Какое прилагательное состоит из корня, суффикса и окончания? — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Какое прилагательное состоит из корня, суффикса и окончания?

2017-09-29 172
Какое прилагательное состоит из корня, суффикса и окончания? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) весёлого

2) щедрый

3) алмазный

4) быстрый

47. Какое прилагательное состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

1) роскошный

2) ароматный

3) бесстрашный

4) интересный

48. Строение какого прилаг-го соответствует схеме: корень.+суфф.+суфф.+ок-е?

1) глубинный

2) заботливый

3) туманный

4) ситцевый

49. Строение какого прилагательного соответствует схеме: корень+суффикс+суффикс+окончание?

1) овчинный

2) матросский

3) карманный

4) свинцовый

50. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропу­щена буква О?

A. крюч..к, ш..пот, хорош..го дня, товарищ..м

Б. реч..нка, свинц..вый, кольц..м, крыж..вник

B. камыш..вый, медвеж..нок, ландыш..вый, птенц..в

Г. больш..го озера, подж..г дома, девч..нка, кумач..вый

1) А, Б 2) Б, В 3) Б, Г 4) В, Г

51. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропу­щена буква О?

A. крыльц..м, добряч..к, чуж..го, пунц..вый

Б. деш..вый, ш..рох, ч..рствый, ситц..вый

B. книж..нка, каблуч..к, образц..вый, трущ..ба

Г. щ..лкать, со свеч..й, плюш..вый, с товарищ..м

1) В, Г 2) А, Б 3) Б, Г 4) А, В

52. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропу­щена буква О?

A. руч..нка, ш..рстка, ж..рдочка, ч..рточка

Б. чащ..ба, ткач..м, моряч..к, свинц..вый

B. грош..вый, ш..в, холщ..вый, камыш..м

Г. деш..вый, тяж..лый, ож..г, камыш..вый

1) А, Г 2) А, Б 3) Б, В 4) Б, Г

53. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропу­щена буква О?

А. пирож..к, шапч..нка, пунц..вый, свинц..м

Б. ж..лудь, камыш..вый кот, вещ..вой, оранж..вый

В. ж..сткий, тяж..лый, чащ..ба, ж..рнов

Г. грач..м, трущ..ба, мальч..нка, ш..рох

1) В, Г 2) А, В 3) А, Г 4) Б, Г

54. В каком случае на месте пропуска пишется буква И?

1) в горяч..й воде

2) ранн..й осенью

3) с тих..м шелестом

4) в древн..й рукописи

55. В каком прилагательном пишется окончание -ЕМ?

1) под низк..м деревом

2) летн..м дождём

3) на весенн..м небе

4) глух..м лесом

56. Где пропущена буква И?

1) за ближн..м лесом

2) в соседн..й роще

3) в ближн..м лесу

4) в соседн..м селе

57. Образуйте ПРОСТУЮ и СЛОЖНУЮ сравнительную степени от следующих прилагательных.

Важный – 1)____________________, 2)_____________________________.

Строгий – 1)____________________, 2)_____________________________.

Отважный – 1)__________________, 2)____________________________.

Решительный – 1)_______________, 2)_____________________________.

Ценный – 1)____________________, 2)____________________________.

Жёсткий – 1)___________________, 2)____________________________.

Крепкий – 1)____________________, 2)____________________________.

Дешевый – 1)___________________, 2)____________________________.

Густой – 1)_____________________, 2)____________________________.

58. Образуйте ПРОСТУЮ и СЛОЖНУЮ превосходную степени от следующих прилагательных.

Счастливый – 1)_________________, 2)____________________________.

Тонкий – 1)_____________________, 2)____________________________.

Простой – 1)____________________, 2)_________________________.

Мелкий – 1)_____________________, 2)____________________________.

Редкий – 1)_____________________, 2)____________________________.

Сладкий – 1)____________________, 2)____________________________.

Лёгкий – 1)______________________, 2)___________________________.

Яркий – 1)______________________, 2)____________________________.

Близкий – 1)____________________, 2)____________________________.

59. Докончите следующие предложения:

1) Чем труднее была поставлена задача, тем ___________________________.

2) Чем напряжённее была обстановка боя, тем _________________________.

3) Чем дальше продвигался батальон, тем _____________________________.

4) Чем упорнее сопротивлялся враг, тем _____________________________.

5) Чем хладнокровнее был командир, тем_____________________________.

60. К данным прилагательным подберите суще­ствительные.

Трагичный ______________, трагический ______________; разговорный ______________, разговорчивый ______________; больной ______________, болезненный ______________; цветной ______________, цветастый ______________; золотой ______________, золотистый ______________.

