЖЕНЕР КУЧЕРОВ – строитель моста, полный, плечистый, бородатый мужчина в мягкой помятой фуражке (Ч.).

При сочетании имени существительного собственного (названия лица) и нарицательного обычно в качестве приложения выступает имя нарицательное: В угаре задохся МАТРОС ПАВЛИНОВ – веселый и насмешливый человек (Пауст.); Ей казалось, что РЫБИНУ, пожилому человеку, тоже неприятно и обидно слушать речи Павла (М. Г.).

Однако в случае необходимости уточнить лицо, конкретизировать его в качестве приложения может быть употреблено имя собственное при нарицательном. В таком случае основное значение имеет признак лица. Например: Остальные БРАТЬЯ, Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем (Шол.).

Имена собственные – названия, употреблённые в переносном смысле (на письме заключаемые в кавычки), всегда являются приложениями и стоят в форме именительного падежа, независимо от падежной формы определяемого слова. Например: В числе семисот матросов, высадившихся с БРОНЕНОСЦА «Потемкин» на румынский берег, был Родион Жуков (Кат.).

НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРИЛОЖЕНИЯМИ: сочетания синонимов (стежки-дорожки, травушка-муравушка, род-племя, пора-времечко, ум-разум, свадьба-женитьба, шик-блеск); сочетания антонимов (экспорт-импорт, купля-продажа, вопросы-ответы, приход-расход); сочетания слов по ассоциации (имя-отчество, деды-прадеды, калина-малина, хлеб-соль, грибы-ягоды), компоненты некоторых сложных слов, представляющих собой термины (диван-кровать, кран-балка, роман-газета, музей-квартира, изба-читальня), компоненты некоторых сложных слов, частью которых являются оценочные слова (жар-птица, паинька-мальчик, бой-баба, горе-руководитель).

· ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

ОБОСОБЛЕННЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ

1. распространённые приложе­ния, выраженные нарицательным именем существительным с зависимыми словами: В последнюю минуту Шмидт вместе со своим сыном, мальчиком шестнадцати лет, бросился в воду (К. Паустовский); Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит гордость и веселье (А. Пушкин).

2. одиночное приложение, относя­щееся к нарицательному существительному, особенно если последнее имеет при себе зависимые слова, например: В середи­не августа из отпуска вернулся Нечаенко, парторг (Б. Горба­тов); Хозяин мой, доктор, был вечно занятый молчаливый человек (Ю. Казаков).

3. распространённое приложение, относящееся к собственному имени, если стоит после суще­ствительного: В Мещёре я сдружился с Гайдаромс этим удивительным человеком, существовавшим в повседневной действительности так же необыкновенно и душевно, как и в своих книгах (К. Паустовский).

ПРИМЕЧАНИЕ. Если распространённое приложение стоит ПЕРЕД ИМЕНЕМ СОБСТВЕННЫМ, к которому относится, то оно обособляется только в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение, например: Современник Чехова, Гиляровский по харак­теру своему был, конечно, человеком не тогдашнего, чеховского времени (К. Паустовский). (Ср.: Хотя Гиляровский был современ­ником Чехова, по характеру своему он был, конечно, человеком не тогдашнего, чеховского времени.)

4. приложение, выраженное соб­ственным именем: Четвёртый, Костя, мальчик лет десяти, вызывал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором (И. Тургенев).

5. любое приложение (распростра­нённое и нераспространённое, стоящее перед определяемым словом или после него), если оно относится к личному место­имению: Сам человек работящий, он не выносил лени во всех её видах (К. Симонов); Дети разных народов, мы мечтою о мире живём (Л. Ошанин); Узнав, что Пушкин на выставке и прошёл в Античную галерею, мы, ученики, побежали туда и толпой окружили любимого поэта (И. Айвазовский); Он, сам сибиряк, в прошлом красный партизан, взялся вывести людей лесами к своим (К. Симонов).

6. приложения со сло­вами ПО ИМЕНИ, ПО ФАМИЛИИ, ПО ПРОЗВИЩУ, РОДОМ и др., а также с союзом как (если он имеет оттенок причинности): В свою деревню в ту же пору помещик новый прискакал и столь же строгому разбору в соседстве повод подавал, по имени Владимир Ленский (А. Пушкин); Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руку косу (И. Тургенев).

· ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

ОБОСОБЛЕННЫМИ являются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, независимо от положения его по отношению к глаголу-сказуемому, к которому он относится: О, Родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя (Б. Жуковский).

1. Деепричастие может иметь при себе ЗАВИСИ­МЫЕ СЛОВА. Вместе с ними оно образует деепричастный оборот: Вдруг она пробежала мимо меня, напевая ЧТО-ТО ДРУ­ГОЕ, и, прищёлкивая ПАЛЬЦАМИ, вбежала к старухе (М.Лермонтов). В предложении два деепричастных оборота, они относятся к раз­ным глаголам-сказуемым.

