Методические особенности применения физических упражнений в раннем (до 2-х лет) и младшем дошкольном возрасте (от 2-х до 4-х лет) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Методические особенности применения физических упражнений в раннем (до 2-х лет) и младшем дошкольном возрасте (от 2-х до 4-х лет)

2017-06-02 559
Методические особенности применения физических упражнений в раннем (до 2-х лет) и младшем дошкольном возрасте (от 2-х до 4-х лет) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В раннем возрасте гри врожденных или ампутационных дефек-тах нижних конечностей рекомендуется использование упражне-ний, стимулирующих переход детей в положение сидя,:тоя на коле-нях. Применяются упражнения для предупреждения или коррекции контрактур в тазобедренных суставах при культях бедэр (особенно коротких) или в коленных суставах при культях голеьи.

 

Занятия с детьми раннего возраста должны проводиться на спе-циальном столе. Занятия проводятся три-четыре раза в деьь. Ис-пользуются пассивные, рефлекторные, пассивно-активные и активные движения.

 

Пассивные упражнения выполняются методистом. При выполне-нии пассивного движения вначале определяется некоторое согротив-ление ребенка, вызываемое появлением рефлекса на растягивание мышц, а в первом полугодии жизни и остаточными проявлениями физиологического гипертонуса. После первых двух-трех движений сопротивление снижается. При последующих трех-четырех пассив-ных движениях ребенок нередко начинает активно помогать их вы-полнению.


 

384 Частные методики адаптивной физической культуры

 

При выполнении рефлекторных движений используются рефлек-сы позы и положения, выпрямительный, шагательный и некоторые другие.

 

Кроме пассивно-рефлекторных упражнений стимулируется само-стоятельное выполнение ребенком отдельных упражнений с игруш-ками, которые ребенок научился захватывать и перемещать.

 

Активные движения начинают использовать вслед за тем, как они появляются в ответ на предшествующие пассивные или реф-лекторые.

 

Подбор упражнений в первую очередь должен обеспечивать коррекцию нарушений психомоторного развития ребенка и формиро-вание двигательных компенсаций. Для мобилизации подвижности в сохраненных суставах и развития силы мышц сохранившихся сегмен-тов недоразвитых конечностей применяются следующие упражнения:

 

— поочередное и одновременное сгибание ног из положения лежа на спине (сгибание в тазобедренных суставах при культях бедер и в тазобедренных и коленных — при культях голеней);

 

— поочередное и одновременное поднимание прямых ног (при культях голени) из положения лежа на спине;

 

— «скользящие шаги» в положении лежа на спине, выполняе-мые как шагательный рефлекс;

 

— круговые движения ног (культей бедер) в положении лежа на спине;

 

— поочередное отталкивание кожаного набивного мяча правой

 

и левой ногой (культей) в положении лежа на спине или сидя;

 

— из положения лежа на спине разгибание туловища с опорой на ноги (культи) и голову (ребенок поддерживается под таз), стопы или концы культей прижимаются к кровати;

 

— поднимание культи вперед до зрительного ориентира (рука, палка, флажок), выполняемое вначале пассивно, затем пассивно-ак-тивно и, наконец, активно;

 

— сидя на стульчике, разгибая коленный сустав, прикосновение концом культи голени к руке методиста;

 

— поднимание культи вперед с сопротивлением, оказываемым рукой или поднимание культей мешочка с песком весом 0,5—1 кг;

 

— лежа на животе сгибание и разгибание в коленных суставах (при культях голени).

 

Если движения в суставах пораженной конечности резко огра-ничены, они выполняются вначале как пассивные, затем как движе-ния, совершаемые с помощью, затем производятся активно (в игро-вой форме) и, наконец, осуществляются ребенком при небольшом сопротивлении методиста.


 

Глава 7  

 

Используются также пассивные, рефлекторные и активные упраж-нения, вовлекающие в движение верхние конечности и туловище.

