Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-09-29 | 533 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Текст с прямой речью | Текст с косвенной речью |
Оле-Лукойе тихонько приотворяет дверь, и веки у детей начинают слипаться. Хочешь побывать ночью в чужих землях, а к утру вернуться домой спросил Оле Яльмара. Аист взмахнул широкими крыльями и полетел в теплые края. Завтра из этих кур сварят суп сказал Яльмар и проснулся в своей маленькой кроватке. Оле-Лукойе сказал эта мышка явилась пригласить тебя на свадьбу. А как же я пролезу сквозь маленькую дырочку в полу спросил мальчик. Какой чудесный запах весь коридор пахнет салом что может быть лучше пропищала мышка. Что сегодня ты будешь рассказывать спросил Яльмар. Он раскрыл над мальчиком свой красивый зонтик и сказал сегодня некогда. |
5. Преобразуйте сложноподчиненные предложения в предложения с прямой речью, используя при этом все возможные частицы и междометия.
Текст с косвенной речью | Текст с прямой речью |
Наступила осень, и солнце уже не так сильно припекало. Наф-Наф как-то сказал, что пора им подумать о зиме. Но братья решили, что они будут гулять и прыгать по лугу. Ниф-Ниф сказал, что до зимы еще далеко, и перекувырнулся через голову. Нуф-Нуф лег в лужу и сказал, что когда нужно будет, он сам построит себе дом. С каждым днем становилось все холоднее и холоднее. Поросята говорили, что сегодня они еще погуляют, а завтра с утра возьмутся за дело. Когда большая лужа у дороги стала по утрам покрываться тоненькой корочкой льда, ленивые братья решили взяться за работу. И только трудолюбивый Наф-Наф, строя дом, считал, что его дом должен быть крепостью. («Три поросенка») |
6. Укажите, какие ОШИБКИ допущены при замене прямой речи косвенной. Запишите справа исправленные варианты предложений.
|
1. Элли ответила, что если бы я вдруг сделалась королевой, то обязательно приказала бы, чтобы в каждом городе и в каждой деревне был волшебник. 2. Лягушка пришла в восторг и спросила, много ли там комаров и лягушек? 3. Яблоня попросила девушку, чтобы потрясла меня. 4. Мачеха сердито сказала падчерице, что ты уронила веретено, ты его и доставай. 5. Лягушка подумала, что какая сегодня прекрасная мокрая погода. 6. Маленький Нильс решил, что мне надо обязательно найти гнома. 7. Утки кричали, хлопая крыльями, что хорошо на юге! 8. В окно избушки выглянула старуха и крикнула ей, что если будешь хорошо работать, я тебя награжу. 9. Удивленная утка воскликнула, что как мы тебя возьмем? 10. Лягушка взмолилась, что позвольте мне подумать пять минут. |
7. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущены ОШИБКИ в оформлении знаков препинания при ПРЯМОЙ и КОСВЕННОЙ речи?
A. «Сынок, дай мне, пожалуйста, руку», – попросила меня мама. – «Здесь такая темень, хоть глаз коли».
Б. «Задерживаться здесь нельзя. Скоро начнётся гроза», – заторопил нас Алексей.
B. Мать сердито сказала, что неужели так трудно держать свой стол в порядке.
Г. Болельщики возмущались: «Эх ты, в пустые ворота попасть не можешь!»
1) А, Г 2) Б, В 3) А, В 4) Б, Г
8. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых ЦИТАТА оформлена НЕВЕРНО?
А. Карамзин утверждал: «Богатство языка есть богатство мысли».
Б. «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно», – писал А.Н. Толстой.
В. Белинский писал о том, что: на Руси явилось «новое могучее дарование – Лермонтов».
Г. Герой Лермонтова говорит: «В душе я клятву произнёс: Хотя на миг когда-нибудь Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной.»
1) А, Г 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Б
Тема № 44:
П Р О С Т О Е
О С Л О Ж Н Е Н Н О Е П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е
Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.
|
В результате освоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):
ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
· СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Акцентологический минимум
ср é дство, мн. ср é дства
старт ё р
стат ý т
ст á туя
стол я ´р; мн. столяр ы
страх о вщик
стыд ó ба
Орфографический минимум
спонтанный
стагнация
статус-кво
статут
стеллаж
стратегический
стратификация
стресс
сублимация
субординация
эскорт; неправ. эКскорт
Толковый словарь
ПРОТЕКЦИЯ, -и, ж. Покровительство в устройстве куда-н., в продвижении по службе. Оказать протекцию кому-н. Попасть куда-н. по протекции. || прил. протекционный, -ая, -ое (книжн.).
