Упражнения для коррекции дыхания — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Упражнения для коррекции дыхания

2017-06-02 481
Упражнения для коррекции дыхания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Упражнения Коррекционная  
направленность  
п/п  
       
       
1. Лежа на спине, ноги согнуты в ко- Понимание механизма  
  ленях, права» рука на груди, левая — полного дыхания: правая  
  на животе — глубокое медленное ды- контролирует грудное  
  хание через нос дыхание (грудь поднима-  
    ется), левая — брюшное  
    (поднимается живот)  
         
2. Лежа на спине, руки вдоль туловища — Увеличение глубины  
  глубокий вдох через нос (вдохнули дыхания, приучение к  
  «запах цветка»), медленный выдох че- глубокому дыханию, об-  
  рез нос разное мышление  
         
3. Лежа на спине, руки вдоль туловища, Увеличение глубины  
  ноги согнуты в коленях — глубо- полного дыхания в ста-  
  кий вдох и выдох тической позе    
       
4. То же, с заданным ритмом дыхания: Усвоение ритма полно-  
  вдох на 3 счета, выдох — ка 4 («сду- го дыхания    
  нули одуванчик»)      
         
5. Стоя, руки на пояс — глубокий вдох Увеличение глубины  
  через нос и выдох через рот, губы диафрагмального дыха-  
  трубочкой («погасили свечу») ния, образное мышление  
         
6. Сидя на полу, согнув колени, локти Увеличение глубины  
  упираются в живот, открытые ладо- грудного дыхания, образ-  
  ни перед собой — глубокий вдох и ное мышление    
  длинный выдох («подули на молоко»)      
       
7. Лежа на спине, поднимание рук Усиление глубины вдо-  
  вверх — вдох, опускание — выдох ха в сочетании с дви-  
    жением    
       
8. Сидя на стуле, положив набивной мяч Увеличение подвижнос-  
  (2 кг) на живот и удерживая его ру- ти диафрагмы, усиление  
  ками, — глубокий вдох, медленный вы- глубины вдоха  
  дох, рот трубочкой      
         

 

  Частные методики адаптивной физической культуры
      Продолжение табл.
         
9. Сидя на стуле, развести руки в сто- Согласование дыхания с
  роны — глубокий вдох, на выдохе — движением, акцентиро-
  наклон вперед, доставая руками нос- ванный сильный выдох
  ки ног            
       
10. Стоя, руки перед грудью, после глубо- Согласование дыхания с
  кого вдоха — на выдохе пружинящие движением, парциаль-
  отведения назад рук, согнутых в локтях ный выдох (на 4 счета)
11. «Дровосек». Ноги на ширине плеч, Согласование дыхания с
  руки в замок — глубокий вдох — движением, акцентиро-
  поднять руки, на выдохе с наклоном ванный выдох, развитие
  резко опустить руки, произнося «у-у-ух» дыхательной мускулатуры
       
12. «Лягушка». Прыжки на двух ногах, Согласование дыхания с
  продвигаясь вперед с взмахом рук. движением, акцентиро-
  На взмахе глубокий вдох, во время ванный выдох, развитие
  прыжка — сильный выдох с произ- дыхательной мускулатуры
  несением звуков «ква»          
       
13. Ходьба, руки на поясе с различными Акцентирование внима-
  вариантами дыхания: на 3 шага — ния на дыхании, варьиро-
  вдох, на 3 шага — выдох; на 4 шага — вание частоты дыхания,
  вдох, на 4 шага — выдох; на 2 шага — согласование заданной
  вдох, на 3 шага — выдох; на 3 шага — частоты дыхания с дви-
  вдох, на 5 шагов — выдох и др. жением        
         
14. Бег с акцентированным вниманием Усвоение разных рит-
  на дыхание: а) после сильного вдоха мов дыхания, согласова-
  через нос, не задерживая дыхания, — ние с движением, вни-
  постепенный выдох на каждый шаг, мание на выдохе      
  на четвертом — полный выдох через          
  рот с произнесением звуков «ф-фу»;          


209

 

Продолжение табл.

