Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема II. Социальные конфликты и народные движения в России XVII – XVIII вв. Стратегия поведения самозванца.

2022-12-30 131
Тема II. Социальные конфликты и народные движения в России XVII – XVIII вв. Стратегия поведения самозванца. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Вопросы для изучения:

1. Социально-экономическая, политическая и социокультурная ситуация как фактор актуализирующий протестное поведение «низов», форму его проявления и поведенческие типы.

2. Социальное поведение «низов» в ситуации русского бунта                     (гражданской войны) под руководством С. Разина и Е. Пугачева:

а) мотивы и условия, действия, социальный состав участников, руководители;

б) программные ориентиры, способы действия, этапы развития, результаты.

3.Явление самозванчества: теория и практика:

а) теория самозванчества (контексты интерпретации, классификация);

б) самозванчество в аспекте народного сознания: царь и самозванец (восприятие царской власти в религиозном сознании); миф о возвращающемся царе-избавителе; утопические легенды;

в) варианты реализации самозванческого типа поведения.

4. Историографический и художественный образ Е.И. Пугачева.

 

Словарь темы: социальный конфликт, поведенческая стратегия, гражданская война (крестьянская война); самозванство – самозванчество; мифологическое отождествление; царь истинный – царь ложный; историографический образ – художественный образ.

Публикации источников:

1. Документы ставки Е. Пугачева, повстанческих властей и учреждений: 1773 – 1774 гг. М., 1975.

2. Записки иностранцев о восстании Степана Разина. Л., 1968.

3. Крестьянская война под предводительством С. Разина: сборник документов. М., 1954 – 1956. Т. 1; М., 1962. Т. 2; М., 1976. Т. 3; 

4. Овчинников Р.В. Манифесты и указы Е.И. Пугачева: источниковедческое исследование. М., 1980.

5. Пронштейн А.И., Задера А.Г. Практикум по истории СССР (период феодализма). М., 1969. Разделы: 3.14; 4.6; 6.4.

6. Русский фольклор. Л., 1975. Т. 15. Социальный протест в народной поэзии

Исследовательская литература:

1. Андреев И. Антология самозванчества // Наука и жизнь. 1999, № 10.

2. Андрущенко А.И. Крестьянская война 1773 – 1775 гг. М., 1969.

3. Андрущенко А.И. О самозванстве Пугачева и его отношениях с яицкими казаками // Вопросы социально-экономической истории и источниковедения периода феодализма в России. М., 1961.

4. Буганов В.И. Крестьянские войны в России XVII – XVIII вв. М., 1976.

5. Гумилев Л., Панченко А. Чтобы свеча не погасла: Диалог. – Л., 1990. С. 89 – 94.

6. Егоров Б.Ф. Российские утопии: Исторический путеводитель. – СПб., 2007. С. 15 – 65.

7. Зверев В.В. Новые подходы к художественной литературе как историческому источнику // Вопросы истории. 2003. № 4. С. 161 – 166.

8. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России XVIII в. М., 1977.

9. Крестьянские войны в России в XVII – XVIII вв.: проблемы, поиски, решения. Под ред. Л.В. Черепнина. М., 1974.

10. Лукин П.В. Народные представления о государственной власти в России. М., 2000.

11. Мавродин В.В. Крестьянская война в России в 1773 – 1775 гг. Л., 1964.

12. Мамонтов В.Ф. История казачества России. М., 1995.

13. Мауль В.Я. Пугачевский бунт в социокультурном измерении: опыт использования междисциплинароной «оптики» / Социальные конфликты в истории Росии. Омск, 2006. С. 61 – 67.

14. Мауль В.Я. Русский бунт как поиск традиционной идентичности (историографические и методологические заметки) // Клио. – Спб., 2005. С. 17 – 25.

15. Мыльников А.С. Искушение чудом: «Русский принц», его прототипы и двойники-самозванцы. Л., 1991.