 

Очень важное значение имеет период обучения пользованию протезом. На начальном этапе протез надевается на короткое время, когда ребенок играет. После привыкания протез надевается на время занятий лечебной гимнастикой. В протезе должны производиться упражнения в ползаньи, в переходе в положение сидя, при встава-нии и осуществляться ходьба. В возрасте, приближающемся к 1 —1,5 годам, протез надевается не только для проведения занятий лечебной гимнастикой, но и по мере возможности на время самостоятельных игр и бодрствования ребенка. Стимулируется ходьба ребенка в про-тезе с помощью взрослых, при опоре на окружающие предметы и в форме свободного передвижения.

 

Во второй половине второго года на занятиях должны созда-ваться игровые ситуации, при которых ребенок должен преодолевать различные препятствия — перелезать или перешагивать через раз-личные игрушки или другие предметы, подниматься на горку или сходить с нее и т.д.

 

Первое вставание и первые шаги на протезах осуществляются с помощью взрослых. В последующем используется имитационно-иг-ровая методика обучения ходьбе. Существенным моментом на дан-ном этапе является формирование у ребенка сгибания в коленном шарнире при ходьбе на протезах бедра, для чего применяются самые разнообразные упражнения

 

Ходьба на протезах голени и бедра в возрасте до 4-х лет харак-теризуется беспорядочностью всех основных биомеханических пара-метров, слабой выраженностью ее компонентов, уменьшением дли-ны шагов и углов движений в суставах, высоким темпом, сохранением легкой сгибательной установки ног на протяжении всей ходьбы, неустойчивостью, повышенной электрической активностью уча-ствующих в движении мышц.

 

По мере овладения ходьбой на протезе занятия дополняются соответствующими возрасту и доступными ребенку основными дви-жениями в лазании, подлезании и перелезании и др. Прыжки при-меняются только в форме подскоков на здоровой ноге.

 

Наибольшие трудности представляет овладение и обучение пользованию протезами после вычленения бедра и после ампутации обоих бедер. У этих детей следует использовать обучение ходьбе в брусьях, в ходунках, с костылями или с подвешиванием с помощью специальных лямок и корсета к монорельсовой дороге.

 

При врожденных и ампутационных дефектах верхних конечностей физические упражнения используются с целью увеличения объема дви-


 

386 Частные методики адаптивной физической культуры

 

жений в сохранившихся суставах пораженной конечности, укрепления мышц плечевого пояса, максимального вовлечения культи в различные движения; формирования компенсаторных захватов и перемещения раз-личных предметов и игрушек с помощью культей; совершенствования ползания, изменения положения тела в пространстве.

 

Занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком два-три раза в день. Продолжительность занятия до 15 мин, выполняются 10—12 упражнений. Вначале используются пассивные упражнения, затем активно-пассивные. Большинство упражнений носит имитаци-онный или игровой характер.

 

После каждых двух-трех упражнений целесообразно использо-вать массажные движения (легкое поглаживание, разминание) с та-ким расчетом, чтобы к концу занятий были отмассажированы руки и плечевой пояс, спина, ноги и живот ребенка.

 

Наибольшие трудности представляет подбор и методика упраж-нений для детей с двусторонними вычленениями или высокими ам-путациями плеч. Основное внимание при занятиях с такими детьми уделяется формированию самостоятельного перехода в положение сидя, стоя на коленях, на выпрямленных ногах и компенсаторных за-хватов и действий с различными предметами. Используются упраж-нения, мобилизирующие подвижность и способствующие развитию силы мышц плечевого пояса и культей. Помимо этого применяются упражнения для мышц туловища.

 

Кроме занятий гимнастикой, обязательно организуются игры с мягкими игрушками, мячами различных размеров, кубиками. Игры проводятся два-три раза в день. Они не только способствуют совер-шенствованию двигательных навыков, но и обеспечивают формиро-вание у ребенка представлений о форме, жесткости, весе, цвете и других свойствах различных предметов.

 

Период подготовки к протезированию ограничивается ознаком-лением ребенка с протезом.

 

В период обучения пользованию протезом основная задача со-стоит в приучении ребенка к протезу как неотъемлемой составной части тела.