 

17. То же, при передвижении на лыжах, То же коньках, подвижных и спортивных играх

 

 

Профилактика зрения

 

Около 30% детей с умственной отсталостью имеют нарушения зрения. Чаще всего встречается близорукость.

 

Для сохранения-зрения существенное значение имеют гигиени-ческие условия проведения занятий, в частности рациональная и достаточная освещенность, чистота помещений, адекватные возрасту спортивный инвентарь и оборудование, абсолютная безопасность, кото-рые создают условия комфорта для занятий, снижают утомление глаз.

 

Если ребенок начинает тереть глаза, жмуриться от обилия света или у него появляется покраснение глаз, слезотечение, его необходи-мо обследовать у врача. Офтальмологами МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца и специалистами Федерального центра ЛФК и спортивной медицины разработаны специальные физические упражне-ния для профилактики появления и прогрессирования нарушений зре-ния. Приводим несколько упражнений, наиболее простых и доступных для умственно отсталых детей, которые могут выполняться как на уро-

 

ках, так и в домашних условиях (Лильин Е.Т., Доскин В.А., 1997).
Упражнения для профилактики зрения
  Коррекционная
Упражнения направленность
п/п  


 

  б) на 4 шага постепенный вдох, на 4  
  шага — постепенный выдох; в) на 2  
  шага — вдох, на 4 шага — выдох  
     
15. Бег с произвольным дыханием, уско- Развитие кардиореспи-
  рениями, остановками, прыжками и т. п. раторной системы, опре-
    деление индивидуально-
    го ритма дыхания
     
16. Бег с ходьбой по дорожкам парка, по То же
  пересеченной местности с регулиро-  
  ванием частоты и глубины дыхания  


 

1. И.п. — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3—5 с, а затем открыть на 3—5 с. Повторить 6—8 раз

2. И.п. — сидя. Смотреть прямо перед собой 2—3 с, держать палец правой руки по средней линии лица на рас-стоянии 25—30 см от глаз, перевес-ти взгляд на кончик пальца и смот-реть на него 3—5 с, опустить руку. Повторить 10—12 раз


Укрепление мышц век, расслабление мышц глаза, улучшение крово-обращения в них

 

Снижение утомления, облегчение работы на близком расстоянии


 

  Частные методики адаптивной, физической культуры
    Продолжение табл.
       
3. И.п. — сидя. Быстро моргать в те- Улучшение кровообра-
  чение 1 мин с перерывами щения    
     
4. И.п — сидя. Вытянуть вперед руку, Облегчение зрительной
  смотреть на кончик пальца, располо- работы на близком рас-
  женный на средней линии лица, мед- стоянии    
  ленно приближать палец, не сводя с      
  него глаз до тех пор пока палец не      
  начнет двоиться. Повторить 6—8 раз      
       
5. И. п. — сидя. Закрыть веки, масси- Расслабление мышц
  ровать их с помощью круговых дви- глаз, улучшение крово-
  жений пальца в течение 1 мин обращения в них
       
6. И.п. — стоя. Отвести руку в пра- Укрепление мышц гла-
  вую сторону, медленно передвигать за, совершенствование
  палец полусогнутой руки справа на- их координации  
  лево и при неподвижной голове сле-      
  дить за пальцем; медленно передви-      
  гать палец полусогнутой руки слева      
  направо и при неподвижной голове сле-      
  дить за пальцем. Повторить 10—12 раз      
       
7. И п. — сидя. Тремя пальцами каж- Расслабление мышц
  дой руки легко нажать на верхнее яб- глаза, улучшение крово-
  локо обоих глаз, спустя 1—2 с снять обращения и циркуля-
  пальцы с век. Повторить 3—4 раза ции внутриглазной жид-
    кости    
       
8. И.п. — сидя. Второй, третий и чет- Укрепление глазных
  вертый пальцы рук положить так, что- мышц, улучшение крово-
  бы второй палец находился у наруж- обращения, снижение
  ного угла глаза, третий — на середине утомления, улучшение
  верхнего края орбиты и четвертый — циркуляции внутриглаз-
  у внутреннего угла глаза, медленно ной жидкости  
  закрыть глаза. Пальцы оказывают      
  этому небольшое сопротивление. По-      
  вторить 8—12 раз      
       
9. И.п. — сидя. Указательными пальца- Улучшение кровообра-
  ми фиксировать кожу надбровных дуг, щения, работоспособно-
  медленно закрыть глаза, пальцы удер- сти глазных мышц
  живают кожу надбровных дуг. Повто-      
  рить 8—10 раз      
         

 

Глава 4    
    Продолжение табл.
       