16. Плюханова М.Б. О некоторых чертах личностного сознания в России XVII в. / Художественный язык средневековья. М., 1982.

17. Пронштейн А. И., Мининков Н.А. Крестьянские войны в России XVII – XVIII вв. и донское казачество. Ростов-н/Д., 1983.

18. Райнова М.Б. Художественная интерпретация образа Е. Пугачева в русской советской литературе: автореф. дисс … канд. филол. Наук. М., 1979.

19. Смирнов И.И., Маньков А.Г., Подъяпольская Е.И., Мавродин В.В. Крестьянские войны в России в XVII – XVIII вв. М., 1996.

20. Соловьев В.И. Актуальные вопросы изучения народных движений // Вопросы истории. 1991. № 3;

21. Соловьев В.И. Феномен крестьянских войн в России // Преподавание истории в школе. 1994. № 1.

22. Троицкий С.М. Самозванцы в России XVII – XVIII вв. // Вопросы истории. 1969, № 3.

23. Усенко О.Г. Психология социального протеста в России XVII – XVIII вв. Тверь, 1994.

24. Усенко О.Г. Самозванчество на Руси: нома или патология? // Родина. 1995, № 1 – 2.

25. Успенский Б.А. Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен /Художественный язык средневековья. М., 1982.;Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1994. Т. 1. С. 75 – 109.

26. Фирсов И.Н. Пугачевщина. Опыт социально-психологической характеристики. М., 1991.

27. Цветаева М. Пушкин и Пугачев / Собр. соч. в 2-х т. – Минск, 1988. Т. 2.

28. Цимбаева Е.Н. Исторический анализ литературного текста. М., 2005.

29. Чистов К.А. Русские народные социально-утопические легенды XVII – XVIII вв. М., 1967.

30. Шатин Ю.В. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина в русской исторической беллетристике первой половины XIX в.: Учебное пособие к спецкурсу. – Новосибирск, 1987.

31. Эйдельман Н.Я. «17 сентября 1773 г.» / Из потаенной истории России. М., 1989.

32. Экштут С.А. История и литература: «полоса отчуждения»? // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Под ред. Л.П. Репиной и В.И. Уколовой. Вып. 3. – М., 2000. С. 47 – 72.

Художественная литература

 

1. Есенин С. А. Пугачев. Любое издание.

2. Пушкин А.С. История пугачевского бунта. Любое издание.

3. Пушкин А.С. Капитанская дочка. Любое издание.

4. Шукшин В.М. «Я пришел дать вам волю …». Любое издание.

Оборудование: художественный фильм режиссера А. Прошкина «Русский бунт».

Задания:

1. Выявите из текста манифестов Е. Пугачева факты для реконструкции:

- агитационно-программных ориентиров;

- политической риторики, сценарных элементов.

2. Реконструируйте образ «царя истинного» (идеальной модели), присутствующий в народном сознании XVII – XVIII вв.

Заполните таблицу:

Параметры реконструкции образа Содержание
Природа власти  
Ценностные характеристики восприятия  
Модель поведения  

 

3. Аргументируйте, является ли проблема самозванчества проблемой особой исторической роли царской власти в России?

4. Реконструируйте (используя мнения исследователей) содержание текста бунта, на основе того языка, на котором «он писал» свой социокультурный текст.

5. В чем заключалась и кому адресовывалась знаковая система традиционализма (традиционная идентичность), используемая в протестном поведении бунтовщиков?

6. Предложите иной (свой) вариант названия портрета (см. № 2) и его интерпретацию.

7. «Диптих» Т.Назаренко символизирует двойственность 18 века. Предложите вариант интерпретации «картины-символа».

8. А.С. Пушкин, оценивая Пугачевский бунт писал о том, что нужна идея, способная осветить бунт. Поясните о какой идее может идти речь? Готовы ли Вы принять данный вывод (или нет) и почему?