 

 

7.3.2. Методические особенности применения физических упражнений в старшем дошкольном возрасте (47 лет)

 

Для развития моторики здоровых детей старшего дошкольного возраста наиболее характерно совершенствование основных движе-ний — ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазания и овладение простей-шими спортивными навыками — катанием на санях, на коньках, на лыжах, игрой в волейбол, настольный теннис и др.


 

Глава 7  

 

Подбор упражнений и методика проведения занятий у детей данной возрастной группы в большей мере, чем в раннем и млад-шем дошкольном возрасте, зависит ст отставания в развитии мото-рики и от особенностей сформированных у детей компенсаций.

 

При врожденных или ампутационных дефектах нижних конеч-ностей в период подготовки к протезированию применяются упраж-нения для развития силы мышц и уменьшения контрактур в суста-вах, для подготовки культи к давлению гильзы протеза, для коррекции положений таза, позвоночника и плгчевого пояса, акробатические упражнения, упражнения, направленные на сохранение устойчивости вертикальной позы, для профилактики плоскостопия здоровой конеч-ности, обучение пользованию костылями.

 

Для увеличения подвижности в сохраненных суставах и для развития силы мышц пораженной конечности применяются упраж-нения, выполняемые сидя, лежа на сплне, лежа на животе.

 

При коротких культях бедра наиболее часто формируются сги-бательные и отводящие контрактуры тазобедренных суставов. При таких контрактурах необходимо акцентировать внимание на разги-бании и приведении культи. При отведении культи назад, чтобы из-бежать компенсаторных движений таза, туловища и участия других мышц в сгибании, обязательна фиксация таза в положении лежа на животе мешками с песком или рукой методиста. При сгибательных контрактурах тазобедренного сустава основное исходное положение — лежа на животе.

 

Необходимо отметить, что положение стоя на одной ноге спо-собствует формированию косого положения таза и «5»-образному искривлению позвоночника. При односторонних дефектах общий центр массы тела смещается в сторо^ сохранившейся конечности, развивается асимметрия в тонусе мышц туловища, происходит на-клон таза в сторону ампутированной конечности, формируется ско-лиоз, асимметрия надплечий и лопаток. Для коррекции положения плечевого пояса, позвоночника, таза применяются специальные уп-ражнения.

 

Овладение протезом начинается с обучения его надеванию и привыкания к нему. При этом ребенок пробует ходить на протезе с поддержкой за руку или за подмыше1ные области.

 

В процессе обучения ходьбе регулярно выявляются жалобы ре-бенка на боли и неудобства и провэряется появление наминов и потертостей на культе. Дефекты протеза должны быстро устраняться.

 

После отделки протеза совершенствование ходьбы ребенка осу-ществляется при помощи упражнении, обеспечивающих ее ритмич-ность и «мягкость», например ходьба через барьеры небольшой вы-


388 Частные методики адаптивной физической культуры

 

соты для исключения задевания носком протеза за поверхность опо-ры, ходьба вверх и вниз по наклонной скамейке.

 

В обучении ходьбе выделяются три этапа.

 

/ этап — обучение сохранению вертикальной позы с равномер-ным распределением веса тела на обе конечности и переносу веса тела с одной ноги на другую; постепенному переходу от положения стоя у неподвижной опоры (у стены, в брусьях) к положению стоя без дополнительной опоры.

 

// этап (переходный от стояния к ходьбе) — формирование равновесия в двух- и одноопорной фазе шага; обучение управлению протезом. При обучении ходьбе важно сформировать у ребенка пра-вильное движение культей. Необходимо использовать подготовитель-ные упражнения, которые формируют умение сгибать коленный шарнир в протезах после ампутации бедра.

 

На /// этапе совершенствуется техника ходьбы и отрабатыва-ются элементы шага. Осуществляется коррекция таких дефектов ходьбы, как отсутствие сгибания коленного шарнира, переката стопы, чрезмерная асимметрия в длине шагов, несвоевременный перенос веса тела с протеза на ногу, широкое расставление протезов (особенно после ампутации обоих бедер); избыточные движения туловищем, руками, скованность движений; приподнимание плеча, наклон туло-вища и головы вперед.

