Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2022-12-30 | 67 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
3.1. Когда и где возникло слово «декабристы»?
«Это слово органически вошло в жизнь языка, стало кровно принадлежать ему, настолько кровно, что никто так и не спросил, откуда оно взялось: имя месяца – декабрь – так ясно говорило за себя, в момент же и где его придумали… Это слово, которому, казалось бы, полагалось родиться в Петербурге, на следующий день после разгрома восстания на Сенатской площади, - там не родилось. Декабристов называли «государственные преступники», «злодеи», «негодяи», «бунтовщики», «гнусные развратники», «Буйные безумцы» и т.д.
Впервые у Герцена слово «декабристы» как бы взрывом появился и зазвучит лишь в 1857 г., чтобы потом щедро, часто, постоянно присутствовать в его речи, возникать под его пером… Вообще поиски слова «декабристы» в сочинениях, переписке, дневниках европейских писателей и общественных деятелей до 1850 г. так и не дали пока положительного результата… Слово «декабристы» сначала родилось в Сибири, там широко распространилось в живой речи. Впечатления сибиряков от внезапного появления у них столь большого количества новых – дворянских! каторжан и ссыльнопоселенцев были, вероятно яркими, неожиданными. Но еще важнее был факт многолетнего пребывания новых своеобразных преступников в Сибири, длительность бытового общения с ними населения. Отсюда – еще раз – и настоящая нужда сибирского населения в каком-то обобщенном термине для разговора и суждений о новых пришельцах. Таким термином и явилось слово «декабристы». (М.В. Нечкина. Когда и где возникло слово «декабристы» // Сибирь и декабристы. Иркутск, 1978. Вып. 7. С. 7 – 20.
«Это слово родилось в Сибири. Но в какой среде?… Представим себе тех сибирских чиновников, которые ежемесячно и поквартально обязаны были составлять списки о «лицах», прикосновенных к происшествию 14 декабря. Вот здесь, нам представляется, и кроется место зарождения слова «декабристы», ставшего сокращенным обозначением в разговорном языке среди чиновников длинного определения лиц, причастных к 14 декабря, о которых им так часто нужно было писать». (О.С. Тальская. Откуда произошло слово «декабристы»? // Сибирь и декабристы. Иркутск, 1985. Вып. 4 С. 160 – 165.)
|
3.2. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII – начала XIX вв. СПб., 1994. С. 331 - 384
Декабрист в повседневной жизни
Значение декабризма в истории русской общественной мысли не исчерпывается теми его сторонами, которые до сих пор привлекали внимание исследователей: выработкой общественно-политических программ и концепций, размышлениями о тактике революционной борьбы, участием в литературной борьбе, художественным и критическим творчеством. К этим (и многим другим рассматривавшимся в научной литературе) важным сторонам деятельности декабристов следует добавить еще одну, до сих пор остававшуюся в тени. Декабристы проявили значительную творческую энергию в создании особого типа русского человека, по своему поведению резко отличавшегося от того, что знала вся предшествующая русская история. В этом смысле они выступили как подлинные новаторы, и, быть может, именно эта сторона их деятельности оставила наиболее глубокий след в русской культуре. Специфическое, весьма необычное в дворянском кругу поведение значительной группы молодых людей, находившихся по своим талантам, характерам, происхождению, по своим личным и семейным связям, служебным перспективам и т. д. в центре общественного внимания, оказало воздействие на целое поколение русских людей. Идейно-политическое содержание дворянской революционности породило и особые черты человеческого характера, и особый тип поведения, в том числе поведения повседневного, бытового. Рассмотреть некоторые из его основных признаков — такова цель настоящей главы.
|
…
Та или иная стратегия поведения диктуется обширным набором социальных ролей. Каждый отдельный декабрист в своем реальном бытовом поведении отнюдь не всегда вел себя как декабрист: он мог действовать как дворянин, как офицер (уже: гвардеец, гусар, штабной теоретик), аристократ, мужчина, русский, европеец, молодой человек и проч. и проч.