9. Точка зрения П.Любарского и А. Бибикова содержала традиционные основания для историографии дворянского периода. Выделите их. Историографическая тенденция советского периода по проблеме русского бунта демонстрирует следующую терминологическую ситуацию: от «разиновщины» и «пугачевщины» до «крестьянской войны под руководством …» - о чем свидетельствует трансформация языка описания?

10. Предложите контексты - комментарии к данным суждениям:

Н.Я. Эйдельман:  «Свобода! То, о чем мечтали миллионы крепостных... Казаки, однако, имеют ее несравненно больше, чем мужики, которые могут лишь вздыхать о донских или яицких вольностях и постоянно реализуют мечту уходом, побегом на край империи, в казаки.

Но взглянем на карты главных крестьянских движений, народных войн XVII — XVIII столетий. Вос­стание Болотникова начинается на юго-западной окраине, среди казаков и беглых; Разин и Булавин — на Дону; Пугачев сам с Дона, но поднимет недовольных на Яике, Урале — юго-восточной казачьей окраине.

Таким образом, главные народные войны зажигаются не в самых задавленных, угнетенных краях, таких, скажем, как Черноземный центр, Среднее Поволжье, нет, они возникают в зонах относительно свободных, и уж потом с казачьих мест пожар переносится в мужицкие, закрепощенные губернии.

Оказывается, для того, чтобы восстать, чтобы начать, уже нужна известная свобода, которой не хватает помещичьему рабу...»

 

О. Усенко: «… питательным слоем» для самозванцев был, очевидно, постепенный распад древнерусской «соборной» культуры, вызревание индивидуального сознания, выходившего из рабского подчинения коллективному мнению. Поскольку этот процесс проходил в условиях господства средневековой по своему типу культуры (каковой и была культура «низов» в России XVII – XVIII вв.), то и генезис индивидуальности в народной среде принимал чаще всего традиционные, средневековые формы».

М.И. Цветаева: «Как Пугачевым «Капитанской дочки» нельзя не зачароваться – так от Пугачева «Пугачевского бунта» нельзя не отвратиться».

В.Я. Мауль: «Результативность бунта следует определять по тому, насколько успешно и быстро ему удалось донести до правящих кругов этот сигнал об общем бедствии, насколько он был воспринят и понят современниками».

11. На основе художественного образа Пугачева в фильме «Русский бунт» выделите отступления – ошибки в поведенческой стратегии самозванца в варианте ее реализации Пугачевым.

12. Соотнесите кинематографический образ Пугачева с системой оценок А.С. Пушкина: «дерзкий прошлец», «бродяга», «принявший на себя имя Петра III», «знамя восстания», «самовластный вождь», «вор», «злодей», «разбойник».

13. Историографический и художественный образ самозванцев можно:

а) согласовать и взаимодополнить? Если да, то в чем?

б) Это два разных варианта восприятия, не совпадающих в своих характеристиках, почему?

На основе художественного образа Пугачева в фильме «Русский бунт» выделите отступления – ошибки в поведенческой стратегии самозванца в варианте ее реализации Пугачевым.

14. Позиция Е. Ямпольской может вами: приниматься или не приниматься; предложите свое суждение.

    Когда «Бунт» только затевался, можно было с уверенностью прогнозировать, насколько эффектен будет Машков — Емельян в лихо заломленной шапке, подбоченившийся на горячем коне, или в клетке, в рубище, гремящий цепями, с безумным взором... Предвкушения оказались полностью оправданы. Одутловатое лицо, тяжелый взгляд, зве­риный оскал, мощная рука заносит над головой то­пор — грозит и Гриневу, и капитану Миронову, и всей России... Среди выставочных российских пейзажей, на­тюрмортов с арбузами и пудовыми осетрами, жан­ровых картинок с верблюдами, кострами, баш­кирцами, казачьими песнопениями и хмельными застольями, а также батальных сцен с огромной конной массовкой … такой Пугачев тоже казался бы товаром, про­изведенным на экспорт, кабы не его оборотная сто­рона. Машков отдал продюсерам продюсерово — внешний колорит, а от себя добавил характер приблатненного уголовника, помешанного на лице­действе. Самозванец откровенно разыгрывает роль «государя-анпиратора» и жаждет не власти, не де­нег, даже не крови, а прежде всего — публики. Он, возможно, и сумасшедший, однако мыла, как говорится, не ест и, с равным цинизмом ни в грош не ценя ни чужие жизни, ни собственную, шикарно исполняет свой смертельный номер.