61. Сравните, что больше чего. Дайте пись­менный ответ полной фразой. Подчеркните члены предложения соответствующими чертами.

О б р а з е ц: Лапа медведя и лапа пол­ка – Медвежья лапа больше волчьей.

1. Шкура волка и шкура лисы. – ______________________________.

2. Хвост сороки и хвост вороны. – ____________________________.

3. Хвост лисы и хвост зайца. – _________________________________.

4. Копыто коровы и копыто овцы. – _______________________________.

5. След собаки и след кошки. – _________________________________.

Сравните, что красивее. Подчеркните члены предложения соответствующими чертами.

О б р а з е ц: Мех соболя и мех куницы. – Соболий мех красивее куньего.

1. Шкурка лисы и шкурка зайца. – ______________________________.

2. Перья павлина и перья вороны. – ______________________________.

3. Рога оленя и рога быка. – ______________________________.

63. В каком примере на месте пропуска мягкий знак НЕ ПИ­ШЕТСЯ?

1) из быч..ей кожи

2) павлин..ий хвост

3) в баран..ем тулупе

4) в щуч..ей пасти

Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

1. Вкрадч_вый, доверч_вый, заботл_вый, приветл_вый, причудл_вый, разборч_вый, разговорч_вый, сбивч_вый, сговорч_вый, словоохотл_вый, уклонч_вый, усидч_вый, податл_вый, придирч_вый. 2. Веснушч_тый, крупитч_тый, лапч_тый, пузырч_тый, узорч_тый. 3. Обрыв_стый, задир_стый, пород_стый, тен_стый.

Тема № 27:

ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.

В результате усвоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):

ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

· СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Акцентологический минимум

ман ё вренность и доп. ман é вренность

манить, м á нит и устар. ман ú т

ман я ´щий

марк é тинг

маркиров á ть

мастерск ú (в словаре Т.Ф.Ивановой доп. мáстерски)

медикам é нты

Орфографический минимум

корреспондент

коррупция

коттедж

кран; неправ. кранТ

креативный

кристаллический

кристальный

критерий

крокодиловы (слёзы); неправ. крокодиЛЬИ

кроссворд

Толковый словарь

КОРРУПЦИЯ, -и, ж. (книжн.). Моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами. К. государственных чиновников. К. во властных структурах.

КРЕАТУРА, -ы, ж., кого или чья (книжн.). Чей-н. ставленник, тот, кто выдвинулся благодаря чьей-н. протекции.

ЛЕГИТИМНЫЙ, -ая, -ое (спец.). Признаваемый законом, соответствующий закону. || сущ. легитимность, -и, ж. Л. власти.

Фразеологический словарь

Мёртвого осла уши // От селёдки ухо//Дырка от бублика – шиш, кукиш, ничего и никогда

Мёртвые души – то, чего нет на самом деле, но есть по документам

Мизинца не стоит – абсолютно бесполезная вещь

Мир тесен – о неожиданной встрече со старым знакомым

Мозолить глаза – надоедать кому-либо

Мокрая курица (неодобр.) – никчемный человек

Мокрый как мышь – сильно промокший/вспотевший

Молочные реки, кисельные берега – сказочное место, где все доступно, все рядом

Молчать не станет кто-либо – молчать не станет кто-либо

Момент истины – момент, когда ситуация становится ясной

Море слёз (пролить) – много плакать

Мороз по коже – состояние страха, волнения

Мрачнее тучи – очень сердитый

Мурашки по коже – волнение, страх

Мутить воду – сознательно запутывать какое-либо дело, сбивать с толку или вносить путаницу

Мухи не обидит – совершенно безобидный

Мыслить широко – смотреть на проблему иначе, рассматривать больше ее аспектов, чем принято

Мягко выражаясь – выражаться более культурно, чем требует ситуация

На «ты» – очень хорошо разбирающийся в вопросе

На взводе – в состоянии сильного возбуждения

На всю катушку – максимально возможно, очень сильно

Читать мысли – без слов угадывать

Словарь паронимов

НЕВЕ́ЖА – НЕВЕ́ЖДА

Невежа – грубый, невоспитанный, невежливый человек. Примеры употребления: Он грубый и неотёсанный невежа. Не будь невежей.

Невежда – малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан. Примеры употребления: Он полный невежда: книги за жизнь не прочёл. Невеждой быть стыдно.