Однако в этом сложном наборе возможностей существовало и некоторое специальное поведение, особый тип речей, действий и реакций, присущий именно члену тайного общества. Природа этого особого поведения нас и будет интересовать главным образом. Показательно не только то, как мог себя вести декабрист, но и то, как он не мог себя вести, отвергая определенные варианты дворянского поведения его поры. Последнее особенно важно для понимания еще одной стороны вопроса: многое из того, что современному читателю кажется «естественной нормой», было решительно несовместимо с поведением декабриста. Поведение это не будет нами описываться в тех его проявлениях, которые совпадали с контурами облика русского просвещенного дворянина начала XIX столетия. Мы постараемся указать лишь на специфику, которую наложил декабризм на жизненное поведение тех, кого мы называем дворянскими революционерами.
…
Декабристы были в первую очередь людьми действия. В этом сказалась и их установка на практическое изменение политического бытия России. В этом проявился и личный опыт большинства декабристов как боевых офицеров, выросших в эпоху общеевропейских войн и ценивших смелость, энергию, предприимчивость, твердость, упорство не меньше, чем умение составить тот или иной программный документ или провести теоретический диспут. Политические доктрины интересовали их, как правило (конечно, были и исключения — например, Н. Тургенев), не сами по себе, а как критерии для оценки и выбора определенных путей действия.
…
В этом смысле представляется вполне оправданным то, что мы выделим для рассмотрения лишь один аспект — поведение декабриста, его поступки, а не внутренний эмоциональный мир. Необходимо ввести еще одну оговорку: декабристы были дворянскими революционерами, поведение их было поведением русских дворян и соответствовало в существенных своих сторонах нормам, сложившимся между эпохой Петра I и Отечественной войной 1812 года. Даже отрицая сословные формы поведения, борясь с ними, опровергая их в теоретических трактатах, они оказывались органически с ними связанными в собственной бытовой практике. Если целью движения было определенное действие (преобразование русской действительности), то главной формой действия парадоксально оказалось речевое поведение декабриста. Трудно назвать эпоху русской жизни, в которую устная речь: разговоры, дружеские речи, беседы, проповеди, гневные филиппики — играла бы такую роль. От момента зарождения движения, который Пушкин метко определил как «дружеские споры» «между Лафитом и Клико», до трагических выступлений перед Следственным комитетом декабристы поражают своей «разговорчивостью», стремлением к словесному закреплению своих чувств и мыслей.
|
…
Современники выделяли не только «разговорчивость» декабристов — они подчеркивали также резкость и прямоту их суждений, безапелляционность приговоров, «неприличную», с точки зрения светских норм, теденцию называть вещи своими именами, избегая условностей светских формулировок. Декабристов характеризовало постоянное стремление высказывать без обиняков свое мнение, не признавая утвержденного ритуала и правил светского речевого поведения.
…
Декабрист своим поведением отменял иерархичность и стилевое многообразие поступка. Прежде всего отменялось различие между устной и письменной речью: высокая упорядоченность, политическая терминологичность, синтаксическая завершенность письменной речи переносилась в устное употребление. Фамусов имел основание сказать, что Чацкий «говорит как пишет». В данном случае это не только поговорка: речь Чацкого резко отличается от слов других персонажей именно своей книжностью. Он «говорит как пишет», поскольку видит мир в его идеологических, а не бытовых проявлениях.
|
…
«Единство стиля» в поведении декабриста имело своеобразную особенность — общую «литературность» поведения романтиков, стремление все поступки рассматривать как знаковые. Это, с одной стороны, приводило к увеличению роли жестов в бытовом поведении. (Жест — действие или поступок, имеющий не столько практическую направленность, сколько некоторое значение; жест — всегда знак и символ. Поэтому всякое действие на сцене, включая и действие, имитирующее полную освобожденность от театральности, полную естественность, — есть жест; значение его — замысел автора. И наоборот: жестовое поведение всегда в той или иной степени кажется театрализованным.) С этой точки зрения, бытовое поведение декабриста представилось бы современному наблюдателю театральным, рассчитанным на зрителя. Следует сразу же сказать, что «театральность» поведения в предлагаемом здесь смысле никак не означает его неискренности или каких-либо иных негативных характеристик. Это лишь указание, что поведение получает некоторый сверхбытовой смысл, причем оцениваются не сами поступки, а их символическое значение.
