Особенности психического развития детей — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности психического развития детей

2017-06-02 2565
Особенности психического развития детей 4.50 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

 

Психика умственно отсталых детей характеризуется следующи-ми проявлениями.

 

1. Стойкое нарушение познавательной деятельности выражает-ся в отсутствии потребности в знаниях, вялости мыслительной дея-тельности, неумении анализировать и обобщать, из совокупности вы-делять главное, проводить сравнение, находить сходство, оценивать себя и свою работу. Отмечается недостаточность всех уровней мыс-лительной деятельности: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. Анализ зрительного восприятия реального пред-мета или изображения отличается бедностью и фрагментарностью.

 

2. Восприятие характеризуется замедленным темпом и объемом, поэтому формирование знаний, освоение двигательных действий требует больше времени. Трудности восприятия пространства и времени мешают ориентироваться в окружающем, улавливать внутренние взаимосвязи. Например, подводящие упражнения часто воспринимаются как самостоя-тельные, не имеющие логической связи с основным упражнением.

 

3. Речевая деятельность развита недостаточно, страдают все ее стороны фонетическая, лексическая, грамматическая. Характерна за-держка становления речи, понимания обращенной речи. К старшим классам словарный запас обогащается, однако сохраняется дефици-тарность слов, определяющих внутренние свойства человека, а предло-жения оказываются преимущественно простыми. Нарушение речи но-сит системный характер и распространяется на все функции речи — коммуникативную, познавательную, регулирующую. Причиной являют-ся нарушения взаимосвязи между первой и второй сигнальными сис-темами. В результате отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи, что снижает потребность в речевом общении. Р. И. Лалаева установила, что только 30% учащих-ся начальных классов с легкой умственной отсталостью имеют отно-сительно сохранный уровень развития речи, у остальных 70% отмеча-ется системное нарушение речи различной степени тяжести.

 

4. Память характеризуется слабым развитием и низким уров-нем запоминания, сохранения, воспроизведения. Особенно затрудне-но осмысленное запоминание. То, что удерживается механической памятью, тоже быстро забывается. Это касается как словесного ма-териала, так и движения. Поэтому каждое физическое упражнение, речитатив, указание требуют многократного повторения, причем луч-ше запоминаются яркие, эмоциональные переживания, вызвавшие интерес. Требование запомнить материал — мало эффективно.

 

5. Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностью его распределения, замедленностью переключения. Дети не могут


 

 

Глава 4    
   

 

долго сосредотачиваться на одном объекте, быстро отвлекаются. Это проявляется в том, что при возникновении любых трудностей они стараются их избежать и переключаются на что-то другое.

 

6. Существенно страдают волевые процессы. Дети крайне безы-нициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельно-стью Им свойственны непосредственные импульсивные реакции на внешние впечатления, неумение противостоять воле другого человека.

 

7. Эмоциональная сфера также имеет ряд особенностей. Отмеча-ется недоразвитие, неустойчивость эмоций, отсутствие оттенков пере-живаний, слабость собственных намерений, стереотипность реакций. Всем детям свойст^нны эмоциональная незрелость, нестабильность чувств, трудности в понимании мимики и выразительных движений. Наблюдаются случаи то выраженного эмоционального спада, то повы-шенной возбудимости. У детей этой категории наблюдается недораз-витие навыков игровой деятельности, они с удовольствием играют в известные, освоенные подвижные игры и с трудом осваивают новые.

 

При разнице психофизических характеристик, свойственных де-тям с разной степенью умственной отсталости, имеются и общие черты. Наиболее характерной из них является сниженная самооцен-ка. Зависимость от родителей затрудняет формирование себя как личности, ответственной за свое поведение. Этому способствует низ-кий уровень навыков общения, задержка вербального развития, пас-сивность, повышенная подчиняемость, отсутствие инициативы, агрес-сивность, деструктивное поведение.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.