РАСИЗМ, -а, м. Реакционная теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой. Проповедники расизма. || прил. расистский, -ая, -ое. Р. режим.
ФЕШЕНЕБЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -леи, -льна (книжн.). Отвечающий требованиям лучшего вкуса, вполне светский и модный. Ф. ресторан. || сущ. фешенебельность, -и, ж.
Фразеологический словарь
Сизифов труд – тяжелая, бесполезная работа
Сильная сторона – сильная сторона
Сильные мира сего – о людях, занимающих высокое общественное положение
Сирота казанская – о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить
Сказка про белого бычка – о длинной, бесконечной истории (при этом часто занудной)
Скатертью дорога – выражение безразличия, что кто-то ушёл
Склеить ласты – умереть
Сколько душе угодно – много
Сколько лет, сколько зим – доброжелательное приветствие при встрече лиц, которые долго не виделись
Скрежетать зубами – досадовать, злобствовать
Скрепя сердце – против желания
|
Слезливая история – история, вызывающая чувство жалости, жалостливая история
Сливки общества – элита
Словесная перепалка – склока
Словесный понос – безудержный поток слов
Сломя голову – быстро бежать
Служить посмешищем – быть объектом насмешек
Слюнки текут – очень аппетитное
Смекнуть что к чему – понять, найти суть проблемы
Сморозить глупость – сказать глупость
Смотать удочки – закончить деятельность
Цепляться к мелочам – привередничать
Словарь паронимов
ПОСЕЛОК – ПРО СЕЛОК
Поселок – поселение городского типа.
Проселок – грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.
ПОСТАРЕТЬ – УСТАРЕТЬ
Постареть – стать старше или старее. Примеры употребления: отец, дед, брат, сват постарел, мать постарела, кошка постарела.
Устареть – 1) стать старым, 2) выйти из употребления, из моды, из обихода. Примеры употребления: мои взгляды устарели, пора их менять; классика не может устареть; методы исследования устарели; оборудование устарело.
СРАВНИМЫЙ – СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
Сравнимый – причастие от глагола сравнить; тот, который может сравниваться с чем-либо. Примеры употребления: сравнимые величины, ни с чем не сравнимый.
Сравнительный – 1) основанный на сравнении, 2) относительный, 3) лингвистический термин: сравнительная степень, сравнительное прилагательное, сравнительное наречие. Примеры употребления: сравнительный метод исследования, сравнительное языкознание; сравнительная тишина, сравнительный достаток; сравнительное прилагательное, сравнительная степень.
План:
1. Простое осложненное предложение (общее понятие)
2. Знаки препинания при обращениях, вводных словах и конструкциях в простом осложненном предложении
3. Значения вводных слов и сочетаний
В О П Р О С Ы:
· Какими компетенциями мы должны обладать, усвоив тему «Простое осложненное предложение»? ________________________________
_____________________________________________________________________
1. Чем может быть осложнено простое предложение?
2. В каких соотношениях находятся между собой эти осложнители?
3. Какие знаки препинания используются при обращениях, вводных словах и конструкциях в простом осложненном предложении?
|
4. Каковы значения вводных слов и сочетаний?
Простые предложения могут быть осложнены вводными словами и предложениями, обращениями, междометиями, однородными и обособленными членами, а также уточняющими словами.
· ОБРАЩЕНИЯ, МЕЖДОМЕТИЯ, ВВОДНЫЕ СЛОВА
И КОНСТРУКЦИИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Простые предложения могут быть осложнены словами, которые не связаны с другими словами ни подчинительной, ни сочинительной связью. Такими словами являются обращения, вводные слова и междометия. Они соотносятся по смыслу или со всем предложением, или с какой-либо его частью и служат для привлечения внимания собеседника к сообщению или для оценки сообщения, например: Прощай же, море,не забуду твоей торжественной красы (А. Пушкин); Тучам, видно,не суждено было собраться в грозу (А. Н. Толстой); Ушица, ей-же-ей, на славу сварена (И. Крылов).
ОБРАЩЕНИЕ – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь. Оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией, например: И стой, родной, как батька твой, за нашу власть и жизнь (А. Твардовский); Товарищ, товарищ! В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою (С. Михалков); Мы за мир! И песню эту понесём, друзья, по свету (А. Жаров).