Однако подчеркнутое внимание к слову, жесту, поведению в целом, которое придает ему, в наших глазах, характер театрализованное™, для самого декабриста связывалось с восприятием себя как исторического лица, а своих поступков — как исторических. Вступление в тайное общество осознавалось декабристом как переход в мир исторических лиц Тайное общество — союз великих людей. Поведение же великого человека должно коренным образом отличаться от обыденной жизни пошлого человечества. Оно принадлежит Истории и будет изучаться философами, воспеваться поэтами.
Осознание себя как исторического лица заставляло оценивать спою жизнь как цепь сюжетов для будущих историков, а вслед за ними — поэтов, художников, драматургов. С этой позиции в оценку собственной реальной жизни невольно вмешивался взгляд со стороны — с точки зрения потомства. Потомок — зритель и судья того, что великие люди разыгрывают на арене истории. И декабрист всегда ощущает себя на высокой исторической сцене. Отчетливо это чувство проявилось в слонах самого молодого из декабристов, Александра Одоевского, с которыми он вышел из квартиры Рылеева на Сенатскую площадь: «Умрем, братцы, ах, как славно умрем!» С точки зрения политического деятеля, общая гибель связана с неудачей, провалом и, следовательно, может вы-зывать лишь горькие чувства. Но с точки зрения грядущего историка, поэта или трагика героическая смерть может выглядеть величественнее, чем прозаическая победа.
|
«Литературность» и «театральность» практического, будничного поведения приводила к перемещению привычных смысловых связей. В обычной жизни слово вызывает поступок: сказанное словами получаст реальное завершение в действии. В жизненном поведении декабриста, как на сцене, порядок оказывается противоположным: поступок как практическое действие увенчивался Словом — его итогом, оценкой, раскрытием его символического смысла. То, что сделано, но осталось не названным в теоретической декламации, в записи историка или в каком-либо еще тексте, — пропало для памяти потомства и как бы не существует. В жизни слово существует, если влечет за собой действие, — в воззрениях декабриста поступок существует, если увенчивается Словом
…
Для декабриста Слово было и началом, и венцом, и импульсом к историческому действию, и его высшим смыслом.
…
И наконец, слово декабриста — всегда слово, гласно сказанное Декабрист публично называет вещи своими именами, «гремит» на балу и в обществе, поскольку именно в таком назывании видит освобождение человека и начало преобразований. Федор Глинка — один из активнейших и трогательно благородных людей эпохи, писатель, боевой офицер, полковник гвардии и полунищий бессребреник, идя на бал, записываем «Порицать 1) Аракчеева и Долгорукова, 2) военные поселения, 3) рабство и палки, 4) леность вельмож, 5) слепую доверенность к правителям канцелярий...» Он идет на бал как на кафедру — «греметь» и поучать.
Революционер — всегда разрушитель и борец. Поэтому без понятии конспиративности революционности быть не может. Вместе с тем. однако, положение подпольщика очень сложно соотносится с бы том и принятым поведением.
…
Элементы поведения образуют иерархию: жест — поступок — поведенческий текст. Последний следует понимать как законченную цепь осмысленных поступков, заключенную между намерением и результатом.
Каждодневное поведение декабриста не может быть понято без рассмотрения не только жестов и поступков, но и отдельных и законченных единиц более высокого порядка — поведенческих текстов.
Подобно тому, как жест и поступок дворянского революционера получали для него и окружающих смысл, поскольку имели своим значением слово, любая цепь поступков становилась текстом (приобретала значение), если ее можно было прояснить связью с определенным литературным сюжетом.
