Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2022-12-30 | 134 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
До XVII века Россия не знала самозванцев, имеющих виды на царский трон. Во-первых, для самозванчества царистского толка необходим определенный уровень развития феодальных отношений и государства. Во-вторых, история самозванчества в России тесно связана с династическими кризисами, время от времени сотрясавшими царский трон. Первый такой кризис относится к рубежу XVI и XVII веков, когда пресеклась династия Рюриковичей и на престоле оказались «боярские цари» — Борис Годунов и Василий Шуйский. Именно тогда появляются первые лжецари и рождаются массовые движения в их поддержку. И позднее нарушения традиционного порядка престолонаследия (например, появление на троне малолетних детей или же воцарение женщин) обогащали историю самозванчества новыми именами и событиями. В-третьих, история самозванчества представляет собой цепь конкретных воплощений народных утопических легенд о «возвращающихся царях-избавителях». Первая из них возникла, вероятно, еще при Иване Грозном, показавшем себя «несправедливым» и «неблагочестивым», а значит, и «неправедным». Героем легенды стал разбойник Кудеяр, бывший якобы на самом деле царевичем Юрием, сыном Василия III от первой жены — Соломонии Сабуровой.
***
«Праведным» в глазах народа выглядел тот монарх, который был, во-первых, «благочестивым», во-вторых, «справедливым», в-третьих, «законным».
«Законность» правителя определялась Богоизбранностью — обладанием харизмой (личной благодатью), которая доказывалась «наличием царских знаков» на теле. Именно с их помощью (креста, звезды, месяца, «орла», то есть царского, герба) многочисленные самозванцы в XVII—XVIII веках доказывали свое право на престол и обеспечивали себе поддержку в народе.
|
***
Помимо «царских знаков» имелись и другие отличительные признаки «законного» претендента на престол поддержка самозванца «всем миром», а также удачливость претендента, свидетельствующая о его Богоизбранности.
Массовая поддержка могла опираться на признание претендента «подлинным государем» со стороны авторитетных лиц или свидетелей, которые-де знали его еще в бытность царем.
***
Наконец, в народном сознании хранился определенный план действий, который предписывался каждому самозванцу. Суть его заключалась в вооруженной борьбе с «изменниками» и походах на Москву (в XVIII веке — сначала на Москву, а затем на Петербург). Действовать как-то иначе значило разоблачить себя. Ведь «законный» царь для того и «объявлялся» народу, чтобы с его помощью вернуть себе власть.
***
Теперь поговорим о таком признаке «праведного» царя, как «благочестивость», которая заключалась, прежде всего, в строгом соответствии образа жизни предписаниям «царского чина». Истинный государь должен был выполнять все установления православия, строго соблюдать национальные обычаи и традиции двора.
***
Для признания в народе какого-либо претендента на царский трон в качестве «благочестивого», а значит, «истинного» государя требовалось, ко всему прочему, чтобы он жаловал и одаривал своих сторонников, чтобы его сопровождала свита из знати (настоящей или созданной самим самозванцем).
***
История крестьянской войны 1773—1775 годов позволяет добавить еще один штрих к фольклорному портрету «благочестивого» (сиречь «истинного») царя. Среди причин, породивших у сподвижников Пугачева сомнения в его императорском происхождении, была и его неграмотность. «Настоящий» государь должен был подписывать свои указы собственноручно, а Пугачев этого не делал. И хотя он предупредил своего секретаря А. Дубровского, что тот будет сразу же повешен, если проговорится, тайну сохранить оказалось невозможно. В результате «слухи о том, что Пугачев не знает грамоты, ибо не подписывает сам своих указов, и потому является самозванцем, послужили основанием к организации заговора, завершившегося несколькими неделями спустя арестом Пугачева и выдачей его властям».
|
Таким образом, далеко не всякий, кто стремился помочь народу, кто играл роль «справедливого» (и только) царя, мог получить массовую поддержку.
***
«Наивный монархизм» был не базой, а препятствием для сознательной поддержки заведомого и явного самозванца. Даже ближайшее окружение самозваного претендента на престол должно было пребывать в уверенности, что служит «истинному», «настоящему» государю. Самозванец должен был выдвинуть такую программу, которая бы указывала не просто путь к вольной и сытой жизни, но и строго определенные методы достижения цели — уже намеченные народным сознанием.
Отмеченные выше особенности впрямую относятся и к самозваным пророкам и мессиям. Оба типа самозванчества (царистской и религиозной окраски) по сути своей — явления одного порядка. Родство их видится уже в том, что человек, принявший имя какого-либо пророка или самого Христа, теряет свободу жизненного выбора. Он обречен играть свою роль так, как это предписано массовым сознанием, делать то, что от него ожидают. Претензии такого лица на получение им свыше каких-либо полномочий могли быть признаны окружающими только в том случае, если его облик и поведение соответствовали агиографическим канонам, нормам «жития святых».