2. При одном глаголе-сказуемом могут быть два или несколько однородных обособленных обстоятельств: Запахнув плащ и крепче надвинув фуражку, он закрыл глаза (А. Гайдар). При одном гла­голе-сказуемом могут быть два или несколько неоднородных об­стоятельств, выраженных деепричастными оборотами: Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу (А. Пушкин). Повлеклась (почем у?) насытясь..., и утомясь...; повлеклась (к а к?) любуясь... и покидая...

3. В одном предложении могут быть обособленные обстоятель­ства, выраженные деепричастными оборотами, относящиеся к раз­ным глаголам-сказуемым: Он показал Натке дорогу, постоял, глядя ей вслед, и, всё ещё продолжая чему-то улыбаться, исчез за кустами (А. Гайдар). Постоял (как?) глядя ей вслед; исчез (к а к?) всё ещё продолжая... улыбаться. Союз И, как правило, в деепричастный оборот НЕ ВХОДИТ.

4. ОБОСОБЛЯЮТСЯ два или несколько однородных обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями: Волны несутся, гремя и сверкая, чуждые звёзды глядят с высоты (Ф. Тютчев); И, шумя и кружась, колебала река отра­жённые в ней облака (М. Лермонтов).

5. ОБОСОБЛЯЮТСЯ обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием, стоящим в начале и в середине предложения: Отвернувшись, он стал смотреть на строившуюся колонну (К.Симонов); Маленький паровоз, пыхтя, втаскивал на запасной путь долгожданный второй эшелон (К. Симонов).

З а п о м н и т ь!

1. В предложении НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ деепри­частия со значением наречия: Языков закрыл ладонью лицо и сидел не двигаясь (А.Н. Толстой). (Не двигаясь = неподвижно .) Не смолкая бушует метель за окном. (И. Бунин). (Не смолкая = беспрестанно .) Костин не колеблясь направился к двери. (П. Про­скурин). (Не колеблясь = уверенно .) Чьи-то глаза смотрели не мигая (А. Н. Толстой). (Не мигая — пристально.)

6. НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ устойчивые словосочетания и фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя (А. Грибоедов). Работал он не покладая рук (М. Горький).

7. ОБОСОБЛЯЮТСЯ устойчивые сочетания с деепричастиями в значении наре­чий, которые выступают в роли ВВОДНЫХ СОЧЕТАНИЙ (откровенно говоря, попутно отмечая, собственно говоря и др.), обособляются: Собственно говоря, командир батальона не обязан сам строить походку (К. Симонов); Судя по всему, день будет великолепным. Откровенно говоря, мне это не нравится.

8. ЯВЛЯЮТСЯ ОБОСОБЛЕННЫМИ обстоятельства, выраженные существительными с предлогом несмотря на: В домах, несмотря на ранний час, горели лампы. (К. Паустовский).

9. Иногда с целью усиления МОГУТ ОБОСОБЛЯТЬСЯ различные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, при отсутствии, по причине, ввиду, вследствие: Бульба, по случаю приезда сыновей, велел созвать всех сотников (Н. Гоголь); Вопреки мнению Чижа, Бакланов начинал нравиться Мечику (А. Фадеев).

· ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ СОЮЗЕ КАК

В составе предложений (простых и сложных) встречаются обороты, не являющиеся придаточными предложениями, но внешне иногда напоминающие их, что создает трудности в пунктуации. К таким конструкциям относятся сравнительный оборот, различные фразеологические сочетания и т д.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ С СОЮЗОМ КАК

ВЫДЕЛЯЮТСЯ запятыми, если они, обозначая уподобление, никаких других оттенков значения не содержат (КАК имеет значение «подобно»), например: Он оглядывался на все стороны, как зверек, пойманный детьми; Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; И видел он себя богатым, как во сне; Под ним, как океан, синеет степь кругом; Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи...; Вот с неба звезды глянут, и, как река, засветит Млечный Путь; Он удивительно хорошо себя держит, осторожен, как кошка; Она, как пчела, знала, в какое место больнее ужалить его, Оба вы прекраснейшие, умнейшие люди, а глядите друг на дружку, как волки; Я буду откровенна с вами, как мать; Дети родятся слабыми, гибнут, как мухи осенью; Он с каждым днем гаснет, как свечечка; Он шея на работу, как на праздник;..Голова острижена, как у мальчишки...; Как невесту, родину мы любим, бережем, как ласковую мать; И обнялись, как братья, отец и мальчик-сын.

ВСЕГДА ВЫДЕЛЯЮТСЯ обороты, начинающиеся с КАК И, а также обороты с КАК, если им предшествуют слова ТАК, ТАКОЙ и т.п., например: Дети, как и взрослые, любят кино; Новая книга этого писателя так же интересна, как и все другие.