…
Уже то, что литературным героем романтизма был современник, существенно облегчало подход к тексту как программе реального будущего поведения читателя. Герои Байрона и Пушкина-романтика, Марлинского и Лермонтова порождали целую фалангу подражателей из числа молодых офицеров и чиновников, которые перенимали жесты, мимику, манеру поведения литературных персонажей. Если реалистическое произведение подражает действительности, то в случае с романтизмом сама действительность спешила подражать литературе. Для реализма характерно, что определенный тип поведения рождается в жизни, а потом проникает на страницы литературных текстов (умением подметить в самой жизни зарождение новых норм сознания и поведения славился, например, И. Тургенев). В романтическом произведении новый тип человеческого поведения зарождается на страницах текста и оттуда переходит в жизнь.
…
И в области читательского поведения также имелось коренное различие между высоким романтизмом и его опошленными двойниками. Поведение декабристов и жен декабристов, хотя и вдохновленное литературой, было в принципе непредсказуемым. Не случайно в Петербурге долгое время были уверены, что жены ссыльных или совсем не поедут в Сибирь, или вскоре вернутся. Генерал Раевский проявил глубокое понимание своей дочери Марии: умирая с портретом дочери в руках, он сказал, что она — самая удивительная из всех известных ему женщин («удивительное» поведение — высшая похвала).
…
Отменяя господствующее в дворянском обществе деление бытовой жизни на области службы и отдыха, «либералисты» хотели бы превраить всю жизнь в праздник, заговорщики — в «служение».
Все виды светских развлечений: танцы, карты, волокитство — встречают со стороны декабристов суровое осуждение как знаки душевной пустоты.
…
О том, что речь идет не о простом отсутствии интереса к танцам, а о выборе типа поведения, для которого отказ от танцев — лишь знак, свидетельствует то, что «серьезные» молодые люди 1818—1819 годов (а под влиянием поведения декабристов «серьезность» входит в моду, захватывая более широкий ареал, чем непосредственный круг членов тайных обществ) ездят на балы, чтобы там не танцевать.
…
Идеалу «пиров» демонстративно были противопоставлены спартанские по духу и подчеркнуто русские по составу блюд «русские завтраки» у Рылеева, которые, как вспоминает Бестужев, «были постоянно около второго или третьего часа пополудни и на которые обыкновенно собирались многие литераторы и члены нашего Общества. Завтрак неизменно состоял: из графина очищенного русского вина, нескольких кочней кислой капусты и ржаного хлеба». Эта спартанская обстановка завтрака «гармонировала со всегдашнею наклонностию Рылеева — налагать печать руссицизма на свою жизнь».
….
Молодому человеку, делящему время между балами и дружескими попойками, противопоставляется анахорет, проводящий время в кабинете. Кабинетные занятия захватывают даже военную молодежь, которая теперь скорее напоминает молодых ученых, чем армейскую вольницу. Н. М. Муравьев, Пестель, Якушкин, Д. И. Завалишин, Батеньков и десятки других молодых людей их круга учатся, слушают приватные лекции, выписывают книги и журналы, чуждаются дамского общества.
…
Однако было бы крайне ошибочно представлять себе члена тайных обществ как одиночку-домоседа. Приведенные выше характеристики означают лишь отказ от старых форм единения людей в быту. Более того, мысль о «совокупных усилиях» делается ведущей идеей декабристов и пронизывает не только их теоретические представления, но и бытовое поведение.
…
Культ братства, основанного на единстве духовных идеалов, экзальтация дружбы были в высшей мере свойственны декабристу, часто за счет других связей. Пламенный в дружбе Рылеев, по беспристрастному воспоминанию его наемного служителя из крепостных Агапа Иванова, «казался холоден к семье, не любил, чтоб его отрывали от занятий».
Слова Пушкина о декабристах: «Братья, друзья, товарищи» — исключительно точно характеризуют иерархию интимности в отношениях между людьми декабристского лагеря. И если круг «братьев» имел тенденцию сужаться до конспиративного, то на другом полюсе стояли «товарищи» — понятие, легко расширяющееся до «молодежи», «людей просвещенных». Однако и это предельно широкое понятие входило для декабристов в еще более широкое культурное «мы», а не «они». «Из нас, не молодых людей», — говорит Чацкий.