***
Таким образом, пышной свите, которая была атрибутом лжецарей, находится аналогия в истории религиозного самозванчества. «Истинного» пророка или Мессию должны были окружать ученики и соратники. Без этого условия ему, очевидно, трудно было рассчитывать на массовую поддержку. Популярность же была нужна для подтверждения «законности» его притязаний на сакральный статус.
Логично предположить, что для самозваных пророков и Мессий был актуальным и другой способ достижения популярности — привлечение на свою сторону авторитетных и уважаемых людей с высоким социальным статусом.
***
Скорее всего, суть, самозванства заключается в искреннем, «бесхитростном» отождествлении самого себя с тем лицом, имя которого
|
принимаешь.
Поговорим вначале о самозванстве царистского толка. Нельзя сказать, что в его основе лежало стремление к достижению материальных благ или житейских выгод. Вот что пишет, например, К. В. Сивков о самозваных претендентах на престол последней трети XVIII века: «Ни в одном случае самозванчества нельзя установить, чего именно каждый из самозванцев хотел добиться лично для себя. Видимо, никаких реальных, конкретных планов у них не было, и их личная судьба даже на ближайшее время едва ли рисовалась им в сколько-нибудь определенных очертаниях».
Так что же тогда двигало самозванцами? Б. А. Успенский выявил три обстоятельства, которые могли заставить простого человека поверить в то, что он «истинный государь».
1)Раз в народном сознании присутствовало представление о Божественном предназначении подлинного царя, которое воплощалось в поверье о неких «царских знаках», то нет ничего удивительного в том, если человек, обнаружив на своем теле какие-либо «знаки», начинал считать себя Божиим избранником.
2) В случае нарушения естественного (родового) порядка наследования престола тот, кто занимает в итоге подобной комбинации царский трон, может сам восприниматься как самозванец. «Открытие» такого самозванца на троне провоцирует появление других: в народе происходит как бы конкурс самозванцев, каждый из которых претендует на свою отмеченность. Основой всего этого является убеждение, что судить о том, кто есть подлинный царь, должен не человек, но Бог.
3) Одним из факторов самозванства является такая черта традиционного сознания, как «мифологическое отождествление».
***
Чтобы разобраться в сути и механизмах «мифологического отождествления», необходимо познакомиться с некоторыми особенностями так называемого «мифологического сознания». Имеются в виду своеобразные принципы восприятия и описания мира, характерные для носителей традиционной культуры (в том числе для русских людей XVII -XVIII веков).
Согласно Ю. М. Лотману и Б. А. Успенскому, окружающий мир в глазах носителей «мифологического сознания» должен казаться совсем не таким, каким он предстает перед нами. Во-первых, «мифологический мир» состоит как бы из одного уровня, он не знает логической иерархии объектов и понятий. Носителю «мифологического сознания» не нужно раскладывать объекты внешнего мира по полочкам, снабженным этикетками типа: «природа», «общество», «экономика», «политика», ему не требуются абстрактные категории и методы логического анализа. «Мифологическое сознание» исходит не из умозрительной картины мира, а из живого, чувственного его восприятия, оно смотрит на мир «невооруженным глазом». «Мифологическое» осмысление мира покоится на узнавании, на отождествлении видимых предметов с увиденными ранее, с теми, чьи реальные, наглядные образы хранятся в памяти.
|
С другой стороны, «мифологический мир» нерасчленим на признаки. Разумеется, признаки как таковые выявляются, - те или иные свойства объектов закрепляются за ними в памяти и языке. Однако «мифологическое мышление» с помощью признака не характеризует целое (не выделяет в нем какой-либо аспект), а сливает, отождествляет признак и объект в целом. Получаются «одномерные», «однократные» представления, которые не сводятся воедино.
Например, уже сама постановка вопроса: какое имя в паре «Петр III — Пугачев» является истинным? — для носителей «мифологического сознания» была абсурдной, некорректной. Среди записей А. С. Пушкина имеется такая: «Расскажи мне, говорил я Д. Пьянову, как Пугачев был у тебя посаженым отцом? - Он для тебя Пугачев, отвечал мне сердито старик, а для меня он великий государь Петр Федорович».
Далее. Для «мифологического сознания» характерно представление о количественной ограниченности предметов и явлений в окружающем мире. Отсюда стремление рассматривать совершенно различные (на наш взгляд) предметы как один. Все дело в том, что для носителей «мифологического сознания» всякий знак аналогичен имени собственному.