Такому характеру, правда, не очень отвечает сце­на суда, где Пугачев лишь лихорадочно крестится, дрожит крупной дрожью и стучит зубами о забот­ливо поданный стакан воды. Но это, скорее, ре­жиссерские недоработки. Прошкин снял полотно, идеально соответствующее пушкинскому определе­нию. «Русский бунт» сколь беспощаден (вытекшие глаза, отрубленные головы и судороги повешенных показаны с максимальным натурализмом), столь же и бессмыслен. Хаотичный фильм, сделанный по нескольким противоречащим друг другу источни­кам, распадается на бессвязные фрагменты. Высо­конравственная (хотя и довольно уязвимая) по­зиция режиссера: мол, в появлении самозванца виновата Екатерина, которая, в сущности, и сама была самозванкой, — никак не проясняет конкрет­ную задачу исполнителя главной роли.

Ямпольская Е. Страсти по Владимиру / Чертова дюжина из «Табакерки». М., 2000. С. 234 – 235.

 

Тема 3. Декабризм как явление истории культуры

 

Вопросы для изучения:

1. Сущность движения декабристов (контексты интерпретации в историографии, события)

2. Мировоззренческие ориентиры и тайные общества декабристов в аспекте форм общественной жизни России первой четверти XIX в.

3. Преобразовательные планы в программных документах:

а) конституция Н. Муравьева;

б) «Русская правда» П. Пестеля.

4. День 14 декабря 1825 года.

а) реконструкция события: замысел, участники, хроника, результат;

б) варианты восприятия и оценки события: правительством, современниками, потомками.

5. Декабристский тип поведения:

а) типологическая модель Ю.М. Лотмана;

б) варианты реализации: С. Трубецкой, Н. Басаргин, жены декабристов и др. персоналии (по выбору).

6. Следствие и суд над декабристами. Декабристы в Сибири.

 

Словарь темы: движение декабристов, формы общественной жизни, декабристы, тайные общества, реконструкция события, тип поведения, типологическая модель, события в истории – история (мир) события.

Публикации источников:

1. 14 декабря 1825 г. Источники, исследования, историография, библиография / Под ред. П. Ильина. СПб., 1997.

2. Восстание декабристов. Документы. М., 1980.

3. Декабристы. Биографический справочник. М., 1988.

4. Документально-методические комплексы по истории: Методические рекомендации по написанию курсовых и дипломных работ для студентов ИФ / Авт.-сост. З.П. Горьковская, Ю.Л. Троицкий. Новосибирск. Изд. НГПИ. 1990.

5. Мемуарные источники (тексты декабристов и воспоминания о декабристах) см. в любых изданиях. Например: Мемуары декабристов. Южное общество. МГУ, 1982. Мемуары декабристов. Северное общество. МГУ, 1981. Декабристы в воспоминаниях современников. МГУ, 1988. В потомках ваше племя оживет (воспоминания о декабристах в Сибири) - Иркутск, 1986. Своей судьбой гордимся мы... Декабристы в Сибири. Воспоминания под ред. М. Сергеева. Иркутск, 1973.; Декабристы: избранные сочинения в 2-х кн. М., 1987.; Воспоминания великого князя Михаила Павловича о событиях 14 декабря 1825 г /14 декабря 1825 г. и его истолкователи. М., 1994.