НЕВИННЫЙ – НЕВИНОВНЫЙ

Невинный – 1) без вины, невиновный, 2) наивный, простодушный, 3) целомудренный. Примеры употребления: невинный взгляд, невинная внешность, невинная шутка, невинный разговор, невинное создание, невинная девушка.

Невиновный – непричастный к преступлению. Примеры употребления: невиновный человек, старик, юноша.

План:

1. Заимствованные слова и их роль в русском языке.

2. Старославянизмы и их признаки.

3. Основные приметы других иноязычных слов.

Вопросы:

1. Что собой представляет заимствованная лексика русского языка?

2. Какое место среди заимствований занимают старославянизмы и каковы их основные приметы?

3. Каковы основные приметы других иноязычных слов, вошедших в русский язык?

 

В мире нет ни одного «чистого» языка, т.е. без иноязычных внедрений. В процессе взаимодействия народов в области экономики, политики, культуры взаимодействуют и языки. Это значит, что из одного языка в другой заимствуются названия новых предметов, ранее неизвестных понятий, процессов. Такие слова, которые один язык вводит из другого для познания жизненноважных понятий, называются заимствованными. Выйдя из ворот, мы читаем: супермаркет, аптека, чуть далее – кафе. Мы садимся на маршрутное такси, троллейбус или автобус. Все эти слова заимствованные. Дело в том, что новые предметы приходят со своими названиями. Заменять их своими нет необходимости. Русский язык заимствовал слова из разных языков (нем., франц., арабск., персидского и тюркских языков). Они заимствовались в разные исторические периоды в связи с актуальными экономическими и культурными связями с разными народами.

Среди заимствований русского языка большую группу составляют старославянизмы. К ним относятся:

1) Слова с неполногласным сочетанием (ст.слав.: краткийрусск.: короткий; ст.слав.: глава – русск.: голова; ст.слав.: преграда – русск.: перегородка и др.

Русск: – Ст.слав.:

ОЛО – ЛА: холод – прохлада

ОЛО – ЛЕ: волочить – увлеку

ОРО – РА: сторона – страна

ЕРЕ – РЕ: середина – среда

2) Слова с начальным сочетанием ра, ла в соответствии с ро, ло (ст.слав.: равный – русск.: ровный; ст.слав.: растение – русск.: рост; ст.слав.: ладья – русск.: лодка).

3) Слова со стечением согласных жд в соответствии с ж (ст.слав.: невежда – русск .: невежа; ст.слав.: одежда – русск .: одежа; ст.слав.: между – русск .: межа.

4) Слова с начальным е в соответствии с о в русских словах (ст.слав.: езеро – русск .: озеро; ст.слав.: есень – русск .: осень).

5) Слова с приставками -пре, -чрез, -из, -низ – тоже старославянского происхождения: превосходный, чрезвычайный, низвергать, изгнать.

6) Слова с суффиксами –ущ-,-ющ-, -ащ-, -ящ-:– также старославянского происхождения: могущий, поющий, лежащий, красящий.

Главные приметы других русский слов иноязычного происхождения:

1) Слова с начальной буквой а все заимствованные (кроме некоторых типа а, авось, ась, аль и нек.др.

2) Слова, которые пишутся с буквой ф, тоже все иноязычного происхождения (ф орма, гра ф, э фф ект и т.д.).

3) Сочетания ге, ке хе в корне (ге рой, ге ний, ке лья, ке фир).

4) Зияние (фиатус): два гласных рядом (т еа тр, в уа ль, ау т).

5) Сочетания бю (бюро), кю (кювет) и т.д.

6) Для слов, пришедших из тюркских языков, характерна сингармония (б а раб а н, т а р а к а н, с у нд у к, т у л у п).

7) Слова греческого и латинского происхождения отличаются тем, что оканчиваются на сочетания ус (кактус), ум (уникум), ция (продукция), тор (экватор), ент (элемент), ура (аспирантура) и т.д.

· Задания, упражнения, тесты

1. Подобрать к заимствованным словам русские синонимы:

Аргумент - …………., демонстрировать -…………, коллективно -…………, деликатный - …………, аналогия -…………, абстрактный -………, оригинальный -….

2. Указать сверху, где старославянизмы, а где исконно русские слова:

Око, чело, небо, вода, рука, десница, брег, белый, млеко, черный, чадо, один, глас, страж, молочный, крыша-кров, межа-между, могучий-могущественный, млеко-молоко, молочный-млечный, хранить-хоронить, чужой-чуждый, середина – среда, здравый – здоровый, освещение – свеча, разница – розничная продажа, роженица – рождаться, солод – сладкий, один – единый, гражданин – горожанин, висящий – висячий, голос – глас, глава – голова.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.