История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2022-12-30 | 88 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
3.2 Портреты Е. Пугачева.
№ 1 Неизвестный художник Е.И. Пугачев 1770-е гг.
Наиболее близок к оригиналу, очевидно, портрет Пугачева, экспонируемый в Государственном историческом музее в Москве. Портрет Пугачева написан поверх изображения Екатерины II — копии с портрета Эриксена. Написан портрет иконописцем — старовером в Илецком городке и датирован 21 сентября 1773 г., следовательно, самым началом восстания Жил тогда Пугачев в доме Творогова. На обороте портрета славянскими буквами сделана надпись: «Емельян Пугачев родом из казацкой станицы нашей православной веры принадлежит той веры Ивану сыну Прохорову. Писан лик сей 1773 года сентября 21 дня». Надпись, судя по тексту, более поздняя, чем изображение. На лицевой стороне портрета дата, поставленная живописцем, видимо, сразу же после окончания им своего труда: «сентября 21 1773 г.». Ничего жестокого в чертах лица Пугачева нет. Наоборот, глаза его, умные и выразительные, глядят с написанного старообрядцем портрета спокойно, задумчиво. Тот же взгляд характерен и для «которых других современных изображений Пугачева.
В.В. Мавродин Крестьянская война в России в 1773 – 1775 гг. – Л., 1964. С. 220.
№2 Неизвестный художник Портрет Е.И.Пугачева, написанный на портрете Екатерины II 1773 г.
Не менее примечателен портрет Пугачева из собрания московского Исторического музея, где изображение Пугачева написано поверх портрета Екатерины: если портрет представляет в живописи параллель к собственному имени, то переписывание портрета адекватно акту переименования.
Б.А. Успенский. Царь и самозванец: культурно-исторический феномен / Успенский Б.А.Избранные труды. М., 1994. Т. 1. – С. 82.
В Историческом музее Москвы хранится портрет Пугачева. Емельян Иванович написан, так гласит современная ему надпись на портрете, 21 сентября 1773 года в Илецком городке (недалеко от Оренбурга) как раз в самом начале восстания.
|
Когда портрет этот был обнаружен в запасниках музея и с ним начали работать реставраторы, оказалось, что он написан поверх какого-то другого; чем более расчищали красочный слой, тем яснее становилось, что этот другой — парадное изображение Екатерины—декольтированной, в бриллиантах, с орденской лентой и звездой (так называемый тип Эриксена). Легко представить себе, что этот большой царский портрет висел в каком-нибудь официальном учреждении, сюда ворвались восставшие, сорвали его со стены, в нескольких местах проткнули чем-то острым, но потом кто-нибудь из них сообразил, что такому добротному холсту грех пропадать; а может быть, тут же и возникла идея поверх портрета царицы написать портрет мужицкого царя. Холст зачинили (следы починки видны), обрезали по краям - и он стал основой для единственно подлинного пугачевского портрета (если не считать того, где Пугачев изображен уже пленным, в цепях).
Итак, некий иконописец (портрет написан в манере, близкой иконописной) взял кем-то изрезанный и зачиненный холст екатерининского портрета и написал поверх портрет Пугачева. В качестве памятника классовой борьбы этот двойной портрет очень красноречив, но вместе с тем теперь, когда реставраторы сняли часть красочного слоя, он являет собой некий живописный курьез, совсем не соответствующий такому серьезному делу, каким была крестьянская война. А впрочем, грозный Пугачев с декольтированной женской грудью кажется воплощением того фарса самозванства, в котором сам Пугачев был Петром Третьим Всероссийским, его помощник, атаман Чика-Зарубин, - графом Иваном Чернышевым; где Екатерина называлась злодейкой женой, а Павел — любимым сыном.
Чайковская О.Г. «Как любопытный скиф …» - М., 1990. – С. 190
|
№3 Пугачев Т. Назаренко 1989 г.
В исторических композициях Назаренко отражен взгляд нашего современника на прошедшее, его раздумья, книги, которые он читает, предметы, которые помогают ему представить себе минувшее … В ее картинах одномоментно присутствуют прошлое и настоящее, историческое событие и наше нынешнее представление о нем.
В диптихе «Пугачев» выбран остроконфликтный, драматический момент: Еме-льяна Пугачева везут в клетке к месту казни в Москву. И везет не кто-нибудь, а молодой Суворов. Но что за странное зрелище разворачивается перед нашими глазами? Подобны игрушечным пестро и нарядно одетые безликие солдаты. Да и Суворов на белом коне напоминает куклу; весь облик его столь похож на бесчисленные его изображения, что он как бы лишается индивидуальных черт и становится знаком, схемой. И конь его не идет, а словно бы плывет по воздуху, и хрупкие, неживые ручки не держат игрушечный повод... И сразу весь этот рассказ обретает черты фантасмагории, и уже не люди совершают те или иные поступки, а некие марионетки участвуют в какой-то не ими придуманной игре.
Живописный строй этого полотна так же нарочит, напоминает раскрашенную олеографию. Уж очень пухлы проплывающие облака, и чрезмерно густ золотистый цвет холмов и дальних строений, и открытыми, предельно контрастными тонами написаны сине-красно-белые костюмы солдат и взметнувшаяся над их головами фигура Пугачева в красной рубахе...
И совсем по-другому выглядит вторая часть диптиха, заключенная в ту же раму. Это длинное вертикальное панно, написанное в традициях «обманок» XVIII века. Темный «музейный» колорит, тщательно выписанные бумаги, засунутые за ленточку, несколько портретов, относящихся ко времени Пугачевского бунта, кусок старой парчи, несколько книг, оплывшая свеча в подсвечнике... Все очень серьезно, бережно написано, все как будто несет на себе тонкую пыль прошедших эпох, следы прикосновения людей, которые создавали эти вещи.
В. Лебедева И цвет, и линия судьбы // Работница. 1989, №8
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!