6. Программные документы декабристов. «Конституция Н. Муравьева» и «Русская Правда» П. Пестеля см. в любых изданиях хрестоматий и практикумов. Например: Кузнецов И.В., Захаров Л.Ф. Практикум по истории СССР XIХ век. М., 1970.

 

 

Исследовательская литература:

 

1. 14 декабря 1825 года и его истолкователи. М., 1994.

2. Аблязова Д.В. Исследование декабристского типа поведения на примере Н.В. Басаргина // Образ Сибири в общественном сознании россиян XVIII - начала XXI вв. Материалы Региональной научно-практической конференции,  посвященной памяти проф. И.В. Островского. Новосибирск, 2006. С. 151 – 155.

3. Андреева Т.В. Николай I и декабристы (к постановке проблемы реформ) // Россия в XIX – XX вв. Сборник статей. СПб., 1998.

4. Вайнштейн А. А., Павлова В.П. Декабристы и салон Лаваль / Литературное наследие декабристов. Л., 1975.

5. Выскочков Л.В. 14 декабря 1825 г. – один день из жизни императора Николая Павловича / 14 декабря 1825 г. под ред. П. Ильина. СПб., 1997.

6. Гордин Я. Мятеж реформаторов. Л., 1989.

7. Гордин Я. События и люди 14 декабря: хроника. М., 1985.

8. Горьковская З.П. Историческое событие в интерпретации глобальной и региональной истории // Историческое образование в школе и вузе в условиях его диверсификации (Региональный компонент: теория и практика): Новосибирск, 2000. С. 56 – 61.

9. Декабристы и Сибирь, библиографический указатель. Иркутск, 1985.

10. Ефимова Ю.Ю. Декабристский тип поведения в реализации С.П. Трубецкого // Актуальные проблемы археологии, истории и культуры. Материалы региональной научно-практической конференции (к юбилею профессора Т.Н. Троицкой). Новосибирск, 2005. С. 182 – 185.

11. Ланда С.С. Дух революционных преобразований. М., 1975

12. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни. /Ю.М.Лотман Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII- начала Х1Хвв.) СПб, 1994.; Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов, Гоголь. М.,1988.

13. Мамсик Т.С. Поэмы «Гаврилиада» и «Граф Нулин» А.С. Пушкина: тексты-ключи к «происшествию» 1825 г. // Человек-текст-эпоха: Сб. науч. статей и материалов. – Вып. 2.: Современные проблемы источниковедения /Под ред. В.П. Зиновьева, Е. Е. Дутчак. – Томск: изд-во Том. ун-та 2006. Раздел 4. «Социальные надломы: причины, обстоятельства и последствия». С. 172 – 196.

14. Н.Эйдельман. Из потаенной истории России XVIII - XIX веков. М., 1993.

15. Нечкина М.В. Движение декабристов. М.,1955, т.1-2

16. Нечкина М.В. День 14 декабря 1825 г. М., 1975

17. Николай I и его время (документы, письма, дневники, мемуары, свидетельства современников и труды историков). В 2-х т./ Б.М. Тарасов. М., 2002.

18. Петербург декабристов /Сост. А. Марголис. СПб., 2000.

19. Плеханов Г.А. 14 декабря 1825 г./ Плеханов Г.А. История в слове. М.,1988.

20. Семенова А.В. Временное революционное правительство в планах декабристов. М., 1982.

21. Сибирь и декабристы. Вып. 1-5. Иркутск.

22. Тальская О.С. Откуда произошло слово «декабристы»? // Сибирь и декабристы. Иркутск, 1985. С. 100 – 160.

23. Федоров В.А. Своей судьбой гордимся мы...(следствие и суд над декабристами). М., 1988.

 

Художественная литература

1. Крутов В.В., Швецова-Крутова Л.В. Белые пятна красного цвета. Декабристы.В двух книгах. М., 2001.

Эйдельман Н.Я. Обреченный отряд: Повести. М., 1997.