…
Вся библиотека декабризма окажется для нас тайником без ключа, если мы вообразим дух тайного общества как сумму рожденных им программ и документов. Изъятая из атмосферы энтузиазма, из жестов и поведения, декабристская литература превращается в лермонтовскую морскую царевну, вытащенную из воды. И все движение теряет жизнь и окраску, будучи превращено в последовательность бумаг и формулировок (этим страдают сыгравшие большую положительную роль в изучении декабризма работы М. В. Нечкиной). Для того чтобы понять декабризм, необходимо вновь превратить формулы в поведение, увидеть жест, услышать интонацию. Слова сохранились — исчезла атмосфера. Но смысл слов будет нам до конца ясен лишь в том случае, если возродить атмосферу.
Как уже говорилось, революционеры следующих этапов часто считали, что декабристы более говорили, чем действовали. Однако понятие «действия» исторически изменчиво. Со своей точки зрения, декабристы были именно практиками. Их заседания — их «служение».
Праздник всегда связан со свободой. Гвардейский праздник противопоставлял себя службе. В недрах декабристского тайного общества началась, но не успела завершиться выработка своего праздника, противопоставлявшего официальному миру «тайную свободу», а вседозволенности либеральной «вольницы» — высокий героический ритуал. Пушкинское понимание праздника родственно рылеевскому в высокой и героической стилистике, но отличается от него ярко выраженной апологией радости. Такого рода празднества, по всей вероятности, получили значительно меньшую реализацию. По крайней мере, до нас не дошли сведения о них. Но это не уменьшает их значения.
Поведение дворянского революционера имело еще одну важную особенность: оно легко (вопреки идее конспирации) переходило в другие типы дворянского поведения. Необходимо учитывать, что не только мир политики проникал в ткань человеческих отношений дворянских революционеров. Для декабристов была характерна и противоположная тенденция: бытовые, семейные, человеческие связи пронизывали толщу политических организаций. Если для последующих этапов общественного движения будут типичны разрывы дружбы, любви, многолетних привязанностей по соображениям идеологии и политики, то для декабристов характерно, что сама политическая организация облекается в формы непосредственно человеческой близости, дружбы, привязанности к человеку, а не только к его убеждениям. Все участники политической жизни были включены и в какие-либо прочные внеполитические связи Они были родственниками, однополчанами, товарищами по учебным заведениям, участвовали в одних сражениях или просто оказывались светскими знакомыми. Связи эти охватывали весь круг от царя и великих князей, с которыми можно было встречаться и беседовать на балах или прогулках, до молодого заговорщика. И это накладывало на всю картину эпохи особый отпечаток.
Ни в одном из политических движений России мы не встретим такого количества родственных связей. Не говоря уж о целом переплетении их в гнезде Муравьевых — Луниных или вокруг дома Раевских (М. Орлов и С. Волконский женаты на дочерях генерала Н. Н. Раевского; В. Л. Давыдов, осужденный по I разряду к вечной каторге, — двоюродный брат поэта — приходится генералу единоутробным братом), достаточно указать на четырех братьев Бестужевых, братьев Вадковских, братьев Бобрищевых-Пушкиных, братьев Бодиско, братьев Борисовых, братьев Кюхельбекеров. Если же учесть связи свойства, двоюродного и троюродного родства, соседства по имениям (что влекло за собой общность воспоминаний и связывало порой не меньше родственных уз), то получится картина, которой мы не найдем в последующей истории освободительного движения в России.
Не менее знаменательно, что родственно-приятельские отношения: клубные, бальные, полковые, походные знакомства — связывали декабристов не только с друзьями, но и с противниками, причем это противоречие не уничтожало ни тех, ни других связей.
…
Весь облик декабриста был неотделим от чувства собственного достоинства. Оно базировалось на исключительно развитом чувстве чести и на вере каждого из участников движения в то, что он — великий человек. Поражает даже некоторая наивность, с которой Завалишин писал о тех своих однокурсниках, которые, стремясь к чинам, бросили серьезные теоретические занятия, «а потому почти без исключения обратились в простых людей».