 

Для устранения этих дефектов, кроме специальных упражнений, используются словесные указания методиста, а также создаются ус-ловия, при которых достигается исправление ошибок.

 

При дефектах верхних конечностей в период подготовки к первичному протезированию наибольшее внимание уделяется решению следующих задач:

 

1) мобилизации подвижности в плечевых суставах и движений плечевым поясом, развитию силы мышц плечевого пояса и культей;

 

3) расширению и совершенствованию имеющихся у ребенка компенсаций, необходимых для возможно лучшего самообслужива-ния, в том числе с использованием простейших приспособлений;

 

4) развитию координационных способностей, помогающих более быстрому освоению управления протезами;

 

5) совершенствованию осанки и коррекции ее дефектов;

 

6) уменьшению отставания в развитии основных движений ре-бенка (метаний, лазания, подскоков, прыжков, ходьбы, бега) и т.д.;

 

7) формированию у ребенка положительного отношения к про-

 

тезу.

 

При обучении управлению протезом и формировании простей-ших движений, осуществляемых с его помощью, должно обеспечи-


 

 

1'лава 7    
   

 

иаться привыкание к протезу и воспитание чувства необходимости пользоваться им. В первую очередь проводится обучение самостоя-тельному надеванию протезов, выполнению наиболее важных дви-жений, необходимых при самообслуживании (прием пищи, питье, ри-сование, захват и перемещение предметов и др.).

 

Используются также упражнения в ходьбе, беге, прыжках. Боль-шинство основных движений выполняется в игровой форме и в соревновательных условиях. Из упражнений, требующих проявления ловкости, используются простейшие акробатические упражнения, обучение падениям и вставанию.

 

Занятия проводятся ежедневно в группах, численностью 3—5 человек, с использованием индивидуально-группового метода Про-должительность занятий для детей 4—5 лет — 25—30 мин, для де-тей 6—7 лет — 45 мин.

 

 

7.3.3. Методические особенности применения физических •: упражнений в младшем и среднем школьном возрасте и (7—12 лет)

 

' * ' После ампутации нижних конечностей при подготовке к пер-вичному протезированию наиболее важными является решение сле-дующих задач:

 

1) развитие силы усеченных или недоразвитых мышц нижних конечностей;

 

2) профилактика и устранение контрактур и ограничений под-вижности в суставах пораженной конечности;

 

3) подготовка кожи культи к использованию протеза;

 

4) коррекция дефектов осанки;

 

5) совершенствование координации движений культей и общей координации движений, совершенствование равновесия;

 

6) профилактика плоскостопия при односторонних дефектах. Для достижения поставленных задач используются индивидуаль-

 

ные, индивидуально-групповые и групповые занятия, проводимые по типовой схеме.

 

Для групповых занятий подбираются пять-шесть детей одной возрастной группы с однотипными дефектами, освоивших выполне-ние элементарных упражнений или ранее занимавшихся индивиду-ально. Продолжительность занятия 30—35 мин.

 

Индивидуально-групповые занятия проводятся с детьми одной возрастной группы в количестве трех-четырех человек с неоднород-ными дефектами. Первая половина основной части занятия прово-дится групповым методом, во второй половине каждый ребенок вы-полняет индивидуально подобранные для него упражнения и задания,


390 Частные методики адаптивной физической культуры

 

осваивает новые или совершенствует разученные ранее упражне-ния.

 

Дети с ампутационными дефектами требуют длительной и раз-носторонней подготовки культи. Особенно после ампутаций, произ-веденных в школьном возрасте, они легко осваивают передвижение на протезах на фоне сформированного у них к моменту усечения локомоторного акта ходьбы.

 

Для развития силы мышц усеченных и недоразвитых конечно-стей применяются упражнения с сопротивлением в виде небольших грузов (1—3 кг), выполняемые на блочном устройстве, не допуская статических напряжений мышц При дефектах бедер внимание уделя-ется развитию силы разгибателей и приводящих мышц бедра, после ампутаций голеней — разгибателей голеней.