10. И.п. — сидя. Медленно переводить Улучшение работоспо-
  взгляд с пола на потолок и обратно, собности цилиарной
  голова неподвижна. Повторить 8—12 раз мышцы  
       
12. И.п. — сидя. Медленные круговые Улучшение работоспо-
  движения глазами в одном, а затем собности цилиарной
  в обратном направлении. Повторить мышцы  
  4—6 раз    
       

 

На каждом занятии используются от 3 до 5 упражнений. Более подробно меры профилактики и коррекции зрения изложены в главе 2.

 

4.4. Коррекционно -развивающие подвижные игры для детей с умственной отсталостью

 

Подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности вли-яния на все сферы жизнедеятельности детей и подростков с ум-ственной отсталостью. Глубочайший смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его тка-ни, органы и системы, структурно их создают, формируют и совер-шенствуют (В. М. Лебедев).

 

Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм умственно отсталого ре-бенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению естественной потребности в движении. Подвижная игра не только противодействует гипокинезии, но и способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, разви-тию физических способностей.

 

В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, перелезание, прыжки, упражнения с мячом, в них не- сложной техники и тактики, а прави-ла всегда можно изменить соответственно физическим и интеллек-туальным возможностям ребенка. Желание играть — главный сти-мул, побуждающий ребенка к игровой деятельности. Замечено, что во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче пре-одолеваются психические и эмоциональные проблемы.

 

Особая ценность подвижных игр для детей с умственной отста-лость заключается в возможности одновременного воздействия на


212 Частные методики адаптивной физической культуры

 

моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных про-цессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Игры вынуж-дают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партне-ров, приспосабливаться к обстановке. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех. Чем разнообразнее информация по-ступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процес-сы. Именно поэтому с помощью игры у ребенка с умственной от-сталостью развивают восприятие, мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышая умственную активность, а следова-тельно, познавательную деятельность в целом.

 

Эффект этот достигается за счет полифункциональности подвиж-ных игр, когда коррекция двигательных нарушений (пространствен-ной ориентировки, точности, ритма, согласованности движений, равно-весия и др.) инициирует активную деятельность мозга, сохранных анализаторов, психических функций, вегетативных систем, обеспечи-вающих движение. Особенно ярко эта взаимосвязь проявляется в реализации межпредметных связей, когда целенаправленные двига-тельные действия, организованные в форме игровых композиций, эс-тафет, ролевых и имитационных игр, выполняемых под стихи, загадки, потешки, скороговорки, с решением простейших математических за-дач, облегчают усвоение счета, понятий о количестве, форме, величи-не, направлении, амплитуде; активизируют речевую деятельность, пра-вильное звукопроизношение; обогащают словарный запас, развивают память, внимание, моторику мелких мышц рук.

 

Известно, что умственно отсталые дети отстают в развитии духов-ных интересов, потребностей. Поэтому сама игровая деятельность, вызы-вающая у детей интерес и содержащая в себе необходимые компонен-ты развития личности, является средством духовного развития. В игре складываются отношения между детьми, вырабатываются привычки, пра-вила поведения. Дети больше узнают друг друга, взаимодействуют меж-ду собой, познают нехитрые игровые ситуации, проявляют самостоятель-ность, подражают, радуются, фантазируют, т. е. в игре идет активное формирование личности, имеющее большое социальное значение. По мнению Г. В. Кулешовой (1992), нравственные привычки, сформирован-ные в игре, закладывают характер, который в зрелом возрасте позволя-ет не только понять окружающий мир, но и найти в нем свое место.