Это заставляло каждый поступок рассматривать как имеющий знач. чение, достойный памяти потомков, внимания историков, имеющий высший смысл.
…
Сопоставление поведения декабристов с поэзией, как кажется, принадлежит не к красотам слога, а имеет серьезные основания. Поэзия строит из бессознательной стихии языка некоторый сознательный текст, имеющий более сложное вторичное значение. При этом значимым делается все, даже то, что в системе собственно языка имело чисто формальный характер.
Декабристы строили из бессознательной стихии бытового поведения русского дворянина рубежа XVIII—XIX веков сознательную систему идеологически значимого бытового поведения, законченного как текст и проникнутого высшим смыслом.
3.3. Горъковская З.П. Историческое событие в интерпретации глобальной и региональной истории // Историческое образование в школе и вузе в условиях его диверсификации (Региональный компонент: теория и практика): Республ. науч.-практ. конф. Новосибирск, 9 – 11 ноября 2000г.: тез. докл. и сообщ. Новосибирск, 2000. С. 56 – 61.
14 декабря 1825 года столица России была потрясена фактом, волнообразно распространившимся по стране и вызвавшим разные варианты его восприятия. Сформированная в дворянском обществе оппозиция «Его Императорскому Величеству» в лице тайных декабристских организаций перешла с помощью гвардии к действию ради преобразования Отечества Этот день действительно был «взорван Будущим», так как создал событие, которое живёт в истории, получив наименование «движение декабристов».
Рождённое в контексте российской истории, оно большей частью своей собственной истории (как и словом «декабристы») будет связано с Сибирью. Затем, вместе с немногими (из 42 доживших до амнистии) участниками этого события оно вновь, выйдя из региональной истории, начнёт жить в глобальной истории, оставляя «следы Сибири в России». Эта уникальность реального события при его интерпретации позволяет поставить проблему взаимодействия, согласования вариантов глобальной и региональной истории.
***
Раскроем проблему в серии вопросов, уточняющих суть вышеизложенного 1. Прерван ли смысл события на Сенатской площади или Сибирь стала лишь новым контекстом для заявления этого события о себе, наращивая и продвигая его понимание в истории? 2. Создавала ли Сибирь новые значения как для самих декабристов, так и для восприятия события при ориентации на собственную систему ценностей региональной истории? 3. Возможно ли в содержании локальной истории отстраняться от глобального контекста и, ориентируясь на ее прикладной аспект, проблемно-тематически генерализировать познавательную значимость события для Сибири? Как, например, это делают авторы школьного учебника по «Истории Сибири»1, тематически предъявляя событие 14 декабря 1825 года в аспекте истории политической ссылки и её влияния на общественную жизнь Сибири.
***
Рассматривая проблему «микроисторического анализа и конструирования социального», Ж. Ревель считает, что только вариант «целостной истории» позволяет «выяснить правила устройства и функционирования социального целого» как стержня повседневной жизни, дающего возможность «сознательного применения социальных правил» и стратегий2. В связи с этим он предлагает перевести социоисторический анализ микроистории в сферу процессов.
Декабристы участвовали прямо или опосредованно в процессах разного масштаба: от локального до глобального Интерпретация «движения декабристов» в варианте, когда историк, отталкиваясь от результата события в глобальном контексте, предопределяет его место в рамках региональной истории, ориентирует на завершённость события. Иной вариант несёт интерпретация, связанная с собиранием воедино множества контекстов, которые необходимы не только для идентификации смысла события, но и для реконструкции социального целого. Возникающие связи «микро» и макроистории» дают событию объективные основания быть «со-циализированным». Глобальная история в данном контексте выступает лишь как всех объединяющая, в то время как региональная история раздвигает мир события, когда невидимая прежде деталь наводить на мысль о новом понимании целого.