Запятая ставится перед КАК в оборотах НЕ КТО ИНОЙ, КАК; НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК; например: На мгновенье ему показалось даже, что это не кто иной, как брат решил пошутить над ним.

· НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ

запятыми обороты с КАК в следующих случаях:

а) если на первый план в обороте выступает обстоятельственное значение (чаше всего образа действия, отвечающее на вопрос как?); обычно обороты с как в этих случаях можно заменить творительным падежом существительного или наречием, например: Как град посыпались камни (ср.: посыпались ГРАДОМ); Как дети наивен (ср.: ДЕТСКИ наивен);

б) если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым, например: Совсем как сумасшедший стал; Отец и мать ей как чужие; Я смотрел как очарованный; Эта книга задумана как повесть для юношества; Его молчание было истолковано как отказ; Курсы существовали вначале как школа взрослых; ср. также: воспитывается как маменькин сынок, приветствовать как друга, встречать как брата, воспринимать как похвалу, смотреть как на ребенка, принять как должное, осознать как неизбежное, рассматривать как исключение, квалифицировать как преступление, оценивать как большой успех, представить как факт, отметить как достижение, прозвучать как призыв, оформлять как документ, выдвигать как проект, высказать как предположение, обосновать как теорию, определить как важный фактор, осмыслить как новое явление, расценить как необоснованную претензию, приехать как представитель организации, выглядит как самореклама, развивается как прогрессивное явление, сложилось как традиция, формируется как новый стиль и т.п.; обычно в этих случаях сказуемое не выражает законченного смысла без сравнительного оборота;

в) если оборот имеет характер устойчивого выражения; наиболее распространенные из таких выражений следующие: белый как полотно (как снег), биться как рыба об лед, бледный как смерть, блестит как зеркало, бояться как огня, бросился как безумный, вбежал как сумасшедший, видно как днем, все идет как по маслу, все как на подбор, голодный как волк, далек как небо от земли, ждать как праздника, жить как кошка с собакой, заснул как мертвый, застыл как статуя, звучит как музыка, здоров как бык, знать как свои пять пальцев, как в воду канул, кататься как сыр в масле, красив как бог, красный как рак, крепок как дуб, легкий как перышко, летит как стрела, льет как из ведра, машет руками как мельница, мокрый как мышь, мрачный как туча, мрут как мухи, надеяться как на каменную стену, народу как сельдей в бочке, не видать как своих ушей, нем как могила (как рыба).

Носится как курица с яйцом, нужен как воздух, нужен как прошлогодний снег (как собаке пятая нога), острый как бритва, похожи как две капли воды, пошел ко дну как камень, преданный как собака, провалиться как сквозь землю, прямо как нож по сердцу, работает как вол, разбирается как свинья в апельсинах, развеялся как дым, разыграть как по нотам, расти как грибы после дождя, свалиться как снег на голову, сидеть как на иголках, спал как убитый, спешить как на пожар, стройный как кедр ливанский, тает как свечка, твердый как камень, темно как ночью, точен как часы, труслив как заяц, умер как герой, устал как собака, хитер как лиса, ходил как в воду опущенный, ходил как именинник, холодный как лед, чувствовать себя как дома (как за каменной стеной, как рыба в воде), ясно как дважды два четыре (как день) и т. п.;

г) если как имеет значение «В КАЧЕСТВЕ» или если приложение с союзом как характеризует предмет с какой-либо одной стороны, например: Я говорю как литератор (М.Г.); Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Фед.); Мы знаем Индию как страну древнейшей культуры; Во всей полноте раскрылось значение Герцена как замечательного писателя и мыслителя.

· Задания, упражнения, тесты

1. Какое утверждение является НЕВЕРНЫМ?

1) Члены предложения, выделяемые по смыс­лу и интонационно, называются обособлен­ными.

2) Обособленное определение, выраженное при­частным оборотом, помимо основного значе­ния, выполняет функцию добавочного (вто­ростепенного) сказуемого.

3) Определение, выраженное при­частным оборотом, всегда обособляется.

4) Всегда обособляются обстоятельства с пред­логом несмотря на, выражающие значение уступки.

2. К выделенным словам подберите распространенные согласованные определения из списка. Поставьте, где необходимо, запятые.

1. Комментарии к событию_________________________________________ не соответствуют истине. 2. Он__________________________________ничего не хотел делать сам. 3. ________________________________________мальчик просил прощения у родителей. 4. Стена____________________________имела странный вид. 5. Остров________________________________________сейчас скрывался в тумане. 6. На охоте хорошо служит ружье_________________________________________7._________________он всегда отвечал за все классные проделки. 8.__________________________она поспешила сообщить все родственникам.