 

Для развития силы мышц культей используется фантомно-им-пульсивная гимнастика, содержанием которой является изометричес-кое напряжение мышц. Она назначается к выполнению 3—4 раза в день по 20—50 повторений. В первые дни необходимо контролиро-вать правильность их выполнения, так как дети младшего школьного возраста при врожденных дефектах с трудом осваивают технику этих упражнений.

 

Упражнения для устранения контрактур суставов следует при-менять в сочетании с использованием укладок мешочками теплого песка (3—4 раза в день, длительностью 20—30 мин). При сгиба-тельно-отводящих контрактурах тазобедренных суставов наиболее эффективны укладки в положении лежа на животе при максималь-но возможном разгибании и приведении культи. При сгибательных контрактурах коленных суставов используются как положения лежа на животе, так и на спине (при максимальном разгибании в колен-ном суставе).

 

Для развития координационных способностей движения культей выполняются в сочетании с движениями туловища, таза и верхних конечностей. Большое внимание уделяется формированию навыка правильной осанки и коррекции ее дефектов. Кроме овладения ощу-щениями правильной осанки и умением удерживать ее, используют-ся упражнения, направленные на развитие силы мышц туловища и формирование «мышечного корсета» Одним из методических при-емов формирования навыков осанки является осуществление само-контроля при выполнении упражнений перед зеркалом, а также по-стоянное напоминание о необходимости сохранять правильное положение тела.

 

При односторонних дефектах применяются упражнения с целью профилактики плоскостопия здоровой конечности.


 

 

Глава 7    
   

 

Кроме коррекционно-компенсаторных упражнений, дети дслжны освоить доступные им основные движения (лазание, перелезание, прыжки, метание и др.), а также простейшие построения и перестро-ения, повороты, выполнение различных команд.

 

Из общеразвивающих применяются упражнения без 1редметов и с предметами (мячами, гантелями, гимнастическими палками) для мышц верхних конечностей, туловища и здоровой ноги.

 

Овладение протезом начинается с обучения его надеванию. Обу-чение ходьбе на протезе бедра осуществляется в три этапа по мето-дике, описанной выше.

 

При дефектах верхних конечностей методика занятрй прибли-жается к методике^ применяемой у взрослых. Деги в школьном воз-расте нуждаются в первичном протезировании чаще по поводу ам-путационных дефектов, чем врожденных недоразвитии. Ампутация в меньшей степени обуславливает нарушение физического разви-тия ребенка, чем врожденная аномалия. Менее выражено их влия-ние и на образование вторичных деформаций. Значительно чаще наблюдаются порочные культи, требующие оперативного Еменатель-ства.

 

Среди основных задач двигательной реабилитации можно выде-лить следующие:

 

1) мобилизация подвижности и развитие с?лы мышц культи и плечевого пояса;

 

2) мобилизация максимальной амплитуды движение в суста-вах нижних конечностей, в поясничном и грудном отделах позво-ночника;

 

3) совершенствование мышечно-суставной чувствительности;

 

4) коррекция вторичных деформаций опорно-двигательного ап-

 

парата;

 

5) формирование у детей «чувства протеза» как составной части тела и потребности к постоянному ношению и пользованию протезом;

 

6) формирование необходимых навыков самообслуживаьия. Применение физических упражнений осуществляется так же, как

 

и в других возрастных группах, и направлено на подготов<у к проте-зированию, овладение простейшими движениями, формирование на-выков владения протезом Формы проведения занятий различны. Чаще всего используются индивидуально-групповые и групповые за-мятия, проводимые по типовой схеме, включающей вводную, ос-ювную

и заключительную части. Продолжительность занятия 30 — 45 мин. Индивидуальное проведение занятий целесообразно с детьми в

 

первые дни после снабжения протезом при освоении навыкоз само-обслуживания, а также с детьми, которые раньше не занимались фи-


392 Частные методики адаптивной физической культуры

 

зическими упражнениями или нуждаются в индивидуальном подхо-де, например после оперативных вмешательств на культях. Продол-жительность индивидуальных занятий от 10—15 до 30 мин (Добро-вольский В.К. с соавт.,1979; Добровольский В.К. с соавт.,1981).

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.