В историографии декабристского движения идея «связи времён» присутствует давно М. Нечкина писала о том, что декабризм оставался цельным и развивающимся движением. И в Сибири декабристам, по мнению М. Азадовского, виделось продолжение той же самой деятельности, которая привела их на Сенатскую площадь, а затем в сибирские казематы - в ней был «выход в жизнь». Причём значение этой деятельности не исчерпывается только теми сторонами, которые в наибольшей мере привлекали внимание исследователей: хозяйственная и педагогическая деятельность, размышления о тактике и др. Здесь есть, по мнению Ю. Лотмана, ещё одна сторона: «Декабристы проявили значительную творческую энергию в создании особого типа русского человека, резко отличного по своему поведению от всего, что знала предшествующая история»3. Этот историографический вывод имеет принципиальное значение для интерпретации события, в том числе и в его региональном аспекте. Таким образом, историография даёт основания для восприятия события как целого и позволяет проблематизиро-вать материал региональной истории, сохраняя его глобальные смыслы, а не только отражая или обобщая исследовательскую тематику историков-сибиреведов.
Предложим некоторые направления для интерпретации события 14 декабря 1825 года и его истории на этапе сибирской каторги и ссылки, сохраняющие контекст «целостной истории».
1. Ссылка как путь взаимосвязи населения европейской части России и Сибири.
Сибирская ссылка к XIX в. стала «язвой края», повинностью, отягощавшей жизнь сибиряков. Из Петербурга Сибирь виделась, декабристам и их современникам «страной чужой в пустынном море» (А. Пушкин), путь в которую был страшен. Вся система отправки осуждённых и распределения их по местам для отбывания наказаний, существовавшая в государстве до 1825 года, не подходила для декабристов как государственных преступников. На повестку дня встал вопрос о новых нормативных документах, устанавливающих места отбываний каторги, особый порядок отправки, надзора и донесений, так как правительство желало «оберегать их: (государственных преступников - З.Г.) усиленно». Именно в связи с этим, по версии О. Тальской, и появилось слово «декабристы» как сокращённое обозначение в разговорном языке в среде чиновников длинного определения лиц, причастных к 14 декабря, о которых им ежемесячно и поквартально нужно было писать отчеты.
Декабристы начали преодолевать традиционное представление россиян
XIX века о Сибири как символе ссылки, губительном крае, откуда возврат невозможен. Это впервые было замечено Л. Толстым, который видел возвращённых из Сибири декабристов и знал их сверстников, оставшихся в европейской части России: «Казалось, как несчастны были приговорённые и сосланные, и как счастливы спасшиеся, а прошло 30 лет, и ясно стало, что счастье было не в Сибири, и не в Петербурге, а в духе людей, и что каторга и ссылка, не воля, было счастье, а генеральство и богатство и свобода были великое бедствие»4. Об этом писали и сами декабристы. «Если б мне теперь предложили вместо этой ссылки какое-нибудь блестящее в то время положение, то я бы предпочёл бы эту ссылку», - утверждая А. Беляев и далее уточнял своё мнение. «Несмотря на то, что время нашей жизни было действительно мрачным по наружности, чудный неуловимый свет не оскудел тогда для нас»5.
Не менее важно и другое - как воспринималась «Россия в Сибири» в лице декабристов. Восприятие сибиряками декабристов как фактора, оказавшего сильное нравственное, образовательное и иное влияние и принёсшего практическую пользу, перекрыло первое и традиционно-сочувственное отношение к ссыльным Декабрист Н. Басаргин вспоминал: «Слово "несчастный"», которым сибиряки звали сосланных, очень хорошо выражает то понятие, которое они составили о нас»6. Скоро сочувственное отношение сменилось на признание, а вместо официальных оценок «бунтовщики», «государственные преступники и злодеи» в живой речи сибиряков широко распространилось слово «декабристы». Причиной этого, по мнению М. Нечкиной, стали впечатления сибиряков от появления большого количества дворянских каторжан, а затем факт их многолетнего пребывания ссыльнопоселенцами и длительность бытового общения с ними населения. Отсюда и настоящая нужда «в обобщённом термине для разговоров и суждений о новых пришельцах».
