Коррекционно-развивающие подвижные игры — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Коррекционно-развивающие подвижные игры

2017-06-02 263
Коррекционно-развивающие подвижные игры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


 

 

Глава 4          
         
  Продолжение табл.  
     
ко я скажу: "Рычи, лев, рычи", — каж- ция голосовых связок,  
дый из вас должен встать в угрожа- имитация движений, во-  
ющую стойку льва с выпущенными ображение, развитие  
когтями и как можно громче рычать мелкой моторики рук,  
"р-р-р-р"». После игры все дети па- расслабление    
дают от усталости на маты и отды-          
хают в непринужденных позах          
       
2. «Лохматый пес» Развитие быстроты ре-  
Содержание игры. В определенном акции, внимания, коорди-  
месте (на скамейке, внутри обруча) нации элементарных  
сидит на корточках (руки под щеку) движений, ловкость увер-  
спящий «пес». Дети из своего дома с тывания, активизация ре-  
противоположной стороны (на носоч- чевой деятельности, рит-  
ках, руки на пояс, плечи расправлены, мичность движений,  
спина прямая), крадучись, двигаются заданная речитативом,  
по направлению к «псу», хором тихо развитие скоростных ка-  
приговаривая: честв, акцентированное  
Вот сидит лохматый пес, внимание на сохранении  
В лапы свой уткнувши нос, правильной осанки, про-  
Тихо, мирно он сидит, филактика плоскостопия  
Не то дремлет, не то спит          
Подойдем к нему, разбудим..          

И посмотрим: что же будет?

 

С последними словами дети вплотную подходят к «псу», хлопают в ладоши и быстро убегают в свой дом, а «пес» их ловит. Пойманный становится «псом».

 

Варианты усложнения:

— при большой группе играющих мо-

жет быть увеличено количество «псов»; •<  
— вместо ходьбы на носочках могут  
   
быть использованы другие упражнения    

Содержание

 

п/п|

 

1. «Рычи, лев, рычи»

 

Содержание игры. Ведущий говоритиграющим: «Мы все львы, целая льви-ная семья. Давайте узнаем, кто из львов рычит громче всех. Как толь-


 

Направленность

 

Снижение психоэмоцио-нального ьапряжения, снятие агрессивности, закрепление произноше-ния звука «р», активиза-


 

 

3. «Фокусник»     Развитие мелкой мотори-
Инвентарь: ленты длиной не менее ки пальцев рук, быстро-
1 м по количеству играющих.   ты реакции, закрепление
Содержание игры Дети стоят пара- навыка порядкового сче-
ми, одной рукой держа партнера за та, кратковременной
руку, другой — за уголок ленту. По памяти, формирование
команде ведущего все вместе начи- осанки
нают считать по порядку цифры: 1, 2,  
3 и тд., стараясь как можно быстрее  


 

  Частные методики адаптивной физической культуры  
   

 

Продолжение табл.

 

спрятать ленту в кулак. Тот, кто со-брал ленту в кулак, поднимает руку и запоминает цифру. Победителем считается тот, кто быстрее спрятал ленту и правильно запомнил цифру.

 

Варианты усложнения:

 

— увеличить длину ленты;

 

— вместо ленты взять лист бумаги размером в половину газетного листа


 

Глава 4    
    Продолжение табл.
 
(стойка, стена, дерево), касаются его и
бегут назад; после этого стартует вто-
рая пара и т.д. Побеждает команда,
закончившая эстафету первой.
Варианты усложнения:  
— добежав до ориентира, «сиамские
близнецы» строят дом из поролоновых
кубов того же цвета, что и их ленточка;
— добежав до ориентира, «сиамские


 

Воробушки и кот»

Инвентарь: обручи.

 

Содержание игры. «Воробушки» ста-вят свои домики (обручи) в преде-лах игровой площадки, где они ходят на носочках, машут крылышками, клю-ют зернышки, пьют водичку и т.п. За игровой площадкой ходит «кот», ко-торый мяукает, показывает коготки, уг-рожая «воробушкам». По команде ве-дущего: «Воробушки, полетели!» — дети выбегают из своих домиков, рез-вятся, прыгают, купаются, чирикают. По команде ведущего: «Кот идет!» — воробушки прячутся в домики, а кот старается их поймать. Пойманный ме-няется местами с котом, и игра про-должается


 

Совершенствование тех-ники знакомых движе-ний при отвлекающем отслеживании действий другого объекта, распре-деление внимания, раз-витие выразительности имитационных движе-ний, быстроты двига-тельной реакции, пери-ферического зрения


 

близнецы» устанавливают там кегли,  
вторая пара их забирает, третья снова  
устанавливает и т.д.  
   