Чаще всего обращения употребляются в разговорной речи. В устной речи они служат для привлечения внимания собеседника к сообщению и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику. Такие обращения выражаются существительными одушевлёнными, реже – прилагательными или причастиями в значении таких существительных, например: Ах, няня, няня, я тоскую, мне тошно, милая моя, – Дитя моё, ты нездорова (А. Пушкин).
В художественной речи обращениями могут быть существительные неодушевлённые, например: Здравствуй, пёстрая осинка, ранней осени краса! (А. Твардовский),
Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения: Друзья мои, прекрасен наш союз! (А. Пушкин); Зовите, голуби, зовите к труду и миру па земле! (М. Матусовский); Как грустно мне твоё явленье, весна, весна!, (А. Пушкин).
ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ в предложении называются слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает, например: Крупных окуней, бесспорно, удить весело (С. Аксаков); Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май (А. Чехов).
Вводные слова имеют различные значения.
Значения | Примеры |
1. РАЗЛИЧНАЯ СТЕПЕНЬ УВЕРЕННОСТИ: а) большая степень уверенности (конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно и др.) | Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека (И, Тургенев). Дерсу был, безусловно, прав (В. Арсеньев). Старик, видимо, хорошо знал прошлые времена (И. Соколов-Микитов). |
б) меньшая степень уверенности, предположение (кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй и др.) | Кажется, ваша история там наделала много шуму (М. Лермонтов). Нет, пожалуй, ничего целебнее и прекраснее, чем воздух сосновых боров (К. Паустовский). Вероятно, он был человек признательный (Н. Гоголь). |
2. РАЗЛИЧНЫЕ ЧУВСТВА (к счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению и др.) | К счастью, по причине неудачной охоты наши кони не были измучены (М. Лермонтов). Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало (И. Тургенев). Лошадка Касьяна, к удивлению моему, бежала довольно быстро (И. Тургенев). |
3. ИСТОЧНИК СООБЩЕНИЯ (кому принадлежит сообщение) (по сообщению (кого-либо), по словам (кого-либо), по мнению (кого-либо) | Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к самозванцу (А. Пушкин). По мнению врача, больного выпишут из больницы через неделю. |
4. ПОРЯДОК МЫСЛЕЙ И ИХ СВЯЗЬ (во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец и др.; следовательно,значит, итак, напротив, наоборот, например, так и др.) | Во-первых, легче ли было бы. писать, если бы каждый русский писал так, как он произносит. Во-вторых, действительно ли так уж трудно русское правописание и легче ли орфография других языков или труднее (Л. Успенский). Итак, одно желание пользы заставило меня напечатать отрывки из журнала, доставшегося мне случайно (М. Лермонтов). |
5. СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ МЫСЛЕЙ (одним словом, иначе говоря, лучше сказать) | Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр (А. Чехов). |
· Задания, упражнения, тесты
|
1. Какое утверждение является НЕВЕРНЫМ?
1) Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.
2) Вводные слова – специальные слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
3) Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией.
4) Обращения и вводные слова являются разными членами предложения.
2. В каком предложении есть ОБРАЩЕНИЕ? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Ты обязательно прочитай эту книгу.
2) Люблю тебя мой край родной.
3) Растёт берёзка около дороги.
4) Вы не забудьте об этой истории.
3. Вставьте пропущенные запятые. Определите, в каких предложениях есть ОБРАЩЕНИЯ и какими ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ являются повторяющиеся слова в других примерах.
1. Сыпь ты черемуха снегом пойте вы птахи в лесу. – Сыплет черемуха снегом зелень в цвету и росе. 2. Спой мне иволга песню пустынную песню жизни моей. – Плачет где-то иволга схоронясь в дупло. 3. Ветер ветер ты могуч ты гоняешь стаи туч... – Свищет ветер серебряный ветер в шелковом шелесте снежного шума. 4. Тебе Казбек о страж востока принес я странник свой поклон. – Стал считать Казбек угрюмый и не счел врагов. 5. Отделкой золотой блистает мой кинжал. – Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный. 6. Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник. – Скажи мне кудесник любимец богов что сбудется в жизни со мною? 8. Мы тебе рады любушка ты наш Давыдов. – Незаметно для самого себя Давыдов склонил голову и задремал.
4. В каком предложении есть ОБРАЩЕНИЕ? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Ты расскажи мне о своей поездке.
2) Я люблю тебя Россия.
3) Жители дома участвуют в озеленении двора.
4) Тайга пострадала от лесного пожара.