Оборудование: художественный фильм режиссера А. Митты «Звезда пленительного счастья»

Задания:

1. На основе программных документов тайных обществ охарактеризуйте направление, сущность реформ, методы их реализации.

2. Выявите причины и характер государственной оппозиции в лице декабристов.

3. Реконструируйте на основе исторических источников, историографических сведений и визуальных источников замысел, хронику события 14 декабря 1825 г., следствие и суд над декабристами.

4. Предложите контекст для возможного утверждения или опровержения мысли о том, что день 14 декабря 1825 г. Романовы «назначили себе сами».

5. А.С. Пушкин заметил: «Бывают странные сближенья». Применимо ли данное суждение к событию и людям 14 декабря 1825 г. и в каких контекстах?

6.  Внесите уточнения, указанные в пунктах 1 – 9 в текст документа, необходимые для комментария.

«Наконец настало время (1) объявить каждому (2) преступнику его приговор. Для сего надлежало или их привозить из крепости (3) в Верховный уголовный суд, или суду отправиться в крепость и там сие исполнить. Сия последняя мера была признана удобнейшею. В назначенный день все члены суда обратились в Сенат и оттуда отправились в крепость, где для порядка находился один батальон лейб-гвардии Павловского полка. Заседание суда открылось тем, что крепостной плац-майор ввел в присутствие пять главных преступников (4), имея двух гренадер позади. Секретарь Сената, стоя у аналоя, назвал по имени каждого преступника, потом читал о содеянном им преступлении (5) и к чему он приговорен (6) с высочайшего учреждения. Таким образом, вводимы были в залу заседания все преступники по разрядам (7). Они имели на себе те же самые платья, в которых они были взяты (8). Только, натурально, без шпаг (9), многие из них были даже в полных мундирах». (Е.Ф. Комаровский, генерал-лейтенант, командир корпуса внутренней стражи, член Верховного уголовного суда).

1. Суд над декабристами состоялся …

2. Всего по делу декабристов было приговорено…

3. Крепость…

4. Их имена …

5. Преступление заключалось…

6. Приговор предписывал …

7. Всего было…

8. Многие декабристы не успели даже переодеться, потому что…

9. Отсутствие шпаги означало…

 

7. Что дает основание называть столь разных участников декабристского движения одним словом «декабристы»? В чем совпадают и чем отличаются версии историков М.В. Нечкиной и О.С. Тальской?

8. По карте проследите маршрут следования декабристов в Сибирь и места отбывания каторги и ссылки.

9. Какой виделась Сибирь из Петербурга современникам декабристов в их восприятии?

10. В чем состояла для декабристов «незабвенность» их эпохи?

11. Чем определяется духовная общность декабристов и как менялось их самоощущение на разных этапах декабристского движения?

12. В письме к сыну И.Д. Якушкин утверждает, «что сравнение с другими не только может быть нам бесполезным, но даже и очень вредным … всего вернее беспрестанно сравнивать себя с самим собою, то есть тех себя, которых мы знаем, с теми, какими мы должны и можем быть». Какой смысл, на ваш взгляд, стоит за данным утверждением декабриста?

13. Каковы, на ваш взгляд, мотивы, побудившие жен декабристов следовать в Сибирь: подвиг любви, нравственный долг и порыв, социально-общественный протест и идейное согласие с мужьями, влияние романтической литературы на поведенческие модели?

14. Определите на основе типологической модели Ю.М. Лотмана ведущие характеристики декабристского типа поведения.

15. В чем проявилась специфика движения декабристов в сфере общественной жизни России первой половины XIX в.?

16. На каких ценностных нормах, социальных правилах и стратегиях формировались отношения декабристов друг с другом и обществом?

17. В историографию темы «Движение декабристов» введен термин: декабрьское «происшествие» 1825 года (см., например, Т.С. Мамзик). Как он согласуется с традиционным терминологическим вариантом историографии: «начало освободительного движения в России». Какой смысл одного из кульминационных событий политической жизни России они отражают?