6. «Говорящий мяч» Дифференцировка уси-
Инвентарь: мяч (волейбольный, на- лий при бросках и лов-
бивной, теннисный). ле мяча разного объе-
Содержание игры. Дети стоят в ше- ма и веса, расширение
ренге. Ведущий бросает мяч каждо- активного словаря, раз-
му игроку по порядку и называет лю- витие внимания при
бую букву. Ребенок, поймав мяч, следящих движениях,
приседает с ним, а поднимаясь и воз- активизация мышления
вращая мяч ведущему, называет слово,  
начинающееся с этой буквы. Напри-  
мер, «А» — «Арбуз».  
Варианты усложнения:  

— ведущий бросает разные мячи;

— ведущий, бросая мяч, говорит сло-

во, а ребенок, возвращая мяч, называ-

ет другое слово на ту же букву;


«Сиамские близнецы»

 

Инвентарь: цветные ленты, пороло-новые кубы.

 

Содержание игры. Дети делятся напары, встают плечом к плечу, обни-мают одной рукой друг друга за пояс, «внутренние» ноги ставят вплотную одну к другой и обвязывают их выше коленей цветной лентой. Теперь они «сиамские близнецы». Игра проводит-ся в виде эстафеты. В каждой ко-манде от двух и более пар «сиамских близнецов». По команде первые пары каждой команды в позе «сиамских близнецов» добегают до ориентира


 

Развитие ловкости, со-гласованности действий с партнером при огра-ниченных двигательных возможностях, диффе-ренцировка усилий при перемещении, быстроты реакции, точности дви-жений мелкой мотори-ки, воспитание ответ-ственности, дисциплины, доверия к партнеру


 

— ведущий называет слово, а ребе-

нок — словосочетание или предло-

жение. Например, «Ворона» — «Во-

рона сидит на дереве»;

— ведущий называет цифру, а ребе-

нок — цифры-соседи. Например, «3»,

нужно назвать «2» и «4»

7. «Дунем раз...» Развитие дыхательной
Инвентарь: мячи для настольного мускулатуры, активиза-
тенниса по количеству участников. ция выдоха, расширение
Содержание игры. Дети делятся на словаря и ритмичности
две команды, у каждого мяч для на- звукопроизношения, раз-
стольного тенниса. С линии старта витие способности уп-
первые в колоннах игроки ползут на равлять силой дыха-


218 Частные методики адаптивной физической культуры

 

Продолжение табл.


 

 

Глава 4    
   
  Продолжение табл.  

 

четвереньках и, дуя на мяч стараются докатить его до стены (или линии, на-ходящейся в 6—8 м от линии стар-та). В это время остальные игроки говорят хором: «Дунем раз, дунем два, дунем три, докатили до стены». До-катив шарик до стены, первые игро-ки бегом возвращаются к команде. Вторые, а затем третьи делают то же. Выигрывает команда, первой закончив шая эстафету.

 

Вариант усложнения:

 

— теннисный шарик нужно прока-тить между ориентирами (кеглями, на-бивными мячами)


 

тельных движений дл перемещения шарика заданном направлении координация движени и дыхания


 

 

буквы есть крючок. По сигналу пер-    
вый игрок каждой команды бежит к    
стенду по начерченной линии, выве-    
шивает первую букву слова на стенд    
и возвращается назад, второй игрок    
вывешивает вторую букву и т.д. Вы-    
игрывает команда, первой «написав-    
шая» свое слово    
     
10. «Обгони» Развитие силы всех
Инвентарь: санки с веревкой, лыж- мышечных групп, быст-
ные палки (по количеству команд). роты реакции на стар-
Содержание игры. Дети делятся на товый сигнал, общая ко-
команды по 3 человека в каждой. ординация, равновесие и
Один садится на санки, двое других согласованность дей-


 

8. «Робот»

 

Инвентарь: повязка на глаза.

 

Содержание игры: На глаза ведущегонадевается повязка — он робот, а дети заранее договариваются, в какое ме-сто он должен прийти и какие зада-ния выполнить по пути (сесть на ска-мейку, взять обруч, найти и бросить мяч и т.п.). Дети, давая команды «Впе-ред», «Назад», «Вправо», «Влево», «Стой», «Наклонись, возьми мяч», «3 шага вперед» и т.д., должны привес-ти робота к цели.

Вариант усложнения:

 

— то же задание, но выполняют его два «робота», взявшись за руки

 

Собери слово»

 

Инвентарь: наборы KapTOLeK с бук-вами: 1) «д», «а», «ш», «а»; 2) «м», «а», ш», «а»; два вертикальных стенда.