5. Переделайте каждое предложение так, чтобы подлежащее стало ОБРАЩЕНИЕМ. О б р а з е ц: Жители села берегут зеленые насаждения. – Сельчане! Берегите зеленые насаждения.
1) Звенит, звенит златая Русь, волнуется неуемный ветер. –
_______________________________________________________________
2)Прекрасны поля земли родной.. –
_______________________________________________________________
3) Родники – начала всех рек и морей.. –
___________________________________________________________________
4)Откуда это прелестное дитя?. – ____________________________________________________________________
5) Поет гармошка вьюге назло, заплутавшее счастье зовет.. –
_______________________________________________________________
6. Прочитайте предложения, выделяя ОБРАЩЕНИЯ. Предположите, в каком падеже употреблено здесь обращение. Дополните примеры своими.
1. Эй, в гимнастерке, подойди сюда! 2. Там, в шляпе, вы оплатили проезд?
3. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?».
С п р а в к а: существительное старче употреблено в звательном падеже, который в современном языке отсутствует.
7. Прочитайте предложения, вставляя пропущенные запятые. Сопоставьте повторяющиеся слова и сочетания слов и объясните разницу между ВВОДНЫМИСЛОВАМИ и ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1. Дождь казалось зарядил надолго (И.Тургенев). – Море на сотни миль вокруг казалось пустынным (В. Катаев). 2. Говорят пицундская голубая сосна подревнее мамонта. (В. Солоухин) – Говорят что Афон – большой ли, маленький, а городок. (В. Солоухин) 3. Я знаешь читал его пьесы. – Ты знаешь адрес этого человека? 4. Солнце чувствуется уже садится за вершины далеких строений. (Г.Федосеев) – По синему небу и обилию света чувствуется приближение весны. (Г.Блинов) 5. Недалеко в прохладной мгле казалось приросли к скале две сакли дружною четой. (М.Лермонтов) – Темное небо над освещенной улицей казалось черным, тяжелым пологом. (И.Бунин)
8. В каком предложении выделенное слово является ВВОДНЫМ? (Знаки препинания не расставлены.)
1. В доме напротив со звоном осыпалась расколотая витрина.
2. Это бывало с ним уже не раз.
3. Одним словом можно выразить целую мысль.
4. В мае возможно будут заморозки.
9. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых вводные слова выражают различную степень УВЕРЕННОСТИ?
A. Длинные ряды стеллажей, казалось, уходили в бесконечность.
Б. Впрочем, здесь был и маленький садик.
B. Вероятно, с той поры о Тобольском кратере забыли вообще.
Г. Уже во тьме наблюдаем хвостатую комету, которая, говорят, является раз в два с половиной столетия.
1) А, Г 2) А, В 3) Б, В 4) Б, Г
10. В каком варианте ответа указаны предложения с ПУНКТУАЦИОННЫМИ ОШИБКАМИ?
А. По преданию, Дмитрий Донской построил в Коломенском деревянную церковь.
Б. Впоследствии, заботы о защите Тульского завода заставили армию отклониться ещё.
В. Кстати и цветёт-то рябина удивительно красиво, пышно и тоже гроздьями.
Г. Кажется, ливень заполняет всё пространство за пределами комнаты.
1) А,Б 2) Б,В 3) В,Г 4) А,Г
11. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых выделенные слова являются ВВОДНЫМИ? (Знаки препинания не расставлены.)
A. Озеро казалось сверкающим ледяным пятном.
Б. К нашему удивлению все уже собрались и ждали нас.
B. Дожди наконец кончились.
Г. И никто друг другу не мешал наоборот у вечерних костров было очень весело.
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г
12. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых вводные слова обозначают ИСТОЧНИК СООБЩЕНИЯ?
А. Рыбаки, по-видимому, первыми и обнаружили наличие переменных ветров, бризов.
Б. Потомки мальтийских рыцарей, по словам гида, собираются здесь на свои ежегодные праздники.
В. Говорят, он и в прежние времена отличался волей и каменным хладнокровием.
Г. Пожалуй, только Италия сумела наладить выпуск красочных путеводителей по своим городам-музеям.
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г
13. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых ОДНАКО является ВВОДНЫМ словом? (Знаки препинания не расставлены.)
A. К утру однако погода опять разгулялась.
Б. Горы должны были показаться через два дня однако подходил к исходу уже третий а их не было видно.
B. Палуба засыпана белой снежной крупой которая однако тут же и тает.
Г. Однако разница между полётом корабля среди звёзд и в пределах Солнечной системы не так уж велика.
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, В
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!