18. Продолжите фразу в варианте аргументированного суждения: декабристы – это «обреченный отряд», «предвестники чарующей свободы», «особый человеческий тип», «государственные преступники», «миф, который стал большей реальностью, чем факт», «гражданское общество, показавшее «свое лицо» власти».

19. Согласуйте суждения (или разверните одно из них) о событии и людях 14 декабря 1825 г., предъявляя свое понимание проблемы:

    А. И. Герцен:  «День 14 декабря 1825 г. в истории России». «14 декабря действительно открыло новую фазу нашего политического воспитания, и, что может показаться странным, причиной огромного влияния, которое приобрело это дело и которое сказалось на обществе больше, чем пропаганда, и больше, чем теории, было само восстание, геройское поведение заговорщиков на площади, на суде, в кандалах, перед лицом императора Николая I, в сибирских рудниках. Русским не доставало отнюдь не либеральных стремлений или пониманий совершавшихся злоупотреблений: им не доставало случая, который дал бы им смелость инициативы. Теория внушает убеждения, пример определяет образ действий».

«Этот тупой тиран (Николай I) не понял, что именно таким образом виселицу превращает в крест, перед которым склоняются целые поколения …».

    В.О. Ключевский: «… Итак, люди 14 декабря сделали дело, как не раз делали его в продолжении XVIII века. Теперь последний раз русская дворянская гвардия хотела распорядиться престолом. Выходя на улицу, вожди движения не несли за собою определенного плана его государственного устройства; они просто хотели пользоваться замешательством при дворе, чтобы вызвать общество к деятельности.

… это событие – историческая случайность обросшая литературой»

    Н.Я. Эйдельман:«14 декабря 1825 г. в Петербурге произошло … выступление в России, которое можно отнести к «атаке снизу». Декабристы хотели заменить собою самодержавие, выполнив после того его древнюю, но постепенно утраченную функцию – реформы, коренные преобразования сверху».

    «Пусть даже средства, избранные декабристами ошибочны – цели все равно благородны: погибая, они выкрикнули истины, которые нельзя игнорировать».

    М.В.Нечкина: «Декабристы не были горсточкой беспочвенных мечтателей, оторванных от общества своего времени. Такой представление … было бы крайне неверным. Нет, декабристы были наиболее ярким проявлением общего процесса, их замыслы были понятны не им одним – около них был широкий круг сочувствующих».

    Н.И. Тургенев (член «Союза благоденствия», уехал из России в 1824 г.): «Теория Пестеля и его друзей доказывает прекрасные намерения, но почти не обещает никаких осязательных результатов. Утопии могут вербовать своих сторонников, но мечты этих людей останутся мечтами».

    Г.В. Плеханов: «14 декабря 1825 г. – событие, глубоко поразивишее современников и заслуживающее внимание потомков … сочувственного воспоминания о нем».

    М. Волконская (жена декабриста): «… если даже смотреть на убеждения декабристов, как на безумие и политический бред, все же справедливость требует признать, что тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслуживать уважения, тот истинно любит Отечество, хотя, может быть, и преждевременно затеял дело свое».

    М. Лунин: «Мыслящие восстали …».

    В. Раевский:«Я жду не слез не скорби от друзей, а одобрительной улыбки».

    К. Рылеев: «Мы дышим свободою».

    Г.С. Батеньков: «Обыкновенно судим мы о достоинствах дела по его успеху, но о таком деле, которое простирается на целый народ подлежит судить уже по судьбе его. Судьба тем превосходит успех, что проводит дело через добро и зло».

    Ю.М. Лотман: «… декабристы проявили значительную творческую энергию в создании особого типа русского человека, резко отличного по своему поведению от всего, что знала предшествующая история. В этом смысле они выступили, как подлинные новаторы. Это специфическое поведение значительной группы людей … оказало значительное воздействие на целое поколение русских людей, явившись своеобразной школой гражданственности».


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.