 

Содержание игры. Игра проводитсяi виде эстафеты. Каждая команда по-[учает по равноценному набору букв, [з которых сообща составляет слово; относит свой набор карточек к вер-икальному стенду, где длч каждой


 

Внимание, ориентиров ка в пространстве без зрительного контроля знание основных на-правлений движения, способность дифферен-цировать команды и двигательные действия на слух

 

 

Навык совместных со-гласованных действий, взаимопонимание, взаи-мопомощь

 

Развитие сообразитель-ности, быстроты реак-ции и движений, мелкой моторики пальцев рук, комбинаторики, приобре-тение навыков совмест-ных действий, способ-ность воспроизведения прямолинейных движе-ний в беге


 

по сигналу, взявшись за веревку, ве- ствий партнеров
зут его вперед, огибают ориентир      
(лыжную палку) и возвращаются к      
линии старта. Команда, закончившая      
первой, получает одно очко, вторая —      
два, третья — три. Игра продолжает-      
ся до тех пор, пока каждый участник      
не побывает в роли сидящего в сан-      
ках. Выигрывает команда, которая      
наберет за три «поездки» меньшее ко-      
личество очков      
     
11. «Снежная баба» Развитие мелкой мото-
Инвентарь: ведро, морковка, угли рики, согласованности
Содержание игры. Дети делятся на движений с действиями
команды по 2—3 человека, включая партнеров и коллектив-
одного взрослого, и получают задание, ных действий, способ-
в течение 10 мин скатать снежный ность управлять усили-
ком возможно большей величины. Ко- ем, направлением и
манды сами выбирают место, где лег- амплитудой движений,
че выполнить задание. Выигрывает развитие простран-
команда, скатавшая самый большой ственной ориентации,
снежный шар. Затем все вместе с по- фантазии и творчества
мощью взрослых лепят снежную бабу,      
украшая ее шляпой (ведром), носом      
(морковкой), глазами (угольками) и т.п.      
Варианты усложнения:      
— самостоятельное выполнение зада-      
ния, без участия взрослых      


  Частные методики адаптивной физической культуры  
   

 

Таким образом, подвижная игра, выступая первоначально как детская забава, развлечение, позволяет ненавязчиво решать множе-ство коррекционно-развивающих задач, инициируя активность самих детей. Соединение в подвижной игре трех компонентов — физиче-ского упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки — приближает ребенка к естественной жизни, освоению элементов со-циальных навыков и взаимоотношений, развитию личности в целом.

 

4.5.Дополнительноефизкультурно-спортивное образование детей и учащейся молодежи с легкой степенью умственной отсталости

 

Дети, имеющие легкую умственную отсталость, получают образо-вание в специальных (коррекционных) школах, преимущественно ин-тернатного типа, часть детей-сирот, оставшихся без попечения родите-лей, воспитывается в специальных детских домах и меньшая часть — в домашних условиях. Для всех форм характерна замкнутость сис-темы образования, изоляция от общества, что ограничивает соци-альную интеграцию данной категории людей в общество, и само общество дистанцируется от них (Воронкова В.В., 1994; Бгажно-кова И.М., 1997; Шипицына Л.М., 2002).

 

Социальная адаптация выпускников коррекционных школ выра-жается в общественно-полезном труде, который в большинстве слу-чаев связан с повышенной двигательной активностью (сельскохозяй-ственный, строительный, столярный, слесарный, швейный и другие виды производственной деятельности). Уровень профессиональной подготов-ленности во многом определяется степенью развития физических ка-честв и координационных способностей, соматического здоровья, зака-ленности организма к неблагоприятным условиям окружающей среды.

 

Два-три урока физкультуры в неделю, немногочисленные вне-классные формы занятий и спортивных мероприятий, предусмотрен-ные школьной программой, не удовлетворяют потребности детей в двигательной активности и не обеспечивают должного уровня физи-ческой подготовленности к независимой самостоятельной жизни.

 

Вместе с тем изучение физического состояния умственно от-сталых школьников показало, что 36% детей, подростков, юношей и девушек имеют вторичные дефекты двигательной сферы, 32% — соматические заболевания, частично они носят сочетанный харак-тер. Это означает, что более 50% школьников с умственной отста-лостью нуждаются в коррекции этих нарушений. Вторая половина от общего числа школьников не имеет выраженных соматических


 

 

Глава 4    
   

 

заболеваний и дефектов развития. При отсутствии медицинских про-тивопоказаний этим школьникам доступны занятия спортом, повы-шенные режимы физической нагрузки.

 

Астафьевым Н.В. и Самыличевым А.С. разработана, апробиро-вана и дала положительные результаты «Концепция дополнительно-го физкультурного образования умственно отсталых школьников» (1997). Авторы предлагают дополнительные формы образования, вклю-чающие школьников всех возрастов с разным уровнем соматичес-кого здоровья. По мнению авторов в современных социально-эко-номических условиях это наиболее эффективный путь социализации, социально-трудовой "адаптации, спортивного воспитания школьников с умственной отсталостью. Организация дополнительного физкуль-турно-спортивного образования возможна на базе создания специа-лизированных детско-юношеских клубов физической подготовки (ДЮКФП) для детей и подростков с нарушением интеллекта, а так-же создания отделений и групп на базе действующих ДЮКФП, пре-дусматривающих интеграцию со здоровыми ровесниками.

 

Специализированный ДЮКФП для умственно отсталых школь-ников должен иметь следующие отделения и группы.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.