Изгнанным из Центральной России, декабристам предстояло влиться в сибирское население или чувствовать себя на положении «инородных тел» в местной среде Необходимо учитывать их личностное состояние в ходе драматических событий, подкрепляемых позицией правительства, точно сформулированной Н. Басаргиным: «Как можно ниже поставить нас в общественном мнении»7. Понимая и принимая эту ситуацию, декабрист Н Бестужев скажет: «Положение нашего духа далеко от весёлости, но не менее того справедливо, что и всякая печаль чужда нас. Мы думаем, что несчастье должно переносить с достоинством: что всякое выражение скорби неприлично в нашем положении. Человек, который упал, смешон, ещё смешнее ежели он делает гримасы от ушиба»8.
2. Декабристский тип поведения.
Какой потенциал несли декабристы в своём поведении? Напомним вывод Ю. Лотмана о том, что они создали особый тип русского человека, и отметим их резкое отличие даже от столичного общества. Именно это специфическое поведение оказало значительное воздействие на целое поколение русских людей. На каких социальных правилах и стратегиях строились отношения декабристов друг с другом и с сибиряками?
Будучи людьми действия, они выстраивали своё поведение на основе согласования слова и поступка. Каждый поступок они рассматривали как значимый, достойный памяти потомков - это определяло их нравственную гражданскую позицию и исключительно высокую требовательность к нормам бытового поведения. Особенно это стало актуально для сибирского периода, где «чувство политической значимости всего своего поведения заменилось... в эпоху, когда историзм стал ведущей, идеей времени, чувством значимости исторической», - делает вывод Ю. Лотман9. |
Анализируя деятельность декабристов, важно понимать, что «мысль, о совокупных усилиях» делается их ведущей идеей и пронизывает не только теоретические представления, но и бытовое поведение»10. Это объясняет и артельные формы быта сибирского периода.
Поведение декабристов всегда в своих основаниях оставалось дворянским и включало в себя требования хорошего воспитания, которое означало простоту в обращении, отсутствие чувства социальной неполноценности и способность органически быть своим в разных социальных слоях. С этим связана та лёгкость, с которой удавалось ссыльным декабристам вхождение в народную среду, например, поразительный вариант С. Волконского Данная характеристика уже будет утрачена последующими политическими ссыльными, начиная с петрашевцев.
Спецификой декабристского сообщества можно считать и обилие среди них родственных связей, что не встречается более ни в одном из политических движений России. «Сама политическая организация облекается в формы непосредственно человеческой близости, дружбы, привязанности к человеку, а не только к его убеждениям»11. Всё это накладывало на декабристский тип поведения особый отпечаток и предопределяло пути и формы взаимодействия с сибирским обществом.
Таким образом, чтобы постичь смысл исторического события, недостаточно при его интерпретации переходить от факта к факту или от этапа к этапу в их последовательности - необходим целостный взгляд. Как региональная история своим содержанием даёт основания для осмысления российской истории, так историческое время и пространство глобальной истории содержит потенциал для понимания событийности на региональном уровне.
____________________________________________________________
1.Зверев В А., Зуев А. С, Кузнецова Ф.С. История Сибири, Новосибирск, 1999. Ч. 2. С. 300-314.
2. Ревель Ж. Микроисторический анализ и конструирование социального // Одиссей. М., 1996. С. 113
3. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни 11 Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М., 1988. С. 162.
4. Цит по: Декабристы и Сибирь. М, 1988. С. 241.
5. Горьковская З.П., Троицкий Ю.Л. Документально-методические комплексы по истории. Новосибирск, 1990 С. 19-21
6. Басаргин НВ. Воспоминания. Рассказы. Статьи. Иркутск, 1988. С. 118.
7. Там же. С 181.
8. Горьковская З.П., Троицкий Ю.Л. Документально-методические комплексы. С 20.
9. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни. С. 201.
10. Там же С. 197. 15
11. Там же С. 198.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!