С нашей точки зрения, имя собственное (к примеру, Иван, Москва, Христос) только обозначает объект, является его «этикеткой» или «визитной карточкой». Да, это словесный знак, но особого рода, отличный от всех других словесных знаков типа: «человек», «силач», «косой», «великий». В глазах же людей, мыслящих по законам «мифологического сознания», любой словесный знак, любой эпитет может стать именем собственным (кстати, именно так и возникли многие фамилии).
***
В системе координат «мифологического сознания» разные объекты, получившие одинаковое имя, воспринимаются как различные модификации одного и того же, Соответственно, потенциальный самозванец, обнаружив на своем теле «царский знак» и памятуя о том, что народ ждет «царя-избавителя» под именем, к примеру, Петра III, неминуемо начнет себя идентифицировать не просто как царя, но как «императора Петра III». Сменив имя, он поменяет и свое прошлое.
|
Однако это лишь первая стадия «мифологического отождествления». Следующим шагом должно стать внутреннее и внешнее перевоплощение самозванца, его вживание в конкретный образ «царя-избавителя».
Между самозванцем и теми, кто его поддерживает, устанавливаются отношения подданства, и только в системе этих отношений претендент на царский трон чувствует себя психологически комфортно, полностью забывая о своем самозванстве. Выпадение из этой системы (или ее перестройка) мгновенно отрезвляет очередного «царя-избавителя». Самозванец по-прежнему верит в свою Богоизбранность, но отдает себе отчет в том, что взятое им второе имя все-таки чужое, что он, к примеру, никакой не «царевич Дмитрий», никакой не «Петр III».
Кстати, «мифологическому отождествлению» помогало и создание определенного антуража, формирование свиты из людей, играющих роль конкретных исторических лиц. Характерна в этом плане пугачевская политика переименований. Сакмарский городок стал «Киевом», Каргале -«Петербургом», а Берда - «Москвой». Кроме того, Пугачев звал своего сподвижника И. Н. Зарубина-Чику «графом Чернышевым», Шигаева — «графом Воронцовым», а Овчинникова — «графом Паниным».
***
Но какова была почва, питавшая самозванство? Первым «питательным слоем» для самозванцев всех мастей был, очевидно, постепенный распад древнерусской «соборной» культуры, вызревание индивидуального сознания, выходившего из рабского подчинения коллективному мнению. Поскольку этот процесс проходил в условиях господства средневековой по своему типу культуры (каковой и была культура «низов» в России XVII—XVIII веков), то и генезис индивидуальности в народной среде принимал чаще всего традиционные, средневековые формы.
Человек, осознавая свою уникальность и личностную автономность, начинал противопоставлять себя коллективу, привычному окружению. Кто-то покидал свой дом и становился разбойником - мстителем за народные слезы. Кто-то никуда не уходил, оставаясь формально в составе «родного» социального коллектива, но своим образом жизни «выламывался» из него, нарушал привычные нормы поведения и общественные установления. Второй путь становления личности в эпоху, когда господствовало религиозное мировоззрение, был сопряжен с таким феноменом индивидуального сознания, как самосакрализация.
Рождающаяся личность нуждалась в доказательствах своей неповторимости, и чем больше их находилось, тем было лучше. Однако в той идейно-психологической «почве», из которой «вырастали» самозванцы, был еще один «питательный слой». Речь идет об уникальной культурно-исторической ситуации, в которой тогда оказались народные массы. Имеется в виду повсеместное распространение эсхатологических ожиданий и связанный с этим рост религиозной экзальтации.
В XVII и XVIII веках массы людей жили в постоянном ощущении страха и надежды - страха перед Антихристом и надежды на скорый приход Искупителя. Сутью народной эсхатологии было представление о наступлении «последних времен» и ожидание скорого «конца света». Постоянное психическое напряжение приводило к осознанию индивидуальной ответственности за происходящее и толкало человека на поиски личного спасения. Для одних таким путем было самоуморение, для других - готовность пострадать за «старую веру» или бегство в раскольничий скит, для третьих — стремление покончить со здлом, царящим в обществе.
Последнее прямо вело к самозванству. Именно переживание «конца света», помноженное на самосакрализацию, и может объяснить огромное количество самозванцев, претендующих на роль не только царя, но и мессии (пророка).
Теперь от самозванства вновь обратимся к самозванчеству, к социально-психологическим факторам народной поддержки «царей» и «пророков». В ожидании Страшного суда, который в сознании простых людей должен был включать суд над угнетателями, очередной «царь-избавитель» воспринимался и как мессия.
***
Таким образом, закат эпохи самозванчества напрямую связан с угасанием средневекового мировоззрения в целом, с утверждением новых взглядов на мир и человеческую личность.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!