Д л я с п р а в о к:

распространенный в прессе, обрадованный известием, избалованный прислугой, красный от стыда, первый по списку, крашенный масляной краской, находящийся недалеко от берега, испытанный годами (род, падеж, число можно изменять).

3. Измените предложения, включив в них обособленные определения, выраженные прилагательными.

1.Стройная, белоствольная береза является символом России.  
2.Способный и настойчивый принтер все же добился хороших результатов.  
3.От яркого, беспощадного солнца слепило глаза.  
4.Цветы в палисаднике были яркие и красивые, что притягивало внимание прохожих.  
5.Овраги были крутые и глубокие, весной же они заполнялись до краев водой.  

4. К выделенным словам подберите определения из списка; поставьте, где необходимо, запятые (род, число, падеж можно изменять).

1. Взгляд его глаз..._______________________________ поразил всех присутствующих.

2...._________________________оно выделялось среди зеленеющих молодых деревьев.

3. Бабушкин стакан....__________________________________ привлек наше внимание.

4. Река..._______________________________ ________была запечатлена на его пейзаже.

Д л я с п р а в о к: глубокий, спокойный, величавый; высокий, узкий, узорчатый; старый, прогнивший, трухлявый; веселый, озорной, смеющийся.

5. Расставьте, где нужно, знаки препинания. Объясните их наличие или отсутствие при ДЕЕПРИ­ЧАСТИЯХ и образованных от них НАРЕЧИЯХ.

1. ЛЁЖА на горячем песке мы слушали шум прибоя. – ЛЁЖА читать вредно. 2. Не ГЛЯДЯ на доску трудно играть в шахматы. – Я хорошо знал, где на полке лежит моя любимая книга, и мог взять её не ГЛЯДЯ. 3. На тренировках Борзов ШУТЯ пробегал стометровку за 10 секунд. – Весело ШУТЯ и подсмеиваясь друг над другом мы незаметно дошли до лагеря.

6. Расставьте в каждой паре предложений перед союзом КАК, где нужно, ЗАПЯТЫЕ. Мотивируйте их НАЛИЧИЕ в одном случае и ОТСУТСТВИЕ – в другом.

1. Грани стекла сверкают как бриллиант. Грани стекла как брилли­ант. 2. Она как солнышко. Она улыбается как солнышко. 3. Он заметает следы как лиса. Она как лиса. 4. День рыхлый как мокрый сахар. День тянулся как год. 5. Вся жизнь её как праздник. Вся жизнь ее про­ходит весело как праздник. 6. Дорога как аллея. Дорога была как аллея обсажена деревьями. 7. Он был как безумный. Он метался как безум­ный. 8. Волосы у него как солома. Волосы у него желты как солома. 9. Этот звук как звонок будильника. Этот звук неприятен как звонок бу­дильника.

7. В каком варианте ответа указаны предложения, в кото­рых согласованные нераспространённые определения ОБОСОБЛЯЮТСЯ?

A. Ветер тёплый и влажный шевелил молодые листочки.

Б. Ветер шевелил молодые листочки яркие и клейкие.

B. Холодная и тёмная ночь промчалась незаметно.

Г. Мелкий и холодный осенний дождь надоед­ливо барабанил по стеклу.

1) А, Г 2) Б, В 3) А, Б 4) В, Г

8. В каком варианте ответа указаны предложения, в кото­рых ОБОСОБЛЯЮТСЯ определения, выраженные ПРИЧАСТ­НЫМИ ОБОРОТАМИ?

A. Потолок и стены украшала здесь картинка покрытого редкими кучевыми облаками небосвода.

Б. Издали дом напоминал игрушечный стек­лянный шар забытый каким-то великаном среди лесной поляны.

B. Утомлённые дневной беготнёй малыши сразу крепко уснули.

Г. Минут через десять они остановились возле обнесённого высоким забором здания.

1) А, В 2) Б, В 3) А, Г 4) Б, Г

9. В каком варианте ответа указаны предложения с ТИРЕ при обособленных ПРИЛОЖЕНИЯХ?

А. Выезжаем на большак – широкую, бойкую дорогу.

Б. Зимней дорогой они – мать и дочь – добирались до Москвы несколько дней.

В. Река Москва – живое зеркало Московии.

Г. Осмотрительность – мать мудрости.

1) А, Г 2) Б, Г 3) А, Б 4) А, В

10. Как ПРАВИЛЬНО расставить и объяснить постановку зна­ков препинания в предложении?

Опустившиеся почти до самой воды(1) боль­шие белые птицы(2) издавали жалобные кри­ки.

1) 1-я запятая: отделяет деепричастный оборот

2) 2-я запятая: отделяет причастный оборот

3) 1-я запятая: отделяет причастный оборот

4) запятые не нужны, так как причастный обо­рот стоит перед определяемым словом


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.