 

При подборе подвижных игр важно учитывать эмоциональное со-стояние, характер, поведение детей. Состояние умственно отсталого ре-бенка нестабильно. Эмоциональное напряжение, усталость могут выз-вать внутренний дискомфорт, который чаще выражается в нарушении


 

 

Глава 4  

 

поведения, капризах, ссорах, драках. Иногда они могут вызвать обратные реакции: пассивность, нежелание вступать в контакт. Преодолевать эмо-циональное напряжение можно с помощью подвижных игр.

 

Таким образом, при подготовке к проведению подвижных игр педагог должен учитывать следующие моменты:

 

• содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физи-ческая нагрузка) должно быть доступным и соответствовать возрас-ту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей, эмоцио-нальному состоянию и личностным интересам детей;

 

• подвижные игры предполагают варианты усложнения, но про-цесс насыщения моторными действиями должен осуществляться по-степенно по мере овладения простыми формами движений;

 

• содержание игр должно предусматривать комплексный харак-тер воздействия- коррекцию двигательных нарушений, физических качеств, координационных способностей, укрепление и оздоровление всего организма в целом;

 

• в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка.

 

В экспериментальном исследовании О.А. Шпитальной (2000), про-веденном на школьниках 8—11 лет с умственной отсталостью легкой

 

и умеренной степени, воспитывающихся в детском доме, апробировано около 150 подвижных игр, рекомендованных в литературе для здоро-вых учащихся того же возраста. Установлено, что только треть этих игр подходит детям с умственной отсталостью, 2/3 игр оказались слиш-ком сложными для запоминания и воспроизведения, отдельные игры были непонятны и не вызывали интереса В итоге отобрано 52 под-вижных игры (10 из них для зимних условий), которые проводились во внеучебное время как рекреативные игровые занятия по 1 часу 3 раза в неделю. Установлены специфические особенности игровой деятель-ности младших школьников с нарушениями интеллекта

 

1. Среди участвующих в эксперименте не было ни одного ре-бенка, отказавшегося от игр Не подтвердилось мнение дефектоло-гов о том, что у детей данной нозологической группы неразвиты навыки игровой деятельности. Способность к игре развивается.

 

2. Процесс освоения игровой деятельности достаточно длитель-ный. На освоение 52 подвижных игр потребовалось 2 года, но это свидетельствует о потенциальных возможностях детей

 

3. Наибольший интерес вызывают простые по сюжету и содер-жанию игры, соответствующие играм здоровых детей дошкольного возраста. Отмечено, что в полюбившиеся игры дети играют само-стоятельно в свободное время.


214 Частные методики адаптивной физической культуры

4. В игре отчетливо проявляются недостатки психического раз-вития ребенка (отвлекаемость, неустойчивость эмоций, нежелание осваивать новое, быстрая утомляемость), которые можно частично нивелировать методическими приемами: сменой подвижных игр по направленности, продолжительности, сложности, эмоциональной на-пряженности и др., позволяющими сосредоточить внимание детей на игре и поддерживать интерес.

 

5. Адекватными возрасту, особенностями психики, состоянию физической подготовленности являются 40—60-минутные рекреатив-ные занятия, в содержании которых входит от 10 до 20 подвижных игр продолжительностью от 1 до 3—5 мин.

 

Методика рекреативных физкультурно-оздоровительных занятий, основанных на использовании коррекционно-развивающих подвиж-ных игр, отобранных с учетом личностных интересов детей, позво-лила эмоционально разнообразить быт детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации, увеличить объем двигательной активности, расширить диапазон знаний, двигательных умений и фи-зических способностей Положительные изменения произошли в уровне развития кратковременной памяти, мышления, звукобуквенно-го синтеза, элементарных математических представлений. Существен-но улучшились показатели физической подготовленности: в висе на согнутых руках, метании набивного мяча на дальность, прыжке в длину с места, наклоне вперед в положении сидя, количестве присе-даний за 30 с, беге на 20 м, быстроте локальных движений В наибо-лее отстающем звене — координационных способностях — суще-ственные положительные изменения отмечены в статическом и динамическом равновесии, умении оценивать пространственные и си-ловые характеристики движения, усвоении заданного ритма движе-ний, координации мимических мышц, двигательной памяти.

 

Ниже приводятся некоторые подвижные игры для младших школьников с умственной отсталостью (Шапкова Л.В., 2001).

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.